37. Отличительные черты хозяйственного механизма внешнеэкономической деятельности периода централизованного управления экономикой
Государственная система регулирования- система мер, направленных на создание благоприятной среды для развития предприятий.
В настоящее время существуют следующие методы регулирования:
-внеэкономические, нетарифные: лицензирование, квотирование, стандартизация и сертификация, схема определения таможенных сборов;
- экономические, тарифные методы: налоги на дороги, страхование, НДС, таможенные пошлины, акцизы, валютное регулирование с помощью обменного курса.
Рассмотрим, как развивалась система государственного регулирования экспорта в РФ с начала реформ.
Отличительные характеристики системыгосударственного регулирования ВЭД в директивных условия хозяйствования:
Остаточность планирования(распределение и перераспределение ресурсов)
На уровне Госплана СССР разрабатывали межотраслевой баланс (МОБ - матрица производства и потребления важных натуральных продуктов): 140 важнейших натуральных продуктов - лес, химия, нефть, уголь, газ, мазут, чугун, прокат металла и т.д. Его рассчитывали на 5 лет. Составлялась таблица из 3-х колонок: наименование продуктов, объем их производства, потребители (уровень их потребления).
В штабе была вся информация о том, какие производственные запасы, мощности имеются в распоряжении предприятия, какие средства на закупку материалов будут выданы, рабочая сила, кредиты, инвестиции и т.д. (такой информацией занимался ВНИПИЦЕН, который рассчитывал потребление - сколько детский садов на 1000 жителей нужно иметь, сколько школ на энное количество жителей и т.д.).
Основные потребители: сельское хозяйство, производство, общепит, социальное обеспечение. На них рассчитывали стандарты Госплана СССР и учитывали спрос потребителей, то есть в условиях директивной экономики спрос определял предложение. Определяли сумму производства и сумму потребления каждого продукта для каждого потребителя. Путем составления расчетных объемов возможного производства и объемов потребления выявлялась недостаточность производства для потребления.
Тогда существовала автаркическая модель хозяйствования - развитие по принципу "опора на собственные силы", то есть добиваться удовлетворения потребностей советского населения за счет своих сил производства, - это было главное.
Главным вопросом того времени для государства был: какой объем продукции для страны дополнительно необходимо закупить, т.е. какой объем импорта. Импорт имел приоритетное значение. Если были выявлены остатки по некоторым продуктам, то поднимался вопрос: какой будет экспорт, каких продуктов. На экспорт отправлялась оставшаяся от внутреннего потребления продукция – это и есть остаточный принцип планирования во внешней торговле.
2. Централизованная система управленияможет быть кратко описана следующим образом:
-Госплан СССР рассчитывает импорт и экспорт по остаточному принципу и передает результаты в Госснаб СССР.
-Госснаб СССР – это штаб распределения материальных ресурсов. Занимался перераспределением товарных потоков, планов экспорта и импорта по отраслевым министерствам.
-Созданные 49Всесоюзных внешнеторговых объединенийиграли роль посредников между отечественными и зарубежными предприятиями, указывая, какие упаковка и маркировка, стандарты и др. применяются к экспортной продукции.
-До предприятий доходили четкие указания: сколько и чего должно быть поставлено на экспорт (в основном это была военная продукция и продукция севера).
Это была жесткая однонаправленная (только сверху вниз и не наоборот) схема, где план - это закон. Обратной связи эта схема и не предполагала, то есть жалобы о нерентабельности и невыгодности производства не могли подаваться со стороны предприятий органам власти. Данная схема не предполагает наличие иностранных партнеров, то есть связи с конечными покупателями. Предприятия даже не знали своего ино-партнера. Только в исключительных случаях, когда требовалась помощь наших специалистов при монтаже нашего оборудования (завод "Уралмаш"). Не знали предприятия и цен, по которым продавалась их продукция.
Отсутствие у предприятий экономических стимулов к ВЭД
При изготовлении экспортнойпродукции государство оплачивало предприятию внутреннюю оптовую цену данного изделия без налога с оборота (=15%. Прообраз НДС), и плюс выплачивалась экспортная премия (рублевое стимулирование экспорта), если она была предусмотрена для данного предприятия. К тому же экспорт требовал поставку комплектующих, на что тоже выплачивалась экспортная премия и без налога с оборота. Экспортная премия была всего 5-10%, а налог с оборота = 15%.
Например: предприятие «Минэлектротехпром» было более или менее заинтересовано в экспорте, для него премия была более или менее существенная – 30-40%. А для «Минхимпрома» премия устанавливалась в размере всего 0,6% от стоимости заказа.
Таким образом, экспорт для большинства предприятий был убыточным, и поэтому они от него пытались всячески уклониться. Экспорт составлял не более 3-7% от суммарного производства, и предприятия покрывали убытки от него за счет внутреннего потребления.
Электротехническое машиностроение было единственной отраслью, которая на Урале получала выгоду от экспорта, так как экспортная премия составляла для неё 20%, что покрывало 15%-ый налог с оборота.
Импортдля предприятий был выгоден, т.к. предприятие выплачивало государству за импортные товары внутреннюю оптовую цену одноименного изделия плюс налог с оборота. Т.о. японский станок приобретался предприятием по стоимости ивановского станка отечественного производства.
Основные доходы советского бюджета от внешней торговли (существовала статья в бюджете «Доходы от ВЭД») формировались за счет импорта, а не за счет экспорта. Доля поступлений от импорта в советском бюджете достигала 15%. Закупались товары широкого потребления, которые продавались на внутреннем рынке гораздо дороже: покупали пару обуви за 1 рубль, а населению продавали за 40-70 рублей.
Весь импорт регистрировался в инвалютных рублях, где примерно 1р.=1долл. Инвалютный рубль представлял собой корзину из доллара, переводного рубля, денег социалистических и развивающихся стран.
Документ о государственной монополии на внешнюю торговлю: «Декрет о национализации внешней торговли» от 22 апреля 1918.
- 1. Акцизная политика Правительства рф в отношении импортируемых товаров.
- 2. Акцизная политика Правительства рф в отношении экспортируемых товаров
- 3. Американские депозитарные расписки и их использование российскими предприятиями.
- 4. Валютно-финансовая политика Правительства рф в посткризисный период (после 17 августа 1998г)
- 5. Валютные операции на внутреннем валютном рынке рф
- 6. Валютный контроль за импортными операциями
- 7. Валютный контроль за экспортными операциями.
- 8. «Валютный коридор» как инструмент валютно-финансовой политики
- 9. Введение и механизм использования дифференцированных валютных коэффициентов.
- 10. Введение и основные характеристики экспортного таможенного тарифа рф
- 11. Ввоз товаров физическими лицами для некоммерческих целей.
- 12. Ввоз транспортных средств физическими лицами для некоммерческих целей.
- 13. Внедрение хозрасчетных отношений в сферу вэд: особенности предпринятых осенью 1886г. Усилий
- 14. Восстановление института экспортных таможенных пошлин в посткризисный период ( после августа 1998г.)
- 15. Вступления России в Парижский клуб кредиторов
- 16. Главные направления изменения системы планирования и управления внешней торговлей, введенные с 1987г.
- 17. Евробонды в российской внешнеторговой практике
- 19. Единый режим лицензирования во внешнеторговой практике рф
- 20. Изменения функций вэб ссср на валютном рынке России
- 21. Изменения в схеме обязательной продажи валютной выручки российских экспортеров
- 22. Импортный таможенный тариф рф. Структура. Виды импортных таможенных пошлин
- 23. Квотирование во внешней торговле. Виды квот. Механизм квотирования.
- 24. Квотирование импорта товаров в рф
- 25. Место и роль валютных аукционов и валютных бирж во внешнеэкономическом комплексе страны.
- 26. Механизм расчета государства с поставщиками экспортной и получателями импортной продукции в период директивного управления экономикой
- 27. Механизм реализации соглашений о разделе продукции
- 28. Налоговое регулирование ввозимых в рф товаров.
- 29. Налогообложение экспортируемых из рф товаров
- 30. Нетарифное регулирование ввоза в рф подакцизных товаров.
- 31. Новая модель валютно-финансовых отношений предприятий и государства, введенная в 1991г.
- 32. Об обязательном резервировании средств коммерческих банков в цбр
- 33. Основные инструменты борьбы таможенных органов с недостоверным декларированием товаров.
- 36. Особые экономические зоны во внешнеторговой практике
- 37. Отличительные черты хозяйственного механизма внешнеэкономической деятельности периода централизованного управления экономикой
- 38. Перевозка товаров по процедуре мдп
- 39. Порядок определения страны происхождения товара.
- 40. Порядок определения таможенной стоимости ввозимых в рф товаров.
- 41. Порядок осуществления экспортно-импортных операций по поставкам продукции и товаров для государственных нужд
- 42. Порядок экспорта стратегически важных сырьевых товаров.
- 43. Преференциальный режим во внешнеторговой практике рф.
- 44. Привлечении иностранных инвестиций в российскую практику
- 45. Принципы и методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в рф
- 46. Разовая лицензия. Генеральная лицензия. Исключительная лицензия. Экспортный сертификат.
- 47. Региональный евробонды.
- 48. Регулирование вывоза российского капитала.
- 49. Регулирование экспортно-импортных операций рф со странами Таможенного союза.
- 50. Российское законодательство о тарифных льготах для участников внешнеэкономической деятельности.
- 51. «Рублевое» и «валютное» стимулирование экспортеров в условиях реформирования советской экономики
- 54. Система валютных курсов, применявшаяся в хозяйственной практике ссср
- 55. Совместное заявление Правительства рф и цбр от 17 августа 1998г.
- Глава 3. Антидемпинговые меры
- Глава 4. Компенсационные меры
- Взаимоотношения с декларантом
- Права и обязанности таможенного брокера
- Согласно Таможенному кодексу рф от 28 мая 2003 г. N 61-ф3
- Глава 11. Таможенный перевозчик
- 60. Толлинговые операции во внешнеторговой практике рф.
- 61. Указ Президента рсфср от 15 ноября 1991г. «о либерализации внешнеэкономической деятельности на территории рсфср»
- 62. Урегулирование проблемы внешней задолженности рф.
- 63. Характеристика взаимоотношений России и Лондонского Клуба кредиторов.
- 64. Характеристика взаимоотношения России и мвд на современном этапе