logo
Уч пособие ист тд

3. Сотрудничество России с международными экономическими организациями.

В условиях усиления конкуренции, в рамках международной экономической системы все более широкое распространение получают соглашения о свободной торговле и Таможенном союзе. В начале 90-х годов страны стремились укрепить свое экономическое положение, способствуя свободному передвижению товаров, капиталов и услуг. Большинство таких договоренностей носили международный или межрегиональный характер. К ним можно отнести Европейский союз (ЕС), Всемирную торговую организацию (ГАТТ/ВТО), Всемирную таможенную организацию ВТО (СТС), Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Центрально-Европейскую ассоциацию свободной торговли, Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Содружество Независимых Государств (СНГ).

В рамках европейских и североамериканских соглашений осуществляется до 40 % мировой торговли.

В своем развитии интеграционный процесс проходит несколько стадий, в результате которых возникают зоны свободной торговли (ЗСТ); таможенные союзы (ТС); единый или общий рынок (ОР); экономический и валютный союз (ЭВС).

Зона свободной торговли является простейшей формой объединения, в рамках которого стороны договариваются во взаимном порядке устранить факторы, препятствующие торговле товарами, но в то же время каждая из стран-участников проводит свою собственную политику в отношении третьих стран, не являющихся участниками такой зоны. Особенностями ЗСТ являются: свободная от таможенных и количественных ограничений торговля; постепенная взаимная отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений; невозможность в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или вводить новые торговые барьеры.

Участие в зоне свободной торговли может носить и негативный характер для конкретной страны. Оно представляет серьезную угрозу для национальных производителей товаров, если те не выдерживают соперничества с более конкурентоспособными и качественными импортными товарами.

В результате иностранные производители вытесняют отечественных с их внутреннего рынка. Поэтому таким отечественным произво­дителям необходима поддержка со стороны своего государства.

Следующая ступень международной экономической интеграции – Таможенный союз. Он предполагает замену нескольких таможенных территорий одной такой территорией наряду с функционированием зоны свободной торговли, полную отмену таможенных пошлин внутри союза, введение единого внешнего таможенного тарифа, а также проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран, не являющихся членами этого союза. Таким образом, все члены Таможенного союза поступаются своим государственным суверенитетом в области торговой политики в отношении третьих стран и передают все полномочия такой политики центральному руководящему органу, в котором представлены все страны — члены союза. Например, в 1967 г. была создана Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. В 1992 г. страны АСЕАН договорились о создании зоны свободной торговли на 15 лет, а в 1995 г. срок действия этой зоны был сокращен до 10 лет. Для стран АСЕАН, в рамках зоны предельные тарифы были установлены в диапазоне от 0 до 5 %, и предусматривалось ускоренное снижение тарифов на 15 категорий товаров. В соответствии с правилами происхождения, чтобы считаться товаром АСЕАН, этот товар должен быть на 40 % произведен в этих странах.

Более высокой ступенью международной экономической интеграции является единый или общий рынок, разрешающий свободное передвижение капитала и труда между странами-участниками. Упраздняя таможенные пошлины, создавая единый внешний таможенный тариф, разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим странам, страны Таможенного союза создают предпосылки для перехода к общему рынку. Для этого, кроме указанных механизмов и инструментов, необходимы разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики; создание условий для свободного движения капиталов, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров; формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию, что означает поворот непосредственно к интересам и нуждам потребителя, позволяющий реально ощутить преимущества интеграционных процессов. Особое место отводится введению мер, предотвращающих нарушение норм, регулирующих конкуренцию. Эти экономические шаги, обусловливающие проведение серьезных мероприятий по гармонизации и унификации национальных правовых актов, предопределяют необходимость формирования специальных, и в том числе надгосударственных, органов управления и контроля.

Экономический и валютный союз, в дополнение к мероприятиям, характерным для зоны свободной торговли, Таможенного союза и общего рынка, предусматривает проведение единой экономической и валютно-финансовой политики, регулирование межгосударственных социально-политических процессов.

К середине 90-х годов лишь одна международная система — Европейский союз – прошла первые три из указанных этапов экономической интеграции.

Начиная с 1973 г., ЕС непосредственно заключает торговые договоры с третьими странами, участвует более чем в 30 многосторонних торгово-политических соглашениях. В августе 1988 г. было заключено соглашение между СССР и ЕС о торговле и торгово-экономическом сотрудничестве.

После распада СССР ставшая его правопреемницей Российская Федерация подтвердила свои намерения об участии в более чем 300 международных торговых и таможенных организациях. Ликвидация монополии внешней торговли, распад СЭВ, перестройка экономики и либерализация внешнеэкономической деятельности объективно поставили вопрос о расширении внешнеэкономических связей со странами Западной Европы. Стремление России расширить торговлю с западноевропейскими странами на основе равного партнерства не встретило понимания со стороны ЕС. Кроме того, вследствие обвальной либерализации внешнеэкономических связей выход российских участников на рынки западных стран приводил к нарушению сложившихся там условий внешней торговли, установившихся правил и таможенного режима. В ряде случаев, российские экспортеры продавали товары по «бросовым» ценам, нарушая складывавшуюся конъюнктуру и отлаженную рыночную систему. Начиная с 1988 г., Комиссия Европейских сообществ (КЕС) расследовала 16 процедур в отношении демпинговых товаров из СССР.

В 1992 – 1993 гг. проходили переговоры представителей Российской Федерации и ЕС. Результатом было предоставление российским экспортерам более широких возможностей выхода на рынки ЕС. Намечалось заключить торговое соглашение между РФ и ЕС, провести ряд встреч по рассмотрению условий выработки и подписания соглашения о новом порядке торговли между Россией и ЕС, предоставить России тарифные преференции, сделав ограничения исключением, а не правилом. При встрече были достигнуты следующие договоренности:

– ставки таможенных тарифов на вывозимые из России товары будут устанавливаться в соответствии с режимом наибольшего благоприятствования (РНБ);

– в отношении импортируемых товаров будет применяться национальный режим налогообложения;

– отменяются все количественные ограничения — квоты на экспорт российских товаров;

– Россия будет применять разумные протекционистские меры для защиты своего внутреннего рынка;

– не применять к российским товарам антидемпинговые меры в одностороннем порядке.

Был согласован порядок движения капиталов в форме прямых инвестиций. Речь шла об осуществлении принципа свободы по текущим платежам между резидентами.

Россия и ЕС договорились о сотрудничестве во всех сферах экономических отношений. После 1998 г. предусматривалось создание с ЕС зоны свободной торговли, охватывающей также свободу учреждения компаний, свободу трансграничной торговли услугами и свободу движения капиталов.

ЕС отказался от прежнего определения России как страны с государственной системой торговли, что означало применение жесткого дискриминационного внешнеторгового законодательства, существенно ограничивавшего доступ российских товаров на европейские рынки. Впервые в международной договорной практике России, не являющейся участником ГАТТ, удалось включить в СПС прямые ссылки на ряд ключевых положений ГАТТ. Россия сохранила возможность изменения таможенного тарифа при условии проведения предварительных консультаций. ЕС должен был полностью отменить квоты на импорт из России (до последнего времени такие квоты распространялись более чем на 600 товарных позиций). Торговля текстилем и товарами номенклатуры ЕОУС (углем, сталью и т. п.) должна была осуществляться на основе отдельных соглашений.

В июне 1995 г. было подписано и с февраля 1996 г. вступило в силу Временное соглашение о торговле между ЕС и Россией, включающее статьи СПС, не требующие ратификации и не ведущие к изменению законодательства стран – участников соглашения. Временное соглашение охватывает режим торговли товарами, таможенное дело, стандартизацию, конкуренцию, защиту прав интеллектуальной собственности.

В то же время в рассматриваемый период ЕС отказывался признать рыночный характер российской экономики и считал, что необходимые политические, экономические и правовые предпосылки для вступления России в ЕС еще не созрели. Это позволило союзу применять антидемпинговые процедуры. При этом не учитывались внутренние российские цены при определении факта и уровня демпинга, а также формы антидемпинговых мер, что на деле означает нежелание принимать во внимание показатели коммерческой деятельности отдельных компаний (уровень организации, технологии производства и др.).

Важнейшее значение для дальнейшего развития внешнеэкономических связей России имело ее намерение вступить во Всемирную торговую организацию. (ВТО), являющуюся преемницей ГАТТ

Основой работы этой организации до 1994 г. было проведение участниками соглашения многосторонних торговых переговоров, так называемых раундов. Состоялось восемь таких раундов, многие из них длились несколько лет. Вначале на них рассматривались вопросы принятия взаимных обязательств по снижению таможенных пошлин, а затем и в отношении мер нетарифного регулирования международной торговли (квотирование, лицензирование и другие административные меры).

Одним из результатов Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986–1994) было создание Всемирной торговой организации (ВТО). ГАТТ стало основой ВТО и ее важнейшей составной частью в области торговли. ВТО – единственная правовая основа всемирной торговой системы. Правила ГАТТ распространялись только на торговлю товарами. ВТО занимается также торговлей услугами и связанными с торговлей аспектами интеллектуальной собственности.

Российская Федерация, как правопреемник бывшего СССР, имеет статус государства-наблюдателя в ВТО. В 1993 г. Россия подала официальное заявление о намерении присоединиться к ГАТТ на условиях полноправного членства. В соответствии с процедурой рассмотрения заявлений о присоединении к ВТО была создана Рабочая группа для переговоров с Россией, которая должна определить соответствие российского внешнеторгового законодательства принципам и нормам ВТО. В 1997 г. завершился первый этап переговоров и начался практический этап – консультации и переговоры об условиях членства России в ВТО.

Вступление России в международную торговую систему должно оказать большое влияние на экономику страны, методы управления внешнеэкономическими связями, характер взаимодействия с мировым сообществом. Основные выгоды, которые может получить Россия от присоединения к ВТО, заключаются в следующем:

– российские экспортеры и импортеры получат выход в унифицированное правовое пространство, опирающееся на механизм ГАТТ, а также на международно-правовую защиту в других государствах, гарантируемую принципами и мерами ГАТТ;

– Россия получит защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов; защиту от дискриминационного использования технических барьеров; определенную гарантию против дискриминационного использования других торгово-политических средств в отношении экспортных и импортных операций российских участников внешнеторговой деятельности и целый ряд других преимуществ, которые будут содействовать организованному вхождению экономики России в мировое хозяйство, дальнейшему развитию ее внешней торговли и защите интересов экспортеров и импортеров за рубежом;

– Россия получит возможность использовать для защиты своих внешнеторговых и других интересов механизм консультаций и поиска решений в спорных и конфликтных ситуациях, который сформировался в ГАТТ за период ее существования.

Однако существуют и негативные стороны, связанные с предполагаемым вступлением России в ВТО. Положение многих российских производств будет серьезно затруднено в результате значительного снижения ставок таможенного тарифа на импорт и облегчения доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок. Ощутимым будет и сокращение поступлений в федеральный бюджет от снижения импортных пошлин.

Минимизация потерь для российской экономики может быть достигнута путем:

– установления максимально дозволенного правилами ВТО переходного периода к новым ставкам импортного тарифа и поэтапности их снижения;

– формирования комплексного механизма тарифной защиты внутреннего рынка в соответствии с регламентом ВТО;

– усиления защиты отечественной промышленности за счет нетарифных мер (также по регламенту ВТО), что в сочетании с тарифными мерами может быть наиболее эффективным в переходный период.

Присоединение к ВТО является более сложным процессом, чем в прошлом было присоединение к ГАТТ в 1947 г. Многосторонние торговые соглашения ВТО содержат более жесткие и подробные правила и нормы, регулирующие торговлю товарами.

Российская Федерация, как правопреемник СССР, активно включилась в работу СТС в 1992 г. Она избрана членом Политической комиссии и Финансового комитета этой самой крупной международной таможенной организации

Являясь членом ВТО/СТС, ГТК России осуществлял перестройку таможенного механизма на основе Конвенции по оценке товаров в таможенных целях и Конвенции по таможенной номенклатуре. Помимо Конвенции об образовании СТС, Россия присоединилась к Конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений, к Конвенции о временном ввозе и Таможенной конвенции о карнете ATА для временного ввоза товаров.

СТС был создан с целью обеспечения согласованности и единообразия таможенных систем, совершенствования таможенных процедур и таможенного законодательства. Необходимо было решить задачу унификации номенклатуры для классификации товаров в таможенных тарифах. Эта задача решалась в 50–80-х годах путем создания Брюссельской таможенной номенклатуры (БТН), Номенклатуры СТС (НСТС), Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС).

ВТО/СТС в 90-х годах проводила большую методическую и консультативную работу по модернизации национальных таможенных служб с целью обеспечения эффективной работы этих служб в XXI столетии. Российская таможенная служба в 90-е годы поддерживала с ВТО/СТС тесные связи и опиралась на ее поддержку.