21. Изменения в схеме обязательной продажи валютной выручки российских экспортеров
В 1990 году появились еще 2 документа – Указ президента СССР от 2 ноября 1990 года и Постановление Совмина СССР № 1253 от 2 декабря 1990 года. Этими документами был установлен новый порядок расчетов предприятий с государством за экспортную продукцию, вводилась новая схема формирования и использования валютных фондов предприятия.
Суть:
Все советские экспортеры получали право на валютные отчисления;
С 1 января 1991г. все предприятия экспортеры (за исключением предприятий с иностранным участием более 30%) должны были продать государству 40% своей валютной выручки по коммерческому курсу рубля, который сформировался на внутреннем валютном рынке (1 долл. США = 1,8 руб.).
К оставшейся части валютной выручки (60%) применялся новый норматив валютных отчислений.
Государство впервые ввело 2 перечня (приложения) таких нормативов:
- Норматив валютных отчислений по товарным группам, который варьировался от 20% до 70% в зависимости от валюты платежа. Чем больше норматив, тем больше государство поддерживало отрасль. Например, для машиностроения, агропромышленного комплекса, нефтяного комплекса норматив был установлен в размере 70%.
- Нормативы для экспортеров услуг (банковских, транспортных и др.) были выделены впервые.
Всё, что оставалось от валютной выручки, делилось между союзным и республиканским бюджетами в отношении 90% к 10%.
При сверхплановом экспорте применялся другой норматив. 60% сверхпланового экспорта автоматически оставалось у предприятия. Государство ничего себе от превышения плана не покупало. Оставшиеся 40% распределялись по схеме 30% и 10% от итога союзному и республиканскому бюджетам по коммерческому курсу.
С 1 января 1992г.государство вводит правило, согласно которому предприятия экспортеры обязаны продавать 50% валютной выручки на внутреннем валютном рынке, а оставшуюся часть оставлять у себя.
Схема продажи:
1. 40% из этой половины (50%) продается государству по специальному коммерческому курсурубля, который составлял 50% от коммерческого курса рубля;
2. 10% продавалось по коммерческому курсу.
Таким образом, предприятия теряли 20% валюты (из 40% валюты по специальному курсу), т.е. это был так называемый валютный налог.
От обязательной продажи освобождалось 3 категории предприятий:
предприятия, которые производили готовые и комплектующие изделия в рамках международной производственной кооперации (машиностроение, готовый экспорт);
СП, с участием иностранного капитала от 30% и выше, при условии, что они продают собственную продукцию, а также предприятия со 100% иностранным участием;
Совместные банки с участием иностранного капитала от 30% и выше и со 100% участием иностранного капитала.
Государство установило жесткие санкции за сокрытие валютной выручки – предприятия наказывались штрафами.
Эта схема просуществовала полгода. В июле 1992г. ввели новые правила расчетов с государством:
1. Теперь государство отменяет специальный коммерческий курс, а 50%, подлежащие обязательной продаже делятся на 30% (продаются ЦБ РФ по его коммерческому курсу) и 20% (подлежащие продаже на внутреннем валютном рынке). Продажа на внутреннем валютном рынке осуществляется на бирже уполномоченного банка, который имеет лицензию ЦБ на проведение валютных операций.
2. Одновременно государство вводит 2 вида валютных счетов, которые функционируют одновременно: транзитный валютный счет и текущий валютный счет. На транзитный счет («блокированный валютный счет») зачисляется вся валютная выручка. С него можно производить только одну операцию- это продажа валюты государству в течение 14 дней. На текущий валютный счет зачисляется 50% валютной выручки, с которыми можно осуществлять любые валютные операции.
3. Предприятия и банки с 30% и выше иностранным капиталом получили льготу: им можно 50% валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, продавать на внутреннем валютном рынке. Схема «30+20+50» просуществовала 1 год - до 1 июля 1993 г.
В 1993 г., 1 июля государство отменило обязательную продажу валюты. Теперь все 50% ввозимой валюты разрешено было продавать на внутреннем валютном рынке через банк на 6 межбанковских валютных биржах (Московская, Уральская, Санкт-Петербургская, Новосибирская, Азиатская, Северо-Кавказская). Создание валютных бирж в стране помимо ММВБ было необходимым шагом для развития внутреннего валютного рынка, чтобы валюта обращалась на местах. Комиссия уполномоченного банка вместе с комиссией ММВБ не должна превышать 1,3% комиссии, включая 0,3% комиссии ММВБ.
В последующие годы система расчетов предприятий экспортеров с государством постоянно менялась. Сегодня норматив обязательной продажи валютной выручки экспортером государству составляет 75%, а остальное предприятие вправе оставлять себе на своем текущем валютном счете.
Срок репатриации валютной выручки сократился со 180 дней до 90 дней. Срок, в течение которого экспортер обязан продать причитающуюся государству часть валютной выручки, снизили с 14 дней до 7 дней.
15 марта 1999г. государство разрешило группе экспортеров продавать государству не 75%, а 50% валютной выручки. Это разрешение коснулось тех экспортеров, которые осуществляют погашение ранее полученных кредитов в иностранной валюте (до 15 марта 1999г.). В этот список попали крупнейшие экспортеры (РАО "ЕС").
- 1. Акцизная политика Правительства рф в отношении импортируемых товаров.
- 2. Акцизная политика Правительства рф в отношении экспортируемых товаров
- 3. Американские депозитарные расписки и их использование российскими предприятиями.
- 4. Валютно-финансовая политика Правительства рф в посткризисный период (после 17 августа 1998г)
- 5. Валютные операции на внутреннем валютном рынке рф
- 6. Валютный контроль за импортными операциями
- 7. Валютный контроль за экспортными операциями.
- 8. «Валютный коридор» как инструмент валютно-финансовой политики
- 9. Введение и механизм использования дифференцированных валютных коэффициентов.
- 10. Введение и основные характеристики экспортного таможенного тарифа рф
- 11. Ввоз товаров физическими лицами для некоммерческих целей.
- 12. Ввоз транспортных средств физическими лицами для некоммерческих целей.
- 13. Внедрение хозрасчетных отношений в сферу вэд: особенности предпринятых осенью 1886г. Усилий
- 14. Восстановление института экспортных таможенных пошлин в посткризисный период ( после августа 1998г.)
- 15. Вступления России в Парижский клуб кредиторов
- 16. Главные направления изменения системы планирования и управления внешней торговлей, введенные с 1987г.
- 17. Евробонды в российской внешнеторговой практике
- 19. Единый режим лицензирования во внешнеторговой практике рф
- 20. Изменения функций вэб ссср на валютном рынке России
- 21. Изменения в схеме обязательной продажи валютной выручки российских экспортеров
- 22. Импортный таможенный тариф рф. Структура. Виды импортных таможенных пошлин
- 23. Квотирование во внешней торговле. Виды квот. Механизм квотирования.
- 24. Квотирование импорта товаров в рф
- 25. Место и роль валютных аукционов и валютных бирж во внешнеэкономическом комплексе страны.
- 26. Механизм расчета государства с поставщиками экспортной и получателями импортной продукции в период директивного управления экономикой
- 27. Механизм реализации соглашений о разделе продукции
- 28. Налоговое регулирование ввозимых в рф товаров.
- 29. Налогообложение экспортируемых из рф товаров
- 30. Нетарифное регулирование ввоза в рф подакцизных товаров.
- 31. Новая модель валютно-финансовых отношений предприятий и государства, введенная в 1991г.
- 32. Об обязательном резервировании средств коммерческих банков в цбр
- 33. Основные инструменты борьбы таможенных органов с недостоверным декларированием товаров.
- 36. Особые экономические зоны во внешнеторговой практике
- 37. Отличительные черты хозяйственного механизма внешнеэкономической деятельности периода централизованного управления экономикой
- 38. Перевозка товаров по процедуре мдп
- 39. Порядок определения страны происхождения товара.
- 40. Порядок определения таможенной стоимости ввозимых в рф товаров.
- 41. Порядок осуществления экспортно-импортных операций по поставкам продукции и товаров для государственных нужд
- 42. Порядок экспорта стратегически важных сырьевых товаров.
- 43. Преференциальный режим во внешнеторговой практике рф.
- 44. Привлечении иностранных инвестиций в российскую практику
- 45. Принципы и методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в рф
- 46. Разовая лицензия. Генеральная лицензия. Исключительная лицензия. Экспортный сертификат.
- 47. Региональный евробонды.
- 48. Регулирование вывоза российского капитала.
- 49. Регулирование экспортно-импортных операций рф со странами Таможенного союза.
- 50. Российское законодательство о тарифных льготах для участников внешнеэкономической деятельности.
- 51. «Рублевое» и «валютное» стимулирование экспортеров в условиях реформирования советской экономики
- 54. Система валютных курсов, применявшаяся в хозяйственной практике ссср
- 55. Совместное заявление Правительства рф и цбр от 17 августа 1998г.
- Глава 3. Антидемпинговые меры
- Глава 4. Компенсационные меры
- Взаимоотношения с декларантом
- Права и обязанности таможенного брокера
- Согласно Таможенному кодексу рф от 28 мая 2003 г. N 61-ф3
- Глава 11. Таможенный перевозчик
- 60. Толлинговые операции во внешнеторговой практике рф.
- 61. Указ Президента рсфср от 15 ноября 1991г. «о либерализации внешнеэкономической деятельности на территории рсфср»
- 62. Урегулирование проблемы внешней задолженности рф.
- 63. Характеристика взаимоотношений России и Лондонского Клуба кредиторов.
- 64. Характеристика взаимоотношения России и мвд на современном этапе