logo
UMK_20012

5.4.2.13 Таможенная процедура отказа в пользу государства

Отказ в пользу государства - таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства - члена таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования [ст. ТКТС 310].

Товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, приобретают статус товаров таможенного союза.

Под таможенную процедуру отказа в пользу государства могут помещаться иностранные товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, а также запрещенных к обороту на территориях государств-членов таможенного союза.

Решением Комиссии таможенного союза может быть установлен перечень иных товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства.

Резюмируя вышеизложенное, следует акцентировать наше внимание ещё на том, что любая внешнеэкономическая операция, связанная с пермещением товаров через таможенную границу, не может быть совершена без транспортного средства, на котором такие товары первозяться. Подобные транспортные средства называются транспор­тными средствами международной перевозки (далее по тексу - ТСМП).

Согласно ст. 4 ТК ТС под ТСМП понимаются транспорт­ные средства, ввозимые на таможенную территорию ТС или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пасса­жиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-техни­ческого снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, техничес­кого обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.

Ранее, согласно ТК Республики Беларусь, ТСМП должны бы­ли помещаться под одну из двух таможенных процедур — вво­за либо вывоза ТСМП. В ТК ТС аналогичные таможенные процедуры отсутствуют. В главе 48 ТК ТС определён круг транспортных средств которые подлежат таможенному декларированию без помещения под таможенные процедуры:

  1. ТСМП, зарегистрированные в иностранных государствах (включая порожние) и временно ввозимые на таможенную территорию ТСдля завершения или начала международной перевозки на такой территории или за её пределы;

  2. ТСМП, зарегистрированные в государствах – членах ТС (включая порожние) и временновывозимые с таможенной территории ТС для завершения или начала международной перевозки;

  3. Водные суда, используемые для рыболовства, разведки и рыболовства минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, лоцманской и ледокольной проводки, поисковых, спасательных и буксирных опрераций, подъёма затонувших в море имущества, гидротехнических, подводнотехнических и других подобных работ, санитарного , карантинного и другого контроля, защиты и сохранения морской среды, проведения морских научных исследований, в учебных, спортивных и культурных целях, связанных с торговым мореплаванием;

  4. Гражданские и государственные воздушные суда, воздушные суда, исползуемыеэкспериментальной авиации (осуществляющие экспериментальные полёты), не используемые для международных перевозок товаров и пассажиров;

  5. Железнодорожный подвижной состав, используемый для ремонтно-восстановительных и иных работ, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Для таможенного декларирования ТСМП используется таможенная декларация на транспортное средство, форма которой утверждена решением Комиссии ТС от 14 октября 2010г. № 422.

Таможенная процедура свободной таможенной зоны (да­лее — СТЗ)является одной из таможенных процедур, пре­дусмотренных ст. 202 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС). Вопросы применения такой проце­дуры регулируются Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 г. (далее — Соглашение).

В соответствии с Соглашением свободная таможенная зона — это таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории сво­бодной (специальной, особой) экономической зоны или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограни­чений в отношении товаров ТС.

Помещение товаров под таможенную процедуру СТЗ осуществляется при соблюдении следующих условий:

vВвозные таможенные пошлины, налоги при помеще­нии товаров под рассматриваемую таможенную процедуру не взимаются.

Напомним, что декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру СТЗ, в РБ может выступать резидент СЭЗ, причём товаров, которые размещаются на терри­тории той СЭЗ, резидентом которой он является. Товары могут находиться под таможенной процедурой СТЗ в пределах срока функционирования СЭЗ, за исключе­нием случаев, когда:

В отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, допускается совершение любых операций, если совершение таких операций соответствует условиям соглашения об осуществлении деятельности на территории СЭЗ, в том числе:

- операции, необходимые для сохранности товаров, а также обычные операции по подготовке товаров к транспортировке, включая дробление партии, формирова­ние отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, марки­ровку, операции по улучшению товарных качеств;

-операции по переработке (обработке) товаров, в результате проведения которых товары теряют свои индивидуальные характеристики, и (или) по изготовлению товаров (включая сборку, разборку, монтаж, подгонку), а также операции по ремонту товаров;

- потребление товаров.

Одной из возможных схем применения таможенной процедуры СТЗ является следующая:

-ввоз иностранных товаров и помещение их под таможенную процедуру СТЗ. При этом ввозные таможенныепошлины, налоги не взимаются;

-осуществление операций по переработке (обработке) товаров, в результате проведения которых товары теряют свои индивидуальные характеристики, и (или) по изготов­лению товаров (включая сборку, разборку, монтаж, подгонку);

Нормами Соглашения, регулирующими вопросы завер­шения действия таможенной процедуры СТЗ, предусмотре­но, что рассматриваемая таможенная процедура в отноше­нии иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, использованных для изготовления (получе­ния) товаров, при размещении последних на таможенной территории ТС завершается помещением полученных (изготовленных) товаров:

  1. под таможенную процедуру реимпорта если такие товары приобретают статус товаров ТС. Еще раз отметим, что данная таможенная процедура не предусматривает уплату ввозных таможенных пошлин, налогов;

  2. под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, таможенного склада, переработки на тамо­женной территории, переработки для внутреннего потреб­ ления, временного ввоза (допуска), беспошлинной торгов­ ли, уничтожения или отказа в пользу государства — если такие товары не приобретают статус товаров ТС. При этом установлено, что при исчислении ввозных таможенных пошлин, налогов применяются ставки, таможенная стои­мость, количество товаров и (или) их физическая характе­ ристика в натуральном выражении (количество, масса, объ­ ем или иная характеристика), определенные в отношении-:

-иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ и использованных при изготовлении (полу­ чении) товаров (на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру СТЗ), — при условии иденти­ фикации таких иностранных товаров в изготовленных (по­ лученных) товарах;

-товаров, изготовленных (полученных) с использовани­ ем товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ (на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения под указанные тамо­ женные процедуры),—в случае отсутствия вышеуказанной идентификации.

Как видно, возможность помещения полученных (изго­товленных) товаров под таможенную процедуру реимпорта (не предусматривающую уплату ввозных таможенных пошлин, налогов) возможна только при приобретении таки­ми товарами статуса товаров ТС.

Согласно ст. 19 Соглашения Определение статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностран-

товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, производится в соответствии с критериями достаточ­ной переработки. Так, изготовленный (полученный) товар признается товаром ТС, если в результате осуществления операций по его изготовлению (получению) выполняется одно из следующих условий:

процентная доля стоимости иностранных товаров, по­ мещенных под таможенную процедуру СТЗ, не превышает фиксированной доли в цене конечной продукции или до­ бавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции. При этом решением Комиссии ТС от 18.11.2010 №515 утвержден Порядок использования прави­ ла адвалорной доли в качестве критерия достаточной пере­ работки товаров, изготовленных (полученных) с использо­ ванием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможен-

в отношении товара выполнены условия, производ­ ственные и технологические операции, достаточные для признания товара, изготовленного (полученного) с исполь­ зованием иностранных товаров, помещенных под таможен­ ную процедуру СТЗ, товаром ТС.

В соответствии с Соглашением определение рассматри­ваемого статуса осуществляется уполномоченным органом государства — члена ТС, определяемым в соответствии с законодательством государств — членов ТС. Таким орга­ном в нашей стране является Белорусская торгово-промыш­ленная палата, что предусмотрено постановлением Совми­на от 6.07.2011 № 918 «Об органе, уполномоченном на определение статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада».

В качестве документа, подтверждающего указанный ста­тус, уполномоченным органом выдается заключение о признании товара, изготовленного (полученного) с исполь­зованием иностранных товаров, помещенных под таможен- у ную процедуру СТЗ, товаром ТС или заключение о призна­нии товара, изготовленного (полученного) с использовани­ем иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, не являющимся товаром ТС.

Форма, порядок заполнения вышеуказанных заключений, а также порядок их выдачи и применения определены реше­нием Комиссии ТС от 17.08.2010 № 437 «О форме, порядке заполнения, выдачи и применения заключений о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную про­цедуру свободной таможенной зоны или таможенную про­цедуру свободного склада, товаром Таможенного союза и о признании товара, изготовленного (полученного) с исполь­зованием иностранных товаров, помещенных под таможен­ную процедуру свободной таможенной зоны или таможен­ную процедуру свободного склада, не являющимся товаром Таможенного союза».

Вместе с тем на сегодня Комиссией ТС не определен пе­речень условий, производственных и технологических oneраций, достаточных для признания товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, по-

мещенных под таможенную процедуру СТЗ, товаром ТС. В связи с этим согласно ст. 23 Соглашения до принятия тако­го решения для вышеуказанных целей используются кри­терии достаточной переработки, установленные в со­ответствии с законодательством государств членов ТС. В нашей стране указанные критерии определены поста­новлением Совмина от 10.10.2007 № 1306 «О некоторых вопросах определения страны происхождения товаров» и включают в себя следующие:

Согласно ст. 23 Соглашения вышеуказанные товары, происхождение которых подтверждено сертификатом о происхождении товара формы СТ-1, признаются товарами ТС.

Однако необходимо обратить внимание на то, что выше­указанные положения (ст. 19 Соглашения) об определении статуса товаров, размещаемых на таможенной территории

ТС, могут применяться только при определении статуса то­варов, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную про­цедуру СТЗ резидентами (участниками) СЭЗ, зарегис­трированными до 1.01.2012 г., причем лишь в период до 1.01.2017 г.

В свою очередь по общему правилу, предусмотренному ст. 10 Соглашения, товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную про­цедуру СТЗ, и товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную про­цедуру СТЗ, и товаров ТС, приобретают статус иностранных товаров. Соответственно, при их размеще­нии на таможенной территории ТС должна применяться не таможенная процедура реимпорта, а таможенные процеду­ры выпуска для внутреннего потребления, таможенного склада, переработки на таможенной территории, перера­ботки для внутреннего потребления, временного ввоза (до­пуска), беспошлинной торговли, уничтожения или отказа в пользу государства.

Таким образом, рассмотренную схему применения тамо­женной процедуры СТЗ на сегодняшний день можно использовать только резидентам (участникам) СЭЗ, заре­гистрированным до 1.01.2012 г. Товары, полученные (изго­товленные) резидентами (участниками) СЭЗ, зарегистриро­ванными с указанной даты, будут в данной ситуации при­обретать статус иностранных товаров и выпускаться для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов в установленном порядке. Кроме того, это правило с 1.01.2017 г. будет применяться и к резидентам (участникам) СЭЗ, зарегистрированным до 1.01.2012 г. ИНФОРМБАЕК, от 5.06.2012г., №41.

Тема № 7: Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров.

7.1 Основные вопросы:

1. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.

2. Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных юридических и физически лиц.

3. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

4. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередач.

5. Особенности перемещения товаров для личного потребления.

6. Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов.

7.2 Примерные темы рефератов:

1. Правила оказания услуг почтовой связи в Республике Беларусь.

2. Таможенный досмотр за соответствием порядка международных почтовых отправлений требованиям Правил, установленных Всемирным почтовым союзом (ВПС).

3. Таможенное оформление международных почтовых отправлений.

4. Интеллектуальная собственность: защитные меры в Таможенном союзе.

5. Особенности перемещения через таможенную границу товаров железнодорожным транспортом

7.3 Литературные источники

1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Комиссии.- Москва, 2010.- Режим доступа: http: / www. tsouz. Ru.

2. О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Теспублики Казахстан, Российской Федерации: решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического Сообщества от 27 ноб. 2009г. №19 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Комиссии.- Москва, 2010.- Режим доступа: http: / www. tsouz. Ru.

3. О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Теспублики Казахстан, Российской Федерации: решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического Сообщества от 27 ноб. 2009г. №19 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Комиссии.- Москва, 2010.- Режим доступа: http: / www. tsouz. Ru.

4. Борисов К.Г. Международное таможенное право. М.: Изд-во РУДН, 2001

5. Таможенный контроль: Учебник / Под общ. Ред. В.М. Шамахова. М. : Софт Издат., 2006.

6. Основы таможенного дела: Учебник / В.Г.Драганов [и др.]; Под общ. ред. В.Г. Драганова. М.: Экономика, 1998.

7. Мацкевич В.В. Предпринимательство в таможенном деле Беларуси и России // Белорусский экономический журнал, №2., 2010. - с. 74-84.

8. Комаров А.С. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности М.: ДеКА, 2001.- 795с.

9. Тынель А.А. Курс международного права Учебник / А.А. Тынель [и др.]; Под общ. ред. А.А Тынеля .- Минск.: Амвлфея, 1999. – 704с.

7.4 Опорные положения темы: Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров.

7.4.1 Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.

В связи с расширением международного сотрудничества государств таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, ТКТС, прежде всего, включил сведения об особенностях таможенного оформления международных почтовых отправлений далее – (МПО). В ТКТС «Международные почтовые отправления», определено, что к международным почтовым отправлениям относятся посылки и отправления письменной корреспонденции, которые являются объектами почтового обмена в соответствии с актами Всемирного почтового союза (далее ВПС) [ст. ТКТС 312]. Детализация правил оказания услуг почтовой связи в Беларуси определены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 сентября 2004г. № 1111 (в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 августа 2010г. № 1214).

Пересылка международных почтовых отправлений должна сопровождаться документами, предусмотренными актами ВПС. Инструкция о порядке использования документов, предусмотренных актами ВПС, утверждена Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010г. № 310.

Международные почтовые отправления не могут быть выданы операторами почтовой связи их получателям либо отправлены за пределы таможенной территории ТС без разрешения таможенного органа.

Оператор почтовой связи, в соответствии указанных актов, по требованию таможенного органа предъявляет международные почтовые отправления для проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра. Таможенные органы не требуют предъявления им следующих видов ввозимых почтовых отправлений: секограмм; почтовых карточек и писем; аэрограмм. Но, при наличии достаточных оснований полагать, что в указанных почтовых отправлениях содержаться товары, запрещенные или ограниченные к ввозу на таможенную территорию ТС, а также при проведении таможенного осмотра или таможенного досмотра на основе выборочных или случайных проверок таможенные органы вправе требовать предъявления указанных почтовых отправлений [].

Ряд товаров в соответствии с ТК ТС, запрещён к пересылке. В частности, не допускается пересылка в международных почтовых отправлениях товаров: запрещенных к ввозу на таможенную территорию ТС; запрещённых к пересылке в соответствии с актами ВПС; в отношении которых применяется ограничения, если такие товары запрещены к пересылке в международных почтовых отправлениях в соответствии с решением Комиссии ТС. Регламентом письменной корреспонденции, утверждённой Советом почтовой эксплуатации ВПС от 28 января 2005г., запрещена пересылка в почтовых отправлениях: наркотиков и психотропных веществ; предметов непристойного или безнравственного характера; предметов, которые по своему характеру или упаковке могут представлять опасность для почтовых работников или обычного населения; взрывчатых, воспламеняющихся или радиоактивных веществ. Следует отметить, что в практике международного почтового обмена сложился обычай пропуска из-за границы без разрешений на ввоз и беспошлинно посылок определённой категории в адрес отдельных лиц, а именно: посылок и бандеролей, содержащих оттиски научных работ, направляемых научным работникам в порядке авторского права. Но не более 100 экземпляров; бандеролей, содержащих исключительно печатные произведения, но не более двух экземпляров каждого наименования; посылки того же наименования; посылок и мелких пакетов, содержащих предметы подарочного, сувенирного назначения, нетоварного характера [].

Таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, приводятся таможенными органами в учреждениях международного почтового обмена либо в иных местах, определённых таможенными органами. Таможенное декларирование товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится с использованием предусмотренных актами ВПС документов, сопровождающих международные почтовые отправления, либо декларации на товары.