1.4.2 Таможенные органы и их основные задачи (ст.6):
“Органы Таможенного союза” – Межгосударственный совет ЕврАзЭС (высший орган Таможенного союза), Высший Евразийский экономический совет, Комиссия (Комиссия Таможенного союза утв. Договором от 06.10. 2007г., Евразийская экономическая комиссия утв. Договором от 18.10. 2011г.).
Таможенные органы обеспечивают на таможенной территории ТС решение следующих задач (определяются Евразийской экономической комиссией).Это:
- содействие реализации единой торговой политики таможенного союза;
- обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств-членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;
- совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;
- взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;
- обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенного тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
- обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;
- обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств-членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;
- выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза;
- обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции;
- ведение таможенной статистики [ст. 6 ТКТС].
В ТК ТС отмечено, чтозаконодательством государств-членов таможенного союза, могут быть установлены «и иные задачи, решаемые таможенными органами» [ст. 6 ТКТС].Так, например, в целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами, таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу для формирования данных таможенной статистики внешней торговли товарами [ст. 47 ТКТС].
С целью выполнения задач, таможенные органы государств-участников таможенного союза наделены правом применять физическую силу, специальные средства, боевое и служебное оружие [ ].
Система таможенных органов:
обязанности и ответственность, а также условия прохождения службы в таможенных органах определяются законодательством государств-членов ТС. За исключением того, что:
- высшим орган ТС являетсяМежгосударственный Совет ЕврАзЭС.Он формируется в составе глав государств Беларуси, Казахстана и России, принимающих судьбоносные решения об экономической интеграции государств;
- разрешение споров экономического характера возникающих в связи с формированием ТС с 1 января 2012 года уполномочен рассматриватьСуд ЕврАзЭС (г. Минск). Суд ЕврАзЭС сформирован в составе 10 судей – по два от каждого государства Сообщества. Первым председателем суда избран беларус - председатель Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству Евгений Смирнов, а второй судья от Беларуси - судья Верховного Суда Республики Беларусь Анна Соколовская.Решением от 12 июля 2012г. №21 “О Регламенте Суда Евразийского экономического сообщества”, утверждён порядок рассмотрения обрапщений в суде.
(26.06.2012г. суд раасмотрит своё первое дело, которое оспаривает ОАО “Южный Кузбас”в отношении отдельных положений решений Комиссии ТС);
- Высший Евразийский экономический совет -
- Евразийская экономическая комиссия.С 6 октября 2007г. по 18 ноября 2012г.работала Комиссия таможенного союза. Она была единым постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза.18.11.2011Главы государств-членов Таможенного союза подписали Декларацию о Евразийской экономической интеграции, Договор о Евразийской экономической комиссии и Решение о Регламенте Евразийской экономической комиссии.ЕЭК передали полномочия упраздняемой Комиссии Таможенного союза.ТеперьЕвразийская экономическая комиссия - единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства. Имеет статус наднационального органа управления. Организация не подчинена какому-либо из правительств трех стран. Решения Комиссии обязательны для исполнения на территории трех стран. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также выработка предложений по дальнейшему развитию интеграции.
СформированаКоллегии Евразийской экономической комиссии.Состав Коллегии Евразийской экономической комиссии:Председатель Коллегии – Виктор Борисович Христенко. Члены Коллегии (Министры): по основным направлениям интеграции и макроэкономики; по экономике и финансовой политике; по промышленности и агропромышленному комплексу (С.С. Сидорский); по торговле; по вопросам технического регулирования; по таможенному сотрудничеству В.А. Гошин); по энергетике и инфраструктуре; по конкуренции и антимонопольному регулированию.
1 февраля 2012 года в Москве состоялось первое заседание Коллегии Евразийской экономической комиссии. По итогам заседания подписано пять первых приказов Председателя Коллегии, в том числе о вступлении в должность членов коллегии, о начале формирования рабочих органов Евразийской экономической комиссии.
- В соответствии п.30 статьи 4 ТКТСтаможенные органы государств - членов ТС, - это «таможенные органы государств - членов Таможенного союза».То есть система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность, а также условия прохождения службы в таможенных органах определяются законодательством государств - членов таможенного союза [ ].
В этой связи, в Республике Беларусь востребованным остаётся Указ Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008г. №228 «О некоторых вопросах таможенных органов» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 16 июня 2010г. №310),которым сформирована система таможенных органов Республики Беларусь - Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни [ ].
А). Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.
20 сентября 1991 года Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь № 1101-ХІІ «О таможенной службе Республики Беларусь» Белорусское управление Государственного таможенного контроля СССР преобразовалось в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, с подчинением ему таможенных органов СССР, существовавших на территории республики (далее по тексту – ГТК).
ГТК - центральный таможенным органом. Он направляет, координирует и контролирует деятельность всех таможенных органов республики.
Адрес ГТК : 220007, г. Минск, ул. Могилевская, 45/1 Телефон: 218-90-00
Факс : 218-91-97 E-mail: gtk@customs.gov.by, doverie@customs.gov.by
В структуру Государственного таможенного комитета входят 10 управлений и 2 самостоятельных отдела:
Управление организации таможенного контроля
Управление организации борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями
Управление развития таможенной инфраструктуры
Управление информационных технологий, таможенной статистики и анализа
Управление кадров и подготовки личного состава таможенных органов
Финансово-экономическое управление
Управление тарифного регулирования и таможенных платежей
Правовое управление
Управление собственной безопасности
Таможенная инспекция
Контрольно-ревизионный отдел
Организационно-инспекторское управление
Государственному таможенному комитету подчинены 9 таможен, которые непосредственно осуществляют государственный таможенный контроль на территории закрепленных за ними зон оперативной деятельности.
Цель ГТК -обеспечить, в пределах своей компетенции, экономическую безопасность Республики Беларусь, осуществляет регулирование и управление в сфере таможенного дела, и координировать в этой сфере деятельность других республиканских органов государственного управления и иных организаций.
ГТК по-прежнему- правоохранительный орган и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь, а по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, - исключительно Президенту Республики Беларусь.
В структуру центрального аппарата ГТК могут входить департаменты с правами юридического лица, образуемые по решению Президента Республики Беларусь, главные управления, управления, отделы, секторы (группы). В подчинении ГТК находятся учреждение образования "Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь" и Республиканское унитарное предприятие "Белтаможсервис". Общая численность работников ГТК устанавливается Президентом Республики Беларусь. Непосредственное руководство деятельностью ГТК осуществляет Председатель Государственного таможенного комитета, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь. Председатель по статусу является министром.
Таможни:
в систему таможенных органов Республики Беларусьдо 1 января 2012г. входило 13 таможен. Это: Брестская; Витебская; Гомельская; Гродненская; «Западный Буг»; Минская региональная; Минская центральная; «Минск-2»; Могилёвская; Мозырьская; Ошмянская; Пинская; Полоцкая [ ]. С 1 января 2012г. ликвидированы ещё две таможни – Мозырьская и Пинская.И сегодня в Беларуси 9 таможен: Брестская, Витебская, Гомельская, Гролненская, Минская региональная, Минская центральная, «Минск-2», Могилёвская, Ошмянская.
Это вызвано тем, что, особенно, с 1 января 2012г. начался мощный новый интеграционный старт трёх государств Беларуси, России и Казахстана в формате Единого экономического пространства. У таможенных служб появилась весомая дополнительная нагрузка и ответственность, потребовавшая высокую мобилизации их сил и средств. Например, уже сегодня Брестская таможня ежесуточно оформляет около тысячи грузовых и пассажирских железнодорожных вагонов, тысячу автопоездов, пять тысяч легковых автомобилей. При этом таможенники встречают и провожают около 20 тысяч путешественников из разных государств.
Правовой основой деятельности таможни являетсяПриказ ГТК Республики Беларусь от 25 августа 1999г. №378-ОД «Об утверждении Типового положения о таможне Республики Беларусь». Согласно приказу, таможенные органы осуществляют возложенные на них задачи и функции в пределах закреплённой за ними зоны деятельности.
Таможня - правоохранительный органРеспублики Беларусь. То естьявляется органом дознания по делам о контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела, осуществляет оперативно-розыскную деятельность, а также производство по делам об административных таможенных правонарушениях.
Служба в таможенных органахявляется видом государственной службы в Республике Беларусь, заключающимся в выполнении должностными лицами задач, возложенных на таможенные органы. Прохождение службы в таможенных органах включает прием на службу, назначение на должность, присвоение персонального звания, аттестацию, прекращение службы, а также другие обстоятельства (события), которые в соответствии с законодательством определяют правовое положение должностных лиц таможенных органов. Должностными лицами таможенных органов являются работники, занимающие штатные должности в данных органах, имеющие персональные звания и обеспечивающие от имени государства исполнение таможенными органами властных полномочий. Должностные лица таможенных органов приносят присягу, текст которой утверждается Президентом Республики Беларусь. Порядок принесения присяги устанавливается ГТК. Срок службы в таможенных органах исчисляется со дня начала службы. Началом службы в таможенных органах считается день приема на службу. Днем окончания службы в таможенных органах считается день увольнения со службы [ ]. С гражданами, принимаемыми на службу в таможенные органы, заключается контракт.
В таможенных органах устанавливаются следующие персональные звания:государственный советник таможенной службы I ранга; государственный советник таможенной службы II ранга; государственный советник таможенной службы III ранга; советник таможенной службы I ранга; советник таможенной службы II ранга; советник таможенной службы III ранга; инспектор таможенной службы I ранга; инспектор таможенной службы II ранга; инспектор таможенной службы III ранга; инспектор таможенной службы IV ранга. Сроки выслуги в каждом персональном звании: инспектора таможенной службы IV ранга - один год; инспектора таможенной службы III ранга - два года; инспектора таможенной службы II ранга - два года; инспектора таможенной службы I ранга - три года; советника таможенной службы III ранга - четыре года; советника таможенной службы II ранга - четыре года.Срок выслуги в персональном звании исчисляется со дня подписания приказа о присвоении этого звания.Сроки выслуги в персональных званиях советника таможенной службы I ранга, государственного советника таможенной службы III, II и I ранга не устанавливаются. Служба в таможенных органах прекращается в случаях:
- перевода должностного лица таможенного органа к другому нанимателю;
- достижения должностным лицом таможенного органа предельного возраста пребывания на государственной службе;
- несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;
- разглашения сведений, составляющих государственные секреты;
- отказа от принесения присяги;
- нарушения требований законодательства при приеме на службу в таможенные органы;
- отставки;
- в других случаях [ ].
Белорусские таможенники обеспечиваютэкономическую безопасность стран-участниц Таможенного союза на протяжении почти двух тысяч километров, где находятся 62 пункта таможенного оформления (далее по тексту – ПТО).Этот перечень ПТО определён Указом Президента Республики Беларусь от 2006г. № 313 «О пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и видах контроля, осуществляемых в них».
Указом от 7 августа 2007г. №373 «О пунктах ввоза и вывоза товоров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в Республике Беларусь» внесены уточнения в перечень ПТО.
5. В соответствии стать 8. ТК ТС «Отношение к информации, полученной таможенными органами»,любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза, используется такими органами исключительно для таможенных целей, в том числе для предупреждения и пресечения административных правонарушений и преступлений.
Таможенные органы, их должностные лица, а также иные лица, получившие в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза доступ к информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну (секреты), и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза.
Таможенные органы одного государства – члена Таможенного союза передают предоставленную им информацию государственным органам данного государства – члена Таможенного союза, если такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них законодательством данного государства – члена Таможенного союза, в порядке и с соблюдением требований законодательства данного государства – члена Таможенного союза по защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны (секретов) и другой конфиденциальной информации, а также международных договоров государств – членов Таможенного союза.
6.А в соответствии статья 9. «Обжалование действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц»,любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства – членов Таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Заключение:Традиции таможенных органов:
Следует отметить, что государства-участники таможенного союза, продолжают чтить и сохранять традиции таможенных органов.
Так, таможенные органы Беларусичтят свой геральдический знак-эмблему – перекрещенные кадуцей и ключ золотистого цвета.
А также флаг таможенных органов Республики Беларусь – геральдическая эмблема на тёмно-зелёном полотнище.
Следует уточнить, что кадуцей или посох обвитый двумя змеями и увенчанный крыльями Меркурия (жезл Меркурия) является важнейшим составным элементом геральдики таможенных служб многих стран мира, в первую очередь европейских. Кадуцей (от греч. – парламентёр) - символ древнегреческого бога Гермеса (древнегреческой мифологии – бога Меркурия), вестника богов, покровителя послов, торговли и путешественников, многих ремёсел и магии. В руке Гермес держал кадуцей, волшебный жезл, открывавший ему все пути и умиротворяющий встречных. Древнегреческая легенда гласит, что Гермес получив от Аполлона жезл мира – золотую трость сразу решил испытать его. Оглянувшись, он увидел двух дерущихся змей и просунул между ними посох. Змеи сразу успокоились и слились воедино. В Древнем Риме кадуцей превратился в атрибут бога торговли и прибыли Меркурия. Имя Меркурий происходит от латинского слова «мерке» - товар или «меркой» - покупатель. В Риме Меркурия почитали торговцы. В честь Меркурия в Риме воздвигнут большой храм. Современный внешний вид кадуцея сформировался после Великой французской революции в 18-ом веке, ставшего международной эмблемой торговли, распространившись в 20-м веке по всем континентам. Ключ – как эмблема известна с древнейших времён. В Библии ключи – символ власти и могущества. Со временем средневековые ключи символизировали безопасность. Эмблема ключа имелась в гербах почти всех городов и крепостей. Сегодня в геральдическом знаке белорусской таможенной службе ключ означает – таможенный контроль, силу, открывающую или закрывающую для внешней торговли «ворота» Беларуси. Бородка ключа в виде буквы «М» (мытня) подчёркивает его ведомственную и национальную принадлежность [ ].
Таможенники всех стран мира 26 января отмечают свой профессиональный праздник. В Беларуси, как уже было сказано, это 20 сентября.
История праздника ведет свой отсчет с 1953 года. Именно тогда, 26 января, в Брюсселе состоялась первая сессия Совета таможенного сотрудничества, которая в 1994 году получила свое нынешнее название – Всемирная таможенная организация. На тот момент в сообщество входили таможенные службы 17 стран Европы. Этот день можно считать днем рождения Всемирной таможенной организации (ВТО). Официально Международный день таможенника стали отмечать в 1983 году.Беларусь вошла в ВТО в декабре 1993 года. За всю историю существования организации ее членами стали более 170 таможенных служб. Сегодня общая численность таможенников во всем мире составляет свыше 800 тысяч человек.Всемирная таможенная организация провозгласила 2012-й Годом «эффективных коммуникаций» – всесторонней поддержки и продвижения информационного обмена на официальном и неофициальном уровнях между членами мирового таможенного сообщества. Год пройдет под лозунгом «Границы разделяют, таможни объединяют». Эффективность участия в деятельности Всемирной таможенной организации выражается в том, что белорусские таможенные органы имеют возможность получать, изучать и использовать в своей работе информацию о международном таможенном сотрудничестве, технических аспектах таможенных систем, предложениях ВТО относительно практических средств для достижения более высокого уровня согласованности и единообразия таможенных систем. Экспертами Всемирной таможенной организации таможенная служба нашей страны признана лидером в модернизации и внедрении передовых таможенных технологий на постсоветском пространстве. Таможенные органы Беларуси – одна из немногих служб, которая приступила к реализации 3-й фазы общемировой Программы «Columbus». В рамках данного проекта в апреле 2012 года Беларусь посетит миссия экспертов ВТО по оценке достигнутых результатов в процессе модернизации таможенной службы. Сегодня можно с уверенностью сказать, что авторитет белорусской таможни в международном таможенном братстве весьма высок. С каждым днем в работу внедряются новейшие информационные технологии, строятся высококлассные объекты инфраструктуры, развиваются международные отношения. Естественно, главную роль в достижении высоких показателей играет самоотверженная работа сотрудников таможни. Ведь каждый из них – настоящий профессионал в своем деле и всегда стоит на защите экономической безопасности нашей страны.
- Раздел 1. Основныеположения (ст.Ст. 1-9).
- 1.2. Примерные темы рефератов:
- 1.3 Литературные источники:
- Вопрос 2: 1.4.1 Таможенное регулирование в Таможенном союзе государств Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации.
- 1.4.2 Таможенные органы и их основные задачи (ст.6):
- Тема 2 Раздела 1: Правоохранительная деятельность таможенных органов тс (ст.7):
- 1. Дознавателем является должностное лицо, осуществляющее в пределах своей компетенции досудебное производство.
- 2. Дознаватель обязан принимать все меры по рассмотрению заявлений и сообщений о преступлении и всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела.
- 3.Компетенция таможенныхорганов Республики Беларусь в сфере оперативно-розыскной деятельности
- 4.Компетенция таможенных органов в сфере осуществляют производство по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности
- 5. Профилактические меры, сдерживающие правонарушения в сфере таможенного дела.
- 8.Система управления рисками
- 9. 17 Июня 2012г. Вводится обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом
- Тема 1, раздел 1 лекция 3 (глава 3, ст. Ст. 12 – 42):
- Глава 4 “информационные системы и информационные технологии” –ст. 43-46.
- Раздел 1, занятие 3, глава №:6 Единая товарная номенклатура внешнеторговой деятельности тс. Классификация товаров (ст. 50-56).Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
- 3.2. Примерные темы рефератов:
- 4. Опорные положения по теме: Понятие и принципы проведения таможенного контроля
- 3.4.1 Понятие таможенного контроля
- 3.4.2 Система управления рисками
- 17 Июня 2012г. Вводится обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом
- 3.4.3 Порядок проведения таможенного контроля
- 3.4.4 Представление документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля
- 3.4.5 Формы таможенного контроля.
- 3.4.6 Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля
- 4.1 Основные вопросы:
- 4.2 Примерные темы рефератов:
- 4.3 Литературные источники:
- 4.4. Опорные положения темы: Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру.
- 4.4.2 Прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза
- 4.4.3 Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза.
- 4.4.4. Временное хранение товаров
- 5.1 Основные вопросы:
- 5.2 Примерные темы рефератов
- 5.3 Литературные источники:
- 5.4 Опорные положения темы: Таможенные процедуры.
- 5.4.1 Понятие, назначение таможенных процедур.
- 5.4.2 Виды таможенных процедур.
- 5.4.2.1 Выпуска для внутреннего потребления.
- 5.4.2.2 Таможенная процедура экспорта.
- 5.4.2.3 Таможенная процедура таможенного транзита
- 5.4.2.3 Таможенная процедура таможенного склада
- 2. Рассмотрение гтк поступившего заявления и документов.
- 3.Подготовка гтк и внесение в установленном по рядке проекта решения Президента о согласии на включение заинтересованного лица в реестр владельцев свободных складов
- 5.4.2.4 Таможенная процедура переработки на таможенной территории
- 5.4.2.5 Таможенная процедура переработки вне таможенной территории
- 5.4.2.6 Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления
- 5.4.2.7 Таможенная процедура временного ввоза (допуска)
- 5.4.2.8 Таможенная процедура временного вывоза
- 5.4.2.9 Таможенная процедура реимпорта
- 5.4.2.10 Таможенная процедура реэкспорта
- 5.4.2.11 Таможенная процедура беспошлинной торговли
- 5.4.2.12 Таможенная процедура уничтожения
- 5.4.2.13 Таможенная процедура отказа в пользу государства
- 7.4.2 Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных юридических и физически лиц.
- 7.4.4 Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередач.
- 7.4.5 Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа.
- 7.8 Особенности перемещения товаров для личного пользования
- 7.9 Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов.
- 8.1 Основные вопросы:
- 8.2 Примерные темы рефератов:
- 8.3Литературные источники:
- 8.4.1 Понятие международного права
- 8.4.3 Источники международного таможенного права
- 8.4.4 Основные институты международного таможенного права