logo
Modul_2_-_kopia

Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

      Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:      1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;      2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;      3) единство таможенной территории Российской Федерации;      4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);      5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;      6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;      7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;      8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;      9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;      10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;      11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности наосуществление внешнеторговой деятельности;      12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;      13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации. 

Методы внешнеторгового регулирования

В соответствии со ст.12 Федерального закона №381 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в Российской Федерации применяются следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности:

1) таможенно-тарифное регулирование (метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин);

2) нетарифное регулирование (метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера);

3) запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

4) меры экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти.

Использование этих методов отвечает общемировой практике. Однако, использование в чистом виде экономических мер регулирования внешней торговли, во-первых, не всегда дает желаемый положительный результат, а, во-вторых, экономические меры не одинаково воздействуют на поставки в страну товаров крупными и малыми фирмами, изначально ставя тем самым их в неравные условия.

Поэтому в большинстве стран наряду с экономическими мерами широко применяются также и административные меры регулирования внешней торговли, напрямую ограничивающие импорт и экспорт товаров, ограждая внутренний рынок, как от излишних импортных поставок, так и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров.

В настоящее время международная практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств.

Подобную тенденцию можно наблюдать и у нас в стране. Перспективы развития лицензирования импорта товаров зависят от итогов переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию, т. к. Всемирная торговая организация выступает за не использование нетарифных мер, а в качестве основного инструмента регулирования внешней торговли признано использование тарифных мер регулирования.

3.Методы и инструменты регулирования.

Статья 13. методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности в соответствии с настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами российской федерации.

Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование других видов внешнеэкономической деятельности, в частности международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций, осуществляется соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Комментарий к статье 13 В данной статье комментируемого Закона законодатель определяет методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Тот или иной метод регулирования предполагает использование конкретных инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которые условно могут быть объединены в следующие группы: - таможенно-тарифные инструменты (импортный и экспортный тарифы); - паратарифные (или квазитарифные) инструменты, использование которых формально не связано с таможенно-тарифным регулированием внешнеторговой деятельности, но на деле оказывает на нее существенное влияние (таможенные сборы и иные таможенные платежи неналогового характера, внутренние налоги (акцизы, НДС), взимаемые налоговыми органами); - валютно-финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций и т.д.); - антидемпинговые и компенсационные пошлины, с помощью которых осуществляется защита интересов национальных производителей, борьба с занижением цен экспортируемых товаров и использованием экспортных субсидий; - государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами; - установление технических барьеров, позволяющих контролировать импортные поставки на предмет их соответствия национальным стандартам безопасности и качества; - контингентирование (квотирование) внешнеторговых операций, означающее ограничение экспортных и (или) импортных поставок определенным количеством товаров или их суммарной стоимостью на установленный период времени; - лицензирование, предполагающее выдачу уполномоченными на то органами исполнительной власти разрешений (лицензий) на совершение экспортных и (или) импортных операций.

На современном этапе развития государство стремится регулировать внешнеторговую деятельность не административными запретами и ограничениями, а путем создания благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития Российской Федерации. И наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия. В этих целях используются экономические инструменты внешнеторгового регулирования - понижение или повышение ставок импортного таможенного тарифа, изменение порядка совершения валютных операций и т.д. Экономические инструменты суть инструменты рыночные: они воздействуют на конкурентоспособность товаров с помощью ценового механизма. Что же касается административных мер, то они действуют помимо рыночных механизмов. Несмотря на то что на уровне ГАТТВТО и отечественного законодательства (п. 5 ст. 4 комментируемого Закона) отдается предпочтение экономическим инструментам, "административные инструменты регулирования импорта, применяемые в современном мире, при всех их недостатках являются объективной реальностью, формирующей условия международной торговли, и с ними нельзя не считаться" <*>. Более того, и используемые в отношении торговли небольшой группой товаров, действующие в течение ограниченного срока, предназначенные для решения определенных экономических и социальных проблем, требующих оперативного вмешательства Правительства, административные меры не способны существенно нарушить нормальное функционирование рыночного механизма и даже могут содействовать его нормализации. Это объясняется в первую очередь тем, что отдельные недостатки экономических мер компенсируются преимуществами административных мер.

12.Таможенный тариф: понятие, структура, назначение. Тарифная эскалация.

Таможенный тариф представляет собой систематизиро­ванный перечень товаров, подлежащих таможенному об­ложению при ввозе их на таможенную территорию данной страны или при вывозе из неё. При этом систематизация перечня товаров осуществляется по определённым призна­кам и против каждого из товаров указывается одна или не­сколько ставок таможенных пошлин. Различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

Таможенный тариф Российской Федерации - свод ставок таможенны хпошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - Товарная номенклатура).

Единый таможенный тариф (ЕТТ) - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. ЕТТ основан на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.

Простой тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Данный тариф не предусматривает достаточной маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкурентной борьбы на мировом рынке.

Сложный тариф предполагает определение по каждо­му товару двух и более ставок таможенных пошлин. В рамках сложного тарифа выделяются: автономные, кон­венционные и преференциальные ставки.

Автономные ставки являются наиболее высокими, вво­дятся на основе односторонних решений органов государ­ственной власти и применяются в отношении товаров, происходящих из стран, с которыми не заключены торго­вые договора и соглашения.

Конвенционные ставки имеют более низкую ставку та­рифа, чем автономные, которая определяется на базе двухстороннего или многостороннего соглашения и при­меняются в отношении товаров из стран, заключивших торговые договора.

Преференциальные ставки предусматривают самые низкие ставки, которые устанавливаются в соответствии с многосторонними соглашениями и применяются для соз­дания замкнутых экономических группировок, режимов ассоциаций, а также в торговле с развивающимися страна­ми. Следует заметить, что преференциальные ставки могут и не выделяться в отдельную колонку. В этом случае во вводной части, поясняющей правила пользования тари­фом, может быть просто указано, что для перечисленных в особом списке стран минимальная ставка снижается на определённое количество процентов.

Кроме перечисленных ставок, размер которых устанав­ливается заранее, таможенные тарифы предусматривают возможность введения дополнительных пошлин. К допол­нительным пошлинам относятся: антидемпинговые, ком­пенсационные и картельные.

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость, если такой импорт нано­сит экономический ущерб национальным товаропроиз­водителям.

Компенсационные пошлины применяются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если данный им­порт наносит ущерб национальным производителям анало­гичной продукции.

Картельные пошлины применяются против товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении Данного государства дискриминацию, недружественные акты и т.п.

Величина ставок дополнительных пошлин обычно в не­сколько раз превышает уровень максимальных ставок и, кроме того, могут быть предусмотрены дополнительные формы Юридической ответственности импортеров (штрафы и т. п.).

Сложный таможенный тариф наиболее часто использу­ется во внешнеторговой политике государств, так как по­зволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, или предоставлять льготы другим государствам, развивая более тесное эко­номическое сотрудничество. Общее число товарной про­дукции в тарифах развитых стран составляет около трёх тысяч. Причём каждая товарная позиция обычно содержит более мелкие позиции, позволяя, таким образом, увеличи­вать число товаров, облагаемых таможенными пошлинами.

Группировка товаров в таможенных тарифах представ­ляет собой важный элемент внешнеторговой политики. Выделяя определённые товары в отдельные позиции, госу­дарство может более эффективно тормозить их импорт или, напротив, создавать льготы для товаров отдельных стран. При этом чем более дробной является структура та­рифа, тем эффективнее он может быть использован в про­текционистских целях.

Следует подчеркнуть, что в рамках варьирования та­рифных ставок на готовую продукцию, полуфабрикаты и сырьё многие государства проводят политику тарифной эскалации. Под политикой тарифной эскалации понима­ют повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки. Тарифная эскалация по­зволяет развитым странам активно стимулировать произ­водство сырья и полуфабрикатов в развивающихся странах и создаёт условия для дальнейшего роста их технологиче­ской отсталости.

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком; систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу; конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. Таможенные пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объекту обложения, характеру, происхождению,

типам ставок и способу вычисления. Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара — нормальную цену товара, складывающуюся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе и лишь приблизительно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны. Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

8

Таможенные пошлины -- это денежный сбор, взимаемый государством через сеть таможенных органов с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны. При пересылке товаров в международных почтовых отправлениях таможенные платежи, в том числе и таможенные пошлины, удерживаются государственным предприятием связи.

таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу;(ТК ТС стать 4)

Таможенные пошлины относятся к числу налогов на потребление. Основной их целью является не получение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства промышленно развитых стран. Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической политики. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка. В развивающихся странах таможенные пошлины используются в значительной мере как средство бюджетных поступлений. Для экономически развитых стран фискальное значение этих пошлин ничтожно и представляется историческим анахронизмом.

В связи со значимостью финансовой деятельности таможенных органов РФ необходимо также уяснить и правовую природу таможенной пошлины. Под таможенной пошлиной понимается платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе на таможенную территорию России или вывозе товаров с этой территории и являющейся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Вопрос о юридической природе данного платежа до настоящего времени остается открытым. Воззрения ученых, занимающихся этой проблематикой, дифференцируются на два вида: одни считают, что таможенная пошлина ― есть налог, а другие ― приравнивают ее к сбору[33]. Наиболее предпочтительной представляется точка зрения, в соответствии с которой таможенная пошлина в налоговой системе занимает особое место. Законодатель не выделяет ее в самостоятельный вид, не относя ни к налогам, ни к сборам. При выяснении правовой природы таможенной пошлины нужно исходить из ее специфики, состоящей в объединении признаков, как налога, так и сбора. Выявим ее основные черты.

Во-первых, таможенная пошлина - обязательный взнос в федеральный бюджет, не нарушающий при этом конституционное право на свободу предпринимательской деятельности.

Во-вторых, таможенная пошлина опосредована процессом перемещения грузов через таможенную границу РФ и является средством достижения этой цели.

В-третьих, таможенная пошлина возмездна, т.е. фактически она является платой за предоставление таможенными органами возможности перемещать грузы через таможенную границу.

В-четвертых, таможенная пошлина в отличие от налога не обладает признаком регулярности, так как обязанность ее уплаты возникает лишь при необходимости для субъекта вступить в таможенное правоотношение.

В-пятых, право уплаты таможенной пошлины может быть делегировано иным заинтересованным лицам (например, таможенному брокеру).

В-шестых, уплата таможенной пошлины обеспечивается принудительной силой государства[34].

Обязанность уплаты налога обусловлена публичными интересами ― интересами государства. Обязанность же уплаты таможенной пошлины основана на интересах плательщика. У субъекта предпринимательской деятельности всегда есть выбор: везти товар из-за рубежа или закупить импортный товар на территории России. Наличие такой альтернативы и определяет особое место таможенной пошлины.

В условиях рыночной экономики и либерализации ВЭД таможенные пошлины стали важнейшим экономическим регулятором ВЭД. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественных товаропроизводителей и сходные товары их иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютно-финансовую политику в области ВЭД, направлять деятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов.

Пошлина относится к числу ценовых категорий. Это требует индивидуального подхода к обоснованию пошлин по каждому конкретному товару, их координации с национальными и мировыми издержками и ценами, учета параметров потребительских свойств и качества товаров и т.п.

При определении ввозных пошлин в прошлом, т.е. в XIX в. и в начале XX в., преобладал фискальный подход: пошлины определялись на высоком уровне и рассматривались как один из важнейших источников доходов государства. Это вместе с тем позволяло решать задачу защиты национальной экономики от наплыва английских товаров, поскольку Англия вступила значительно раньше других стран на путь промышленной революции, ее продукция была высоко конкурентоспособна и во многом превосходила товары других стран Европы и Америки[35].

В XX в. наметилась тенденция снижения таможенных пошлин, ослабление их роли в формировании государства, на первый план выдвигалась их регулирующая функция, которая отнюдь не ограничивалась запрещением или резким ограничением ввоза импортных товаров. Нарастала потребность в более детальной дифференциации ставок таможенных пошлин по товарным группам и конкретным изделиям с учетом потребности в их импорте, уровня национальных и мировых цен.

Такая дифференциация таможенных пошлин требовала ее научного обоснования, изучения объективных факторов, определяющих эту дифференциацию.

Тенденция к снижению ставок таможенных пошлин и к усилению их дифференциации по группам товаров и конкретным изделиям были обусловлены объективными факторами. Развитие международного разделения труда требовало ослабления протекционизма. Специализация национальных экономик, в том числе предметная, подетальная и технологическая, требовала дифференциации внешнеторговой политики стран по группам, видам продукции и стадиям технологии и обоснования таможенных пошлин по изделиям и группам изделий с учетом внешних и национальных условий их производства и реализации. Решение данной проблемы возможно только с позиций общей теории цен и дифференциальной ренты, т.е. пошлины, следует рассматривать как интернациональную дифференциальную ренту.

Рассмотрение природы таможенной пошлины позволяет сделать вывод о двойственном характере ее сущности. Данная категория рассматривается и как защитное средство, и как источник получения государственных доходов. Иначе говоря, таможенная пошлина, помимо регулирующего воздействия, несет в себе и фискальную нагрузку.

Далее приведем экономические показатели деятельности Алтайской таможни за 2004 г. За указанный период Алтайской таможней перечислено в федеральный бюджет таможенных платежей 1069,7 млн. руб., (108,5% к уровню 2003 года), контрольные показатели выполнены на 102,8%[39] (Приложение 2).

Основным фактором, определившим значительный рост объемов таможенных платежей, явился переход с 01.07.2001 г. на принцип взимания косвенных налогов во взаимной торговле со странами СНГ. Значительная часть перечисленных средств приходится на НДС. Переход на принцип взимания косвенных налогов во взаимной торговле со странами СНГ определил и увеличение количества деклараций таможенной стоимости.

Из приведенного примера следует, что наибольшую долю в структуре доходов от внешнеэкономической деятельности составляет налог на добавленную стоимость.

Таким образом, и таможенная пошлина и НДС выполняют две основные функции:

регулируют ВЭД с целью создания равных условий для конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке;

2) способствуют пополнению доходной части федерального бюджета.

2. Виды таможенных пошлин

В зависимости от направления облагаемых товаров в налоговой и таможенной практике различают:

· импортную (ввозную) таможенную пошлину -- сбор в связи с ввозом иностранного товара в страну. Применение этой пошлины способствует повышению цен на импортные товары внутри страны и снижению их конкурентоспособности по сравнению с местными товарами;

· экспортную (вывозную) таможенную пошлину -- сбор в связи с вывозом отечественного товара за границу. Применение этой пошлины обеспечивает увеличение доходов государственного бюджета за счет развития экспорта и стимулирование поставок товара на внутренний рынок за счет снижения прибыли при экспорте;

· транзитную таможенную пошлину -- сбор при провозе иностранного товара через территорию страны. Международный транзит -- это перевозки иностранных грузов, при которых пункты направления и назначения находятся за пределами данной страны. Доходы от таких перевозок являются активной статьей в балансе услуг государства. Благодаря географическому положению важными странами транзита являются Германия, Швейцария, Россия и ряд других. Было время, когда транзитные пошлины были существенным источником дохода, но сейчас они почти повсеместно ликвидированы в соответствии с международными договорами.

В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара.

Базовые ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе.

Если торгово-политические отношения не предусматривают такого режима, или страна происхождения товара не установлена, применяются максимальные ставки таможенных пошлин, составляющие 200 % от указанных в Таможенном тарифе.

Преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесенных к категории развивающихся. В настоящее время они соствляют 75 % от базовых.

К товарам, происходящим из стран СНГ, применяются нулевые ставки таможенных пошлин.

Однако, ставки таможенных пошлин не дифференцируются в зависимости от лиц, осуществляющих внешнеторговые операции, видов сделок и других факторов.

По способу исчисления ставок различают следующие виды таможенных пошлин:

· адвалорную пошлину, взимаемую с грузовладельца в процентах от таможенной стоимости облагаемого товара. В современной таможенной политике роль адвалорных пошлин растет (например, в Японии большинство пошлин в таможенном тарифе адвалорные), и к настоящему времени 70--80% всех таможенных пошлин приходится на их долю. Адвалорные пошлины более приемлемы при импорте машинотехнических изделий, для которых характерна значительная дифференциация производимой продукции. Эта пошлина чутко реагирует на колебания цен, оставляя неизменным уровень защиты от попыток избежать налогообложения. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости.

· специфическую пошлину, взимаемую с грузовладельца по твердым ставкам в зависимости от физических характеристик товара (веса, количества, площади, объема и т. п.). Так, на основании веса устанавливаются пошлины на кофе, табак и др.; на основании длины в метрах -- на игровые фильмы; на основании количества в литрах -- на вино, коньяк и др. При применении специфических пошлин требуется более детальная разбивка товаров по позициям с тем, чтобы каждый товар имел свой фиксированный уровень налогообложения. Их практическое использование не связано с техническими сложностями. Специфическими являются по преимуществу экспортные таможенные пошлины на сырьевые товары, т. е. стандартные, большие по объему товарные массы. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливается в евро, например, 0,3 евро за килограмм

· альтернативную, или комбинированную, пошлину, взимаемую по ставкам, сочетающим оба вышеприведенные метода начисления. Такая пошлина устанавливается в зависимости от стоимости, но не менее фиксированной величины за единицу товара. Перспективным направлением развития импортных таможенных пошлин является расширение номенклатуры товаров, в отношении которых будут применяться комбинированные ставки. Применение комбинированных ставок препятствует потерям, которые возникают при занижении таможенной стоимости со стороны импортеров. В России комбинированными пошлинами с 1995 г. Облагается ввоз автомобилей, готовых мясных продуктов, чая в розничной упаковке, одежды, автомобильных шин, телевизоров и видеомагнитофонов, меховых изделий, мебели, часов. При этом уровень адвалорных таможенных пошлин дифференцирован от 3 до 25%, специфических -- от 1 до 64 000 ЭКЮ за 1 т ввозимого груза.

В зависимости от способа установления различают:

· конвенционные пошлины, устанавливаемые в соответствии с международным соглашением (конвенцией). Как правило, эти пошлины взимаются по пониженным ставкам и не могут изменяться в течение срока действия соглашения, без обоюдного согласия сторон;

· автономные пошлины, устанавливаемые страной самостоятельно независимо от каких-либо международных документов. По этим пошлинам устанавливаются, как правило, повышенные ставки.

В рамках регулирования таможенными пошлинами ценовых пропорций конкретная страна может устанавливать:

· специальные пошлины -- пошлины, применяемые как защитная мера, если товары ввозятся на территорию данной страны в количествах и на условиях, наносящих или могущих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Данный вид пошлин может использоваться в качестве ответной меры на дискриминационные или иные ущемляющие интересы лиц-резидентов, действия других государств или их союзов;

· антидемпинговые пошлины -- дополнительные пошлины на импорт, которыми облагаются товары, импортируемые по ценам ниже нормальных цен мирового рынка или внутренних цен страны, в которую эти товары импортируются. Антидемпинговые пошлины применяются: если ввоз таких товаров наносит или может нанести материальный ущерб отечественным товаропроизводителям либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров. Выявление демпинга выступает причиной наложения антидемпинговой пошлины, величина которой в несколько раз превышает обычную. Антидемпинговые пошлины взимаются со всего объема товара, поставленного по неоправданно низким ценам (иногда за период в несколько лет), и поэтому могут достигать значительной суммы. Заранее определить размер антидемпинговой пошлины невозможно, хотя ее размер должен определяться как разница между «нормальной» ценой товара на национальном рынке и ценой фирмы, осуществляющей демпинг. На практике трудно дифференцировать вышеперечисленные виды, поскольку невозможно четко выявить окончательные намерения фирмы, продающей по заниженным ценам. По этой причине при принятии решения о введении антидемпинговых пошлин страны, учитывают прежде всего нанесение ущерба национальной промышленности в связи с ввозом данного товара. Национальные и международные суды обычно принимают дела по обвинению в демпинге и введении антидемпинговых пошлин при наличии «значительного ущерба» для национальной промышленности.

· компенсационные пошлины -- пошлины повышенного размера, призванные уравнять внутренние и импортные товары путем компенсации разницы в ценах. Эти пошлины -- форма защиты внутреннего рынка от субсидированного другими странами производства или ввоза товаров. Применяются как ответная мера на дискриминационные действия, ущемляющие интересы страны, после неудачи решить разногласия политическим путем на переговорах.

· В целях оперативного регулирования ввоза и вывоза отдельных товаров применяются сезонные таможенные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не используются. В РФ сезонные пошлины устанавливаются федеральным правительством, причем срок их действия не может превышать шести месяцев в году.

10. определение таможенной стоимости вывозимых и ввозимых товаров

Таможенная стоимость товаров является базой для исчисления таможенных пошлин и налогов, уплачиваемых при перемещении данных товаров через таможенную границу Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

Так, например, сумма таможенной пошлины чаще всего определяется путём умножения таможенной стоимости товаров на ставку таможенной пошлины, установленной для данного вида товаров.

Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.

Перечень документов, необходимых для определения таможенной стоимости ввозимых товаров указан в приказе ФТС РФ от 25.04.2007 N 536. Перечислим основные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы таможенной стоимости товара:

Исчисление сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате (а, следовательно, и таможенной стоимости), осуществляется в валюте государства – члена Таможенного союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами государств – членов Таможенного союза.

Согласно статье 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем (ранее – таможенным брокером), действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, предусмотренных ТК ТС - таможенным органом.

Контроль правильности определения таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление товара. Информация, представляемая декларантом при заявлении таможенной стоимости товаров, определённая в качестве составляющей коммерческую тайну или являющаяся конфиденциальной, может использоваться таможенным органом РФ исключительно в таможенных целях и не может передаваться третьим лицам, включая иные государственные органы, без специального разрешения декларанта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Расчёт таможенной стоимости осуществляется на основании первичных документов: внешнеторгового договора (контракта), платёжных документов, документов, подтверждающих транспортные расходы, расходы на совершение пoгрузочно-разгрузочных операций, расходы на упаковку, страхование, расходы на услуги посредников, иных расходов.

В бланке декларации таможенной стоимости декларант указывает сведения о величине таможенной стоимости, избранный метод определения таможенной стоимости, условиях продажи и поставки товаров, а также другие сведения, которые могут повлиять на таможенную стоимость.

Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25 января 2008 года (далее – Соглашение) закреплены несколько методов определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Методы определения таможенной стоимости применяются последовательно, а не по выбору декларанта.Если невозможно применить первый метод, то применяется второй, если невозможно применить второй, то применяется третий и т.д.

-       по стоимости сделки с ввозимыми товарами; -       по стоимости сделки с идентичными товарами; -       по стоимости сделки с однородными товарами; -       методом вычитания стоимости; -       методом сложения стоимости; -        резервным методом.

Отметим, что данные методы определения таможенной стоимости не распространяются на товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу.

Таможенная стоимость вывозимых товаров

В соответствии со ст.1 Соглашения от 25 января 2008 года таможенная стоимость товаров, при вывозе с территории государства, определяется в соответствии с законодательством этого государства. По законодательству РФ определение таможенной стоимости вывозимых товаров производится с использованием одного из методов, предусмотренных Законом РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О Таможенном тарифе» для ввозимых товаров, с учётом особенностей, установленных Постановлением Правительства РФ от 13.08.06 № 500 «О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ».

Основными принципами определения таможенной стоимости вывозимых из РФ товаров являются те же принципы, которые установлены законом для определения таможенной стоимости ввозимых в РФ товаров.

13. Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами: условия применения. Расходы, включаемые в стоимость сделки и исключаемые из нее

Метод № 1: по стоимости сделки с ввозимым товаром (ст. 4-5 Соглашения)

Данный метод определения таможенной стоимости является основным. При этом методе таможенной стоимостью товаров является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар, который ввозится на территорию РФ, включая дополнительные расходы:

Полный перечень расходов, которые включаются и не включаются в таможенную стоимость при использовании первого метода, содержится в ст. 5 Соглашения.

Первый метод может быть использован, если:

1. отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

2. продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

3. никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со ст. 5 Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;

4. покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с п. 4 ст. 4.

Если условия, необходимые для применения первого метода выполнены и подтверждены соответствующими документами, то цена сделки должна приниматься таможенным органом в качестве таможенной стоимости.