logo
UMK_20012

8.4.4 Основные институты международного таможенного права

Институт международного таможенного права состоит из:

\- международно-правового режима таможенной территории и таможенных границ;

- права таможенных пошлин;

- правовая структура таможенного тарифа;

- всеобщая система преференций и генеральная система торговых преференций; право таможенных льгот;

- правовое регулирование международных таможенных отношений;

- методика определения и оценки международных таможенных правонарушений и обязательств государств по пресечению международного преступления контрабанды;

- правовой механизм таможенного контроля государств и служб специализированных учреждений Организации Объединённых Наций в осуществлении международного таможенного сотрудничества по разрешению международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера [ ].

Рассмотрим более подробно отдельные институт международного таможенного права, которые сегодня уже активно имплементированы в таможенное законодательство таможенного союза трёх государств - Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской федерации.

Международно-правового режима таможенной территории и таможенных границ.

Правовой режим регулирования международных правовых отношений охватывает различные виды таможенных территорий:

- национальная государственная таможенная территория. Она может включать в себя: территории искусственных островов, различных сооружений и установок, создаваемых в экономической зоне, над которой то или иное государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела;

- единую таможенную территорию, созданную государствами на основе договора об укреплении таможенного союза;

- таможенную территорию свободной таможенной зоны;

- таможенную территорию экономической зоны

- другие [ ].

Таможенная территория, как правило, совпадать с государственной территорией. Но в определённых случаях она может и не совпадать. Например, при наличии в государстве свободных (вольных) гаваней, свободных таможенных зон, зон порто-франко и в других случаях. Где, например, под свободной (вольной) гаванью понимаются территория порта вместе с водными бассейнами, набережными и небольшие прилегающие участки земли с расположенными на них фабриками, мастерскими и складами. Территория свободной гавани, в соответствии норм международного таможенного права, не входит в таможенную территорию данного государства, поэтому в пределах такой гавани допускается свободный ввоз и вывоз иностранных товаров без взимания с них таможенных пошлин и таможенных сборов. Складирование и хранение таких товаров на приписных таможенных складах каким-либо сроком не ограничиваются. Разрешаются также обработка, переупаковка этих товаров, а также и некоторые другие операции. Товары, ввозимые из свободной гавани в пределы таможенной территории данного государства или какой-либо другой таможенной территории, подлежат оплате таможенными пошлинами на общих основаниях.

Аналогичный режим распространяется и на зоны порто-франко (то есть порт, город, область). Они, также, выделяются из общей таможенной территории и в их пределах разрешается свободный, беспошлинный ввоз и вывоз иностранных товаров. Важно отметить, что порто-франко, в отличие от свободной (вольной) гавани, это не только территория порта с прилегающими к нему небольшими участками, а еще и город и даже целая область [ ].

Таможенная граница - граница, отделяющая таможенную территорию от окружающих территорий и морей. Таможенная граница обычно совпадает с государственной границей, но иногда отходит в глубь страны (при наличии в ней свободных городов, гаваней, портов и зон) или выходит за пределы государственной границы (в случае таможенного союза данной страны с другой страной). Таможенная граница состоит из ряда таможенных пунктов, в которых осуществляется фактический контроль за ввозом и вывозом товаров, ценностей, международных почтовых отправлений и проводятся различные таможенные операции [ ].

Следует отметить, что создаваемые союзы, зоны «корректируют» таможенные границы. Речь идёт о: таможенном союзе. Генеральное соглашение о тарифах и торговле определяет таможенный союз как замену «нескольких таможенных территорий одной при полной отмене пошлин внутри данного союза и создание единого внешнего таможенного барьера» [ ]. Он создается путем заключения государствами многостороннего договора, когда два или более государства па основе заключенного ими договора создают единую таможенную территорию, в целях чего устанавливают единый внешний таможенный тариф, организуют единую таможенную администрацию. Он может содержать условия о порядке, критерии распределения между ними полученных таможенных доходов.

Таможенный союз образуется в том случае, если соглашение о свободной торговле дополняется единой внешнеторговой политикой его участников в отношении третьих стран. В то же время полностью сохраняется экономический суверенитет государств в вопросах экономической и валютной политики.

Территория государств, входящих в таможенный союз, представляет собой единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом и правилами; беспошлинной зоны, которая устанавливается для удобства транзитного движения, предоставляемого государствам, не имеющим выхода к морю; зоны свободного предпринимательства, которая создается для предоставления особо льготных экономических условий развития производства товаров и услуг в рамках ограниченных территорий, городов, морских и авиационных портов, пограничных станций. Таможенный контроль на внешних и внутренних границах такой зоны осуществляется государством. Продукция, поступающая на территорию зоны свободного предпринимательства из-за границы, в том числе и для переработки, сборки и последующего реэкспорта, освобождается от таможенного обложения [ ].

Право таможенных пошлин

Право таможенных пошлин формируется на основе международных договоров и норм внутреннего законодательства государств мирового сообщества. Таможенная пошлина представляет собой вид государственных денежных сборов, взимаемых с импорта, экспорта и транзита товаров, торгово-промышленной прибыли, имущества, ценностей и иных предметов, пропускаемых через таможенную границу страны под контролем таможенных служб, а также с проведения различных международных почтовых операций. В прошлом таможенные пошлины применялись, как правило, лишь в фискальных целях, т.е. как источник доходов для государственной казны.

Таможенные пошлины взимаются как в фискальных целях в качестве источника дохода для государственной казны, так и в качестве инструмента таможенной политики государства.

Среди экономических функций таможенных пошлин выделяют следующие: - протекционистская – для защиты национального производства от притока в страну иностранных товаров;

- преференциальная – для стимулирования импорта товаров из определённых стран и районов;

- статистическая – для более точного учёта внешнеторгового оборота;

- другие.

По способу исчисления таможенные пошлины подразделяются на:

- адвалорные - исчисляемые в процентах с цены облагаемого товара;

- специфические – взимаемые в твёрдой ставке за единицу изменения товара;

- смешанные – к основной ставке, исчисляемой с единицы товара, добавляют пошлину, исчисляемую с цены.

Международное таможенное право ввело в торговый оборот и другие виды таможенных пошлин. Например, импортные, антидемпинговые, сезонные и другие [ ].

Правовая структура таможенного тарифа.

Таможенный тариф - это систематизированный перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами. Другими словами, таможенный тариф представляет собой перечень размеров таможенных пошлин, взимаемых при прохождении товаров через таможенную границу государства, издавшего таможенный тариф, или группы государств, объединивших свои государственные таможенные территории в единую таможенную территорию таможенного союза на основе заключенного ими международного договора. Таможенный тариф содержит детализированные названия товаров, облагаемых ввозной, вывозной или транзитной таможенной пошлиной, с указанием способа обложения; ставки пошлины, а также коэффициента надбавок и скидок и наименование товаров, запрещенных к ввозу, вывозу или транзиту. Таможенные тарифы бывают двух видов: простые и сложные. Простые таможенные тарифы базируются на одной ставке таможенного обложения, т.е. предусматривают одну ставку пошлин для каждого товара вне зависимости от страны происхождения товара. Они не предусматривают льготных или дискриминационных пошлин и сравнительно мало распространены (Мексика, Боливия, Панама). Сложные таможенные тарифы базируются на двух, трех и более ставках таможенного обложения. Каждая таможенная ставка применяется к товарам определенных стран или группы стран

[ ].

Всеобщая система преференций и генеральная система торговых преференций

Под режимом наибольшего благоприятствования в таможенном обложении понимается, как установление такого таможенного режима торгово-политических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет другому такие же льготные таможенные условия, какими пользуется или будет пользоваться иное государство в отношении с первым.

Главным объектом распространения режима наибольшего благоприятствования в отношении с другими государствами, его содержанием является таможенное и торгово-политическое регулирование, уровень ставок таможенного обложения или скидки с таможенных пошлин, условия вывоза и ввоза товаров и так далее [ ].

Право таможенных льгот.

Таможенные привилегии (льготы) дают преимущества физическим должностным и юридическим лицам при ввозе, вывозе или транзите товаров, транспортных средств, ценностей, личных вещей и других предметов в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин или сборов, либо упрощенной процедуры пропуска через таможенную границу государства товаров и иных предметов, либо полного неприменения таких процедур. Система таможенных льгот складывается на основе международных договоров и соглашений, заключённых между государствами на двусторонней и многосторонней основе, а также на основе международных обычаев и принципа взаимности. Виды таможенных льгот весьма разнообразны. Например, таможенными льготами пользуются дипломатические, консульские и торговые представительства, национальные организации государств, различные товары, предметы, грузы, багаж и так далее.

Методика определения и оценки международных таможенных правонарушений и обязательств государств по пресечению международного преступления контрабанды.

Контрабанда во всех странах мира посягает на порядок в области внешней торговли, наносит ущерб прогрессивному развитию экономических отношений между государствами и нарушает их государственный и экономический суверенитет [ ].

Сдержать распространение контрабанды в мире, возможно, прежде всего, имплементируя в национальные законодательства стран мира самого понятия термина «контрабанда», в укоренении единых методик определения и оценки международных таможенных правонарушений и обязательств государств по пресечению международного преступления контрабанды.

Речь идёт, например, о безоговорочном присоединении стран мира к Конвекции об административном содействии по предупреждению, обнаружению и пресечению таможенных правонарушений от 9 июля 1977г. Конвенция заключёна в Найроби и вступила в силу 21 мая 1980г [ ]. Она определяет контрабанду как «таможенный обман, состоящий в провозе без оплаты на ту сторону любым средством товаров через государственную границу» [ ]. Аналогично, страны–участницы внешнеторговых отношений должны разделять точку зрения по понятию методов, характеру совершения контрабанды в сфере таможенного дела.

Объективно мнение российского учёного Борисова К.Г., который указывает на то, что методы, характер совершения контрабанды в сфере таможенного дела ничем не отличается от других подобных правонарушений. Однако, считает он, с точки зрения объектов контрабанды и её аспектов, это один из сложнейших видов таможенных правонарушений. Так, наряду с «традиционными» предметами контрабанды в сфере таможенного дела – оружие, предметы искусства и старины, валюта и валюта, наркотики, появляются всё новые и новые объекты - экзотические животные и птицы, радиоактивные вещества и другие. большими,

При этом, надо учитывать, что за последнее десятилетие преступлениям контрабанды стали присущи новые черты: преступления совершаются большими группами, которые высоко организованы и технически оснащены; руководство контрабандой осуществляют также группа лиц, которые отслеживают уязвимые места экономического положения той или иной страны, В этой связи, субъекты внешнеторговых отношений просто обязаны объединять усилия по выработке единых подходов в классификации вида преступлений контробанды в сфере таможенного дела.

Экскурс в международное правовое регулирования таможенных отношений государств мирового сообщества свидетельствует нам о нарастании в современном мире процессов глобализации деятельности государств. В основе развития этих процессов выступает научно-технический прогресс.

Мировые тенденции внешнеэкономический сношений государств коснулись и постсоветских государств. Три из них – Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация создали таможенный союз. То есть еще раз подтвердив посылку о том, что развитие экономики отдельно взятой страны становиться возможным и эффективным лишь при использовании не только национальных, но интернациональных условий и факторов [ ].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерации, осознав своё место в глобальных интеграционных процессах, создали новое образование – таможенный союз. Значение таможенного союза заключается в том, что создаётся большой рынок с общим товарооборотом в сотни миллиардов долларов, производством сельхозпродукции – около 100 млрд. долларов, общими запасами нефти в 90 млрд. баррелей, совокупным объёмом ВВП – более 1,5 трлн. долларов и населением почти 170 млн. человек. Совокупный экономический эффект от функционирования таможенного союза оценивается экспертами в более чем 400 млрд. долларов к 2015году. Строительство таможенного союза делает реальным формирование Единого экономического пространства, а далее, в перспективе, открывается путь к формированию Евразийского экономического союза.

Долговечность этого нового интеграционного образования гарантирована сегодня тем, что таможенный союз трёх стран аккумулировал опыт хорошо себя зарекомендовавшей модели Европейского союза. А именно:

- глубокое осознание политических, экономических, социальных, гуманитарных преимуществ и выгод от интеграции;

- последовательное продвижение по пути интеграции по мере назревания экономических предпосылок;

- наличие сильных наднациональных органов, сочетающих законодательную и исполнительную власть, представленных высоко подготовленными кадрами; - жёсткий контроль за выполнением принятых решений;

- наличие эффективной судебной власти; однотипность интегрирующихся экономик;

- гибкая политика в отношении третьих стран.

Добровольного принятие на себя принципов и норм глобальных мировых интеграционных процессов, означает не только существенную перестройку всего хозяйственного механизма, но и отказ от устаревших, отживших стереотипов управления экономикой, изменение психологии руководящих кадров. А это, сегодня, для постсоветских стран - шанс полноправно включиться в мирохозяйственные связи, стать равноправным партнёром на мировом рынке, а в итоге, обеспечить свой устойчивый экономический рост.

Приложение №1: Договор о таможенном кодексе таможенного союза

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

Республики Беларусь 8 июля 2010 г. N 3/2567

ДОГОВОР О ТАМОЖЕННОМ КОДЕКСЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА. Вступил в силу 6 июля 2010 года. (в ред. Протокола от 16.04.2010)

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, далее именуемые Сторонами, основываясь на Договоре о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 г., Договоре о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 г.,принимая во внимание общепризнанные принципы и нормы международного права, в целях обеспечения таможенного регулирования на единой таможенной территории таможенного союза договорились о нижеследующем:

Статья 1

Стороны принимают Таможенный кодекс таможенного союза, который приведен в приложении, являющемся неотъемлемой частью настоящего Договора.

Положения настоящего Кодекса имеют преимущественную силу над иными положениями таможенного законодательства таможенного союза.

Статья 2

Споры между Сторонами, связанные с толкованием и (или) применением настоящего Договора, разрешаются путем проведения консультаций и переговоров.

В урегулировании споров в рамках таможенного союза до обращения в Суд Евразийского экономического сообщества Комиссия таможенного союза оказывает содействие Сторонам.

Если спор не будет урегулирован Сторонами в течение шести месяцев с даты поступления официальной письменной просьбы о проведении консультаций и переговоров, направленной одной из Сторон другим Сторонам, любая из Сторон передает этот спор для рассмотрения в Суд Евразийского экономического сообщества.

Статья 3

Оговорки к настоящему Договору не допускаются.

Статья 4

В настоящий Договор могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами, являющимися неотъемлемой частью настоящего Договора.

Статья 5

Настоящий Договор подлежит ратификации. Настоящий Договор вступает в силу в соответствии с решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств.Настоящий Договор открыт для присоединения любого государства, которое станет членом таможенного союза.

Совершено в г. Минске 27 ноября 2009 г. в одном подлинном экземпляре на русском языке.

Подлинный экземпляр настоящего Договора хранится в Комиссии таможенного союза, которая является депозитарием настоящего Договора и направит каждой Стороне его заверенную копию.

Приложение №2: Основные термины, используемые в Таможенном кодексе таможенного союза:

- авария - вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, во владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях транспортировки, хранения и использования (эксплуатации), а также чрезвычайных и непредотвратимых при этих условиях обстоятельств (непреодолимой силы);

- административные правонарушения и преступления - административные правонарушения, по которым в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство), и преступления, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза;

- ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами;

- вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы;

- выпуск товаров - действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры;

- декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;

- заинтересованные лица - лица, интересы которых в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов непосредственно и индивидуально;

- запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза;

- иностранное лицо - лицо, не являющееся лицом государства - члена таможенного союза;

- иностранные товары - товары, не являющиеся товарами таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с ТКТС;

- Комиссия таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза;

- коммерческие документы - счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза;

- лицо - физическое и (или) юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом, если иное не вытекает из ТКТС;

- лицо государства - члена таможенного союза - юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене таможенного союза, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза;

- международные договоры государств - членов таможенного союза - международные договоры, составляющие договорно-правовую базу таможенного союза;

- международные почтовые отправления - почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории таможенного союза, поступающие на таможенную территорию таможенного союза либо следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза;

- меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза;

- налоги - налог на добавленную стоимость и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

- незаконное перемещение товаров через таможенную границу - перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение;

- оператор почтовой связи - лицо государства - члена таможенного союза, обеспечивающее оказание услуг почтовой связи в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза и актами Всемирного почтового союза;

- перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств;

- перемещение товаров через таможенную границу - ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза;

- припасы - товары:

необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, судов внутреннего плавания, судов плавания "река - море", судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке и маломерных судов, включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования;

предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту водных судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет;

предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей водных судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов;

- таможенная декларация - документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров;

- таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу;

- таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами;

- таможенное декларирование - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров;

- таможенные документы - документы, составляемые исключительно для таможенных целей;

- таможенные операции - действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза;

- таможенные органы - таможенные органы государств - членов таможенного союза;

- таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза;

- таможенный орган назначения - таможенный орган, в регионе деятельности которого находится установленное таможенным органом отправления место доставки товаров либо который завершает таможенную процедуру таможенного транзита;

- таможенный орган отправления - таможенный орган, который совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;

- таможенный представитель - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза;-

- товар - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу;

- товары для личного пользования - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом;

- товары таможенного союза - находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары:

- полностью произведенные на территориях государств - членов таможенного союза: ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с ТКТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза; изготовленные на территориях государств - членов таможенного союза из товаров, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, и (или) иностранных товаров и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с ТКТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза;

- транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке;

- транспортные средства - категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами;

- транспортные средства международной перевозки - транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования;

- экспресс-груз - товар, перевозимый в рамках скоростной перевозки любыми видами транспорта с использованием электронной информационной системы организации и отслеживания перевозок в целях доставки данного товара до получателя в соответствии с индивидуальной накладной в течение минимально возможного и (или) фиксированного промежутка времени, за исключением товара, пересылаемого в международных почтовых отправлениях.

Приложение № 3: Термины при использовании Системы управления рисками:

- анализ риска - систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный;

- выявленный риск - факт, свидетельствующий о том, что нарушение таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов таможенного союза уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте;

- индикаторы риска - определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или соответствие которым позволяет осуществлять выбор объекта контроля;

- потенциальный риск - риск, который не был выявлен, но условия для его возникновения существуют;

- профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков;

- область риска - отдельные сгруппированные объекты анализа риска, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля или их совокупности, а также повышение эффективности таможенного администрирования;

- оценка риска - систематическое определение возможности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства таможенного союза в случае его возникновения;

- риск - степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов таможенного союза;

- товары прикрытия - товары, которые с достаточной степенью вероятности могут декларироваться вместо товаров риска;

- товары риска - товары, перемещаемые через таможенную границу, в отношении которых выявлены риски или есть потенциальные риски;

- управление риском - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации.

Приложение №4: Основные термины, применяемые таможенными органами при проведении оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 июля 1999г. «Об оперативно-розыскной деятельности»№ 289-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 16.06.2000 N 400-З, от 09.08.2004 N 315-З, от 30.12.2006 N 198-З, от 21.07.2008 N 417-З, от 15.07.2009 N 42-З, от 31.12.2009 N 114-З, от 04.01.2010 N 107-З):

- опрос граждан - действие, направленное на получение со слов опрашиваемого лица информации, имеющей значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности;

- наведение справок - получение информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности, из оперативных, криминалистических и иных баз данных (учетов), информационных систем, от юридических и физических лиц, а также из других источников;

- сбор образцов для сравнительного исследования - обнаружение и изъятие материальных носителей информации, сохранивших следы преступления либо следы лица, совершившего преступление, а также предметов, служивших объектами преступных посягательств или могущих служить средством обнаружения общественно опасного противоправного деяния и причастных к нему лиц;

- проверочная закупка - искусственно созданная органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, ситуация приобретения товаров, ценностей, валюты, а также иных предметов, веществ и продукции без цели потребления или сбыта при наличии информации о нарушениях законодательства, влекущих уголовную ответственность;

- исследование предметов и документов - изучение предметов и документов в целях выявления следов и орудий совершения преступления или результатов преступной деятельности;

- наблюдение - визуальное и иное восприятие и фиксация значимых для решения задач оперативно-розыскной деятельности явлений, деяний, событий, процессов;

- отождествление личности - установление и идентификация личности проверяемого лица на основании неизменяемых признаков человека;

- обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств - осмотр названных объектов с целью возможного обнаружения признаков преступной деятельности, а также событий или действий, создающих угрозу национальной безопасности государства;

- слуховой контроль - получение и фиксация акустической информации в помещениях, сооружениях, транспортных средствах и на местности для решения задач оперативно-розыскной деятельности;

- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - просмотр почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений с целью обнаружения сведений о преступной деятельности проверяемого лица и получения иной информации в интересах решения задач оперативно-розыскной деятельности;

- прослушивание телефонных переговоров - прослушивание и фиксация в виде звукозаписи на магнитных и других носителях акустической информации, передаваемой по электрическим сетям телефонной связи при ведении телефонных переговоров, для решения задач оперативно-розыскной деятельности;

- снятие информации с технических каналов связи - получение, преобразование и фиксация с помощью технических средств различных видов сигналов, передаваемых по любым техническим каналам связи, для решения задач оперативно-розыскной деятельности;

- оперативное внедрение - проникновение в преступное формирование сотрудника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или лица, оказывающего ему содействие на конфиденциальной основе, для решения задач оперативно-розыскной деятельности;

- контролируемая поставка - контролируемое органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, перемещение товаров, ценностей, валюты, а также предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена или оборот которых ограничен, а равно предметов, добытых преступным путем или сохранивших на себе следы преступления, либо орудий и средств совершения преступления с целью предупреждения, выявления, пресечения преступлений и решения других задач оперативно-розыскной деятельности;

- оперативный эксперимент - искусственное создание обстановки, максимально приближенной к реальности, с целью вызвать определенное событие либо воспроизведение события или проведение определенных опытов в полностью управляемых условиях и под контролем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с вовлечением лица, в отношении которого имеются данные о противоправной деятельности, без уведомления его об участии в оперативном эксперименте в целях подтверждения совершения данным лицом противоправных действий, а также предупреждения, выявления, пресечения тяжкого, особо тяжкого преступления или преступления, могущего принести вред национальной безопасности;

- близкие - родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруг (супруга). Либо те же родственники супруга (супруги) должностного лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или лица, оказывающего содействие органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные лица, проживающие совместно и ведущие общее хозяйство с должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или лицом, оказывающим содействие органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, либо иные лица, которых они обоснованно признают своими близкими.

Примерные вопросы к экзамену по курсу «Таможенное право таможенного союза» (дневная форма обучения):

  1. Ретроспектива развития таможенного дела и таможенного права на территории славянских государств.

  2. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества.

  3. Правоохранительная деятельность таможенных органов.

  4. Договор о Таможенном кодексе таможенного союза.

  5. Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов.

  6. Основные принципы современного международного права.

  7. Основные институты международного таможенного права.

  8. Единая таможенная территория таможенного союза и таможенная граница.

  9. Информирование о таможенном законодательстве таможенного союза.

  10. Европейские стандарты в союзном таможенном кодексе.

  11. Компетенция национального таможенного законодательства.

  12. Договор о Комиссии таможенного союза.

  13. Таможенные органы и их основные задачи.

  14. Основные задачи, функции Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.

  15. Основные задачи, функции таможни Республики Беларусь.

  16. Таможенные платежи, виды ставок таможенных пошлин.

  17. Порядок проведения таможенного контроля.

  18. Компетенция международных договоров государств – участников Таможенного союза.

  19. Льготы по уплате таможенных платежей.

  20. Единые правила определения страны происхождения товара.

  21. Организации, занимающиеся деятельностью в области таможенного дела.

  22. Компетенция Комиссии таможенного союза.

  23. Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов.

  24. Особенности перемещения товаров для личного пользования.

  25. Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа.

  26. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

  27. Нетарифные ограничения на перемещение через таможенную границу товаров.

  28. Правила лицензирования в сфере внешней торговли товарами.

  29. Товарная номенклатур внешнеэкономической деятельности таможенного союза.

  30. Виды таможенных процедур.

  31. Принципы проведения таможенного контроля.

  32. Система управления рисками.

  33. Зона оперативного контроля и зона оперативной деятельности.

  34. Документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля.

  35. Участие специалиста при проведении таможенного контроля.

  36. Взятие проб и образцов товаров заинтересованными лицами.

  37. Таможенная статистика внешней торговли товарами.

  38. Осуществление таможенными органами оперативно-розыскной деятельности.

  39. Формы таможенного контроля.

  40. Взаимная административная помощь таможенных органов.

Примерные вопросы к зачёту по курсу «Таможенное право таможенного союза» (Заочная форма обучения):

  1. Ретроспектива развития таможенного дела и таможенного права на территории славянских государств.

  2. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества.

  3. Этапы и сроки формирования единой таможенной территории таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

  4. Договор о Таможенном кодексе таможенного союза.

  5. Таможенное регулирование в таможенном союзе Евразийского экономического сообщества.

  6. Единая таможенная территория таможенного союза и таможенная граница.

  7. Информирование о таможенном законодательстве таможенного союза.

  8. Консультирование таможенными органами.

  9. Порядок вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним.

  10. Договор о Комиссии таможенного союза.

  11. Таможенные органы и их основные задачи.

  12. Основные задачи, функции Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.

Основные задачи, функции таможни Республики Беларусь.

  1. Таможенные платежи.

  2. Виды ставок таможенных пошлин.

  3. Льготы по уплате таможенных платежей.

  4. Единые правила определения страны происхождения товара.

  5. Исчисление таможенных пошлин, налогов.

  6. Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов.

  7. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

  8. Взыскание таможенных пошлин, налогов.

  9. Нетарифные ограничения на перемещение через таможенную границу товаров.

  10. Правила лицензирования в сфере внешней торговли товарами.

  11. Единая товарная номенклатур внешнеэкономической деятельности таможенного союза.

  12. Таможенная стоимость товаров.

  13. Принципы проведения таможенного контроля.

  14. Система управления рисками.

  15. Зона оперативного контроля и зона оперативной деятельности.

  16. Документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля.

  17. Участие специалиста при проведении таможенного контроля.

  18. Освобождение от применения таможенными органами определённых форм таможенного контроля.

  19. Формы таможенного контроля.

  20. Взаимная административная помощь таможенных органов.

  21. Порядок проведения таможенных проверок.

  22. Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля.

  23. Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля.

  24. Таможенная статистика внешней торговли товарами.

  25. Информационные системы и информационные технологии.

  26. Перемещение товаров через таможенную границу.

  27. Взятие проб и образцов товаров заинтересованными лицами.

  28. Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза.

  29. Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза.

  30. Временное хранение товаров.

  31. Помещение товаров под таможенную процедуру.

  32. Понятие и виды таможенной декларации.

  33. Виды таможенных процедур.

  34. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.

  35. Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц.

  36. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

  37. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи.

  38. Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа.

  39. Особенности перемещения товаров для личного пользования.

  40. Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов.

  41. Правоохранительная деятельность таможенных органов.

Тесты итогового контроля к экзамену по курсу «Таможенное право таможенного союза»

п/п

Текст вопроса и варианты ответов

1

1.

Какие из указанных средств правового регулирования ВЭД относятся к средствам реализации таможенной политики?:

Варианты ответов:

  1. установление тарифных мер регулирования ВЭД;

  2. установление нетарифных мер регулирования ВЭД;

  3. установление запретов и ограничений на ввоз товаров в Республику Беларусь.

2

2.

Какие правовые институты входят в структуру таможенного дела?:

Варианты ответов:

  1. таможенный контроль;

  2. декларирование товаров и транспортных средств;

  3. таможенные платежи.

3

3.

Заместители Председателя ГТК Республики Беларусь назначаются на должность и освобождаются от должности:

Варианты ответов:

  1. Приказом Главы Администрации Президента Республики Беларусь;

  2. Указами Президента Республики Беларусь по представлению Председателя ГТК Республики Беларусь;

  3. Распоряжением Президента Республики Беларусь.

4

Начальники таможен Республики Беларусь назначаются на должность и освобождаются от должности:

Варианты ответов:

  1. Указами Президента Республики Беларусь по представлению Председателя ГТК Республики Беларусь;

  2. Распоряжениями Председателя ГТК Республики Беларусь по представлениям его заместителей;

  3. приказами Председателя ГТК Республики Беларусь по согласованию с Государственным секретарем Совета Безопасности Республики Беларусь.

5

Какие персональные звание могут присваиваться должностным лицам таможенных органов Республики Беларусь?:

Варианты ответов:

  1. советник таможенной службы I (П-Ш) ранга;

  2. действительный советник таможенной службы;

  3. инспектор таможенной службы I (П-Ш) ранга.

6.

Таможенное дело в Республики Беларусь составляет:

Варианты ответов:

  1. Взимание таможенных платежей;

  2. Международное сотрудничество;

  3. Таможенное оформление.

7

Таможенный сбор, взимаемый в 10 – 16 веках;

Варианты ответов:

  1. Пушнина;

  2. Мыто;

  3. Тамга.

7

Уплата таможенных платежей в полном объеме не является обязательным условием:

Варианты ответов:

  1. отказ от товара в пользу государства;

  2. таможенный склад;

  3. переработка товаров на таможенной территории.

8

Какие из перечисленных действий являются этапом основного таможенного оформления:

Варианты ответов:

  1. декларирование товаров;

  2. пользование товарами в рамках заявленного таможенного режима;

  3. предварительные операции.

1

Виды таможенных деклараций, применяемые при таможенном оформлении:

Варианты ответов:

  1. отраслевые;

  2. краткие;

  3. периодические.

1

Какие из перечисленных обязанностей являются обязанностями декларанта по таможенному законодательству:

Варианты ответов:

  1. предъявить товары и транспортные средства;

  2. беспрепятственно брать пробы и образцы своих товаров;

  3. уплатить таможенные платежи.

1

К особым видам таможенной пошлины относятся

Варианты ответов:

  1. Антидемпинговые;

  2. Специальные;

  3. Сезонные.

1

Участниками Евразийского экономического сообщества являются:

Варианты ответов:

  1. Украина;

  2. Республика Казахстан;

  3. Республика Таджикистан.

1

Виды таможенных платежей, установленных таможенным кодексом Таможенного союза:

Варианты ответов:

  1. ввозная таможенная пошлина;

  2. налог на добавленную стоимость;

  3. специальный таможенный сбор.

1

Виды ставок таможенных пошлин:

Варианты ответов:

  1. адвалорные;

  2. специальные;

  3. специфические.

1

Таможенное законодательство таможенного союза состоит из:

Варианты ответов:

  1. Международных договоров государств – членов таможенного союза;

  2. Решений Комиссии таможенного союза;

  3. Решений Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.

.

1

Товар - это:

Варианты ответов:

  1. Продукция субъектов хозяйствования;

  2. Электрическая энергия;

  3. любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу.

1

Элементами таможенно-тарифной характеристики товара для таможенных целей являются:

Варианты ответов:

  1. Таможенная преференция;

  2. Таможенная стоимость;

  3. Коммерческое наименование товара.

1

Преференции и льготы по уплате таможенной пошлины предоставляются:

Варианты ответов:

  1. Актами Правительства Республики Беларусь;

  2. Председателя ГТК Республики Беларусь;

  3. Решения Президента Республики Беларусь.

2

Какое действие не является формой таможенного контроля:

Варианты ответов:

  1. проверка системы учета и отчетности;

  2. таможенный досмотр;

  3. привлечение к административной ответственности.

2

Виды таможенной декларации:

Варианты ответов:

  1. Пассажирская таможенная декларация;

  2. Транзитная декларация;

  3. Въездная таможенная декларация.

2

Виды таможенных процедур в количественном исчислении:

Варианты ответов:

  1. Четырнадцать;

  2. Девятнадцать;

  3. Семнадцать.

2

Виды лицензий в сфере внешней торговли товарами

Варианты ответов:

  1. Разовая;

  2. Многоразовая;

  3. Исключительная.

2

Для учреждения таможенного склада в необходимо представить:

Варианты ответов:

  1. Заключение о материально-техническом оснащении соискателя лицензии;

  2. Заключение о целесообразности учреждения склада;

  3. Заключение о профессиональной квалификации сотрудников склада.

2

Установлены ли ограничения на ввоз в Республику Беларусь иностранной валюты

Варианты ответов:

  1. В пределах 10 тыс. $ США;

  2. В пределах 3 тыс. $ США;

  3. Ограничений по сумме не установлено.

2

Лицензии и разрешения выдаются на:

Варианты ответов:

  1. Каждый товар, классифицируемый в соответствии с ТНВ ВЭД;

  2. Экспорт товаров, работ, услуг;

  3. Импорт отдельных видов товаров.

2

Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных таможенных правонарушениях.

Варианты ответов:

  1. Начальник (заместитель начальника) таможни;

  2. Органы внутренних дел;

  3. Хозяйственные суды.

2

К международным почтовым отправлениям относятся:

Варианты ответов:

  1. Контейнеры;

  2. Посылки;

  3. Письменная корреспонденция.

Проверь себя: задачи по курсу «Таможенное право таможенного союза»

Задача №1

Таможенное учреждение не пропускает беспошлинно посылку из экономического университета г. Берлина в адрес Белорусского государственного экономического университета, в которой находятся материалы Международной научной конференции в количестве 95 экземпляров.

Соответствуют ли требования таможенного учреждения Беларуси порядку международных почтовых отправлений, установленных Всемирным почтовым союзом?

Задача№2

Юридическое лицо частной формы собственности, оборудовав помещение в соответствии с требованиями, предъявляемыми к магазинам беспошлинной торговли в целях реализации товаров членам семей дипломатического корпуса, обратилось в регистрирующий орган об открытии такого магазина.

Какое решение будет принято регистрирующим органом?

Задача№3

Капитан рыболовецкого судна, уходя в плавание за пределы Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, закупил припасы, предназначенные для употребления членами экипажа, а также корм для животных – двух кошек, собаки и трёх попугаев.

Соблюдены ли условия приобретения припасов в зависимости от вида транспорта – водное судно?

Задача№4

Организация Литовской Республики, в целях реализации договора поставки оборудования с условием доставки точно в срок и по временной белорусской организации, спланировала перемещение транспортного средства - автомобиля с учётом остановки и стоянки в местах перемещения товаров через таможенную границу для проведения таможенных операций.

В течение, каких сроков автомобильный транспорт, пересекающий таможенную границу, подлежит остановке на стоянке в местах перемещения товаров через таможенную границу для проведения таможенных операций?

Задача№5

Организация ввезла из Республики Польша в Республику Беларусь товары для внутреннего потребления на сумму 250 EUR, применив в качестве декларации на товары договор о перевозке груза.

Предусмотрена ли в таможенном законодательстве Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации такая форма перемещения товара с целью выпуска для внутреннего потребления?

Задача№6

Белорусская организация поставила в Российскую Федерацию товары третьих стран, выпущенных для внутреннего потребления в Республике Беларусь не уплатив таможенные платежи. Таможенные органы Российской Федерации не согласились с этим и потребовали внести соответствующие платежи.

Соответствует ли требование таможенных органов Российской Федерации законодательства Таможенного союза?

Задача№7

Организация Республики Беларусь, не имея достаточных денежных средств на уплату таможенных пошлин, налогов за товары, ввезённые в страну, предложила таможенным органам осуществить залог имущества.

Вправе ли таможенные органы принять такое переложение?

Задача№8

Таможенный эксперт после семи дней изучения материалов, относящихся к проведению экспертизы, отказался на её проведение.

Вправе ли исполнитель таможенной экспертизы отказаться от её проведения по истечении указанного времени?

Задача№9

Студент УО «Частный институт управления и предпринимательства» Республики Беларусь» Михеев А.А. представил оператору почтовой связи пакет общим весом 2,5кг. в адрес Международной научно-практической конференции молодых учёных, которая должна состояться в г. Рига (Латвия). При этом, попросил отправить пакет ускоренной почтой.

Может ли оператору почтовой связи тут же выполнить просьбу Михеев А.А.?

Задача№10

Жена назначенного главы дипломатического представительства Республика Польши в Республике Беларусь, в связи с пребыванием для временного проживания вместе с мужем, ввозит на административную территорию Беларуси одежду весом 39кг., мебель весом 120кг., личный автомобиль и моторную лодку.

Вправе ли жене назначенного главы дипломатического представительства Республика Польши в Республике Беларусь переместить указанные виды товара на территорию, в данном случае, Таможенного союза?

Задача №11

При таможенном контроле товаров, содержащих объекты интеллектуальную собственности, таможенным органом Республике Беларусь обнаружены нарушения прав интеллектуальной собственности.

Если выпуск товаров приостанавливается, то на какой срок?

Задача №12

Стоянка автобуса с туристами, следующим из г. Минска в г. Варшаву, в связи с большим объёмом работы таможенного контроля на таможне и по другим видам транспортных средств, была по времени – 4 часа.

Соответствует ли срок стоянки автобуса с туристами, пересекающими таможенную границу для проведения таможенных операций, нормам Таможенного кодекса таможенного союза?

Задача №13

Гражданин Республики Беларусь с сыном, достигшим 18-летнего возраста, следуя из Словении воздушным транспортом, ввозил в страну проживания – Беларусь в сопровождаемом багаже: 7 литров алкогольных напитков; 50 сигар; 4 бывших в употреблении шин на общую сумму 1500 EUR и весом 24кг.

Может ли Гражданин Республики Беларусь осуществить указанное перемещение товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза?

Задача №14

Организация Республики Беларусь ввозит французские товары из Франции в Беларусь, помещая их под таможенную процедуру таможенного транзита, предоставив банковскую гарантию уплаты таможенных пошлин.

Возникает ли у перевозчика какие-либо финансовые обязательства при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита?

Задача № 15

Предприятие планирует реорганизацию штата. Для оценки своей активности ему необходимо сведения о внешнеэкономической деятельности за последние два года.

Существует ли возможность их получить?

Задача №16

Сотрудники таможенных органов остановили транспортное средство вне зоны таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них.

Вправе ли таможенные органы поступить вышеуказанным образом?

Задача №17

Таможенные органы, после выпуска товаров для внутреннего потребления, запросили у юридического лица документы и сведения на перемещённый товар через таможенную границу в письменной форме и, одновременно, в электронной форме, необходимые им для проведения таможенного контроля.

В указанной ситуации, имеет ли право таможенный орган запросить одновременно у юридического лица документы в письменной и электронной форме?

Задача №18

Таможенные органы при таможенном оформлении товаров из Камеруна – страны, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим наибольшего благоприятствования, выявили то, что сведения о стране происхождения товара отсутствует в товаросопроводительных документах.

В этой ситуации как определить страну происхождения товара?

Задача № 19

Открытое акционерное общество «Вымпел», в связи с отсутствием достаточных денежных средств у Общества с ограниченной ответственностью «Ветразь», предложило таможенным органам уплатить за него таможенные платежи за счёт собственных средств в иностранной валюте по официальному курсу белорусского рубля. Таможенные органы отклонили такое предложение.

Чем руководствовались таможенные органы, принимая решение об отказе в помощи Открытого акционерного общества «Вымпел», Обществу с ограниченной ответственностью «Ветразь»?

Задача № 20

Юридическая организация ввезла на территорию Республики Беларусь товары, подвергающихся быстрой порче, поместив их под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления. В связи с недостатком денежных средств на уплату таможенных платежей, юридическая организация попросила у таможенных органов рассрочку уплаты таможенных платежей. Таможенные органы отказали в их просьбе по рассрочке уплаты таможенных платежей.

Чем руководствовались таможенные органы, принимая решение об отказе просьбы юридической организации, по рассрочке уплаты таможенных платежей?

  1. ИНФОРМБАНК ОТ 5.06.2012г.:

Основная учебная литература:

Конституция Республики Беларусь. 1994 г. (с изменениями и дополнениями 1996, 2004 г.) //Консультант Плюс: Беларусь, Электронный ресурс. / ООО «ЮрСпектор», НЦПИ Респ. Беларусь.- Минск, 2007.

Таможенный кодекс таможенного союза с комментарием. – Минск: Регитср, 2010. – 644с.

Лукашенко А.Г. Благополучие родной земли – дело всех и каждого // Советская Белоруссия. – 2009., № 77.

Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 7 декабря 1998 г., № 218-3: Принят Палатой Представителей 28 октября 1998 года: Одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г.: в редакции Закона Респ. Беларусь от 26 декабря 2007 года № 301-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2008.

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 15 декабря 1998г. № 219-З: Принят Палатой представителей 11 ноября 1998 года: Одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 г. : в редакции Закона Респ. Беларусь от 8 июля 2008 г. № 395-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2008.

О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закона Респ. Беларусь, 10 января 2000 г., №361-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 7 мая 2007г. №212-3 // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2008.

Единый таможенный тариф: Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009г. №18 //Консультант Плюс: Беларусь, Электронный ресурс. / ООО «ЮрСпектор», НЦПИ Респ. Беларусь.- Минск, 2009.

О ратификации Соглашения об условиях и механизме применения тарифных квот: Закон Республики Беларусь от 28 ноября 2009г. №79-3 //Консультант Плюс: Беларусь, Электронный ресурс. / ООО «ЮрСпектор», НЦПИ Респ. Беларусь.- Минск, 2009.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. – Минск: Нац. Центр правовой информации Респ. Беларусь, 2007. – 448с.

Гонгаров А.А. Международное торговое право: ответы на экзаменационные вопросы.- Минск: ТетраСистемс, 2007.- 176с.

Ефименко В.В. Это нужное слово солидарность // Таможня и ВЭД. №1. 2006.

Тынель А. и др. Курс международного торгового права. / ТынельА., Функ Я, Хвалей В.- 1999.- 704с.

Экономика Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей: учеб. пособие / Г.А.Шмарловская, Г.Г.Санько, Е.Н.Петрушкевич и др.; под ред. Г.А.Шмарловской.- Мн.: БГЭУ, 2006.- 253с.

Внешнеэкономическая деятельность: основные операции: учеб. пособие В.И.Черенков.- Ростов н/Д: Феникс,2007.-541с.

Турбан Г.В.Экономика и управление внешнеэкономической деятельности: учеб.пособие /Г.В.Турбан.- Минск:БГЭУ, 2007.- 319с.

Соболейский Е.Ю. Сбалансированность товарных потоков в системе экспортно-импортных отношений. /Под науч. Ред. В.Ф,Медведева.- Мн.: Право и экономика, 2005.- 156с.

Острога А.В. Преобразовать Белорусское управление Государственного таможенного контроля а Государственный таможенный комитет Республики Беларусь // Таможня и ВЭД. №9. 2006.

Ростовский Ю.М., ГречковВ.Ю, Внешнеэкономическая деятельность: учебник / Ю.М.Ростовский, В.Ю.Гречков.- 3-е изд., перераб. И доп. –М.: Магистр, 2008.- 591с.

Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация / И.И.Дюмулен.- М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2003.- 271с.

Дайнеко А.А. Всемирная торговая организация: механизмы функционирования и практика вступления /А,А.Дайнеко, Г.В.Забавский, М.В.Василевская: под ред.А.В.Дайнеко.- Мн.: Дикта, 2006.- 408с.

Волков Г.Ю. Международная торгоаля: Учебное пособие/ Г.Ю. Волков, Г.П.Солодков.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 344с.

Кретов И.И. Логистика во внешнеторговой деятельности: учеб. пособие.- 2-е изд. Перераб. И доп. / И.И.Кретов, К.В.Садченко; Акад. Внеш. торговли.- М.: Дело и Сервис, 2006.- 256с.

Самолаев Ю.Н. Основы таможенной политики: Учеб. пособие.- М.: Альфа – М.: ИНФРА – М., 2010.- 304с.

Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник.- 3-е изд. Исправ. И доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; 2008.- 500с.

Экономическая безопасность и экономическая политика: учеб. пособие /А.В.Бондарь, В.Н.Ермошкевмч, С.Н.Князев, В.Г.Моисеенко: под. ред. А.В.Бондаря, С.Н.Князева.- Минск: БГЭУ, 2007.- 423с.

Основы национальной экономики: укчеб. Пособие // рук. авт. коллектива и науч. Ред. А.В.Сидорович.- М.- Издательство «Дело и Сервис», 2008.- 530с.- (Учебники Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова)

Национальная экономика Беларуси : учебник / В.Н. Шимов [и др.]:

под ред. В.Н. Шимова.- 3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009.- 751с.

Экономика Беларуси в системе мирохозяйственных связей [Текст]: учеб. Пособие/ Г.А. Шмарловская, Г.Г. Санько, Е.Н. Петрушкевич [и др.]: под ред. Г.А. Шмарловская.- Мн.: БГЭУ, 2006.- 253с.

Экономическая безопасность и экономическая политика: учеб. Пособие/ А.В. Бондарь, В.Н.Ермашкевич, С.Н.Князев, Е.Г.Моисеенко; под ред. А.В. Бондаря, С.Н.Князева. - Минск: БГЭУ, 2007.- 423с.

Устойчивое развитие экономики Беларуси: теоретические и организационные аспекты: моногр. / под ред. В.Н.Шимова, Г.А.Короленка.- Минск: БГЭУ, 2006.- 427с.

Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы международ.-науч.-практ. Конф., повящ. 75-летию БГЭУ (Минск, 20 мая 2008г.): в 2т.- Минск: БГЭУ, 2008.- 563с.

Горемыкин В.И., БогомоловА.Ю. Бизнес-план: Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов.- 3-е изд., доп. И перераб.- М.: «Ось-89». 2002.-864с.

Экономика предприятия: учеб. Пособие/ Л.Н.Нехорошева, Н.Б.Антонова, Л.В.Гринцевича [и др.].- Мн.: БГЭУ, 2008.- 719с

Дополнительные литературные источники:

Острога А.В. История таможенного дела и таможенного права Беларуси / В.А. Острога. – Минск: ООО «БИП- С Плюс», 2005.

Острога В.А. У истоков борьбы с контрабандой культурных ценностей / В.А. Острога //Таможня и ВЭД. - № 44 / 2001.

Сиротский А. Н. Комментарий таможенного кодекса Республики Беларусь.– Мн.: Амалфея, 2000.- 453с.

Игнатюк А.З. Таможенное право Республики Беларусь

Шматков И.И. Таможенное право Республики Беларусь / И.И. Шматков. – 2-е изд., исп. И доп. – Минск: Белтаможсервис, 2009. – 432с.

Черкасова Е.В. Таможенное право: учеб.-метод. Комплекс / Е.В. Черкасова. – Минск: Изд-во МИУ, 2008. -204с.

Анимонис Г.И., Зотова Н.А. Глобальный мир: единый и разделённый. Эволюция теорий глобализации.- М.: Междунар. отношений. 2005.- 676с.

ВТО: механизм взаимодействия национальных экономик. Угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок / под. Ред. С.Ф.Сатурина.- М.: Эксмо, 2008.- 400с.

Острога А.В. История таможенного дела и таможенного права Беларуси / В.А.Острога.- Минск: ООО «БИП-С Плюс», 2005.- 202с.

Большая экономическая энциклопедия.- М.: Эксмо, 2007.- 816с.

Марачевская Л.Г. Внешнеторговые договоры: подготовка, оформление, исполнение: Практ. Пособие.- Мн. Изд. Коротаева, 2000.- 246с.

12. Морская перевозка грузов: теория и практика / М.И.Савченко; Частный институт управления и предпринимательства. – Минск: Право и экономика. 2010. – 410с.

Глобализация: Учебник / Под общ. ред. В.А. Михайлова и В.С. Буянова.- М.: Изд.-воРАГС, 2008. – 544 с. (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации).

Большой экономический словарь – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Институт новой экономики, 2002. – 1280 с.

Риффин, Р, Пастей, М. Международный бизнес. 4-е изд. / Пер. с англ. Под ред.А.Г. Медведева. – СПб.: Питер, 2006. – 1088 с.

Гонгаров А.А. Международное торговое право: ответы на экзаменационные вопросы.- Минск: ТетраСистемс, 2007.- 176с.

Ефименко В.В. Это нужное слово солидарность // Таможня и ВЭД. №1. 2006.

Тынель А. и др. Курс международного торгового права. / ТынельА., Функ Я, Хвалей В.- 1999.- 704с.

Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник.- 4-е изд., перераб. И доп.- М.: ИНФРА- 2003.- 480с.

Волгин В.В. Индивидуальный предприниматель: Практическое пособие.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательско-книгорорговый центр «Маркенинг», 2002.- 468с.

Воробъёв С.Н., Балдин К.В. Управление рисками в предпринимательстве.- 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.- 772с.

Основы бизнеса/Под ред. Ю.Б.Рубина. Учебник. 6-е изд., перераб. и доп.- М.: ООО «Маркет ДС Карпорейшин, 2004.- 784с.- «Университетская серия»

Юридический словарь – справочник высшего управленческого персонала/ Гавриленко В.Г., Никитенко Г.Г., Ядевич Н.И.- Мн.: издательство «Право и экономика». 2001.- 1100с.

Гриффин Р., Пастей М. Международный бизнес. 4-е изд. / Пер.с англ. Под ред. А.Г.Медведева.- СПб.: Питер, 2006.- 1088с.

Тема №1

1. Конституция Республики Беларусь. 1994 г. (с изменениями и дополнениями 1996, 2004 г.) //Консультант Плюс: Беларусь, Электронный ресурс. / ООО «ЮрСпектор», НЦПИ Респ. Беларусь.- Минск, 2007.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза.- Мн.: Амалфея, 2010.- 265с.

3. Единый таможенный тариф: Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009г. №18 //Консультант Плюс: Беларусь, Электронный ресурс. / ООО «ЮрСпектор», НЦПИ Респ. Беларусь.- Минск, 2009.

4. О ратификации Соглашения об условиях и механизме применения тарифных квот: Закон Республики Беларусь от 28 ноября 2009г. №79-3 //Консультант Плюс: Беларусь, Электронный ресурс. / ООО «ЮрСпектор», НЦПИ Респ. Беларусь.- Минск, 2009.

5. Основы таможенного законодательства государств-участников Содружества Независимых Государств: решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 10 февр. 1995г. [ Электронный ресурс] // ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ Беларусь. – Минск, 2010.

6. Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации [Электронный ресурс]. 2010. Режим доступа

7. Закона Республики Беларусь от 9 июля 1999г. «Об оперативно-розыскной деятельности»№ 289-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 16.06.2000 N 400-З, от 09.08.2004 N 315-З, от 30.12.2006 N 198-З, от 21.07.2008 N 417-З, от 15.07.2009 N 42-З, от 31.12.2009 N 114-З, от 04.01.2010 N 107-З) [ ]. [ Электронный ресурс] // ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ Беларусь. – Минск, 2010.

8. Острога В.А. У истоков борьбы с контрабандой, культурных ценностей / В.А. Отрога // Таможня и ВЭД.- №6 / 2007. – с. 45-46.

9. Основы таможенного дела; Учебник / В.А. Гошин, А.Н. Сиротский. Н.А. Дубинский и др.; Под ред. А.Н. Сиротского, В.А. Гошина.- Минск: БГУ, 2003.- 475 с.

10. Цыкунов И.В. Таможенная стоимость товаров – новый взгляд / Материалы Второго Международного экономического форума молодых учёных «Экономика глазами молодых», 2009г. Минск: БГЭУ, 2009.

11. Цыкунов И.В., Головкова Е.А. Завышение таможенной стоимости – актуальная проблема таможенного союза // Белорусский экономический журнал. 2010. №3, с 133-144.

12. Баев А.А. Не продешевить, не взять лишнего // Таможня. 2008. №5.

13. Бондарь Л.А. Информационное обеспечение контроля и определения таможенной стоимости - актуальный вопрос настоящего времени // Таможенное обозрение. 2008. №2.

Тема №2