logo
Уч пособие ист тд

1. Эволюция таможенного дела

История таможенного дела России с момента его возникновения и до современной Российской Федерации насчитывает тысячелетия.

Древнейшие источники не содержат сведений, которые представили бы нам полную картину создания торгово-пошлинных отношений на территории Руси, но они свидетельствуют о том, что таможенное дело играло важную роль в период становления российской государственности. Возникнув в силу объективного исторического процесса, таможенное дело развивалось вместе с экономикой и торговлей Древней Руси и затем Российского государства.

Древняя Русь отстаивала свое равноправное положение на Западе и Востоке, развивала торговлю, таможенное дело и экономику. Торговые связи, дипломатические миссии и династические браки способствовали знакомству и сближению русских с купцами других государств. Древняя Русь строила государство и накапливала опыт таможенных обрядностей, укрепляя экономические устои и расширяя торговлю.

Исторические источники: договоры, летописи, государственные документы, грамоты, а также сказания и былины — помогают нам понять общественное и государственное значение таможенного дела как важного «национального интереса», как «гражданского и правового» целого, как необходимой и неотъемлемой части государственного аппарата.

Эволюция таможенного дела и его приоритетов тесно связана с внешней торговлей и с интересами национальной экономики страны.

Торговля с иностранными государствами способствовала расширению политических и внешнеэкономических связей.

На формирование таможенного дела в Древнерусском государстве с центром в Киеве большое влияние оказало его геополитическое положение. Страну пересекали торговые пути с Севера на Юг, на Запад и Восток. Историк В. О. Ключевский писал, что кто владел Киевом, тот держал в руках ключ от главных ворот русской торговли. С развитием торговых и политических связей Руси с другими странами накапливался опыт таможенного дела и формировались его основные принципы.

Расширение торговых связей укрепило экономическое положение Киева и способствовало поддержанию устойчивого равновесия во взаимоотношениях с другими государствами, а также послужило стабилизирующей основой для укрепления единства многочисленных земель Древней Руси в границах Древнерусского государства. К середине XII в. оно стало утрачивать свою силу и значение как могущественная держава раннефеодальной Европы. Причиной этому послужила экономическая, а затем и политическая раздробленность страны на отдельные княжества.

Упадок внешней торговли и удельная раздробленность русских земель привели к снижению роли таможенного дела. Монголо-татарское нашествие нанесло неисчислимые беды. В 1240 г. во время взятия Киева были разрушены укрепления, население уничтожено, разграблены мастерские. Киев лишился своего прежнего значения. Завоеватели ввели для русских земель тяжелый налог — тамгу.

Лишь в Великом Новгороде и на Северо-Востоке Руси роль таможни возрастала. Новгород стал торговым центром на северо-западе.

В политический и крупный экономический центр Руси превращалась Москва. Падение Византии превратило московского князя в главу крупнейшего православного государства, с которым многие влиятельные дома Европы считали за честь породниться.

Новый этап развития таможенного дела связан с оживлением экономики и внешней торговли во второй половине XV в. при Иване III, который сбросил татарское иго и сделал Русь свободным государством.

В середине XVI в. в основном завершился процесс объединения русских земель в единое централизованное государство, а великий князь —Иван IV был коронован в царя московского.

События конца XVI в. оказали решающее влияние на развитие таможенного дела, происходил процесс дифференциации таможенных обрядностей и их совершенствования, что способствовало оживлению внешней и внутренней торговли. Совершенствовалась система торговых и проезжих пошлин.

Таможенное дело в российских землях развивалось по своим специфическим законам, соответствующим характеру и умострою русского народа, цивилизация которого формировалась на своих только свойственных для России, политических и экономических основаниях. Характерной особенностью таможенного дела в рассматриваемый период был, говоря современным языком, его фритредерский характер. Проблема тарифов в XV—XVII вв. была подчинена главному вопросу — пополнению доходов государства, защите национальной экономики и росту народного благосо­стояния.

Каждый период развития таможенного дела России соответствовал оп­ределенному уровню экономики и потребностям государства.

При этом таможенное дело развивалось по особым, свойственным лишь ему закономерностям. Вехами этого развития стали крупные государственные мероприятия, как-то: таможенная реформа середины XVII в., начало которой было положено принятием Именного указа царя Алексея Михай­ловича 25 октября 1653 г. «О взымании таможенной пошлины с товаров в Москве и городах, с показанием по сколько взято и с каких товаров».

Указ положил начало осуществлению таможенно-тарифной политики на всей Руси.

Окончательная организационная структура таможенных органов государства Российского сложилась в начале XIX в. 25 июня 1811 г. был подписан манифест о создании Министерства финансов, которое включяло Департамент внешней торговли, состоящий из двух отделений: внешних сношений и таможенного.

Важную роль в развитии таможенного дела сыграли введение протек­ционистских таможенных тарифов 1724, 1822, 1891 и 1903 гг. и охранительная таможенная политика конца XIX — начала XX в.

Принятие охранительной — протекционистской таможенной политики на рубеже XIX—XX вв. способствовало развитию внешней торговли и, как писал Д. И. Менделеев, было обязательной мерой, так как вело к уничтожению монопольных неравенств национальной исключительности и искусственных экономических преобладаний одних народов над другими.

С одной стороны, происходило дальнейшее развитие и совершенствование таможенного дела как института обеспечения экономической безопасности государства, которому передан статус ведущего инструмента регулирования внешнеэкономической деятельности и экономической защиты страны, с другой — вследствие заключения конвенционного тарифа с Германией Россия потеряла автономию в таможенной политике, что отрицательно сказалось на экономике страны, поскольку она оказалась открыта для экономической экспансии со стороны более развитых в промышленном отношении стран.

Своеобразие развития таможенного дела в Советском государстве состояло в том, что оно сумело в период НЭПа использовать возможности таможенного дела для экономического подъема страны, включить таможенный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, поставить на службу государства таможенную политику, обеспечить тем самым восстановление народного хозяйства страны, в кратчайшие сроки и укрепить свое политическое положение на международной арене.

Однако отказ от рыночной экономики и переход к монополии внешней торговли свел таможенное дело в Советском государстве на определенное время к простому решению контрольно-регистрационных задач. Лишь в связи с начавшейся во второй половине 80-х годов либерализацией внешней торговли и введением элементов рыночной экономики таможенная служба постепенно приобрела новый статус, а таможенное законодательство сделало первый поворот к восстановлению таможенного дела в правах и осуществлению таможенной политики на основе международного опыта.

Создание фундамента рыночной экономики в Российской Федерации, демонтаж сложившейся системы внешней торговли и ее либерализация, вхождение в систему мирохозяйственных связей сломали старую структуру таможенной службы и потребовали привести ее в соответствие с изменившейся экономической системой страны. Необходимо было осуществить коренную перестройку структуры таможенных органов, сформировать таможенную систему в географическом пространстве страны, найти место российской таможни в системе международных таможенных отношений и международном таможенном праве.

90-е годы XX в ознаменовали собой поиски наиболее жизнеспособной таможенной системы, отвечающей требованиям таможенной интеграции с Советом таможенного сотрудничества (СТС) и таможенными службами СНГ, и достижения упорядоченности и стабильности во взаимоотношениях с ними.

Задачи таможни по обеспечению государственных интересов Российской Федерации закреплены в Конституции РФ, законах РФ, Таможенном кодексе РФ, таможенном тарифе РФ и других законодательных и подзаконных актах.

В результате осуществления крупных организационных мероприятий в Российской Федерации к концу 90-х годов была создана многофункци­ональная, технически оснащенная таможенная служба, интегрированная в экономическую, социальную и внешнеэкономическую систему страны.

В современных условиях таможенная служба Российской Федерации является членом Всемирной таможенной организации и ее органов, играет ведущую роль в Совете руководителей таможенных служб государств — участников СНГ, в Таможенном союзе и Таможенном комитете Союзного государства, во вновь созданном Евразийском экономическом сообществе и странах «четверки».

Вхождение Российской Федерации во Всемирную таможенную организацию, подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию, присоединение России к другим международным, в том числе и региональным союзам и соглашениям актуализируют проблему сближения таможенной политики Российской Федерации, ее правил и методов с международными правилами и процедурами регулирования внешнеэкономической деятельности.

При разработке таможенной политики Российская Федерация учитывает не только географические условия, но и реальные геополитические факторы.

Россия в рамках СНГ активно участвует в создании единого экономи­ческого пространства, единой таможенной территории и таможенных границ и, исходя из объективной реальности, не ограничивается двусторон­ними контактами с новыми независимыми бывшими республиками СССР, а реализует свои возможности в рамках ВТО/СТС и таможенных союзов.

На этом пути Российская Федерация встречает ряд трудностей в связи с активизацией экономической экспансии иностранных государств в страны ближнего зарубежья и стремлением ослабить в этих странах влияние России. Противодействие этому требует осуществления совместных мероприятий по защите экономических интересов и национальной безопасности дружественных стран.

На рубеже веков наступил новый этап развития таможенного дела в России. Он обусловлен динамизмом происходящих изменений. Глобализация мировой торговли, активизация процесса регионализации мировой экономики, включение РФ в систему мирохозяйственных связей потребовали пересмотра и внесения изменений в законодательство, политику, технологические процессы, характер международных, торговых отношений, организационно-административных, процедурных и коммуникативных сторон жизни.

Новый век, новое время открывают перед таможенной службой новые горизонты, ставят новые задачи, которые возникли в связи с президентским указом от 9 марта 2004 г. о преобразовании Государственного Таможенного Комитета России в Федераль­ную таможенную службу и вытекающие из третьего Всероссийского сове­щания руководителей таможенных органов и Целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации.

Программа предусматривает приведение нормативной базы в соответствие с международно-правовыми документами по таможенному делу. Одновременно совершенствуются технологии таможенного оформления и контроля на основе информатизации и компьютеризации единого коммуникационного пространства, совершенствуются структуры и инфраструктура таможенной системы, механизмы управления ею.

Существенный вклад в развитие таможенной службы и подготовку таможенных кадров, в развитие научных исследований в области таможенного дела и таможенной политики вносит Российская таможенная академия, которой придан статус четвертого Мирового центра подготовки таможенных кадров государств — членов Всемирной таможенной организации.

Решаются задачи социального обеспечения сотрудников таможенной службы.

Залогом успеха осуществления программы являются ее научное обоснование, учет тенденций и закономерностей развития таможенного дела, научное предвидение и своевременное прогнозирование.