1.Общие положения проведения таможенного контроля.
Для реализации комплекса функций, возложенных на таможенные органы, прежде всего необходимо осуществление таможенного контроля товаров н транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь.
Целью таможенного контроля является обеспечение соблюдения норм Таможенного кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «0 таможенном тарифе», других нормативных правовых актов Республики Беларусь, а также международных договоров, к которым присоединилась Республика Беларусь, по вопросам регулирования внешнеэкономической деятельности, связанным с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь.
Объектами таможенного контроля являются: товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь; документы и сведения о них; физические и юридические лица, имеющие отношение к этим товарам — владельцы товаров, лица, действующие по их поручениям— таможенные агенты, декларанты, перевозчики и их документы.
Таможенный контроль товаров и транспортных средств организуется и осуществляется на всей таможенной территории Республики Беларусь.
Таможенный контроль касается таких стадий движения товара, как его производство, хранение, покупка, продажа, погрузка, разгрузка, упаковка, транспортировка, страхование, использование и др. Это выражается в проверке сведений о стране происхождения товара, таможенной стоимости товара, его качестве, правильности классификации в соответствии с ТН ВЭД о количестве и др.
Субъектами таможенного контроля являются система таможенных органов Республики Беларуси, их должностные лица.
Субъекты таможенного контроля наделены определенной компетенцией (совокупностью прав, обязанностей) на осуществление конкретных действий, связанных с проверкой выполнения всеми лицами требований таможенного законодательства, подготовки, принятия и реализации решений по фактам, установленным в процессе такой проверки.
Таможенный, контроль, включает совокупность мер наблюдения за объектами контроля, проверки фактического соблюдения таможенных норм и правил и реагирование на установленные правомерные и неправомерные действия и бездействие контролируемых лиц, имеющих отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу.
По времени таможенный контроль, как правило осуществляется:
1.При ввозе — таможенный контроль начинается с момента пересечения товаром и транспортным средством таможенной границы Республики Беларусь;
2.При вывозе — таможенный контроль начинается с момента принятия таможенной декларации.
Таможенный контроль завершается в момент выпуска товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено законом.
При выпуске товаров и транспортных средств, вывозимых за пределы таможенной территории Республики Беларусь, таможенный контроль завершается в момент пересечения таможенной границы Республики Беларусь.
Вне зависимости от выпуска товаров и транспортных средств таможенный контроль за ними может проводиться в любое время, в том числе и после выпуска товаров и транспортных средств в определённый таможенный режим, если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения законодательства Республики Беларусь или международного договора Республики Беларусь, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Республики Беларусь.
Меры таможенного контроля подразделяются на осуществление форм таможенного контроля и организационно-управленческие меры таможенного контроля.
К формам таможенного контроля относятся:
-проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей;
-таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля);
-учета товаров и транспортных средств;
-устного опроса физических и должностных лиц;
-проверки системы учета и отчетности;
-осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Республики Беларусь.
К организационно-управленческим мерам таможенного контроля относятся:
-определение мест и времени таможенного контроля, оформления товаров и транспортных средств;
-установление маршрутов и сроков доставки товаров;
-наложение средств таможенной идентификации на товары, доставляемые под таможенным контролем;
-разработка технологических схем таможенного контроля и оформления;
-принятие и реализация решений по различным вопросам, возникающим в процессе подготовки товаров к перемещению, их предъявления таможенным органам, помещения на хранение под тот или иной таможенный режим и т.п.;
-организация взаимодействия сотрудников таможенных органов с другими государственными органами в целях осуществления проверочных мероприятий в отношении объектов таможенного контроля, проверки соблюдения ими установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств;
-меры по проверке документов, содержащих сведения о перемещаемых товарах и транспортных средствах, лицах, причастных к этому;
-меры по фактическому осмотру, досмотру самих товаров. транспортных средств, в которых перемещаются товары различных категорий лиц, а также личному досмотру отдельных лиц, вызывающих подозрение о сокрытии в одежде, на поверхности тела или внутри себя тех или иных товаров, не предъявленных к таможенному оформлению;
-получение сведений об объектах контроля, сравнение их с данными, указанными в представленных в таможенный орган документах, выявление различий в этих сведениях;
-контроль соблюдения условий таможенных режимов под действие которых помещаются товары в процесс таможенного оформления, и др.
Выборочность таможенного контроля
При проведении таможенного контроля таможенные органы Республики Беларусь используют, как правило, те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Республики Беларусь о таможенном деле, иного законодательства Республики Беларусь и международных договоров Республики Беларусь, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Республики Беларусь.
Понятие выборочности не следует понимать однозначно. Оно означает не только возможности выбора объекта контроля, но и разнообразие, варьирование форм применения таможенного контроля. Выбор форм таможенного контроля может зависеть от характера и стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, вида таможенного режима, под который они помещаются. При этом прежде всего решаются задачи выявления товаров, скрытых способом, затрудняющим их обнаружение (объекты досмотра категории ОД-1), выявление недостоверных сведений об объектах контроля путем сравнения фактических признаков таких объектов со сведениями, которые заявлены о них в таможенной декларации либо указаны в иных документах (объекты досмотра категории ОД-2), выявление нарушений целости таможенных пломб (объекты досмотра ОД-3) и иных средств таможенной идентификации.
Досмотр объектов ОД-3 производится, как правило, в отношении объектов, перевозка, хранение, переработка и иное использование которых разрешено под таможенным контролем на условиях обеспечения целости средств их таможенной идентификации, и может осуществляться в любом месте их размещения и использования под таможенным контролем (см. подробнее Положение о порядке производства таможенного досмотра, утвержденное Приказом ГТК от 29.07-98 г., № 276-ОД).
Освобождение от определенных форм таможенного контроля устанавливается Таможенным Кодексом.
Таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента Республики Беларусь и следующих вместе с ним членов его семьи.
Личный багаж депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и членов Правительства Республики Беларусь освобождается от таможенного досмотра, если указанные лица пересекают таможенную границу Республики Беларусь в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей. Освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли (суда), боевые и военно-транспортные воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом.
От таможенного досмотра также освобождаются:
-военное имущество, которое согласно специальным заявлениям Министерства обороны Республики Беларусь перемещается через таможенную границу в военно-оперативных целях;
-выполняющие международные авиарейсы иностранные воздушные суда в период стоянки в зонах таможенного контроля в международных аэропортах Республики Беларусь;
-имущество, досмотр которого не производится в связи с таможенными льготами, предоставленными его владельцу настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;
-дипломатическая почта и консульская зализа иностранных государств;
-письменная корреспонденция, не содержащая вещей, запрещенных к пересылке в международных почтовых отправлениях.
Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь или лицо, его замещающее, вправе освобождать отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это отвечает жизненно важным интересам Республики Беларусь.
Освобождение от определенных форм таможенного контроля в соответствии с международными договорами Республики Беларусь осуществляется после вступления в силу этих договоров.
- Введение
- Тема 1. Понятие, предмет, метод, система и источники таможенного права План
- 1.Понятие, и предмет таможенного права. Виды отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- 2.Метод таможенного права.
- 3. Понятие и система источников таможенного права
- Тема 2. Система, компетенция и задачи таможенных органов План
- 1.Система и функции таможенных органов.
- Таможня Республики Беларусь
- 2.Права и обязанности должностных лиц таможенных органов, гарантии надлежащего исполнения обязанностей должностными лицами таможенных органов.
- 3.Применение физической силы, огнестрельного оружия и специальных средств.
- 4.Дисциплинарный устав должностных лиц таможенных органов.
- Порядок наложения дисциплинарного взыскания
- Тема 3. Организация таможенного дела в рб План
- 1.Таможенная политика Республики Беларусь
- 2.Таможенный союз рб и рф.
- 3.Формы деятельности таможенных органов.
- 4.Административные акты таможенных органов.
- Тема 4. Правовое регулирование перемещения товаров, транспортных средств и отдельных видов товаров План
- 1.Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств.
- 2.Порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств физическими лицами.
- 3.Перемещение валюты Республики Беларусь, иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и других валютных ценностей.
- Тема 5. Таможенные режимы План
- 1. Понятие таможенного режима.
- 2. Выпуск товаров для свободного обращения.
- 3. Реимпорт
- 4. Транзит товаров.
- 5. Режим таможенного склада.
- 6.Магазин беспошлинной торговли.
- 7.Переработка товаров на/вне таможенной территории.
- 8. Переработка товаров под таможенным контролем.
- 9. Таможенный режим временного ввоза (вывоза) товаров.
- 10. Таможенные режимы «свободная таможенная зона» и «свободный склад».
- 11. Таможенный режим экспорта товаров.
- 12. Таможенный режим реэкспорта товаров.
- 13. Таможенный режим уничтожения товаров.
- 14.Таможенный режим отказа от товара в пользу государства.
- Тема 6. Таможенно-тарифное регулирование. Правовое регулирование взимание таможенных платежей План
- 1.Таможенно-тарифное регулирование. Понятие и виды таможенных платежей.
- 2.Порядок уплаты таможенных платежей. Обеспечение уплаты таможенных платежей.
- 3.Порядок взыскания неуплаченных таможенных платежей.
- Тема 7. Таможенное оформление План
- 1. Понятие таможенного оформления, время и место его производства.
- 2. Предварительные операции. Краткая декларация.
- 3.Порядок таможенного оформления. Временное хранение.
- 4.Декларирование товаров. Декларант, его права и обязанности.
- 5.Деятельность и правовой статус таможенного агента.
- 6.Таможенный перевозчик, правовая регламентация деятельности таможенного перевозчика.
- Тема 8. Таможенный контроль. План
- 1.Общие положения проведения таможенного контроля.
- 2.Документы, необходимые для таможенного контроля.
- 3.Личный досмотр. Дополнительные положения относящиеся к личному досмотру.
- 4.Досмотр транспортных средств.
- 5.Проверка таможенными органами финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
- Законодательные и литературные источники
- Содержение
- Таможенное право Краткий курс лекций