logo
UMK_20012

3.Компетенция таможенныхорганов Республики Беларусь в сфере оперативно-розыскной деятельности

Осуществляется таможенными органами государств - членов таможенного союза в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза об оперативно-розыскной деятельности. В Беларуси - это нормы Закона Республики Беларусь от 9 июля 1999г. «Об оперативно-розыскной деятельности»№ 289-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 16.06.2000 N 400-З, от 09.08.2004 N 315-З, от 30.12.2006 N 198-З, от 21.07.2008 N 417-З, от 15.07.2009 N 42-З, от 31.12.2009 N 114-З, от 04.01.2010 N 107-З) [ ].

В соответствии статьи 7.«Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность», таможенные органы вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Республики Беларусь. Таможенные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают задачи исключительно в пределах своей компетенции, установленной законодательными актами Республики Беларусь.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется на принципах законности, соблюдения прав и свобод личности, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Перечень оперативно-розыскные мероприятия определён статьёй 11. «Оперативно-розыскные мероприятия». Это:опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; слуховой контроль; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка;оперативный эксперимент.

Таможенные органыРеспублики Беларусь осуществляют оперативно-розыскные мероприятия за исключением мероприятий:наблюдение; слуховой контроль; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие вреда здоровью людей и окружающей среде.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

- наличие возбужденного уголовного дела;

- ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления. В том числе о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, лицах, скрывающихся от органов уголовного преследования и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;

- поручения и постановления органа уголовного преследования по уголовным делам, находящимся в его производстве;

- запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье;

- постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в том числе о применении мер безопасности в отношении охраняемых и защищаемых лиц в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь;

- запросы международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств (в соответствии с международными договорами Республики Беларусь).

Предусмотрены и исключения.Так, оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться в отношении лица, должность которого включена вкадровый реестр Главы государства Республики Беларусь - с санкции Генерального прокурора Республики Беларусь.

Либопо постановлению Министра внутренних дел Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместителя Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь- директора Департамента финансовых расследований или лиц, исполняющих их обязанности, с предварительного согласия Президента Республики Беларусь.

Аналогично решён вопрос и в отношении депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, судьи, прокурорского работника (кроме следователя и стажера прокуратуры). Однако, в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий и в отношении указанных лиц. Правда, с обязательным письменным уведомлением соответствующего прокурора или его заместителя в течение24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить санкцию прокурора или его заместителя на проведение такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение. О прекращении проведения оперативно-розыскного мероприятия выносится постановление органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений, выявлению и установлению лиц и других мероприятий.

Контролируемая поставка— это ввоз или транзит через ее территорию под негласным контролем товаров, а также включенных в незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ. Она может использоваться в отношении других предметов, являющихся орудием или средством совершения преступления, либо предметов, добытых преступным путем, либо предметов, противоправные деяния с которыми являются контрабандой. Суть данного мероприятия состоит в передаче оперативными работниками или под их контролем другими гражданами каких-либо предметов, денег, валюты, ценностей лицам, заподозренным в совершении преступлений, в целях их разоблачения.

Перечень оперативных подразделений наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их компетенцию и организацию работы определяет Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.

Сегодня это – Управление организации борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями

Управление собственной безопасности.

Соответственно им в таможнях - отдел организации борьбе с контробандой и административнными таможенными правонарушениями, отдел собственной безопасности.