logo
ZhagorovSV-TP

4.Административные акты таможенных органов.

Административные акты таможенных органов яв­ляются объективным выражением их деятельности по осуществлению государственных задач и функций в та­моженной сфере.

Юридическое значение административных актов та­моженных органон состоит в том, что они регулируют таможенные отношения либо посредством установления таможенно - правовых норм (общеобязательных правил ведения), либо посредством регламентации конкретных таможенных отношений.

Основным нормотворческим государственным орга­ном в таможенной сфере является ГТК Республики Бе­ларусь. Он издает в пределах своей компетенции норма­тивные акты по таможенному делу. обязательные для исполнения всеми таможенными и иными государствен­ными органами Республики Беларусь, предприятиями. учреждениями, организациями независимо от форм соб­ственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами.

ГТК публикует свои нормативные акты в «Та­моженном вестнике» ежемесячном информационно практическом журнале ГТК РБ.

Виды административных актов. В Таможенном Кодексе, в Положении о ГТК РБ содержатся виды административных актов ГТК РБ и порядок их издания. Однако нет оснований говорить, что ГТК Республики Беларусь издает значительное число видов нормативных актов. Фактически он издает два их вида: приказы и инструкции.

Приказы — это административные акты, издаваемые Председателем ГТК Республики Беларусь, которые дей­ствуют в целях решения задач, стоящих перед ГТК Рес­публики Беларусь.

Инструкции — это административные акты, издавае­мые ГТК Республики Беларусь в целях установления правил, регулирующих организационные, финансовые, технические, контрольные и иные вопросы деятельности таможенных органов, учреждений, организаций, предпри­ятий, должностных лиц в таможенной сфере.

Юридическая особенность инструкций ГТК Респуб­лики Беларусь состоит в том, что они всегда являются нормативными актами (приказ может и не носить нор­мативного характера).

Инструкция содержит правовые нормы, которые дета­лизируют Таможенный кодекс Республики Беларусь, опре­деляет порядок (правила) выполнения определенных дей­ствий или конкретных операций в таможенном деле и т.п.

В пределах своей компетенции административные акты издаются территориальными таможенными орга­нами. В некоторых из них содержатся локальные право­вые нормы (например, правила внутреннего служебного распорядка таможни). Но, как правило, администра­тивные акты территориальных таможенных органов носят индивидуальный характер и не являются источниками таможенного права. Посредством административных, ин­дивидуальных актов оперативно решается значительное число вопросов и дел в таможенной деятельности: созда­ются, реорганизуются и ликвидируются территориальные таможенные органы, их структурные подразделения, назначаются и освобождаются от должности начальники, их заместители, сотрудники, выделяются материальные» технические и финансовые средства и т.п.

Административные акты направленные на регламентацию конкретных таможенных отношений — это, главным образом, Предварительные решения и решения таможен. Они являются персонифицированными и ненормативными актами:

1.Адресованы конкретным лицам;

2.Направлены на конкретное правоотношение;

3.Могут быть обжалованы в хозяйственном суде.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, а также отдельные таможни Республики Беларусь, определяемые Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, могут принять предварительное решение относительно классификации товаров, их таможенной стоимости и страны происхождения, размеров таможенных платежей и по другим вопросам применения актов законодательства Республики Беларусь по таможенному делу в отношении конкретного товара или конкретной хозяйственной операции.

За принятие предварительного решения взимается плата в размерах, определяемых Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь.

Лицо, заинтересованное в принятии предварительного решения, направляет в таможенные органы Республики Беларусь, указанные в статье 244 настоящего Кодекса, письменный запрос.

Запрос должен содержать все сведения, необходимые для принятия предварительного решения. К запросу должны прилагаться пробы и образцы товаров, их описание, фотографии, рисунки, чертежи, коммерческие и иные документы, любые другие необходимые сведения в зависимости от характера запрашиваемого предварительного решения.

Запрос отклоняется, если вынесение предварительного решения не представляется возможным.

Отклонение запроса о принятии предварительного решения обжалованию не подлежит.

Предварительное решение является обязательным для таможенных органов Республики Беларусь и действует в течение одного года в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь заявителем.

Таможенные органы Республики Беларусь могут аннулировать, изменить или отозвать предварительное решение, принятое ими либо нижестоящими таможенными органами Республики Беларусь.

Аннулирование или изменение предварительного решения производится, если такое решение принято на основе неполной или недостоверной информации, предоставленной заявителем, а также в случае изменения законодательства Республики Беларусь, имеющего отношение к предварительному решению, и вступает в силу со дня принятия решения об аннулировании или изменении.

Предварительное решение может быть отозвано, если имеются достаточные основания для этого. Решение об отзыве вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его принятия.

При аннулировании, изменении или отзыве предварительного решения плата за его принятие возврату не подлежит, если заявитель воспользовался этим решением либо предоставил неполную или недостоверную информацию.

Аннулирование, изменение и отзыв предварительного решения обжалованию не подлежат.