logo
Уч пособие ист тд

1. Создание Коммерц-коллегии (1715 г.), ее функции

К концу XVII в. в России сложилась таможенная система, которая не была четко структурирована. Работой таможни руководило не­сколько государственных органов. Сбор таможенных доходов поступал в Приказ Большой казны. На местах таможни подчинялись воеводам без права вмешиваться в их финансовую деятельность. О количестве таможен и таможенных застав в России в это время нет точных данных, но если учитывать, что таможни создавались в каждом городе и местечке, то их должно было бы быть около 200.

Главное, к чему стремилось правительство, — это централизация таможенных доходов, а дворянство под влиянием рыночных отношений к изменениям во внутренней таможенной системе. У купечества были свои заботы. Оно намеревалось повлиять на появление указа 1714 г. об отмене «новоуравнительной» пошлины, взимаемой с местных оптовых покупателей.

Иностранное купечество также пыталось при проведении таможенной реформы реализовать свои интересы. Швеция настаивала на пересмотре таможенной политики России, выступая за отмену таможенных пошлин и ликвидацию внутренних таможен. Это противоречило внутренней политике Русского государства, которое было заинтересовано в сохранении таможенных доходов.

В ходе реформы в 1715 г. была создана Коммерц-коллегия. 31 января 1724 г. была утверждена инструкция, в которой были изложены функции коллегии. Наряду с вопросами организации торговли в ней предусматривался порядок таможенных сборов и учреждение института таможенных служителей. По регламенту Коммерц-коллегии 1719 г. ее ведению подлежали судебные дела купцов, касающиеся таможен (выгрузка и погрузка товаров, их хранение, утайка от досмотра и т. д.), и прочие дела, относящиеся к деятельности купечества. Регламент определял штаты таможен и круг их должностей. Во главе таможен стояли директора из дворян. Из этого же сословия назначались вице-директора, комиссары таможен, оберцолнеры и другие должностные лица. В таможнях имелись инспекторы, амбарные контролеры, стемпельмейстеры, вагмейстеры, досмотрщики. Они комплектовались представителями купечества, подьячих детей и даже крестьян. Примером может служить Петербургская портовая таможня. В 1736 г. в таможне служили представители следующих сословий: дворяне — 1 человек, купцы — 54, подьячие дети — 11, дети священно- и церковнослужителей — 11, дворцовые служители и отставные солдаты — 6, иноземцы — 11, солдаты — 16, матросы — 56, крестьяне — 2, другие — 21 человек. Анализ представленного состава таможни показывает, что более 30 % в таможнях составляли купцы. Значительная доля падает на солдат и матросов, т. е. неподготовленных в коммерческом деле людей. Их наличие свидетельствует, что широкое привлечение этой категории людей для работы в таможню диктовалось, с одной стороны, трудностью укомплектования таможен, с другой — стремлением сэкономить расходы на ее содержание.

Особое место в торговой и таможенной политике государств занимал Крымский полуостров. После присоединения к России в 1783 г., Крым стал играть важную роль во внешнеэкономических связях. 22 фев­раля 1784 г. вышел указ Екатерины II «Попечение о распространении торговли подданных наших и других с ними народов», который распространил все законодательные акты России на черноморскую торговлю. Этот указ и послужил основанием для формирования таможенных учреждений в Крыму и серьезной реорганизации таможенной службы в этом регионе. До присоединения Крыма к России, когда он принадлежал еще Крым­скому ханству, границей между последним и Россией были Перекоп и Азовское море. Но с изменением границ Перекопская и Арабатская таможни утратили свое значение, так как превратились во внутренние и остались практически без работы. Вопрос реорганизации таможенной службы в Крыму послужил основанием для всеподданнейшего доклада президента Коммерц-коллегии князя Гагарина императору. В этом документе содержится интересный материал по штатам восстановленных на Таврическом полуострове таможен и таможенных застав. Как и прежде, там существовали три таможни: Козловская (г. Евпатория), Ахтиярская (г. Се­вастополь), Кафийская (г. Феодосия) и две заставы: Керченская и Еникалинская (вблизи г. Керчи). Кроме того, в документе содержится обоснование изменений в структуре таможенной службы юга России. В связи с увеличением территории намечалось назначить в Новороссийскую губернию двух таможенных инспекторов. К инспекции одного из них принадлежали бы Дубоссарская, Одесская и Очаковская таможни, а также Овидиопольская, Херсонская и Николаевская таможенные заставы. Второй инспектор должен был ведать всеми таможнями и таможенными заставами с тамо­женным просмотром на Таврическом полуострове и по берегам Азовского моря. К документу прилагалось штатное расписание таможням, заставам и таможенному присмотру: Козловская таможня — 46 человек, Ахтияр­ская — 46, Кафийская — 46, Керченская застава — 8, Еникалинская — 8. Таможенный присмотр надзирателей — 3 человека, объездчиков — 65, таможенный инспектор — 1, при нем писец — 1. Как следует из матери­алов Таврической казенной палаты, кроме названных таможенных застав, имелись также Кагалницкая, Балаклавская и Кинбурнская таможни.

Расширялась торговля на территории Сибири, где к началу XVIII в. открыли таможни в Якутске, Иркутске и других городах. Таможня в Иркутске начала функционировать в 1682 г., хотя таможенные оформления осуществлялись с начала 60-х годов XVII в.

С развитием таможенного дела, в Сибири совершенствовались и таможенные процедуры, унифицировались таможенные пошлины, кодифицировалось таможенное законодательство. Потребность в совершенствовании таможенного дела диктовалась развитием торговли, возникновением торговых путей из Москвы на Тобольск через Ярославль, Устюг, Усть-Сысольск, из Китая через Нерчинск в Москву. Из Монголии ввозились шелковые ткани. Из Иркутска, Туруханска в Китай и Москву шла пушнина.

С развитием торговли в Сибири, Иркутская таможня выходит на пер­вый план. Это объясняется тем, что с 1768 г. в Иркутске дважды в год (с 15 марта по 1 мая и с 15 ноября по 1 января) проходили ярмарки. В 1784г. на Иркутской ярмарке было представлено 348 видов товаров.

С развитием кяхтинской торговли, в конце XVIII в. расширяется торговля с Китаем, резко вырос импорт чая. В связи с этим возросло зна­чение Кяхтинской таможни.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что на структуру и управление таможнями оказывали влияние расширение территории России, установление новых торговых путей, потребности в совершенствовании таможенно-тарифного регулирования, связанные с ростом объема торговых операций.