logo
Modul_2_-_kopia

2.3. Иные меры нетарифного характера

По данным ЮНКТАД, наряду с увеличением случаев применения мер триады торговой защиты, страны активизировали использование и иных мер нетарифного характера. Нетарифное регулирование внешней торговли охватывает две большие группы мер (административного и, частично, экономического характера), направленных на запреты и ограничения в отношении ввоза и вывоза товаров.

Первая группа мер имеет целью прямое ограничение импорта (экспорта), или регулирование внешней торговли путем количественных ограничений, лицензирования, запретов и т.д.  Вторая группа мер нетарифного регулирования охватывает большой круг различных акций административной, торговой, финансовой, кредитной, технологической политики, мер безопасности, санитарных и экологических, при которых ограничения торговли товарами и услугами могут оказываться и побочным результатом. Такие меры применяются, как правило, на уровне исполнительных органов власти и имеют избирательный и более гибкий характер.

Наибольшее количество мер административного характера выявлено в государствах-участниках СНГ, и в первую очередь, в Белоруссии.

Одним из самых распространенных барьеров на пространстве СНГ является применение дифференцированных ставок акцизного налога, когда в отношении импортной продукции применяются ставки акциза существенно выше, чем в отношении отечественной продукции. Такое применение косвенных налогов по своей сути является мерой, эквивалентной таможенной пошлине, и нивелирует договоренности о режиме свободной торговли. Кроме того, некоторые страны  в своей фискальной политике не всегда обоснованно применяют такие традиционные средства как дополнительный налог, дискриминирующий импортные поставки  широкого ряда продукции   (Молдова, Узбекистан).

Возросло влияние на торговлю мер, предпринимаемых государствами с целью реализации экологических принципов. Наиболее широко используются:

- экологические налоги, которые, как правило, увязываются с энергоемкостью производства, содержанию углерода в топливе.  В том случае, если размер экологического налога увязан с производственным процессом и налагается на импортируемый товар, то такой налог может вызвать торговые претензии в части, касающейся стремления регулировать вопросы торговли в стране-экспортере;

- экологические субсидии и правила закупок – государство может производить прямые или косвенные выплаты производителям, которые соблюдают экологические нормы;

- экологические технические стандарты – защита потребителя и окружающей среды посредством принятия, например, нормативов по предельному содержанию тех или иных компонентов. Наиболее ярким примером является технический регламент ЕС, вводящий новую систему регистрации, оценки и авторизации химических веществ;

- запреты на торговлю или карантины – чаще всего они приобретают форму санитарных или фитосанитарных мер, и

- экологическая маркировка, побуждающая потребителя приобретать более безопасные товары.