logo
Т

7.2. Условия применения и задачи корреляционно- регрессионного анализа. Проблемы его использования для изучения связей во внешней торговле

Так как корреляционная связь – это связь статистическая, то первым условием возможности её изучения является наличие данных по достаточно большой совокупности. Обычно считают, что число наблюдений должно быть не менее 6-7, а лучше 10 единиц.

Вторым условием является надёжное выражение закономерности в средней величине, а для этого необходима достаточная однородность совокупности.

Третьим условием применения корреляционного анализа является необходимость подчинения распределения единиц совокупности по значению результативного и факторных признаков закону нормального распределения вероятностей. На практике это условие чаще всего выполняется приближённо, но и тогда метод даёт хорошие результаты.

В соответствии с сущностью корреляционной связи её изучение связано с решением двух задач:

- измерения параметров уравнения, выражающего связь средних значений зависимой переменной ( ) со значениями одной или нескольких независимых переменных ( ), т.е. одного или нескольких факторных признаков;

- измерения тесноты связи признаков между собой.

Первая задача решается оценкой параметров уравнения регрессии, вторая – расчётом показателей тесноты связи.

Анализ влияния факторов на результаты внешнеторговой деятельности – наименее изученная проблема статистики внешней торговли. Изучение стохастических связей во внешней торговле в настоящее время носит эпизодический характер. С одной стороны это связано с «молодостью» таможенной статистики, как науки. С другой стороны причиной является отсутствие специалистов-статистиков занимающихся изучением стохастических связей на местах. В-третьих, информационная база для изучения влияния разнообразных факторов на результаты внешнеторговой деятельности выходит за рамки базы данных ГТК-ФТС. Появляется необходимость в привлечении дополнительной информации, например информации Федеральной службы Государственной статистики России, что требует отлаженных механизмов взаимообмена информацией, либо изыскания иных возможностей получения необходимых данных.

Одной из основных задач изучения стохастических связей во внешней торговле является установление самой взаимосвязи признаков. Это значит, что показатели тесноты связи должны характеризовать её как тесную. При этом, полученное уравнение связи должно быть существенным и иметь хорошее приближение к реальной тенденции взаимосвязи результата и факторов.