2.3. Иные меры нетарифного характера
По данным ЮНКТАД, наряду с увеличением случаев применения мер триады торговой защиты, страны активизировали использование и иных мер нетарифного характера. Нетарифное регулирование внешней торговли охватывает две большие группы мер (административного и, частично, экономического характера), направленных на запреты и ограничения в отношении ввоза и вывоза товаров.
Первая группа мер имеет целью прямое ограничение импорта (экспорта), или регулирование внешней торговли путем количественных ограничений, лицензирования, запретов и т.д. Вторая группа мер нетарифного регулирования охватывает большой круг различных акций административной, торговой, финансовой, кредитной, технологической политики, мер безопасности, санитарных и экологических, при которых ограничения торговли товарами и услугами могут оказываться и побочным результатом. Такие меры применяются, как правило, на уровне исполнительных органов власти и имеют избирательный и более гибкий характер.
Наибольшее количество мер административного характера выявлено в государствах-участниках СНГ, и в первую очередь, в Белоруссии.
Одним из самых распространенных барьеров на пространстве СНГ является применение дифференцированных ставок акцизного налога, когда в отношении импортной продукции применяются ставки акциза существенно выше, чем в отношении отечественной продукции. Такое применение косвенных налогов по своей сути является мерой, эквивалентной таможенной пошлине, и нивелирует договоренности о режиме свободной торговли. Кроме того, некоторые страны в своей фискальной политике не всегда обоснованно применяют такие традиционные средства как дополнительный налог, дискриминирующий импортные поставки широкого ряда продукции (Молдова, Узбекистан).
Возросло влияние на торговлю мер, предпринимаемых государствами с целью реализации экологических принципов. Наиболее широко используются:
- экологические налоги, которые, как правило, увязываются с энергоемкостью производства, содержанию углерода в топливе. В том случае, если размер экологического налога увязан с производственным процессом и налагается на импортируемый товар, то такой налог может вызвать торговые претензии в части, касающейся стремления регулировать вопросы торговли в стране-экспортере;
- экологические субсидии и правила закупок – государство может производить прямые или косвенные выплаты производителям, которые соблюдают экологические нормы;
- экологические технические стандарты – защита потребителя и окружающей среды посредством принятия, например, нормативов по предельному содержанию тех или иных компонентов. Наиболее ярким примером является технический регламент ЕС, вводящий новую систему регистрации, оценки и авторизации химических веществ;
- запреты на торговлю или карантины – чаще всего они приобретают форму санитарных или фитосанитарных мер, и
- экологическая маркировка, побуждающая потребителя приобретать более безопасные товары.
- Экзамен: Основы таможенного дела. (модуль 2)
- Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- 14. Метод по стоимости сделки с идентичными товарами и Метод по стоимости сделки с однородными товарами Метод №2: оценки по стоимости сделки с идентичными товарами (ст. 6 Соглашения)
- Метод №3: по стоимости сделки с однородными товарами (ст. 7 Соглашения)
- 15. Метод вычитания и Метод сложения Метод № 4: оценки на основе вычитания стоимости (ст. 8 Соглашения)
- Метод №5: оценки на основе сложения стоимости (ст. 9 Соглашения)
- 16. Резервный метод
- 17. История инкотермс. Характеристика групп торговых терминов
- Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) Правила вступают в действие с 01 января 2011 года
- 18. Декларация таможенной стоимости: назначение, случаи предоставления. Формы, правила заполнения дтс
- 19. Процедура заявления таможенной стоимости. Документы, подтверждающие сведения по таможенной стоимости. Документы для подтверждения таможенной стоимости
- 20. Декларация таможенной стоимости: назначение, случаи предоставления
- 21. Порядок контроля таможенной стоимости. Формы таможенного контроля, применяемые при контроле таможенной стоимости. Решения таможенного органа по результатам контроля таможенной стоимости.
- 22. Корректировка таможенной стоимости
- 23. Страна происхождения: понятие, цель и принципы определения. Критерии достаточной переработки при определении страны происхождения товара.
- 24. Документы, подтверждающие страну происхождения товаров. Сертификаты о происхождении товара ст-1 и а. Сведения, содержащиеся в сертификатах.
- Сертификаты происхождения товаров формы ст-1
- Сертификаты происхождения товаров формы «а»
- 25. Особенности определения страны происхождения товаров из развивающихся стран и стран снг.
- 26. Тарифные льготы и тарифные преференции. Общая характеристика и различия. Раздел VI. Тарифные льготы
- 27. Тарифные льготы: виды и порядок предоставления.
- 28. Освобождение от уплаты пошлин как тарифная льгота
- 29. Тарифные преференции: виды и порядок предоставления.
- 30. Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности и место в ней нетарифных мер регулирования
- 32. Федеральные органы исполнительной власти, участвующие в осуществлении нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности
- 35. Классификация нетарифных мер регулирования (по тетради)
- 36. Опыт зарубежных стран по применению нетарифных мер ??
- 2.1. Антидемпинговые меры
- 2.2. Специальные защитные меры
- 2.3. Иные меры нетарифного характера
- 37.Понятие квотирования.
- 38. Понятие лицензирования, виды лицензий
- Особенности таможенного оформления руд цветных и черных металлов, содержащих драгоценные металлы, предназначенных для вывоза с таможенной территории Российской Федерации
- 47. Структура системы экспортного контроля Категории товаров, подпадающих под экспортный контроль
- 50. Государственное регулирование ввоза (вывоза) продукции военного назначения.
- 53. Понятия, сущность специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных мер. Меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности
- 54. Порядок ввоза маркированных товаров. Особенности таможенного оформления ввозимых подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками
- Статья 7. Виды технических регламентов
- 58. Система, цели сертификации. Виды сертификатов.
- 59. Сертификат соответствия
- 60. Фитосанитарный контроль как мера нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности
- 61. Санитарно-эпидемиологический контроль как мера нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности
- 62. Ветеринарный контроль контроль как меры нетарифного регулирования
- 64. Разрешительный порядок перемещения через таможенную границу рф культурных ценностей
- 66. Разрешительный порядок перемещения через таможенную границу рф служебного и гражданского оружия
- 67. Разрешительный порядок перемещения через таможенную границу рф радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств