logo
Modul_2_-_kopia

Экзамен: Основы таможенного дела. (модуль 2)

    1. 1. Правовое обеспечение таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности представляет собой комплексное правовое обеспечение, состоящее из взаимодействующих и взаимосвязанных правовых источников международного и национального характера.

Международные источники:

1) Международные договоры двух типов:

устанавливающие основы международных экономических связей (Соглашения о товарообороте, товарные соглашения, соглашения о кредитах);

создающие единообразное (унифицированное, гармонизированное) правовое регулирование международных коммерческих сделок на основе единых коллизионных и материально-правовых норм частного права (конвенции, содержащие унифицированные нормы, направленные на единообразное регулирование международных коммерческих сделок – Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи (1980), Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге (1988));

2) Решения международных судов, имеющие большое значение для правового обеспечения международных коммерческих контрактов. Наиболее значима в этой сфере практика европейских международных судов, рассматривающих конфликты в сфере экономических отношений – прецеденты Суда справедливости Европейского союза (Люксембург);

3) Обычаи делового оборота – единообразные устойчивые правила, сложившиеся в предпринимательской практике, не имеющие обязательной юридической силы, но становящиеся обязательными для участников коммерческой сделки при условии указания на это обстоятельство в коммерческом контракте. Обобщенными обычаями делового оборота являются Международные правила по унифицированному толкованию терминов (ИНКОТЕРМС), содержащие основные базисные условия поставки(например, базисные условия поставки – типовой набор обязательств продавца и покупателя в международной торговле); унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, унифицированные правила по ИНКАССО, унифицированные правила для договорных гарантий и т.д.

4) Коллизионные нормы – устанавливают национальную правовую систему, подлежащую применению к обязательствам сторон. Коллизионные нормы могут содержаться как в международном договоре, так и в национальном законодательстве. Право, применимое к договорным обязательствам определяется двумя способами:

стороны контракта могут автономно выбирать применимое право (субъективная привязка);

если стороны такого выбора не сделали, применению подлежит правопорядок наиболее тесно связанный с договором (объективная привязка).

Может оказаться, что в правовой системе действует несколько коллизионных норм по одним и тем же правоотношениям. В этом случае применению подлежат коллизионные нормы: а) международно-правового происхождения; б) специального законодательства; в) существовавшие в момент возникновения правоотношения.

Действия сторон внешнеэкономической сделки по правовому обеспечению международного коммерческого контракта должны состоять в следующем:

определение международных конвенций, применимых к сделке;

выбор международных обычаев, действующих в отношении предмета сделки;

выяснение правил, действующих в сфере региональной или универсальной интеграции, принятых в рамках международной организации;

уяснение позиций международных судов по указанным вопросам;

составление проекта контракта с набором необходимых сторонам условий;

уяснение вопроса о возможности применения коллизионной привязки – «автономии воли»;

выяснение вопроса оправе, применимом к форме сделки и статусу сторон;

определение императивных норм национального права, применимых к данному правоотношению;

ознакомление с судебной практикой;

выбор судебной системы на случай возможных конфликтов.

    1. 2. ВТД как составная часть ВЭД. Механизм государственного регулирования ВТД.

Современный механизм внешнеэкономической деятельности включает государственное управление внешнеэкономическим комплексом, основные формы и порядок выхода предприятий на внешний рынок.

Непосредственный механизм государственного регулирования ВЭД предполагает, что государство устанавливает правила выхода национальных предприятий на внешние рынки, последовательно проводит политику, направленную на защиту национальных интересов, одновременно стимулируя внешнеэкономические связи предприятий, способствуя развитию экспорта, других форм выхода предприятий на внешние рынки.

Механизм государственного регулирования ВЭД, реализуемый в Российской Федерации, имеет сбалансированный характер и полностью соответствует лучшим мировым аналогам. Об этом свидетельствуют концепция внешней политики и принципы государственного регулирования ВЭД, принятые и реализуемые Россией.

В соответствии с Концепцией внешней политики главным приоритетом внешней политики Российской Федерации в сфере международных экономических отношений является содействие развитию национальной экономики, которое в условиях глобализации немыслимо без широкого включения России в систему мирохозяйственных связей. Для достижения этой цели необходимо:

- обеспечить благоприятные внешние условия для формирования в стране экономики рыночного типа и для становления обновленной внешнеэкономической специализации Российской Федерации, гарантирующей максимальный экономический эффект от ее участия в международном разделении труда;

- добиваться сведения к минимуму рисков при дальнейшей интеграции России в мировую экономику с учетом необходимости обеспечения экономической безопасности страны;

- способствовать формированию справедливой международной торговой системы при полноправном участии Российской Федерации в международных экономических организациях, обеспечивающем защиту в них национальных интересов страны;

содействовать расширению отечественного экспорта и рационализации импорта в страну, а также российскому предпринимательству за рубежом, поддерживать его интересы на внешнем рынке и противодействовать дискриминации отечественных производителей и экспортеров, обеспечивать строгое соблюдение отечественными субъектами внешнеэкономической деятельности российского законодательства при осуществлении таких операций;

- содействовать привлечению иностранных инвестиций в первую очередь в реальный сектор и приоритетные сферы российской экономики;

- обеспечивать сохранение и оптимальное использование российской собственности за рубежом;

- приводить обслуживание российского внешнего долга в соответствие с реальными возможностями страны, добиваться максимального возврата средств в счет кредитов иностранным государствам;

- формировать комплексную систему российского законодательства и международную договорно-правовую базу в экономической сфере.

Механизм государственного регулирования, реализуемый в РФ, основывается на следующих принципах:

При этом используются следующие формы государственного регулирования ВЭД предприятий:

  1. Административные, нетарифные:

  1. Экономические или тарифные – таможенно-тарифное регулирование.

Основные виды таможенных платежей:

В Российской Федерации, как и в большинстве стран мира, активно реализующих потенциал внешнеэкономического взаимодействия, приоритет отдается экономическим инструментам регулирования по сравнению с неэкономическими (административными).

В Российской Федерации распространены и развиваются следующие основные формы выхода предприятий на внешний рынок:

  1. Непосредственное осуществление ВЭД предприятиями.

  2. Осуществление ВЭД через посредников:

  1. Создание совместных предприятий в России.

  2. Создание хозяйственных фирм за рубежом.

Наиболее ярким примером влияния государственного регулирования на ВЭД предприятий является регулирование продовольственного рынка. Функционирование сельскохозяйственного производства и национальных и наднациональных рынков продовольствия на Западе целиком основано на системе государственного регулирования, субсидий и внешнеторговых ограничений. Защита внутреннего рынка и выравнивание условий производства являются неизбежными компонентами экономической политики каждого государства, причем аграрная сфера является почти обязательной зоной относительно высокого уровня защиты. Эти защитные меры, кроме импортных тарифов, включают компенсационные сборы, акцизы, различного рода налоги и неналоговые ограничения в виде квот, административного регулирования.

К числу экономических методов регулирования ВЭД (международного бизнеса) в международной практике относят, прежде всего, таможенные тарифы. Вся послевоенная мировая история характеризуется тенденциями увеличения числа международных хозяйственных связей и унификации процедур их регулирования. Одним из результатов этих процессов стало появление ГАТТ/ВТО, в рамках которой формируются принципы и основные элементы механизма современной международной торговли.

Основными направлениями деятельности ВТО является либерализация международной торговли. Она выражается в заключении соглашений, направленных на снижение ставок таможенных тарифов и постепенное устранение нетарифных ограничений. С этой целью ВТО регламентирует установление таможенных процедур, внедрение национальных стандартов и санитарных норм. Страны ВТО обязались устранять нетарифные торговые ограничения, заменяя их таможенными пошлинами – тарифным эквивалентом. Таким образом, основными мировыми тенденциями в сфере выработки механизмов государственного регулирования ВЭД являются тенденции вытеснения неэкономических методов регулирования экономическими, или, по-другому, тарификация торговых ограничений и снижение тарифной нагрузки.

Механизм снижения пошлин, действующий в рамках ВТО, включает механизм их связывания. Страна обязуется не поднимать ставки на конкретные товары выше предельного, или связанного уровня. Например, страна обязалась не поднимать пошлины на какой-то товар выше 15%, то есть связывает их на этом уровне. При этом она может установить действующую ставку на уровне 10%. В будущем эта ставка может повышаться только до уровня 15%. Если же страна захочет ввести ставку, превышающую 15%, по правилам ВТО ей придется провести соответствующие переговоры со всеми заинтересованными членами ВТО и предложить им адекватные торгово-политические уступки. Обязательства каждой страны по связыванию и снижению пошлин фиксируются в ее индивидуальном перечне.

Решения о снижении торговых барьеров принимаются как на двусторонних, так и на групповых и многосторонних переговорах. Страна, желающая получить уступку со стороны другого члена или нескольких членов ВТО, сопровождает свою инициативу предложением ввести адекватную уступку со своей стороны. В итоге принимается многостороннее о взаимных уступках. Таким образом обеспечивается сохранение баланса взаимных обязательств в сфере регулирования торгового режима, выработанных странами при вступлении в ВТО.

Важно отметить, что механизм, действующий в ВТО, основывается, в частности, на двух принципах. Во-первых, страны-участницы обязуются реализовывать в отношении своих партнеров по ВТО режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Во-вторых, и это во многом вытекает из первого обязательства, страны, входящие в состав ВТО, не могут применять в отношении друг друга дискриминационных мер. Таким образом, сформировав модель торговли с одной из стран или с группой стран, любая стран обязана по правилам ВТО распространить его на всех остальных. Все достижения в сфере снижения торговых барьеров распространяются и на присоединяющиеся к ВТО страны

Показатели среднего и даже средневзвешенного уровня таможенных пошлин не всегда адекватно отражают действительный уровень тарифных барьеров. Страны стараются сохранить сверхвысокие ставки на особо значимые для них и чувствительные к иностранной конкуренции товары, даже если объемы торговли такими товарами относительно невелики. В то же время они идут на тарифные уступки по тем товарам, торговля которыми обслуживает кооперационные связи, по которым у национальных производителей достигнут высокий уровень конкурентоспособности, или которые вообще не производятся в стране. Именно такие товары и играют наибольшую роль в импорте.

    1. 3. Принципы государственного регулирования ВТД. Методы и инструменты государственного регулирования ВТД