logo
ZhagorovSV-TP

2.Метод таможенного права.

Комплексный характер общественных отношений, регулируемых таможенным правом, обусловливает при­менение имеющихся в действующей системе права способов воздействия на субъектов - административно-правового и гражданско-правового методов в их различных формах выражения. Эти два метода содержательно выражают все наиболее существенные признаки таможенно-правового воздействия на общественные отношения в таможенной сфере.

Административно-правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления.

Гражданско-правовой метод регулирования основан на принципе равенства сторон и исходит из принципа «разрешено все, что не запрещено».

Специфика таможенного дела как объекта регулиро­вания таможенного права состоит в целенаправленной деятельности государства по регулированию внешнетор­гового обмена посредством установления порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля и т.п., в связи с этим в правовом регулировании таможенных хищений превалирует административно-правовой механизм, который выражается в установлении обязательных предписаний, запретов, ограничений, разрешений.

Обязательные предписания в таможенной сфере - это возложение прямой юридической обязанности совершить те или иные действия на условиях, предусмотренных таможенно-правовой нормой. Доля предписаний в тамо­женном праве занимает значительное место, что связано с целенаправленной организацией таможенного дела, требующего властных указаний, предписаний к совер­шению определенных действий и т.п.

В нормах таможенного права, и, прежде всего Тамо­женного кодекса Республики Беларусь, жестко закреп­ляются требования государства к деятельности таможен­ных органов.

Все таможенные органы обязаны действовать строго в рамках своей компетенции и с соблюдением установ­ленного порядка. При этом они не имеют права укло­няться от принятия решений. Любое лицо вправе обжа­ловать решения (в том числе нормативные акты), действия или бездействие таможенных органов и их дол­жностных лиц, если считает ущемленными свои права и интересы. Таможенным органам запрещено все, что не разрешено актами, определяющими их компетенцию.

Установление запретов в таможенном праве связано с обеспечением государственной безопасности, необходимо­стью защиты общественного порядка, нравственности на­селения, жизни и здоровья человека, интересов потребите­лей, права собственности (в том числе на объекты интеллектуальной собственности), животных и растений, а также охраны окружающей природной среды.

Запреты — это предписания, возлагающие юридическую обязанность не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных таможенно-правовой нормой.

Правовые формы запретов в таможенной сфере разно­образны. Нередки прямые запреты: запрет ввоза в Респуб­лику Беларусь и вывоза из Республики Беларусь товаров и транспортных средств но основаниям, предусмотренным законом (ст. 20 ТК), запрет совершать таможенные пре­ступления (глава 34 ТК), запрет совершать административные таможенные правонарушения (глава 37 ТК) и т.д.

Запреты в таможенной сфере выражаются и в другой правовой форме - путем указания исчерпывающего перечня действий. Например, в главе 26 ТК установлен порядок декларирования товаров и транспортных средств, включающий определение формы, места, сроков подачи таможенной декларации, представление документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, принятия таможенной декларации, ее изменение, дополнение и изъятие.

Запреты в таможенной сфере устанавливаются и средством определения порядка совершения действий. Например, в главе 26 ТК установлен четкий порядок действий должностных лиц таможенных органов на всех этапах таможенного оформления: на этапе приема, реги­страции и учета таможенных деклараций и на этапе кон­троля за правильностью определения кода товара в со­ответствии с ТН ВЭД и страной происхождения.

Исполнение запретов обеспечивается установлением уголовной ответственности физических лиц и админист­ративной ответственности физических и юридических лиц за их нарушения.