67. Контрабанда и другие преступления в сфере таможенного дела.
К таможенным преступлениям относится группа преступлений, предусмотренных УК РФ, проведение по которым дознания и неотложных следственных действий отнесено УПК РФ к компетенции ФТС России.
К числу таможенных преступлений относятся:
контрабанда (ст. 188 УК РФ);
незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);
невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);
невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ);
уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).
Контрабанда.
Согласно ч. 1 ст. 188 УК РФ контрабанда — это перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, за исключением указанных в ч. 2 ст. 188 УК РФ (в отношении которых установлен особый порядок перемещения), совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.
Объектом деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в процессе перемещения любых товаров и транспортных средств через таможенную границу, поскольку такое перемещение нередко связано с обложением предметов таможенными пошлинами и сборами, т.е. с пополнением бюджета нашего государства.
Предметом контрабандного перемещения, совершение которого квалифицируется в соответствии с ч. 1 ст. 188 УК РФ, могут быть любые предметы, перемещаемые указанными способами помимо таможенного контроля. Таким образом, законодатель оставил открытым перечень предметов контрабанды.
Обязательным признаком предмета контрабанды является перемещение таких товаров в крупном размере (крупным размером признается стоимость, в сумме превышающая двести пятьдесят тысяч рублей).
Объективную сторону рассматриваемого преступления характеризуют способы контрабандного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Согласно нормам таможенного и уголовного законодательства, способами контрабанды являются:
перемещение товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля (вне времени производства таможенного оформления);
сокрытие таких товаров и транспортных средств от таможенного контроля (использование тайников, специальных приспособлений и хранилищ и т.п.);
обманное использование документов, средств идентификации (предъявление подложных, недействительных либо содержащих недостоверные сведения документов, использование фальсифицированных пломб, печатей, средств маркировки и т.п.).
Среди способов контрабандного перемещения товаров и транспортных средств законодатель особо выделяет также недекларирование (незаявление в установленной форме сведений о товарах, избранном таможенном режиме и т.п.) либо недостоверное декларирование таких предметов (заявление недостоверных сведений, необходимых для осуществления таможенного оформления и контроля).
В качестве объекта контрабанды, ответственность за совершение которой предусмотрена ч. 2 ст. 188 УК РФ, выступают отношения, связанные с перемещением через таможенную границу особой категории предметов. Перечень этих предметов, установленный ч. 2 ст. 188 УК РФ, является исчерпывающим, и может быть изменен или дополнен только федеральным законом. К таким предметам относятся наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, а также материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через границу России.
Квалифицирующими признаками контрабанды является: совершение деяния неоднократно; должностным лицом с использованием своего служебного положения; с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль (ч. 3 ст. 188 УК РФ). Использование должностным лицом служебного положения также предусматривается в качестве основания для применения более суровой меры наказания.
Уголовный кодекс устанавливает уголовную ответственность за совершение наиболее опасной формы контрабанды — ее совершение организованной группой (ч. 4 ст. 188 УК РФ) — особо квалифицирующий признак контрабанды, по сути, совпадающий с рассмотренными составами преступлений.
Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники. Объектом незаконного экспорта технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ) является порядок перемещения через границу особой категории предметов, в отношении которых осуществляется специальный экспортный контроль в целях защиты государственной безопасности и экономических интересов России.
Предметом преступления могут быть как материальные носители технологий (фото-, кино-, звукозаписи, электронные носители и т.п.), так и сами полезные модели, сырье, материалы, оборудование и т.п. Предметом рассматриваемого преступления может быть также деятельность в виде оказания услуг, связанных с созданием оружия массового поражения, средств их доставки, вооружения и военной техники.
Объективная сторона рассматриваемого преступного посягательства выражается в осуществлении незаконных экспортных поставок или передаче лицом, имеющим право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации.
Объективная сторона данного деяния может выражаться и в незаконном выполнении указанным лицом работ для иностранной организации или ее представителя, либо незаконном оказании услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для указанного лица могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль.
Деяние подлежит квалификации по ст. 189 УК РФ при отсутствии в составе преступления признаков контрабанды (ст. 188 УК РФ) или государственной измены (ст. 275 УК РФ). В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» экспортом технологий и научно-технической информации, в том числе исключительных прав на них, признается вывоз соответствующих объектов с таможенной территории РФ без обязательства их возврата, а экспортом услуг — выполнение соответствующих работ за пределами территории РФ.
Система экспортного контроля действует в случае осуществления внешнеторговой деятельности в области вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также в сфере соблюдения международных обязательств РФ по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания.
В соответствии с примечанием к ст. 189 УК РФ лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность (субъектом преступления), является руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством РФ и имеющего постоянное место нахождения на территории России, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории РФ и зарегистрированное на территории РФ в качестве индивидуального предпринимателя.
Квалифицирующими признаками незаконного экспорта технологий, информации, услуг, сырья и материалов являются: неоднократность; совершение деяния группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 189 УК РФ). Особо квалифицирующим признаком данного преступления является совершение его организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль.
Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран. Объектом такого состава преступного посягательства, как невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ), является порядок вывоза и ввоза культурных ценностей и воспрепятствование утрате культурных ценностей, находящихся на территории РФ, независимо от формы собственности.
Статья распространяется на отношения, связанные с перемещением через таможенную границу РФ предметов, являющихся художественным, историческим и археологическим достоянием народов Российской Федерации и зарубежных стран, а также на обязательства, связанные с возвращением вывезенных предметов.
Предметами данного преступления являются культурные ценности, относящиеся к художественному, историческому и археологическому достоянию народов Российской Федерации и зарубежных стран.
Объективная сторона преступления выражается в бездействии, т.е. в невыполнении обязанности по возвращению предметов, представляющих культурную ценность (невозвращении таких предметов). Обязанность по возвращению включает срок возвращения, указание на лицо, обязанное возвратить соответствующие предметы, условия возвращения, гарантии возможности возвращения и правовые основания возвращения.
Невозвращение в крупном размере из-за границы организацией средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации. Ст. 193 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за невозвращение в крупном размере из-за границы организацией средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации.
Субъектом преступления является руководитель организации. Объектом данного посягательства является порядок осуществления валютных операций.
Отличительной особенностью объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ, является крупный размер денежных средств, подлежащих перечислению, предусматривающий, что сумма невозвращенных средств в иностранной валюте должна превышать пять миллионов рублей.
Субъектами преступления уголовный закон признает только руководителей организаций (предприятий), обязанных перечислять (контролировать перечисление) валютные средства из-за границы.
Субъективная сторона рассматриваемого деяния характеризуется прямым умыслом. Цели и мотивы такого невозвращения не влияют на квалификацию преступного деяния по рассматриваемой статье Уголовного кодекса.
Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. Объектом уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК), является порядок уплаты таможенных платежей, а также финансовые интересы государства.
Предмет преступления — таможенные платежи. Объективная сторона деяния выражается в форме действия (например, занижение таможенной стоимости товара, предоставление недостоверной информации о товаре и т.п.).
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия) и желает уклониться от уплаты таможенных платежей, т.е. не выплачивает их.
Квалифицирующими признаками уклонения от уплаты таможенных платежей, согласно ч. 2 ст. 194 УК РФ, признаются:
совершение такого деяния группой лиц по предварительному сговору;
совершение преступления лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных данной статьей, а также ст. 198 УК РФ «Уклонение физическим лицом от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды» или ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды организации»;
неоднократное совершение преступления (более двух раз);
совершение деяния в особо крупном размере.
Согласно примечанию к ст. 194 УК РФ преступление признается совершенным в особо крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере — один миллион пятьсот тысяч рублей.
- 1.Понятие и характеристика современной таможенной политики Российской Федерации.
- 2.Понятие, цели, задачи, функции таможенного права.
- 3.Предмет и метод таможенного права.
- 4.Принципы и источники таможенного права. Действие таможенного законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- 5.Таможенное регулирование и таможенное законодательство Таможенного союза.
- 6.Международные конвенции в области таможенного дела.
- 1."Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров" (Заключена в Брюсселе 14.06.1983) (вместе с Протоколом от 24.06.1986)
- 2.«Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция)»
- 3.Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки мдп (Конвенция мдп) 1975г
- 4. «Таможенная конвенция о карнете ата для временного ввоза от 1961;»
- 5."Конвенция о временном ввозе" (заключена в Стамбуле 26.06.1990)»
- 7.«Таможенная конвенция о контейнерах 1972»
- 7.Таможенное право как комплексная отрасль.
- 8.Взаимосвязь таможенного права с иными отраслями
- 9.Особенности общественных отношений в сфере таможенного дела.
- 10.Основы правового регулирования общественных отношений в таможенном деле.
- 11.Таможенно-правовые нормы и их особенности.
- 12.Таможенный союз.
- 13. Основные направления и формы международного таможенного сотрудничества Российской Федерации со странами снг, другими государствами, международными таможенными организациями.
- 14.Субъекты таможенно-правовых отношений.
- 15.Виды и содержание нормативных актов Федеральной таможенной службы Российской Федерации.
- 16.Полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в сфере таможенного дела.
- 17.Система таможенных органов Российской Федерации. Система и принципы деятельности таможенных органов в Российской Федерации
- 18.Особенности правового статуса таможенных органов Российской Федерации.
- 8. Правовой статус Федеральной таможенной службы
- 19.Правовой статус должностных лиц таможенных органов Российской Федерации. Статус должностных лиц таможенных органов Российской Федерации
- 21.Правовой статус магазина беспошлинной торговли.
- 22.Правовой статус уполномоченного экономического оператора.
- 23 .Правовое положение физических лиц, осуществляющих перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
- 24 .Структура и порядок уплаты таможенных платежей (таможенные пошлины, ндс, акцизы, таможенные сборы).
- 25 .Исчисление таможенных пошлин, налогов, авансовых платежей.
- 26 Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
- 49.Общая характеристика таможенных процедур: переработка на таможенной территории, переработка вне таможенной территории, переработка для внутреннего потребления.
- 50.Общая характеристика таможенных процедур: временный ввоз и временный вывоз.
- 51.Общая характеристика таможенных процедур: реимпорта и реэкспорта.
- 52.Таможенная процедура беспошлинной торговли.
- 48 И 53 вопрос повторяются!
- 54.Таможенная процедура таможенного транзита.
- 55. Таможенная процедура уничтожения. Таможенная процедура отказ в пользу государства.
- 56. Особенности перемещения товаров для личного пользования.
- 57. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц.
- 58. Таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.
- 59. Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа.
- 60. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
- 61. Особенности перемещения товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи.
- 61.1. Трубопроводный транспорт
- 61.2. Линии электропередач
- 62. Совершение таможенных операций в отношении припасов.
- 63. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Порядок определения страны происхождения товаров, определения их таможенной стоимости.
- 64. Правоохранительная деятельность таможенных органов.
- 65. Понятие и виды таможенных правонарушений.
- 66. Особенность административной ответственности за нарушение таможенных правил.
- 67. Контрабанда и другие преступления в сфере таможенного дела.
- 68. Обжалование действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.
- Глава 3 Федеральный закон от 27.11.2010 n 311-фз "о таможенном регулировании в Российской Федерации":
- 22. Комиссар Совета Европы по правам человека.
- 24. Защита прав человека в рамках снг
- 27. Взаимодействие государств в связи с осуществлением уголовной юрисдикции
- 69. Информирование о таможенном законодательстве и консультирование таможенными органами.
- 70. Система управления рисками, применяемая таможенными органами.
- 71. Таможенная статистика.
- 72. Информационные системы и технологии, используемые таможенными органами.