logo
Экзамен

36. Особые экономические зоны во внешнеторговой практике

Особые экономические зоны – это территории, которые наделены особым юридическим статусом и экономическими (налоговыми, таможенными, инфраструктурными) льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли (ФЗ‐116). Цель создания особых экономических зон‐развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санатно‐курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно‐логистической системы.

Основной нормативно-правовой акт, регулирующий деятельность ОЭЗ - Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

В российском законодательстве понятие "особые экономические зоны" идентифицируется с понятием "свободные экономические зоны". Последние впервые были упомянуты в Законе 1991 г. "Об иностранных инвестициях в РСФСР", принятом в начале проведения экономических реформ, а ныне уже недействующем.

В Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", принятом в 1995 году, предусматривалось, что "особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территории СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН устанавливается федеральным законом о свободных экономических зонах, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации" (ст. 23) (здесь и далее выделено мною. - Н.Д.).

ЭЗ создаются для ускорения социально-экономического развития России и ее регионов, комплексного освоения природных богатств страны, увеличения ее экспортных возможностей, расширения производства высококачественной и импортзаменяющей продукции на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

Создание свободных экономических зон способствует решению ряда задач.

Привлечение в экономику Российской Федерации иностранного капитала, технологий, форм и методов организации труда

Формирование рыночной инфраструктуры для расширения международных экономических связей (в том числе валютно-кредитных, страховых, транспортных, информационных), позволяющих использовать зоны как посредника между мировой экономикой и мировым рынком и отечественным хозяйством.

Развитие экспортной базы и рост валютных поступлений.

Ускорение внедрения научно-технического прогресса за счет как зарубежных, так и отечественных научных разработок и ноу-хау и передачи их для широкого использования на внешний рынок и в Российскую Федерацию.

Апробация на зональном уровне новых форм хозяйствования.

Практическое обучение отечественных специалистов приемам и методам международного бизнеса.

Исходя из задач формирования той или иной зоны предъявляются соответствующие требования и к ее размещению.

К требованиям общего порядка по размещению свободных экономических зон относятся:

-благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам (ему отвечают, как правило, территории, отличающиеся приграничным положением и располагающие развитыми транспортными коммуникациями, особенно портовые города);

-развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;

-наличие территории, располагающей уникальным по запасам и ценности природно-ресурсным потенциалом (в первую очередь запасами углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).