logo search
Документ предоставлен КонсультантПлюс

Раздел 8. Переходные положения

Статья 366. Общие переходные положения

Комментарий к статье 366

Комментируемая статья открывает последний раздел 8 "Переходные положения" комментируемого Кодекса и устанавливает три правила относительно действия комментируемого Кодекса во времени.

Во-первых, комментируемый Кодекс применяется к отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза и возникшим со дня вступления его в силу. В соответствии с решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 48 Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза вступил в силу с 6 июля 2010 года. Стоит отметить, что комментируемый Кодекс вступил в силу с учетом временных изъятий, установленных Протоколом от 05.07.2010. В Республике Казахстан и Российской Федерации данный Договор применяется с 1 июля 2010 года. Изменения, внесенные Протоколом от 16.04.2010, также вступили в силу с даты вступления в силу указанного Договора.

Во-вторых, по отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза, возникшим до вступления в силу комментируемого Кодекса, данный Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных ст. ст. 367 - 372 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ст. ст. 367 - 372 комментируемого Кодекса).

В-третьих, если международные договоры государств - членов Таможенного союза и решения Комиссии Таможенного союза (с 02.02.2012 - решения Евразийской экономической комиссии), предусмотренные комментируемым Кодексом, не вступили в силу на момент вступления в силу комментируемого Кодекса, то до их вступления в силу применяется законодательство государств - членов Таможенного союза, регулирующее соответствующие правоотношения.

Отсюда следует, что до момента вступления в силу международных договоров государств - членов Таможенного союза и решений Евразийской экономической комиссии применяется законодательство государств - членов Таможенного союза, регулирующее соответствующие правоотношения.

Статья 367. Переходные положения в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц

Комментарий к статье 367

1. Комментируемая статья закрепляет переходные положения в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц.

Отметим, что в связи с изменениями в правовом положении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц, указанных в комментируемой статье, данная статья предоставляет им право осуществлять деятельность в сфере таможенного дела в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в силу комментируемого Кодекса при условии, что данные лица созданы до момента вступления в силу комментируемого Кодекса.

Перечень лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц, для которых установлено данное право, закреплен в части первой комментируемой статьи и включает в себя следующих лиц:

- таможенных агентов (представителей) в Республике Беларусь;

- таможенных брокеров в Республике Казахстан;

- таможенных брокеров (представителей) в Российской Федерации;

- таможенных перевозчиков;

- владельцев складов временного хранения;

- владельцев таможенных складов;

- владельцев магазинов беспошлинной торговли.

2. При этом используется положение о применении ст. 13 "Условия включения в реестр таможенных представителей" комментируемого Кодекса. Так, требование о предоставлении обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее одного миллиона евро, для включения юридических лиц в реестр таможенных представителей применяется, только если законодательством государства - члена Таможенного союза предусмотрено, что у таможенного представителя обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает солидарно с плательщиком таможенных пошлин, налогов.

В то же время комментируемая статья обязывает все государства - члены Таможенного союза в течение 1 (одного) года предусмотреть в своем законодательстве положения, в соответствии с которыми у таможенного представителя обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает солидарно с плательщиком таможенных пошлин, налогов.

3. Отметим, что часть пятая комментируемой статьи носит адресный характер и устанавливает положения для Республики Беларусь. Так, для Республики Беларусь предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее одного миллиона евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на день внесения такого обеспечения, как условия присвоения юридическим лицам статуса уполномоченного экономического оператора (см. комментарий к ст. 39 комментируемого Кодекса), вступает в силу по истечении 18 (восемнадцати) месяцев со дня вступления в силу комментируемого Кодекса, т.е. с 6 января 2012 года.

4. Кроме того, комментируемая статья определяет объем использования специальных упрощений, предоставляемых уполномоченному экономическому оператору (см. комментарий к ст. 41 комментируемого Кодекса). Так, лица, обладающие статусом "добросовестный участник внешнеэкономической деятельности", в Республике Беларусь, лица, включенные в реестр участников внешнеэкономической деятельности, отнесенных к категории минимального риска, в Республике Казахстан, и лица, в отношении которых установлены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления, в Российской Федерации в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в силу комментируемого Кодекса пользуются специальными упрощениями, предоставляемыми уполномоченному экономическому оператору в соответствии со статьей 41 комментируемого Кодекса, в объеме упрощений, которые были определены для таких лиц законодательством государств - членов Таможенного союза до вступления в силу комментируемого Кодекса.

Статья 368. Переходные положения об особенностях совершения таможенных операций

Комментарий к статье 368

1. Комментируемая статья посвящена переходным положениям об особенностях совершения таможенных операций. В связи с достаточно подробной регламентацией переходных положений в тексте самой статьи, остановимся на одном из положений, связанном с принципом декларирования товаров.

2. Обратим внимание, что комментируемая статья закрепляет принцип декларирования товаров, основанный на резидентстве. Так, комментируемая статья устанавливает таможенный орган, которому допускается подача декларации на товары, до вступления в силу международного договора государств - членов Таможенного союза, допускающего подачу декларации на товары любому таможенному органу на таможенной территории Таможенного союза. По общему правилу до подписания данного договора декларация на товары подается таможенному органу государства - члена Таможенного союза, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров, за исключением иностранных лиц. В свою очередь, дипломатические представительства, консульские учреждения, иные официальные представительства и международные организации государств - членов Таможенного союза в силу своего особенного статуса подают декларацию на товары таможенному органу государства - члена Таможенного союза, на территории которого они находятся.

Стоит отметить, что для подписания международного договора, отменяющего принцип резидентства, Евразийской экономической комиссии необходимо решить ряд проблем, затрагивающих такие отрасли законодательства государств - членов Таможенного союза, как валютное, налоговое, финансовое и др. Без решения данных проблем отмена принципа резидентства может повлечь за собой очень большие пробелы в регулировании определенных вопросов.

В соответствии с п. 2 Инструкции "О порядке заполнения декларации на товары", утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257, в одной декларации декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, которые перемещаются под одну и ту же таможенную процедуру.

В соответствии с положениями комментируемого Кодекса при ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза как одна товарная партия рассматриваются товары, перевозимые от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя по таможенной территории в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение внешнеэкономической сделки, если товары в пределах сроков, предусмотренных ст. 185 комментируемого Кодекса, предъявлены одному и тому же таможенному органу в месте прибытия на таможенную территорию или в месте доставки, если применялась таможенная процедура таможенного транзита, и находятся в одном месте временного хранения (если товары помещались на временное хранение) либо выпущены в сроки, установленные для подачи декларации в соответствии со ст. 197 ТК ТС.

Соответственно, декларантом товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза из третьей страны, может выступать лицо государства - члена Таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделку, в соответствии с которой товары ввезены на таможенную территорию Таможенного союза.

При этом казахстанское лицо может выступать в качестве декларанта и совершать на территории Республики Казахстан таможенные операции, связанные с таможенной очисткой и выпуском товаров, только при условии, если оно является лицом, заключившим внешнеэкономическую сделку, и иностранным лицом.

Статья 369. Переходные положения об особенностях перевозки товаров под таможенным контролем

Комментарий к статье 369

Комментируемая статья закрепляет переходные положения об особенностях перевозки товаров под таможенным контролем.

Обратим внимание, что комментируемая статья применяется в отношении товаров, на которые транзитная декларация принята таможенным органом до вступления в силу комментируемого Кодекса, а также в случае перевозки по таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем товаров, в отношении которых таможенным органом выдано разрешение на таможенный транзит (оформлен документ контроля доставки товаров) до вступления в силу комментируемого Кодекса. В данных случаях перевозка осуществляется и завершается в порядке и на условиях, которые установлены законодательством государств - членов Таможенного союза на день принятия (регистрации) таможенным органом этой транзитной декларации (документа таможенного транзита, документа контроля доставки товаров) либо на день выдачи разрешения на таможенный транзит (оформления документа контроля доставки товаров).

В качестве примера из судебной практики можно привести Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2011 по делу N А44-4920/2010 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, за выдачу перевозчиком грузополучателю товара и документов на него без разрешения таможенного органа.

Статья 370. Переходные положения о статусе товаров и таможенных процедурах

Комментарий к статье 370

Комментируемая статья закрепляет переходные положения о статусе товаров и определяет таможенные процедуры для тех товаров, которые помещены до вступления в силу комментируемого Кодекса под таможенные режимы государств - членов Таможенного союза.

Исходя из текста статьи товарами Таможенного союза признаются те товары, которые на день вступления в силу комментируемого Кодекса имели статус отечественных товаров в Республике Беларусь, казахстанских товаров в Республике Казахстан и российских товаров в Российской Федерации. В свою очередь, относительно тех товаров, которые были помещены до вступления в силу комментируемого Кодекса под таможенные режимы государств - членов Таможенного союза, на основании положений комментируемой статьи можно сформулировать правило, согласно которому данные товары считаются помещенными под аналогичные таможенные процедуры, установленные комментируемым Кодексом.

Статья 371. Переходные положения об особенностях совершения таможенных операций в отношении транспортных средств

Комментарий к статье 371

Комментируемая статья закрепляет переходные положения об особенностях совершения таможенных операций в отношении транспортных средств.

Отметим, что особенность правового положения транспортных средств согласно таможенному законодательству Таможенного союза заключается в том, что транспортные средства могут выступать в качестве товара (иностранного/Таможенного союза) и в качестве транспортного средства, осуществляющего перевозки товаров. Комментируемая статья содержит положение о признании транспортных средств транспортными средствами международной перевозки. Поскольку указанные положения являются важными при определении правового положения транспортного средства и норм, подлежащих применению при совершении таможенных операций, они были выделены в отдельную статью.

Транспортные средства признаются комментируемой статьей транспортными средствами международной перевозки в следующих случаях:

- зарегистрированы в иностранных государствах и ввезены на таможенную территорию Таможенного союза до вступления в силу комментируемого Кодекса, осуществляют перевозки пассажиров и товаров;

- зарегистрированы в государствах - членах Таможенного союза и вывезены до вступления в силу комментируемого Кодекса с таможенной территории Таможенного союза, осуществляют перевозки пассажиров и товаров.

Обратим внимание, что указанные выше транспортные средства признаются транспортными средствами международной перевозки со дня вступления в силу комментируемого Кодекса. В связи с этим на указанные транспортные средства распространяются положения главы 48 "Перемещение транспортных средств международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа" комментируемого Кодекса и (или) иных актов таможенного законодательства Таможенного союза.

Статья 372. Переходные положения по правоотношениям, возникшим в сфере недропользования (топливно-энергетического сектора)

Комментарий к статье 372

Комментируемая статья посвящена переходным положениям по правоотношениям, возникшим в сфере недропользования (топливно-энергетического сектора). Отметим, что комментируемая статья устанавливает положения, которые закрепляют остаточный принцип применения положений комментируемого Кодекса к правоотношениям, возникшим в сфере недропользования (топливно-энергетического сектора) в Республике Казахстан и Российской Федерации как до вступления его в силу, так и возникающим после его вступления в силу, а именно: в данной области отношений применяется соответственно таможенное законодательство Республики Казахстан и таможенное законодательство Российской Федерации, согласно которым действуют соответствующие контракты, а в части, которая не урегулирована таможенным законодательством Республики Казахстан и Российской Федерации, действуют положения комментируемого Кодекса.

Статья 373. Исключена. - Протокол от 16.04.2010.