5. Таможенная политика советского периода.
В октябре 1917 г. пришли к власти большевики, весьма скептически отнеслось к существовавшей концепции таможенного дела и ко всей таможенной системе в России в целом. Практическая реализация ленинской идеи о государственной монополии внешней торговли по сути дела не оставила места для сколь либо широкого применения тарифов товаров. Высказывались идеи о том, что все таможни нужно закрыть за их ненадобностью.
29 декабря 1917 г. был подписан Декрет СНК «О разрешениях на ввоз и вывоз товаров». В соответствии с этим Декретом, во внешней торговле устанавливалась разрешительно-запретительная система провоза товаров. Разрешения на ввоз и вывоз товаров могли выдаваться только Отделом внешней торговли и промышленности СНК, ввоз и вывоз товаров без такого разрешения признавался контрабандным.
В начале 1918 г. возобновил свою деятельность Департамент таможенных сборов, который подчинялся теперь Народному комиссариату финансов.
28 мая 1918 г. СНК принял Декрет «О разграничении прав центральных и местных советских властей по собиранию пошлин и регулированию деятельности местных таможенных учреждений». Этот Декрет устанавливал, что обложение таможенной пошлиной и иными сборами товаров, перемещаемых через границу РСФСР, является исключительной прерогативой центральной советской власти.
29 июня 1918 г. Департамент таможенных сборов был преобразован в Главное управление таможенного контроля, которое было переподчинено Наркомату торговли и промышленности.
В 1920 г. Наркомат торговли и промышленности был преобразован в Наркомат внешней торговли (НКВТ), которому и перешли все функции управления таможенным делом. Положение об НКВТ рассматривало таможенное дело как составную часть внешней экономической деятельности.
3 января 1921 г. был принят Декрет «О реквизициях и конфискациях», в соответствии с которым подлежали конфискации товары, деньги, всякого рода предметы, скрытые от таможенного контроля путем какого-либо ухищрения, а также хотя бы и не скрытые – оружие, боеприпасы, значительные денежные суммы и драгоценности.
31 марта 1922 г. СНК утвердил временное положение о местных таможенных учреждениях- НКВТ и НКФ совместно согласовывали перечень таможенных округов, начальники которых подчинялись непосредственно НКВТ. Местные таможенные учреждения, входящие в систему ГТУ (главное таможенное управление), подразделялись на таможни 1,2 и 3 разрядов и таможенные посты. Всего было создано 8 таможенных округов.
В период военного коммунизма таможенно-пошлинному регулированию уделялась очень незначительная роль, т.к. товары не продавались, а распределялись.
- 14 февраля 1922 г. был принят первый советский таможенный тариф о европейской привозной торговле. А 15 июля 1922 г. был принят первый тариф о вывозной торговле. Для подготовки таможенно-пошлинных вопросов в 1922 г. был создан Таможно-тарифный комитет (ТТК), который действовал при СНК. Функции:- подготовка любых вопросов для СНК, касающихся пошлинного регулирования. - утверждение и изменение перечня запрещенных и разрешенных к провозу товаров.- разрешение вопросов, возникающих у местных таможенных учреждений по применению тарифов к товарам. - рассмотрение жалоб на решения таможенных управлений по применению тарифов. - дача заключений по всем проектам Декретов, международных договоров и конвенций, имевших отношение к таможенно-тарифному делу.
14 декабря 1924 г. был принят Президиумом ВЦИК СССР Таможенный Устав СССР, который был первым советским кодифицированным актом в сфере таможенного дела. Этот Устав закреплял, что управление таможенным делом на всей территории СССР принадлежит Наркомату внешней торговли, который осуществляет свои задачи в этой сфере через Главное таможенное управление, иные таможенные учреждения и ТТК.
Устав 1924 г. вводил достаточно сложную 4-звенную систему таможенных органов. Наркомат внешней торговли, ГТУ, районные таможенные инспекторские управления, таможни и таможенные посты.
Принятий 19 декабря 1928 г. Таможенный кодекс СССР значительных изменений в организацию таможенного дела в принципе не внес. С 1929 по 1932 гг. все более отчетливо прослеживается тенденция к централизации, тенденция отхода от экономической модели управления, переход к командной системе. Этот процесс затронул и внешнеэкономическую деятельность, и организацию таможенного дела.
В 1930 г. был принят свод таможенных тарифов, который практически без изменений просуществовал более 30 лет до 1964 г.
Во время ВОВ деятельность большинства таможен была прекращена или прервана. Продолжали действовать Северо-мурманская, Архангельская таможня, а также на юге СССР.
В 1943 г. таможни стали беспошлинно пропускать через границу СССР иностранные благотворительные грузы, поступающие в адрес Красной Армии и военно-морского флота.
В 1951 г. для начальственного состава таможенных органов были установлены персональные звания.
В 1953 г. были утверждены новые правила таможенного досмотра и пропуска ручной клади и багажа лиц, следующих через государственную границу СССР. Этими правилами вводилась таможенная декларация, т.е. специальный формализованный плановый документ, который дБ заполнять все лица, следовавшие через государственную границу СССР.
В 1955 г. был введен упрощенный порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых через государственную границу СССР лицами, прибывшими в СССР на учебу из развивающихся государств Азии, Африки и Латинской Америки. Фарцовка – мелкая спекуляция иностранными товарами.
В 1964 г. был принят таможенный кодекс СССР, который установил двухзвенную систему таможенных органов. ГТУ при Министерстве экономического развития СССР – 1 звено, 2 звено – таможни и таможенные посты.
С началом перестройки, отходом от командно-административных методов управления экономикой возникла необходимость реорганизации таможенного дела. В 1989 г. ГТУ при Министерстве внешнеэкономических связей СССР было преобразовано в главное управление государственного таможенного контроля при Совете министров СССР. Т.о., видим, что этот орган впервые приобрел статус центрального органа государственной власти. Было приравнено к министерству.
В 1991 г. был принят последний союзный таможенный кодекс. Несмотря на то, что был достаточно детально проработан и с ТЗ содержательной части, адекватной реальности существующим таможенным отношениям, юридической техники, судьба была печальной. Дб вступить с 1 января 1992 г. Отдельные положения продолжали действовать вплоть до 1993 г. (17 июля – первый российский таможенный кодекс).
- 1.Понятие таможенного права и его место в системе Российского права.
- 2. Метод правового регулирования.
- 2. Таможенное дело в России до середины XV века.
- 3. Таможенное дело в России со второй половины XV по XVIII вв.
- 4. Таможенное дело в России в XIX- начале XX вв.
- 5. Таможенная политика советского периода.
- 6. Органы таможенного союза.
- 8. Таможенная территория и таможенная граница.
- 9. Система таможенных органов рф.
- 10. Функции (обязанности) таможенных органов.
- 11. Права таможенных органов и их должностных лиц.
- 12. Таможенные процедуры: понятие, система и значение.
- 13. Выпуск для внутреннего потребления, экспорт и таможенный транзит.
- 14. Таможенные процедуры переработки товаров.
- 1. На таможенной территории.
- 15. Таможенные процедуры временного ввоза (допуска), временного вывоза, реимпорта и реэкспорта товаров.
- 17. Таможенные процедуры уничтожения и отказа в пользу государства.
- 18. Система управления рисками.
- 19. Выпуск товаров: понятие и содержание.
- 20. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- 21. Временное хранение.
- 22. Декларирование товаров и транспортных средств.
- 23. Правовое положение декларанта.
- 24. Правовое положение таможенного перевозчика.
- 25. Правовое положение таможенного представителя.
- 26. Правовое положение уполномоченного таможенного оператора.
- 27. Понятие и принципы таможенного контроля.
- 28. Формы таможенного контроля.
- 29. Виды таможенного контроля.
- 30. Таможенные льготы: понятие и система.
- 31. Контролируемая поставка: понятие, основания и порядок проведения.
- 32. Нарушение таможенных правил (понятие, признаки, состав).
- 35. Обжалование решений и действий таможенных органов и их должностных лиц.
- 36. Порядок прохождения службы в таможенных органах. Аттестация таможенных служащих.
- 38. Гарантии прохождения службы в таможенных органах.
- 39. Понятие и значение таможенного тарифа.
- 40. Ставки таможенных пошлин: понятие и виды.
- 41. Понятие и виды таможенных платежей.
- 42. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
- 43. Понятие и методы определения таможенной стоимости товаров.
- 44. Понятие и порядок применения метода по цене сделки с ввозимыми товарами.
- 45. Понятие и порядок применения метода по цене сделки с идентичными товарами.
- 46. Понятие и порядок применения метода по цене сделки с однородными товарами.
- 47. Понятие и порядок применения методов на основе вычитания и сложения стоимости.
- 48. Страна происхождения товара: понятие и порядок определения.
- 49. Перемещение через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования
- 50. Понятие и порядок ведения Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.