logo
ZhagorovSV-TP

3.Формы деятельности таможенных органов.

Под формой деятельности, таможенных органов понимается объективное выражение действий по выпол­нению возложенных на них функций.

Формы деятельности призваны обеспечивать рацио­нальное и эффективное выполнение таможенными орга­нами их задач и функций.

Многообразие задач и функций таможенных органов обусловливает многообразие форм их деятельности. Эти формы регламентируются в Таможенном кодексе Респуб­лики Беларусь, в актах законодательства, определяю­щего правовое положение таможенных органов, и в дру­гих нормативных актах, регулирующих таможенную деятельность. При этом для осуществления своих функ­ций таможенные органы вправе использовать только те формы, которые предусмотрены соответствующими пра­вовыми актами. Несоблюдение обязательной формы вле­чет недействительность или оспоримость действий тамо­женных органов, влекут за собой юридические последствия. В соответствии с этим различаются правовые и неправовые формы деятельности таможенных органов. Правовыми формами деятельности таможенных органов являются действия таможенных органов, влекущие наступление правовых последствий (например, издание приказа, выдача или отзыв лицензии).

Посредством указанных форм юридически организуются осуществление задач и функций таможенных орга­нов, происходит непосредственная реализация таможен­ного дела, управление нижестоящими таможенными органами, подведомственными предприятиями, органи­зациями, учреждениями. В них выражается государ­ственно-властный, исполнительный, подзаконный ха­рактер полномочий таможенных органов.

Правовые формы деятельности таможенных органов различаются по содержанию, целенаправленности, спо­собу выражения.

Правотворческая деятельность состоит в выработке правил, регулирующих отношения по поводу перемеще­ния товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Например, правотворческая деятельность ГТК Рес­публики Беларусь включает в себя следующие действия:

Решение о разработке нормативного акта; подготовка текста проекта; согласование проекта; обсуждение проекта на коллегии; подпись (утверждение) нормативного акта Председателем ГТК Республики Беларусь или его заместителем; государственная регистрация принятого Нормативного акта, опубликование принятого нормативного акта. Председатель ГТК Республики Беларусь вправе после подготовки проекта нормативного акта подписать его, минуя другие правотворческие стадии, за исключением стадии государственной регистрации.

Правоприменительная деятельность таможенных органов заключается в действиях по применению соответствующей таможенно-правовой нормы к конкретному имеющему юридическое значение акту с целью принятия индивидуального акта.

Правовые формы таможенной деятельности дифференцируются также по способу выражения: правовые формы таможенной деятельности делятся на письменные и устные.

Письменный способ является единственным спосо­бом выражения правотворческой деятельности в тамо­женной сфере. Все без исключения нормативные акты таможенных органов являются письменными докумен­тами. Только в своем официальном письменном доку­ментальном виде нормативный акт таможенного органа может быть признан источником таможенного права.

Что касается правоприменительной деятельности таможенных органов, то она может осуществляться пись­менно так и устно.

Наиболее часто используемый таможенным органом способ правоприменительной деятельности — индивидуальный письменный акт (например, протокол о проведении личного досмотра и др.). Индивидуальные письменные акты применяются при решении вопросов, требующих фиксации правоприменения, точности, стабильности и т.д.

Вместе с тем в таможенной деятельности используется словесная форма — устные приказы, указания, распоряжения. Эта форма повседневно применяется при решении вопросов таможенного оформления, таможенного контроля и т.п.

Неправовые формы, деятельности таможенных ор­ганов, как и правовые, связаны с компетенцией тамо­женных органов и должны соответствовать целям и за­дачам таможенной деятельности. К не правовым формам деятельности относятся формы выражения организа­ционных и материально-технических действий.

Организационные действия таможенных органов вы­ражаются, например, в анализе и оценке оперативной и криминогенной обстановки в таможенных органах, анализе и обобщении материалов проводимых в тамо­женных органах служебных расследований, внесении ру­ководству ГТК Республики Беларусь предложений о совершенствовании деятельности по борьбе с корруп­цией и должностными преступлениями в таможенной сфере, рекомендаций по вопросам правовой деятельнос­ти таможенных органов и т. п. Организационные дей­ствия осуществляются в процессе текущей таможенной деятельности и не связаны с возникновением, изменени­ем и прекращением таможенно-правовых отношений.