7.9 Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов.
ТК ТС предусмотрена ещё одна особенность совершения таможенных операций - в отношении припасов. Припасы – это товары: необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, судов внутреннего плавания, судов плавания «река-море», судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке и маломерных судов. Включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования; предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту водных, воздушных судов или пассажирами работниками поездных бригад а поездах независимо от того, продаются эти припасы или нет; предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей водных, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов. Следует отметить, что в соответствии норм Таможенного кодекса Республики Беларусь припасы помещаются под одну из двух таможенных процедур: ввоза либо вывоза припасов. В ТК ТС аналогичные таможенные процедуры отсутствуют. В соответствии с пунктом 2 статьи 364 главы 50 ТК ТС, посвящённой перемещению припасов, они подлежат таможенному декларированию без помещения под таможенную процедуру. Ещё один важный момент – перемещение припасов через таможенную границу согласно норм Таможенного кодекса Республики Беларусь и ТК ТС осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Не менее важна констатация и такого факта – припасы не могут быть признаны товарами, находящимися на транспорте, эксплуатируемом физическими лицами, и предназначенного для личного пользования. Решением Комиссии таможенного союза могут определяться количественные нормы припасов. Припасы, превышающие установленные нормы, подлежат помещению под таможенные процедуры в соответствии с нормами ТК ТС. Таможенные операции в отношении припасов при ввозе на таможенную территорию таможенного союза производятся в местах прибытия, при вывозе с таможенной территории таможенного союза - в местах начала международной перевозки либо местах убытия. Таможенные операции в отношении припасов совершаются одинаково вне зависимости от страны регистрации или национальности водных судов, воздушных судов или поездов.
Таможенные органы вправе обязать перевозчика принять меры, необходимые для обеспечения соблюдения условий использования припасов. Припасы могут с разрешения таможенного органа временно выгружаться, передаваться соответственно на другие суда или в другие поезда, осуществляющие международные перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, если соблюдаются условия, предусмотренные настоящей главой.
Свободные таможенные зоны: что нового?
Указ Президента от 5.01.2012 № 9 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 31 января 2006 г. № 66» (далее — Указ № 9), вступивший в силу с 12.03.2012 г., принят в целях регулирования отношений, связанных с функционированием свободных таможенных зон (далее — СТЗ), созданных на территориях свободных экономических зон (далее — СЭЗ). Данным законодательным актом определена новая редакция Положения о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных экономических зон (далее — Положение). До настоящего времени применялось одноименное Положение, утвержденное Указом Президента от 31.01.2006 №66.
В ранее действующем Положении содержание понятия «свободная таможенная зона» не раскрывалось, поскольку оно было установлено ст. 8 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее — ТК РБ), согласно которой под ней понималась территория в границах СЭЗ, определенная в соответствии с законодательством, в пределах которой резидентом СЭЗ могут размещаться иностранные товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, а также отечественные товары. Новая редакция Положения предусматривает, что СТЗ — это специально выделенная территория в границах СЭЗ с сооружениями (помещениями) или без них, определенная и обустроенная в соответствии с требованиями, установленными данным нормативным актом, используемая резидентом СЭЗ, для которого определены пределы СТЗ, в целях осуществления предпринимательской деятельности согласно договору об условиях деятельности в СЭЗ и инвестиционному проекту.
Отметим, что по новому Положению, как и ранее, пределы СТЗ могут не совпадать с территорией СЭЗ и определяются внутри территории СЭЗ решением ее администрации по согласованию с таможенными органами. Ранее последним выступал ГТК, по новому Положению согласование будет осуществляться в порядке, определенном данным органом госуправления.
Положением допускается размещение в СТЗ следующих товаров:
помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для их хранения и использования путем совершения с ними операций, предусмотренных в Соглашении по вопросам свободных (специальных, особых) эко номических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зо ны от 18.06.2010 г. (далее — Соглашение) и Положении;
- товаров Таможенного союза (далее—ТС), не помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и иностранных товаров, помещенных под иные таможенные процедуры. В СТЗ допускается размещение, хранение и использование таких товаров с соблюдением требований таможенного законодательства ТС и законодательства Беларуси.
С принятием Указа № 9 общие требования к обустройству и оборудованию СТЗ не изменились.
Во-первых, СТЗ должна быть обозначена, а также оборудована инженерно-техническими средствами, под которыми понимаются ограждения, системы сигнализации, средства видеонаблюдения, а также иные средства, исполь зуемые для обеспечения контроля за перемещением това ров через пределы СТЗ. При этом способы обозначения и оборудования СТЗ определяются Таможенными органами по согласованию с администрацией СЭЗ с учетом особен ностей СТЗ.
Во-вторых, обустройство СТЗ должно обеспечивать возможность проведения таможенного контроля, в т.ч. таможенного досмотра, а также наложения таможенными органами средств идентификации на помещения, в которых находятся товары. В данном случае речь идет о товарах:
помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, не помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
Положением определены обязанности владельцевСТЗ, которые в принципе аналогичны тем, которые пре¬дусматривались ранее. В частности, владелец СТЗ обязан соблюдать условия функционирования СТЗ, порядок размещения и использования товаров в СТЗ, обеспечивать сохранность наложенных таможенными органами средств идентификации, создавать необходимые условия для проведения таможенного контроля, исключить возможность размещения товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) вне СТЗ без разрешения таможенных органов.
Вместе с тем таможенные органы в случае выявления фактов нарушения таможенного законодательства вправе были запрещать осуществление операций с товарами в СТЗ. Согласно Положению в данном случае таможенные органы вправе лишь предъявить владельцу СТЗ требования об устранении причин и условий совершения таких нарушений.
Новым Положением, как и его предшественником, определены следующие основания для прекращения функционирования СТЗ:
- ликвидация СЭЗ, в т.ч. в связи с истечением срока ее уфункционирования;
- упразднение СТЗ решением администрации СЭЗ по согласованию с таможенным органом. Это возможно: по за явлению владельца СТЗ, в т.ч. после, реализации им его инвестиционного проекта; в связи с утратой владельцем СТЗ статуса резидента СЭЗ в порядке, определенном зако нодательством РБ; по ходатайству таможенного органа, направленному в администрацию СЭЗ, в случае выявления неоднократных нарушений таможенного законодательства ТС и законодательства Беларуси, совершенных владельцем СТЗ; в иных случаях невозможности сохранения СТЗ в со ответствии с законодательными актами РБ.
В то же время новым Положением установлено, что по второму из вышеуказанных оснований функционирование СТЗ прекращается по истечении 4 месяцев со дня согласования таможенным органом решения администрации СЭЗ об упразднении СТЗ либо со дня согласования таможенным органом решения администрации СЭЗ об определении для иного резидента СЭЗ пределов территории СТЗ, в состав которой включена упраздненная СТЗ. Ранее такой срок составлял всего 2 месяца.
Ранее действующее Положение предусматривало ряд требований в отношении технологического оборудования, введенного в эксплуатацию, и товаров, использованных при производстве строительно-монтажных и (или) ремонтных работ, размещенных в СТЗ. Подобные нормы в новой редакции этого документа отсутствуют. В связи с этим применяются требования Соглашения, согласно ст. 15 которого при прекращении функционирования СЭЗ или принятии решения о прекращении применения таможенной процедуры СТЗ на территории СЭЗ, на которой применялась такая таможенная процедура, оборудование, помещенное под таможенную процедуру СТЗ, введенное в эксплуатацию и используемое резидентом для реализации соглашения об осуществлении деятельности на территории СЭЗ, а также товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ и использованные для создания объектов недвижимости на территории СЭЗ, признаются товарами ТС, не находящимися под таможенным контролем, без уплаты таможенных пошлин, налогов, без применения запретов и ограничений и без помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в порядке, определяемом законодательством государств— членов ТС.
Тема № 8 : Международное таможенное право.
- Раздел 1. Основныеположения (ст.Ст. 1-9).
- 1.2. Примерные темы рефератов:
- 1.3 Литературные источники:
- Вопрос 2: 1.4.1 Таможенное регулирование в Таможенном союзе государств Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации.
- 1.4.2 Таможенные органы и их основные задачи (ст.6):
- Тема 2 Раздела 1: Правоохранительная деятельность таможенных органов тс (ст.7):
- 1. Дознавателем является должностное лицо, осуществляющее в пределах своей компетенции досудебное производство.
- 2. Дознаватель обязан принимать все меры по рассмотрению заявлений и сообщений о преступлении и всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела.
- 3.Компетенция таможенныхорганов Республики Беларусь в сфере оперативно-розыскной деятельности
- 4.Компетенция таможенных органов в сфере осуществляют производство по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности
- 5. Профилактические меры, сдерживающие правонарушения в сфере таможенного дела.
- 8.Система управления рисками
- 9. 17 Июня 2012г. Вводится обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом
- Тема 1, раздел 1 лекция 3 (глава 3, ст. Ст. 12 – 42):
- Глава 4 “информационные системы и информационные технологии” –ст. 43-46.
- Раздел 1, занятие 3, глава №:6 Единая товарная номенклатура внешнеторговой деятельности тс. Классификация товаров (ст. 50-56).Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
- 3.2. Примерные темы рефератов:
- 4. Опорные положения по теме: Понятие и принципы проведения таможенного контроля
- 3.4.1 Понятие таможенного контроля
- 3.4.2 Система управления рисками
- 17 Июня 2012г. Вводится обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом
- 3.4.3 Порядок проведения таможенного контроля
- 3.4.4 Представление документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля
- 3.4.5 Формы таможенного контроля.
- 3.4.6 Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля
- 4.1 Основные вопросы:
- 4.2 Примерные темы рефератов:
- 4.3 Литературные источники:
- 4.4. Опорные положения темы: Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру.
- 4.4.2 Прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза
- 4.4.3 Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза.
- 4.4.4. Временное хранение товаров
- 5.1 Основные вопросы:
- 5.2 Примерные темы рефератов
- 5.3 Литературные источники:
- 5.4 Опорные положения темы: Таможенные процедуры.
- 5.4.1 Понятие, назначение таможенных процедур.
- 5.4.2 Виды таможенных процедур.
- 5.4.2.1 Выпуска для внутреннего потребления.
- 5.4.2.2 Таможенная процедура экспорта.
- 5.4.2.3 Таможенная процедура таможенного транзита
- 5.4.2.3 Таможенная процедура таможенного склада
- 2. Рассмотрение гтк поступившего заявления и документов.
- 3.Подготовка гтк и внесение в установленном по рядке проекта решения Президента о согласии на включение заинтересованного лица в реестр владельцев свободных складов
- 5.4.2.4 Таможенная процедура переработки на таможенной территории
- 5.4.2.5 Таможенная процедура переработки вне таможенной территории
- 5.4.2.6 Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления
- 5.4.2.7 Таможенная процедура временного ввоза (допуска)
- 5.4.2.8 Таможенная процедура временного вывоза
- 5.4.2.9 Таможенная процедура реимпорта
- 5.4.2.10 Таможенная процедура реэкспорта
- 5.4.2.11 Таможенная процедура беспошлинной торговли
- 5.4.2.12 Таможенная процедура уничтожения
- 5.4.2.13 Таможенная процедура отказа в пользу государства
- 7.4.2 Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных юридических и физически лиц.
- 7.4.4 Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередач.
- 7.4.5 Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа.
- 7.8 Особенности перемещения товаров для личного пользования
- 7.9 Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов.
- 8.1 Основные вопросы:
- 8.2 Примерные темы рефератов:
- 8.3Литературные источники:
- 8.4.1 Понятие международного права
- 8.4.3 Источники международного таможенного права
- 8.4.4 Основные институты международного таможенного права