logo
Otvety_k_ekzamenam_za_6_let / Таможенное право- нету 34-40,10

7.Таможенное право как комплексная отрасль.

Таможенное право - это комплексная отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, взиманием таможенных платежей, таможенным оформлением, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенного регулирования.

Таможенное право регулирует такие отношения с участием таможенных органов, которые складываются по поводу осуществления ими возложенных на них функций. Имеется в виду практическая реализация принадлежащих им юридически властных полномочий. Именно в силу таких полномочий таможенный орган и выступает в роли субъекта таможенных отношений. Таможенные правоотношения представляют собой “поле” применения и осуществления полномочий таможенных органов.

Таким образом, при определении предмета таможенного права необходимо учитывать:

- сферу таможенного дела, охватывающего любые действия, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу;

- наличие в ней специальных субъектов - таможенных органов;

- практическую реализацию ими предоставленных для осуществления таможенной деятельности полномочий;

- наличие в ней специфического объекта регулирования - товары, перемещаемые через таможенную границу.

Новизна, сложность и обширность регулируемых отношений требуют их расчленения на части и разъяснения отдельных элементов, образующих в своей совокупности предмет таможенного права.

Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений. Вопрос о предмете регулирования таможенного права - наиболее сложный и один из наименее разработанных в юридической науке.

Предметом таможенного права являются общественные отношения, носящие комплексный характер и возникающие в связи с осуществлением таможенной деятельности.

Комплексный характер общественных отношений, регулируемых таможенным правом, обусловливает применение практически всех имеющихся в действующей системе права способов воздействия на субъектов: административно-правовой и гражданско-правовой методы регулирования.

Административно-правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления. Он выражается в установлении обязательных предписаний, запретов, ограничений, разрешений.

Гражданско-правовой метод регулирования основан на принципе равенства сторон и исходит из принципа “разрешено все, что не запрещено”.

Основными целями таможенного права являются:

- создание условий деятельности таможенных органов и иных государственных органов по осуществлению таможенного дела, его развитию и модернизации;

- создание эффективной организации таможенной системы;

- обеспечение соблюдения прав и свобод физических и юридических лиц при осуществлении таможенного дела.

Таможенное право выделено в самостоятельную отрасль права и потому, что имеет самостоятельный специфический предмет регулирования - широкий круг общественных отношений в общественной сфере. Хотя в общем составе этих отношений и преобладают управленческие решения, но они не исчерпывают всего предмета таможенного правового регулирования. В его состав входят и многие другие качественно необходимые общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права: конституционного, административного, трудового, банковского, налогового, уголовного, а также международного права. Будучи разнородными по своему составу, все эти отношения интегрированы в определенную специфическую общность - таможенные отношения - одним систематизирующим признаком: перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Поэтому таможенные отношения, являясь комплексным образованием, тем не менее составляют единое целое и выделяются в качестве самостоятельного предмета комплексной отрасли таможенного права.

Поскольку таможенные отношения имеют комплексный характер, постольку объективно нет потребности в особом, единственном методе правового регулирования. Для каждого вида общественных отношений, охватываемых понятием таможенных, применяются свойственные им способы воздействия. Комплексному характеру таможенных отношений соответствует “комплексный метод” таможенного права - комбинационное применение правовых способов воздействия на субъекта в аспекте обеспечения таможенных режимов и реализации других средств таможенной политики России.

Общественные отношения, связанные с таможенной деятельностью и составляющие предмет таможенного права, часто называют таможенными отношениями. Главная особенность таможенных отношений состоит в том, что все они складываются в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, его оформлением и контролем, а также уплатой таможенных платежей.

В общей форме структура общественных отношений в сфере таможенной деятельности определена Таможенным кодексом РФ. В нем обозначены основные виды общественных отношений, совокупность которых и составляет предмет регулирования таможенного права. В зависимости от конкретных целей их возникновения и соответственно их создания и регулирования выделяются следующие группы таможенных отношений.

Первая группа - отношения в сфере таможенного регулирования.

Вторая группа - общественные отношения и принципы, связанные с перемещением через таможенную границу России товаров и транспортных средств. Возникают между таможенными органами и лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу РФ.

Третья группа - общественные отношения, связанные с регулированием таможенных режимов. Возникают между таможенными органами, между таможенными органами и лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу РФ.

Четвертая группа - общественные отношения в области таможенно-тарифного регулирования

Пятая группа - отношения, связанные с взиманием таможенных платежей . Возникают между таможенными органами, между таможенными органами и лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу РФ. Отдельные вопросы начисления и взимания таможенных платежей регламентируются нормами финансового и налогового права. Некоторые отношения в области таможенных платежей регламентируются нормами банковского права.

Шестая группа - отношения, связанные с таможенным оформлением . Возникают в связи с таможенными операциями, совершаемыми в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Седьмая группа - отношения, связанные с таможенным контролем над товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу РФ. Возникают в связи с проверкой таможенными органами документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенным осмотром и досмотром товаров и транспортных средств, осмотром помещений и территорий, устным опросом и получением пояснений, таможенным наблюдением и ревизией, личным досмотром и проверкой маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.

Восьмая группа - отношения, связанные с ведением таможенной статистики. Возникают в связи со сбором, обработкой и анализом таможенными органами данных о перемещении товаров через таможенную границу, ведением таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации и предоставлением этих данных Президенту России, Правительству России, Федеральному собранию Российской Федерации и иным органам согласно законодательству Российской Федерации и ведением специальной статистики ).

Девятая группа - отношения, связанные с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела . Возникают в связи с осуществлением таможенными органами неотложных следственных действий и дознания в пределах своей компетенции и в порядке, определенном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также осуществлением оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Данные отношения регламентируются нормами уголовного и уголовно-процессуального права.

Десятая группа - отношения, связанные с административными правонарушениями в сфере таможенного дела (нарушениями таможенных правил) и ответственностью за них . Возникают в связи с административными правонарушениями в сфере таможенного дела (нарушением таможенных правил) и привлечением лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Эти отношения регламентируются нормами административного права.

Одиннадцатая группа - отношения, возникающие в связи с производством по делам об административных правонарушениях.

Двенадцатая группа - отношения в области защиты прав интеллектуальной собственности . Возникают в связи с нарушением прав правообладателя в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности в случае, если правообладатель имеет достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав в связи с перемещением через таможенную границу товаров, являющихся, по его мнению, контрафактными, или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.

Исходя из выделенных групп общественных отношений следует сделать следующие выводы:

- общественные отношения, регулируемые соответствующими нормами, отражают структуру таможенного дела;

- группы общественных отношений, регулируемые нормами разных отраслей права, имеют качественные различия;

- основную роль играют отношения, регулируемые нормами административного и административно-процессуального права;

- различия между выделенными группами обуславливают обособленность, их самостоятельность в структуре общественных отношений.