1. Создание Коммерц-коллегии (1715 г.), ее функции
К концу XVII в. в России сложилась таможенная система, которая не была четко структурирована. Работой таможни руководило несколько государственных органов. Сбор таможенных доходов поступал в Приказ Большой казны. На местах таможни подчинялись воеводам без права вмешиваться в их финансовую деятельность. О количестве таможен и таможенных застав в России в это время нет точных данных, но если учитывать, что таможни создавались в каждом городе и местечке, то их должно было бы быть около 200.
Главное, к чему стремилось правительство, — это централизация таможенных доходов, а дворянство под влиянием рыночных отношений к изменениям во внутренней таможенной системе. У купечества были свои заботы. Оно намеревалось повлиять на появление указа 1714 г. об отмене «новоуравнительной» пошлины, взимаемой с местных оптовых покупателей.
Иностранное купечество также пыталось при проведении таможенной реформы реализовать свои интересы. Швеция настаивала на пересмотре таможенной политики России, выступая за отмену таможенных пошлин и ликвидацию внутренних таможен. Это противоречило внутренней политике Русского государства, которое было заинтересовано в сохранении таможенных доходов.
В ходе реформы в 1715 г. была создана Коммерц-коллегия. 31 января 1724 г. была утверждена инструкция, в которой были изложены функции коллегии. Наряду с вопросами организации торговли в ней предусматривался порядок таможенных сборов и учреждение института таможенных служителей. По регламенту Коммерц-коллегии 1719 г. ее ведению подлежали судебные дела купцов, касающиеся таможен (выгрузка и погрузка товаров, их хранение, утайка от досмотра и т. д.), и прочие дела, относящиеся к деятельности купечества. Регламент определял штаты таможен и круг их должностей. Во главе таможен стояли директора из дворян. Из этого же сословия назначались вице-директора, комиссары таможен, оберцолнеры и другие должностные лица. В таможнях имелись инспекторы, амбарные контролеры, стемпельмейстеры, вагмейстеры, досмотрщики. Они комплектовались представителями купечества, подьячих детей и даже крестьян. Примером может служить Петербургская портовая таможня. В 1736 г. в таможне служили представители следующих сословий: дворяне — 1 человек, купцы — 54, подьячие дети — 11, дети священно- и церковнослужителей — 11, дворцовые служители и отставные солдаты — 6, иноземцы — 11, солдаты — 16, матросы — 56, крестьяне — 2, другие — 21 человек. Анализ представленного состава таможни показывает, что более 30 % в таможнях составляли купцы. Значительная доля падает на солдат и матросов, т. е. неподготовленных в коммерческом деле людей. Их наличие свидетельствует, что широкое привлечение этой категории людей для работы в таможню диктовалось, с одной стороны, трудностью укомплектования таможен, с другой — стремлением сэкономить расходы на ее содержание.
Особое место в торговой и таможенной политике государств занимал Крымский полуостров. После присоединения к России в 1783 г., Крым стал играть важную роль во внешнеэкономических связях. 22 февраля 1784 г. вышел указ Екатерины II «Попечение о распространении торговли подданных наших и других с ними народов», который распространил все законодательные акты России на черноморскую торговлю. Этот указ и послужил основанием для формирования таможенных учреждений в Крыму и серьезной реорганизации таможенной службы в этом регионе. До присоединения Крыма к России, когда он принадлежал еще Крымскому ханству, границей между последним и Россией были Перекоп и Азовское море. Но с изменением границ Перекопская и Арабатская таможни утратили свое значение, так как превратились во внутренние и остались практически без работы. Вопрос реорганизации таможенной службы в Крыму послужил основанием для всеподданнейшего доклада президента Коммерц-коллегии князя Гагарина императору. В этом документе содержится интересный материал по штатам восстановленных на Таврическом полуострове таможен и таможенных застав. Как и прежде, там существовали три таможни: Козловская (г. Евпатория), Ахтиярская (г. Севастополь), Кафийская (г. Феодосия) и две заставы: Керченская и Еникалинская (вблизи г. Керчи). Кроме того, в документе содержится обоснование изменений в структуре таможенной службы юга России. В связи с увеличением территории намечалось назначить в Новороссийскую губернию двух таможенных инспекторов. К инспекции одного из них принадлежали бы Дубоссарская, Одесская и Очаковская таможни, а также Овидиопольская, Херсонская и Николаевская таможенные заставы. Второй инспектор должен был ведать всеми таможнями и таможенными заставами с таможенным просмотром на Таврическом полуострове и по берегам Азовского моря. К документу прилагалось штатное расписание таможням, заставам и таможенному присмотру: Козловская таможня — 46 человек, Ахтиярская — 46, Кафийская — 46, Керченская застава — 8, Еникалинская — 8. Таможенный присмотр надзирателей — 3 человека, объездчиков — 65, таможенный инспектор — 1, при нем писец — 1. Как следует из материалов Таврической казенной палаты, кроме названных таможенных застав, имелись также Кагалницкая, Балаклавская и Кинбурнская таможни.
Расширялась торговля на территории Сибири, где к началу XVIII в. открыли таможни в Якутске, Иркутске и других городах. Таможня в Иркутске начала функционировать в 1682 г., хотя таможенные оформления осуществлялись с начала 60-х годов XVII в.
С развитием таможенного дела, в Сибири совершенствовались и таможенные процедуры, унифицировались таможенные пошлины, кодифицировалось таможенное законодательство. Потребность в совершенствовании таможенного дела диктовалась развитием торговли, возникновением торговых путей из Москвы на Тобольск через Ярославль, Устюг, Усть-Сысольск, из Китая через Нерчинск в Москву. Из Монголии ввозились шелковые ткани. Из Иркутска, Туруханска в Китай и Москву шла пушнина.
С развитием торговли в Сибири, Иркутская таможня выходит на первый план. Это объясняется тем, что с 1768 г. в Иркутске дважды в год (с 15 марта по 1 мая и с 15 ноября по 1 января) проходили ярмарки. В 1784г. на Иркутской ярмарке было представлено 348 видов товаров.
С развитием кяхтинской торговли, в конце XVIII в. расширяется торговля с Китаем, резко вырос импорт чая. В связи с этим возросло значение Кяхтинской таможни.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что на структуру и управление таможнями оказывали влияние расширение территории России, установление новых торговых путей, потребности в совершенствовании таможенно-тарифного регулирования, связанные с ростом объема торговых операций.
- История таможенного дела и таможенной политики россии
- Введение
- Тема 1. Предмет истории таможенного дела. План
- 3. Периодизация истории таможенного дела России
- 1. Эволюция таможенного дела
- 2 Проблемы и функции таможенной политики
- 3 Периодизация истории таможенного дела России
- Тема 2. История зарождения торговли и пошлин на
- 2.Торговля и таможенное дело на Великом торговом пути.
- 3.Пошлины на территории древнерусских земель в VI –VII в.В.
- Тема 3 Пошлины в период феодальной раздробленности Руси План
- 1. Пошлинные отношения в новгородской торговле.
- 2. Зарождение первых мытных застав и таможен
- 3.Структура таможенных органов. Принципы их комплектования
- Тема 4. Таможенные обрядности в Московском централизованном государстве. План
- 1. Внешняя торговля и ее влияние на развитие таможенных обрядностей
- 2. Система таможенных обрядностей
- 3.Освоение новых территорий, зарождение торговли и таможенного сбора.
- Тема 5. Централизация и совершенствование
- 2.Таможенная реформа середины XVII в., ее историческое значение.
- 3. Принятие новоторгового устава 1667 г.
- 4.Развитие таможенного законодательства в последней четверти XVII в.
- Тема 6: Таможенное дело и таможенная политика России XVIII в План
- 1. Создание Коммерц-коллегии (1715 г.), ее функции
- 2. Введение новых таможенных правил
- 3. Таможенно-тарифная политика при Петре I
- 4 Протекционистский тариф в обеспечении конкурентоспособности российской промышленности
- 5. Финансовое положение и таможенная политика в период царствования Екатерины II
- Тема 7: Развитие таможенного законодательства в XIX в. – начале XX в. И борьба с контрабандой
- 2 Таможенно-тарифная политика в начале XIX века
- 3.Создание системы борьбы с контрабандой.
- 4.Создание и деятельность корчемной стражи
- 5.Влияние сбора таможенных пошлин на стабилизацию финансов
- Тема 8: Создание таможенного ведомства советского государства
- 2. Заключение торговых и таможенных договоров и соглашений.
- 3. Работа внешнеторгового и таможенно-торгового механизма в период нэп.
- 4. Таможенный контроль в годы Великой отечественной войны.
- 5. Расширение внешнеэкономических связей в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (сэв).
- Тема 9: Деятельность таможенного ведомства
- 2. Преобразование таможенного ведомства ссср.
- 3. Борьба таможенников с сокрытием валюты, ценностей и наркотических средств.
- 4. Вступление в Совет таможенного сотрудничества.
- Тема 10: Создание таможенной службы в Российской Федерации
- 3. Сотрудничество России с международными экономическими организациями.
- Тема 11: Программные задачи таможенных органов
- 2.Основные направления по созданию автоматизированной системы оперативного управления таможенной деятельностью
- 3.Главные направления деятельности региональных управлений и таможен.
- 4.Унификация таможенных законодательств и использование информационных технологий.
- Тема 12. Правоохранительная деятельность таможенных органов
- 2.Внешнеэкономическая безопасность рф, факторы угрозы.
- 3.Факторы, способствующие развитию криминальных тенденций во внешнеэкономической сфере.
- 4.Борьба с контрабандой и коррупцией.
- Тема № 13 Вступление России в вто.
- 2.Условия вступления в вто.
- 3.Преобразование гтк в фтс
- Глоссарий
- История таможенного дела и таможенной политики россии
- 302030, Г. Орел, ул. Московская, 65.