3.Компетенция таможенныхорганов Республики Беларусь в сфере оперативно-розыскной деятельности
Осуществляется таможенными органами государств - членов таможенного союза в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза об оперативно-розыскной деятельности. В Беларуси - это нормы Закона Республики Беларусь от 9 июля 1999г. «Об оперативно-розыскной деятельности»№ 289-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 16.06.2000 N 400-З, от 09.08.2004 N 315-З, от 30.12.2006 N 198-З, от 21.07.2008 N 417-З, от 15.07.2009 N 42-З, от 31.12.2009 N 114-З, от 04.01.2010 N 107-З) [ ].
В соответствии статьи 7.«Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность», таможенные органы вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Республики Беларусь. Таможенные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают задачи исключительно в пределах своей компетенции, установленной законодательными актами Республики Беларусь.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется на принципах законности, соблюдения прав и свобод личности, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
Перечень оперативно-розыскные мероприятия определён статьёй 11. «Оперативно-розыскные мероприятия». Это:опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; слуховой контроль; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка;оперативный эксперимент.
Таможенные органыРеспублики Беларусь осуществляют оперативно-розыскные мероприятия за исключением мероприятий:наблюдение; слуховой контроль; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие вреда здоровью людей и окружающей среде.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
- наличие возбужденного уголовного дела;
- ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления. В том числе о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, лицах, скрывающихся от органов уголовного преследования и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;
- поручения и постановления органа уголовного преследования по уголовным делам, находящимся в его производстве;
- запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье;
- постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в том числе о применении мер безопасности в отношении охраняемых и защищаемых лиц в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь;
- запросы международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств (в соответствии с международными договорами Республики Беларусь).
Предусмотрены и исключения.Так, оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться в отношении лица, должность которого включена вкадровый реестр Главы государства Республики Беларусь - с санкции Генерального прокурора Республики Беларусь.
Либопо постановлению Министра внутренних дел Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместителя Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь- директора Департамента финансовых расследований или лиц, исполняющих их обязанности, с предварительного согласия Президента Республики Беларусь.
Аналогично решён вопрос и в отношении депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, судьи, прокурорского работника (кроме следователя и стажера прокуратуры). Однако, в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий и в отношении указанных лиц. Правда, с обязательным письменным уведомлением соответствующего прокурора или его заместителя в течение24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить санкцию прокурора или его заместителя на проведение такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение. О прекращении проведения оперативно-розыскного мероприятия выносится постановление органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений, выявлению и установлению лиц и других мероприятий.
Контролируемая поставка— это ввоз или транзит через ее территорию под негласным контролем товаров, а также включенных в незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ. Она может использоваться в отношении других предметов, являющихся орудием или средством совершения преступления, либо предметов, добытых преступным путем, либо предметов, противоправные деяния с которыми являются контрабандой. Суть данного мероприятия состоит в передаче оперативными работниками или под их контролем другими гражданами каких-либо предметов, денег, валюты, ценностей лицам, заподозренным в совершении преступлений, в целях их разоблачения.
Перечень оперативных подразделений наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их компетенцию и организацию работы определяет Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.
Сегодня это – Управление организации борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями
Управление собственной безопасности.
Соответственно им в таможнях - отдел организации борьбе с контробандой и административнными таможенными правонарушениями, отдел собственной безопасности.
- Раздел 1. Основныеположения (ст.Ст. 1-9).
- 1.2. Примерные темы рефератов:
- 1.3 Литературные источники:
- Вопрос 2: 1.4.1 Таможенное регулирование в Таможенном союзе государств Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации.
- 1.4.2 Таможенные органы и их основные задачи (ст.6):
- Тема 2 Раздела 1: Правоохранительная деятельность таможенных органов тс (ст.7):
- 1. Дознавателем является должностное лицо, осуществляющее в пределах своей компетенции досудебное производство.
- 2. Дознаватель обязан принимать все меры по рассмотрению заявлений и сообщений о преступлении и всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела.
- 3.Компетенция таможенныхорганов Республики Беларусь в сфере оперативно-розыскной деятельности
- 4.Компетенция таможенных органов в сфере осуществляют производство по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности
- 5. Профилактические меры, сдерживающие правонарушения в сфере таможенного дела.
- 8.Система управления рисками
- 9. 17 Июня 2012г. Вводится обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом
- Тема 1, раздел 1 лекция 3 (глава 3, ст. Ст. 12 – 42):
- Глава 4 “информационные системы и информационные технологии” –ст. 43-46.
- Раздел 1, занятие 3, глава №:6 Единая товарная номенклатура внешнеторговой деятельности тс. Классификация товаров (ст. 50-56).Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
- 3.2. Примерные темы рефератов:
- 4. Опорные положения по теме: Понятие и принципы проведения таможенного контроля
- 3.4.1 Понятие таможенного контроля
- 3.4.2 Система управления рисками
- 17 Июня 2012г. Вводится обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом
- 3.4.3 Порядок проведения таможенного контроля
- 3.4.4 Представление документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля
- 3.4.5 Формы таможенного контроля.
- 3.4.6 Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля
- 4.1 Основные вопросы:
- 4.2 Примерные темы рефератов:
- 4.3 Литературные источники:
- 4.4. Опорные положения темы: Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру.
- 4.4.2 Прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза
- 4.4.3 Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза.
- 4.4.4. Временное хранение товаров
- 5.1 Основные вопросы:
- 5.2 Примерные темы рефератов
- 5.3 Литературные источники:
- 5.4 Опорные положения темы: Таможенные процедуры.
- 5.4.1 Понятие, назначение таможенных процедур.
- 5.4.2 Виды таможенных процедур.
- 5.4.2.1 Выпуска для внутреннего потребления.
- 5.4.2.2 Таможенная процедура экспорта.
- 5.4.2.3 Таможенная процедура таможенного транзита
- 5.4.2.3 Таможенная процедура таможенного склада
- 2. Рассмотрение гтк поступившего заявления и документов.
- 3.Подготовка гтк и внесение в установленном по рядке проекта решения Президента о согласии на включение заинтересованного лица в реестр владельцев свободных складов
- 5.4.2.4 Таможенная процедура переработки на таможенной территории
- 5.4.2.5 Таможенная процедура переработки вне таможенной территории
- 5.4.2.6 Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления
- 5.4.2.7 Таможенная процедура временного ввоза (допуска)
- 5.4.2.8 Таможенная процедура временного вывоза
- 5.4.2.9 Таможенная процедура реимпорта
- 5.4.2.10 Таможенная процедура реэкспорта
- 5.4.2.11 Таможенная процедура беспошлинной торговли
- 5.4.2.12 Таможенная процедура уничтожения
- 5.4.2.13 Таможенная процедура отказа в пользу государства
- 7.4.2 Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных юридических и физически лиц.
- 7.4.4 Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередач.
- 7.4.5 Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа.
- 7.8 Особенности перемещения товаров для личного пользования
- 7.9 Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов.
- 8.1 Основные вопросы:
- 8.2 Примерные темы рефератов:
- 8.3Литературные источники:
- 8.4.1 Понятие международного права
- 8.4.3 Источники международного таможенного права
- 8.4.4 Основные институты международного таможенного права