7.Переработка товаров на/вне таможенной территории.
Переработка товаров на таможенной территории — таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Республики Беларусь без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Республики Беларусь.
Переработка товаров на таможенной территории — таможенный режим, при котором товары могут быть также ввезены из-за пределов республики на ее таможенную территорию с целью промышленной переработки или ремонта в установленном порядке, с уплатой таможенных пошлин и налогов. Под таможенный режим переработки на таможенной территории могут помещаться только иностранные товары. При вывозе продуктов переработки в соответствии с таможенным режимом экспорта в установленные сроки ранее уплаченные таможенные платежи подлежат возврату.
В соответствии со ст. 59. ТК РБ Операции по переработке товаров включают:
-изготовление товара, в том числе монтаж, сборку и подгонку под другие товары;
-собственно переработку и обработку товаров;
-ремонт товаров, включая их восстановление и приведение в порядок;
-использование некоторых товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки.
Ограничения на отдельные операции по переработке товаров, условия проведения операций по переработке товаров, включая возможность и порядок использования отечественных товаров, определяются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь и Министерством внешних экономических связей Республики Беларусь.
Таким образом, операции по переработке товаров означают:
-во-первых, переработку, т.е. осуществление производственных операций с товарами с целью получения новых товаров;
-во-вторых, обработку товаров, включая их монтаж подборку, наладку и подгонку под другие товары; в-третьих, ремонт товаров, в том числе восстановление, устранение неисправностей и регулировку.
Не являются операциями по переработке товаров:
-операции для обеспечения сохранности товаров при транспортировке или хранении;
-упаковка, расфасовка, сортировка, смешивание товаров, разрезание на куски, даже если при этом происходит изменение товарной позиции по ТН ВЭД СНГ;
-получение приплода, выращивание и убой животных, птиц, рыб, ракообразных и моллюсков;
-выращивание деревьев и растений;
-нанесение маркировки, прикрепление этикеток или иных подобных отличительных знаков на объекты переработки или их упаковку;
-копирование и размножение информации, аудио- и видеозаписей на любые виды носителей информации;
-комбинация двух или нескольких перечисленных операций.
Переработка товаров на таможенной территории производится при наличии лицензии таможенного органа Республики Беларусь.
Указанная лицензия выдается резиденту Республики Беларусь при условии, если:
-ввезенные товары могут быть идентифицированы в продуктах переработки, за исключением случаев, определяемых Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь;
-порядок выдачи лицензии на переработку товаров на таможенной территории определяется Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.
Лицензия на переработку товаров на таможенной территории (под таможенным контролем) выдается заинтересованному лицу при выполнении следующих условий:
1) наличие договоров, в соответствии с которыми происходит перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь;
2) наличие заключения о целесообразности переработки товаров в республике;
3) использование товаров, ввезенных для переработки, для изготовления любой единицы основной продукции, причем в производственном процессе могут быть использованы и отечественные товары;
4) возможность идентификации в продуктах переработки товаров, ввезенных для переработки, за исключением случаев. когда они при содействии производству основной продукции полностью потребляются в процессе переработки, а также иных случаев, определяемых нормативными актами ГТК.
Лицензия на переработку товаров на таможенной территории (под таможенным контролем) не может быть выдана в следующих случаях:
1) если товары для переработки запрещены к ввозу в республику;
2) если продукты переработки запрещены к ввозу в республику;
3) если продуктами переработки товаров являются электрическая, тепловая и иные виды энергии.
Таможня обязана рассмотреть заявление о выдаче лицензии и прилагаемые к нему документы в течение 15 дней со дня их получения,
В выдаче лицензии может быть отказано, если заявленные сведения являются неполными и (или) недостоверными, а также в иных случаях, когда не исполняются условия Положения о порядке выдачи лицензии на переработку товаров.
Переработка товаров па таможенной территории должна производиться в сроки, устанавливаемые таможенным органом Республики Беларусь в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. Установление сроков должно основываться на экономически оправданной продолжительности процесса переработки товаров и распоряжения продуктами их переработки.
Срок переработки товаров на таможенной территории определяется временем, необходимым для переработки, и устанавливается таможней, выдавшей лицензию, с учетом экономически оправданной продолжительности производственного процесса по изготовлению основной продукции с учетом соответствующего заключения министерства или ведомства о целесообразности такой переработки.
Срок действия лицензии на переработку товаров на таможенной территории Беларуси (под таможенным контролем) включает в себя время, необходимое:
а) для таможенного оформления товаров, ввезенных для переработки;
б) для нахождения товаров, ввезенных для переработки, в производственном процессе для изготовления основной продукции;
в) для помещения продуктов переработки и остатков под таможенные режимы, указанные в лицензии, и вывоза их за пределы таможенной территории республики.
В целях исключения случаев необоснованного увеличения сроков переработки при установлении срока действия лицензии таможня может руководствоваться сведениями о сроках переработки аналогичных товаров другими субъектами хозяйствования, либо указанными в заключениях о целесообразности переработки аналогичных товаров, выданных другим субъектам хозяйствования, либо заключениями о требуемых сроках переработки, выданными компетентными органами.
Первоначально установленный таможенный срок действия лицензии не может превышать 12 месяцев. При невозможности провести операции по переработке в установленные сроки по письменному обращению заинтересованного лица срок действия лицензии может быть продлен таможней. В этом случае общий срок действия лицензии не может превышать предельный, который равен 24 месяцам. В исключительных случаях решение по установлению иного срока действия лицензии принимается ГТК по обращению заинтересованного лица.
Для продления срока действия лицензии заинтересованное лицо не менее чем за 15 дней. до истечения срока действия лицензии должно письменно обратиться в таможню, выдавшую лицензию, с указанием причин, вызвавших необходимость продления сроков переработки товаров, и количества дополнительного времени, необходимого для переработки.
Продление сроков переработки должно быть согласовано с органом, выдавшим заключение о целесообразности переработки товаров в Республике Беларусь.
По окончании процессов переработки товаров, в отношении которых был установлен режим переработки на таможенной территории, заинтересованное лицо может заявить таможенный режим экспорта в отношении продуктов переработки.
Таможенные органы Республики Беларусь могут устанавливать в таможенных целях обязательное количество выхода продуктов переработки, образующихся в результате переработки товаров.
Переработка товаров вне таможенной территории — таможенный режим, при котором отечественные товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории Республики Беларусь в целях их переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на таможенной территории Республики Беларусь с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
Таможенный режим переработки вне таможенной территории устанавливается таможенными органами в отношении товаров, временно вывозимых за пределы таможенной территории Республики Беларусь, по заявлению резидента республики, являющегося заказчиком по договору подряда с нерезидентом Республики Беларусь (подрядчиком) либо собственником товаров, вывозимых с целью гарантийного ремонта (замены), предусмотренных договором купли-продажи.
При переработке товаров вне таможенной территория могут осуществляться операции, указанные в части первой статьи 59 ТК.
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь вправе устанавливать ограничения на отдельные операции по переработке товаров вне таможенной территории.
Таможенный режим переработки товаров вне таможенной территории не может быть использован в следующих случаях:
-если вывоз товаров дает основание требовать возврата ввозных таможенных пошлин и налогов, освобождения от них либо получении выплат, предоставляемых при вывозе;
-если товары до вывоза были выпущены в свободное обращение с полным освобождением от ввозных таможенных пошлин и налогов, — до окончания пользования таким освобождением;
-в иных случаях, определяемых Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь и Министерством финансов Республики Беларусь.
В соответствии с Положением о порядке выдачи лицензии на переработку товаров на (вне) таможенной территории и под таможенным контролем (приказ ГТК РБ от 06.04.99 г. №125-ОД) таможенный режим переработки вне таможенной территории не может быть использован в случаях:
-если продукты переработки запрещены к ввозу на таможенную территорию республики;
-если продуктами переработки товаров являются электрическая, тепловая и иные виды энергии.
Товары, вывозимые на переработку, облагаются вывозными таможенными пошлинами и налогами с последующим возвратом их сумм при выпуске продуктов переработки для свободного обращения на таможенной территории Республики Беларусь при условии соблюдения положений Таможенного Кодекса. Проценты на возвращаемые суммы не начисляются.
По решению Правительства Республики Беларусь товары могут освобождаться от таможенных пошлин, а налоги, взимаемые с товаров, могут возвращаться при вывозе товаров на переработку вне таможенной территории.
При выпуске для свободного обращения продуктов переработки на таможенную территорию республики суммы вывозных таможенных пошлин и налогов, уплаченных в отношении того количества товаров, которое использовано для получения выпускаемых в свободное обращение продуктов переработки, подлежат возврату плательщику вывозной таможенной пошлины в валюте уплаты. При этом проценты на возвращаемые суммы не начисляются. Продукты переработки должны быть ввезены на таможенную территорию республики в течение 3 лет с момента вывоза товаров на переработку, иначе вывозные таможенные платежи не будут подлежать возврату.
Полное или частичное освобождение продуктов переработки от ввозных таможенных пошлин и налогов предоставляется в случае, если эти продукты заявляются для свободного обращения лицом, получившим лицензию на переработку товаров вне таможенной территории, либо его таможенным агентом.
Полное освобождение от ввозных таможенных пошлин и налогов предоставляется, если таможенный орган Республики Беларусь удостоверится в том, что целью переработки был ремонт вывезенных товаров, осуществляемый безвозмездно в силу положений законодательства или договора, за исключением случаев, когда при первоначальном выпуске товаров для свободного обращения учитывалось наличие недостатка.
Частичное освобождение от ввозных таможенных пошлин и налогов предоставляется при возмездном ремонте вывозимых товаров и при осуществлении других операций по переработке. Суммы таможенных пошлин и налогов определяются исходя из ставок, применяемых к продуктам переработки, и стоимости ремонта или других операций по переработке.
Освобождение продуктов промышленной переработки от ввозных таможенных пошлин и налогов предоставляется, если ввоз таких продуктов переработки и заявление выпуска для свободного обращения производится лицом, получившим разрешение на переработку вне таможенной территории, или его таможенным агентом. При частичном освобождении суммы таможенных платежей определяются на базе таможенной стоимости, представляющей разницу между таможенной стоимостью ввозимых продуктов переработки и таможенной стоимостью вывозимых для переработки товаров.
По решению таможенного органа товары, в отношении которых установлен таможенный режим переработки вне таможенной территории и которые не были подвергнуты процессам переработки, могут быть сняты с таможенного контроля в случае установления в отношении таких товаров по заявлению заинтересованного лица таможенного режима экспорта, либо возврата товаров, помещенных под Таможенный режим переработки вне таможенной территории Республики Беларусь.
- Введение
- Тема 1. Понятие, предмет, метод, система и источники таможенного права План
- 1.Понятие, и предмет таможенного права. Виды отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- 2.Метод таможенного права.
- 3. Понятие и система источников таможенного права
- Тема 2. Система, компетенция и задачи таможенных органов План
- 1.Система и функции таможенных органов.
- Таможня Республики Беларусь
- 2.Права и обязанности должностных лиц таможенных органов, гарантии надлежащего исполнения обязанностей должностными лицами таможенных органов.
- 3.Применение физической силы, огнестрельного оружия и специальных средств.
- 4.Дисциплинарный устав должностных лиц таможенных органов.
- Порядок наложения дисциплинарного взыскания
- Тема 3. Организация таможенного дела в рб План
- 1.Таможенная политика Республики Беларусь
- 2.Таможенный союз рб и рф.
- 3.Формы деятельности таможенных органов.
- 4.Административные акты таможенных органов.
- Тема 4. Правовое регулирование перемещения товаров, транспортных средств и отдельных видов товаров План
- 1.Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств.
- 2.Порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств физическими лицами.
- 3.Перемещение валюты Республики Беларусь, иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и других валютных ценностей.
- Тема 5. Таможенные режимы План
- 1. Понятие таможенного режима.
- 2. Выпуск товаров для свободного обращения.
- 3. Реимпорт
- 4. Транзит товаров.
- 5. Режим таможенного склада.
- 6.Магазин беспошлинной торговли.
- 7.Переработка товаров на/вне таможенной территории.
- 8. Переработка товаров под таможенным контролем.
- 9. Таможенный режим временного ввоза (вывоза) товаров.
- 10. Таможенные режимы «свободная таможенная зона» и «свободный склад».
- 11. Таможенный режим экспорта товаров.
- 12. Таможенный режим реэкспорта товаров.
- 13. Таможенный режим уничтожения товаров.
- 14.Таможенный режим отказа от товара в пользу государства.
- Тема 6. Таможенно-тарифное регулирование. Правовое регулирование взимание таможенных платежей План
- 1.Таможенно-тарифное регулирование. Понятие и виды таможенных платежей.
- 2.Порядок уплаты таможенных платежей. Обеспечение уплаты таможенных платежей.
- 3.Порядок взыскания неуплаченных таможенных платежей.
- Тема 7. Таможенное оформление План
- 1. Понятие таможенного оформления, время и место его производства.
- 2. Предварительные операции. Краткая декларация.
- 3.Порядок таможенного оформления. Временное хранение.
- 4.Декларирование товаров. Декларант, его права и обязанности.
- 5.Деятельность и правовой статус таможенного агента.
- 6.Таможенный перевозчик, правовая регламентация деятельности таможенного перевозчика.
- Тема 8. Таможенный контроль. План
- 1.Общие положения проведения таможенного контроля.
- 2.Документы, необходимые для таможенного контроля.
- 3.Личный досмотр. Дополнительные положения относящиеся к личному досмотру.
- 4.Досмотр транспортных средств.
- 5.Проверка таможенными органами финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
- Законодательные и литературные источники
- Содержение
- Таможенное право Краткий курс лекций