logo
ZhagorovSV-TP

1.Общие положения проведения таможенного контроля.

Для реализации комплекса функций, возложенных на таможенные органы, прежде всего необходимо осуще­ствление таможенного контроля товаров н транспорт­ных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь.

Целью таможенного контроля является обеспече­ние соблюдения норм Таможенного кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «0 таможенном тарифе», других нормативных правовых актов Респуб­лики Беларусь, а также международных договоров, к которым присоединилась Республика Беларусь, по воп­росам регулирования внешнеэкономической деятельнос­ти, связанным с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь.

Объектами таможенного контроля являются: то­вары и транспортные средства, перемещаемые через та­моженную границу Республики Беларусь; документы и сведения о них; физические и юридические лица, имею­щие отношение к этим товарам — владельцы товаров, лица, действующие по их поручениям— таможенные агенты, декларанты, перевозчики и их документы.

Таможенный контроль товаров и транспортных средств организуется и осуществляется на всей таможен­ной территории Республики Беларусь.

Таможенный контроль касается таких стадий движения товара, как его производство, хранение, покупка, продажа, погрузка, разгрузка, упаковка, транспортировка, страхование, использование и др. Это выражается в проверке сведений о стране происхождения товара, таможенной стоимости товара, его качестве, правильности классификации в соответствии с ТН ВЭД о количестве и др.

Субъектами таможенного контроля являются си­стема таможенных органов Республики Беларуси, их дол­жностные лица.

Субъекты таможенного контроля наделены опреде­ленной компетенцией (совокупностью прав, обязаннос­тей) на осуществление конкретных действий, связанных с проверкой выполнения всеми лицами требований та­моженного законодательства, подготовки, принятия и реализации решений по фактам, установленным в про­цессе такой проверки.

Таможенный, контроль, включает совокупность мер на­блюдения за объектами контроля, проверки фактического соблюдения таможенных норм и правил и реагирование на установленные правомерные и неправомерные действия и бездействие контролируемых лиц, имеющих отношение к перемещению товаров и транспортных средств через та­моженную границу.

По времени таможенный контроль, как правило осуществляется:

1.При ввозе — таможенный контроль начинается с момента пересечения товаром и транспортным средством таможенной границы Республики Беларусь;

2.При вывозе — таможенный контроль начинается с момента принятия таможенной декларации.

Таможенный контроль завершается в момент выпуска товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено законом.

При выпуске товаров и транспортных средств, вывозимых за пределы таможенной территории Республики Беларусь, таможенный контроль завершается в момент пересечения таможенной границы Республики Беларусь.

Вне зависимости от выпуска товаров и транспортных средств таможенный контроль за ними может проводиться в любое время, в том числе и после выпуска товаров и транспортных средств в определённый таможенный режим, если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения законодательства Республики Беларусь или международного договора Республики Беларусь, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Республики Беларусь.

Меры таможенного контроля подразделяются на осуществление форм таможенного контроля и организационно-управленческие меры таможенного контроля.

К формам таможенного контроля относятся:

-проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей;

-таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля);

-учета товаров и транспортных средств;

-устного опроса физических и должностных лиц;

-проверки системы учета и отчетности;

-осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Республики Беларусь.

К организационно-управленческим мерам таможенного контроля относятся:

-определение мест и времени таможенного контроля, оформления товаров и транспортных средств;

-установление маршрутов и сроков доставки товаров;

-наложение средств таможенной идентификации на товары, доставляемые под таможенным контролем;

-разработка технологических схем таможенного конт­роля и оформления;

-принятие и реализация решений по различным воп­росам, возникающим в процессе подготовки товаров к перемещению, их предъявления таможенным орга­нам, помещения на хранение под тот или иной тамо­женный режим и т.п.;

-организация взаимодействия сотрудников таможен­ных органов с другими государственными органами в целях осуществления проверочных мероприятий в от­ношении объектов таможенного контроля, проверки соблюдения ими установленного порядка перемеще­ния товаров и транспортных средств;

-меры по проверке документов, содержащих сведения о перемещаемых товарах и транспортных средствах, лицах, причастных к этому;

-меры по фактическому осмотру, досмотру самих това­ров. транспортных средств, в которых перемещаются товары различных категорий лиц, а также личному досмотру отдельных лиц, вызывающих подозрение о сокрытии в одежде, на поверхности тела или внутри себя тех или иных товаров, не предъявленных к тамо­женному оформлению;

-получение сведений об объектах контроля, сравнение их с данными, указанными в представленных в тамо­женный орган документах, выявление различий в этих сведениях;

-контроль соблюдения условий таможенных режимов под действие которых помещаются товары в процесс таможенного оформления, и др.

Выборочность таможенного контроля

При проведении таможенного контроля таможенные органы Республики Беларусь используют, как правило, те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Республики Беларусь о таможенном деле, иного законодательства Республики Беларусь и международных договоров Республики Беларусь, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Республики Беларусь.

Понятие выборочности не следует понимать однозначно. Оно означает не только возможности выбора объекта контроля, но и разнообразие, варьирование форм применения таможенного кон­троля. Выбор форм таможенного контроля может зависеть от характера и стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, вида та­моженного режима, под который они помещаются. При этом прежде всего решаются задачи выявления товаров, скрытых способом, затрудняющим их обнаружение (объекты досмотра категории ОД-1), выявление недостоверных сведений об объек­тах контроля путем сравнения фактических признаков таких объектов со сведениями, которые заявлены о них в таможенной декларации либо указаны в иных документах (объекты досмот­ра категории ОД-2), выявление нарушений целости таможен­ных пломб (объекты досмотра ОД-3) и иных средств таможенной идентификации.

Досмотр объектов ОД-3 производится, как правило, в отно­шении объектов, перевозка, хранение, переработка и иное ис­пользование которых разрешено под таможенным контролем на условиях обеспечения целости средств их таможенной иденти­фикации, и может осуществляться в любом месте их размеще­ния и использования под таможенным контролем (см. подробнее Положение о порядке производства таможенного досмотра, ут­вержденное Приказом ГТК от 29.07-98 г., № 276-ОД).

Освобождение от определенных форм таможенного контроля устанавливается Таможенным Кодексом.

Таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента Республики Беларусь и следующих вместе с ним членов его семьи.

Личный багаж депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и членов Правительства Республики Беларусь освобождается от таможенного досмотра, если указанные лица пересекают таможенную границу Республики Беларусь в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей. Освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли (суда), боевые и военно-транспортные воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом.

От таможенного досмотра также освобождаются:

-военное имущество, которое согласно специальным заявлениям Министерства обороны Республики Беларусь перемещается через таможенную границу в военно-оперативных целях;

-выполняющие международные авиарейсы иностранные воздушные суда в период стоянки в зонах таможенного контроля в международных аэропортах Республики Беларусь;

-имущество, досмотр которого не производится в связи с таможенными льготами, предоставленными его владельцу настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

-дипломатическая почта и консульская зализа иностранных государств;

-письменная корреспонденция, не содержащая вещей, запрещенных к пересылке в международных почтовых отправлениях.

Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь или лицо, его замещающее, вправе освобождать отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это отвечает жизненно важным интересам Республики Беларусь.

Освобождение от определенных форм таможенного контроля в соответствии с международными договорами Республики Беларусь осуществляется после вступления в силу этих договоров.