logo
Т

5.2. Показатели простой (одномерной) структуры. Информационная база для построения и изучения структуры внешней торговли

Информационная база для построения структуры должна представлять собой типологическую или структурную (вариационную) группировку. В основу этих группировок могут быть положены как атрибутивные, так и количественные признаки. Основными признаками для построения и изучения структуры внешнеторговых товаропотоков являются:

- наименование товарной группы;

- наименование таможенного режима или группы режимов;

- наименование страны (отправления, происхождения, производства и т. д.) или группы стран;

- вид транспорта, на котором перемещаются товары;

- форма собственности участников внешнеэкономической деятельности и др.

При формировании элементов структуры необходимо соблюдать следующие правила:

1. Число элементов не должно быть слишком мало или слишком велико. Наилучшим считается выделение от трёх до двенадцати элементов.

2. Элементы структуры не должны пересекаться между собой.

3. Сумма долей всех элементов структуры всегда должна быть равна 1 или 100%.

Показателем, характеризующим простую (одномерную) структуру является показатель доли или удельного веса. Он рассчитывается путём соотношения части целого ко всему целому, то есть части элементов совокупности ко всем её элементам или объёма признака по части элементов совокупности к объёму признака по всей совокупности:

Показатель доли (удельного веса) – это относительный показатель, он выражается в разах или процентах.

или 1.

Показатель удельного веса позволяет сравнивать доли каждого элемента во множествах разного размера, т.е. по разным структурам.

Пример построения структуры внешнеторгового товаропотока на основе типологической группировки приведён в табл.7.

Таблица 7