logo
Мелкие шпоры по статистике

29. Задачи индексного анализа внешней торговли. Принципы формирования информационной базы для проведения индексного анализа.

В анализе динамики экспорта и импорта товаров индекс­ный метод анализа играет важную роль. Это связано с тем, что натурально-вещественный объём товара (q), его цена (р) и сто­имость {pq) связаны равенством pq = p*q за любой период вре­мени. Данная связь признаков является жёстко-детерминиро­ванной или функциональной, то есть конкретному значению факторных признаков соответствует одно или несколько конк­ретных значений результативного признака. Индексный метод анализа наилучшим образом применим к таким функционально связанным системам признаков.

Индекс - это показатель, отражающий результат сравнения двух значений одной и той же характеристики (признака или по­казателя), оценивающий изменение явления или процесса во времени или в пространстве. Индексный метод позволяет при этом сравнивать явления, процессы, состоящие из непосредс­твенно несравнимых элементов.

В статистике внешней торговли индексный метод чаще все­го используется для изучения изменений товаропотока во вре­мени. Для применения индексного метода информационная база должна содержать данные по каждому признаку или показателю но крайней мере за два периода времени: за изучаемый, текущий (отчётный) и за более ранний или предыдущий (базисный) по каждому товару или группе товаров.

Индексы внешней торговли решают комплекс разнообраз­ных задач:

  1. Индексы оценивают достигнутый уровень развития вне­шней торговли по конкретному товару или группе товаров;

  2. Индексы позволяют оценить уровень развития экспорта и импорта в целом;

  3. С помощью индексов можно изучать изменения физичес­ких объёмов и цен по разным товарам или товарным группам;

  4. Индексы позволяют изучать изменение стоимостных объёмов товаропотока и влияние на изменение стоимости изменения цен и количества товаров;

  1. Индексы позволяют изучать факторы, влияющие на из­менение средневзвешенных цен товара;

  2. Индексы позволяют оценивать условия внешней торгов­ли страны в целом и в сравнении с предыдущим периодом времени.