logo
ZhagorovSV-TP

3. Понятие и система источников таможенного права

Под источниками таможенного права имеются в виду правовые акты различных государственных орга­нов, в которых устанавливаются нормы таможенного права — общие правила поведения в таможенной сфере.

Таможенное регулирование отнесено к ведению Пре­зидента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь, поэто­му законодательство о таможенном деле представлено исключительно юридическими актами государственного уровня. В его составе нет и не может быть правовых актов местного самоуправления. Источниками тамо­женного права являются следующие юридические акты:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принята на республикан­ском референдуме 24 ноября 1996 г.)

Принципиальное значение для таможенного законо­дательства имеет положение Конституции о том, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнан­ных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст. 8).

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Республики Беларусь являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором Республики Беларусь ус­тановлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. Между­народно-правовые договоры и соглашения с участием Республики Беларусь, касающиеся таможенных вопро­сов, — важнейшие источники таможенного права Рес­публики Беларусь. Согласно ст. 137 Основного Закона, Конституция обладает высшей юридической силой. За­коны, декреты, указы и иные акты государственных ор­ганов издаются на основе и в соответствии с Конститу­цией. Это касается и актов, регулирующих вопросы таможенного дела.

2. Законы Республики. Беларусь, Главными законо­дательными источниками таможенного права является Таможенный кодекс Республики Беларусь, принятый 17.12 1997 г. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренный Советом республики Национального собрания РБ 20 декабря 1997 г.. и Закон республики Беларусь от 3 февраля 1993 г. «0 Таможен­ном тарифе» (в редакции от 5 декабря 1997 г.. с изменени­ями и дополнениями). Эти законы регулируют все основ­ные вопросы таможенной деятельности. По юридической силе они уступают только Конституции и являются пра­вовой базой для всего таможенного законодательства.

Таможенный кодекс Республики Беларусь определя­ет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономическо­го суверенитета и экономической безопасности Респуб­лики Беларусь, активизацию связей белорусской поли­тики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, соблюдения ими обязанностей в области тамо­женного дела.

Таможенный кодекс Республики Беларусь состоит из 15 разделов, 45 глав, включающих 273 статьи.

Раздел I «Общие положения»

Раздел II «Перемещение через таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств.

Раздел III «Таможенные платежи»

Раздел IV «Таможенное оформление» — регламентирует порядок производства таможенного оформления.

Раздел V «Таможенный контроль»

Раздел VI «Валютный контроль» — устанавливает правила проведения таможенными органами валютного кон­троля в соответствии с валютным законодательством.

Раздел VII «Таможенные льготы отдельным катего­риям иностранных лиц» предусматривает таможенные льготы, предоставляемые иностранным лицам, которые работают в органах внешних сношений зарубежных го­сударств, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь.

Раздел VIII «Ведение таможенной статистики н то­варной номенклатуры внешнеэкономической деятельно­сти» регламентирует порядок сбора и обработки сведе­ний о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также ведение специальной таможенной статистики.

Раздел IX «Контрабанда и иные преступления в сфе­ре таможенного дела. Дознание»

Раздел Х «Административные таможенные правона­рушения и производство по делам о таких правонаруше­ниях»

Раздел XI «Информирование и консультирование. Предварительные решения»

Раздел XII «Распоряжение товарами и транспортны­ми средствами и использование полученных средств»

Раздел XIII «Ответственность таможенных органов РБ и их должностных лиц»

Раздел XIV «Должностные лица таможенных органов РБ»

Таким образом, в Таможенном кодексе Республики Беларусь как базовом источнике таможенного права со­держатся все основные материально-правовые, про­цессуальные н процедурные таможенные нормы, а также нормы, регламентирующие различные аспекты деятель­ности таможенных органов, непосредственно не относя­щиеся к таможенному праву (например, особенность при­менения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, социальной защиты, оплаты труда и др.).

Другим базовым законом в механизме правового ре­гулирования таможенных отношений является Закон Республики Беларусь «О Таможенном тарифе» 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями). По объему и сложности он значительно уступает Таможен­ному кодексу. Состоит из 8 разделов и 45 статьи: Раз­дел I. Общие положения; Раздел II. Основные и особые пошлины; Раздел III. Таможенная стоимость товара; Раздел IV. Методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения; Раздел V. Определение страны происхождения товара; Раздел VI. Тарифные льготы; Раздел VII. Международные соглашения; Раз­дел VIII. Заключительные положения.

Комплексный характер таможенного законодатель­ства обусловливает использование отдельных норм, со­держащихся в актах иной отраслевой принадлежности, например, ответственность за таможенные преступления Установлена Уголовным кодексом Республики Беларусь.

Указанные источники таможенного права в таможенной сфере затрагивают:

-процедуру досмотра международных почтовых отправлений;

-унификацию таможенных правил в речном, железно. дорожном, воздушном, автомобильном сообщении и в смешанных перевозках;

-таможенное оформление контейнеров;

-правовой статус лиц, выезжающих за границу на по­стоянное место жительства;

-таможенный режим багажа, следующего отдельно от пассажиров, и др. (например, источниками таможен­ного права являются конвенции, предусматривающие таможенные льготы для дипломатических представительств (Венская конвенция о дипломатических сно­шениях 1963 г.. Венская конвенция о представитель­стве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Конвенция о специальных миссиях 1969 г., Соглаше­ние о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера 1950 г.. Протокол к Соглаше­нию о ввозе материалов образовательного, научною и культурного характера от 26 ноября 1976 г. и т.п.). В соответствии со ст. 6 ТК Республики Беларусь международно-правовая норма по юридической силе пре­восходит норму внутреннего законодательства; если международным договором Республики Беларусь уста­новлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Таможенным кодексом и иными актами законо­дательства Республики Беларусь по таможенному делу, то применяются правила международного договора.

Наряду с законодательством вспомогательным источ­ником таможенного права признается обычай. Под обы­чаем понимается сложившееся и применяемое в тамо­женной сфере правило поведения, не предусмотренное законодательством. Обычай, сложившийся в международ­ной торговле, признается одним из возможных способов определения таможенной стоимости, установленных Законом Республики Беларусь «0 таможенном тарифе».

Поскольку обычаи, как правило, не зафиксированы в документах. участники таможенных отношений имеют право доказывать наличие обычая или оспаривать существование, используя все доказательства, пре­дусмотренные правом.

Разъяснения по вопросам административной и судеб­ной практики в таможенной сфере, которые дают выс­шие административные (исполнительные) и судебные органы, не являются источниками таможенного права, хотя и оказывают большое влияние на правовое регули­рование таможенных отношений.

Такого рода документы выявляют условия правиль­ного применения таможенного законодательства, способ­ствуют уяснению смысла таможенных норм и тем самым существенно влияют на осуществление таможенной дея­тельности и реализацию таможенного законодательства.