logo
Уч пособие ист тд

4 Протекционистский тариф в обеспечении конкурентоспособности российской промышленности

Протекционистский тариф 1724 г. регулировал внешнюю торговлю в интересах обеспечения конкурентоспособности российской промышленности, но в то же время способствовал развитию контрабанды. В результате Сенатом было принято решение открыть доступ иностранным товарам.

В 1725 и 1727 гг. тарифы на ряд товаров были снижены, а в торговле с Англией для большинства товаров устанавливался режим взаимного таможенного благоприятствования. В 30-е годы XVIII в. поступления от таможенных сборов несколько возросли. Ежегодно в государственную казну поступало в среднем 500 тыс. руб. таможенных доходов.

Протекционистский тариф 1724 г. просуществовал до 1731 г., пока не был принят новый тариф. В соответствии с ним, на товары, не производившиеся в стране, вводилась умеренная пошлина (от 4 до 10 %), на производившиеся — повышенная (до 20 %). Этот тариф исключал возможность покровительственной системы, в которой так нуждалась зарождавшаяся русская промышленность.

В 1731 г. в России был принят Морской пошлинный устав, регламентирующий порядок захода иностранных судов в порты. Он содержал 99 статей, в которых были расписаны нормы, регулирующие таможенное оформление, и действия. таможенников до выхода корабля из порта. Это способствовало защите таможенных интересов на море и борьбе с контрабандой.

Морским пошлинным уставом устанавливался порядок захода корабля для досмотра и дальнейшего направления грузов на склад. В нем предусматривалось при входе судна в порт брать на борт таможенника, который следовал до таможни, размещаемой в гавани. За неподчинение правилам устанавливался штраф с капитана корабля, независимо от его гражданства (российский или иностранный).

Уставом были предусмотрены меры защиты таможенных служащих и соблюдения ими законности при обращении с командой прибывшего корабля.

Указ 1746 г. устанавливал зону территориальных вод, которая определялась дальностью пушечного выстрела. В пределах территориальных вод таможенники имели право высаживать на судно свои команды, осматривать товары, опечатывать люки, т. е. проводить все таможенные операции по оформлению товаров и предотвращению контрабанды. При отплытии капитану иностранного судна требовалось известить местные власти и таможенников и только с их разрешения, после соответствующего оформления, выходить в открытое море.