28)Набор и отбор кадров
Набор и отбор работников являются исходным этапом в процессе управления персоналом. От того, как проведен набор и какие люди отобраны для работы в организации, зависит вся последующая деятельность в процессе управления человеческими ресурсами.
Набор состоит в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация отбирает наиболее подходящих для нее работников.
При этом учитывается и будущие организационные и кадровые изменения, увольнения, перемещения, уходы на пенсию, окончания сроков контрактов, изменения направлений и характера производственной деятельности.
Осуществляя набор, служба персонала должна исходить из определения оптимальной численности персонала. Не должно быть как недостатка в работниках, последствиями которого могут быть срывы производственных программ, так и избытка, который может повлечь увеличение денежных затрат по фонду заработной платы, снижение заинтересованности в качественном и высококвалифицированному труде, отток квалифицированных работников.
На процесс набора кадров влияют факторы внешней среды (законодательные ограничения, ситуация на рынке рабочей силы, состав рабочей силы на рынке и месторасположение организации) и внутренней среды (кадровая политика и образ организации).
Набором персонала в крупных организациях занимается отдел по управлению персоналам, в частности, сектор по набору на работу (отдел кадров). В службе по набору на работу, находятся служащие, осуществляющие подбор подходящих кандидатур, и служащие, проводящие беседы с будущими работниками. В коммерческих предприятиях запросы на подбор специалистов могут поступать и от линейных менеджеров. Важно, что при проектировании процедур приема и осуществлении самого набора специалисты по персоналу работают в тесном контакте с линейными менеджерами.
Источники набора различны по уровням затрат и эффективности. Предприятие может вычислить затраты по каждому методу набора и поделить их на тот результат, который этот метод ему приносит (т.е. на число принятых работников).
При отборе персонала наниматели имеют дело с людьми, которые стремятся реализовать свои цели, выбирая ту или иную организацию. Точно так же менеджеры стремятся реализовать свои цели, отбирая кандидатуры. К тому же надо иметь в виду, что люди ищут именно ту работу, которая их устраивает. Неправильный выбор работы может иметь невосполнимые последствия, как для работника, менеджера, так и для организации в целом.
Для того чтобы найти подходящего человека для определенной работы, необходимо получить точное представление о характере самой работы, квалификации и качествах претендента, которые требуются для ее выполнения. Это наиболее важная часть предварительной подготовки при отборе претендента, которая как раз часто и недооценивается. Сбор такой информации обычно проводится в три этапа: анализ содержания работы; описание характера работы (должностная инструкция); требования к персоналу (требования, предъявляемые работой).
Чтобы программа отбора была действенной, следует ясно сформулировать качества работника, необходимые для соответствующего вида деятельности. Критерии следует формировать так, чтобы они всесторонне характеризовали работника: образование, опыт, медицинские и личные характеристики, и др. «Эталонные» уровни требований по каждому критерию разрабатываются исходя из характеристик уже работающих на предприятии работников, хорошо справляющихся со своими обязанностями.
Отбор может стать невозможным, если список требований к работнику со стороны организации будет слишком велик.
Образование. Большинство нанимателей пытаются отбирать работников, во многом, судя о них по полученному ими образованию. При равных показателях работодатели предпочитают большее образование меньшему и высшую степень низшей. Однако эти характеристики должны быть увязаны с успехами на работе, и критерий образованности должен непременно сравниваться с требованиями выполняемой работы. Работодатель должен изучить продолжительность и тип образования, его соответствие рассматриваемой работе.
Опыт. Работодатели часто отождествляют опыт с возможностями работника и с его отношением к работе, считая, что человек, занимающийся подобной деятельностью ранее и желающий выполнять такую же работу, любит ее и будет выполнять ее хорошо. А поскольку «лояльность» в отношении работы и предприятия ценится высоко, большинство работодателей предпочитают наем работников с опытом.
Одним из способов измерения опыта работы в организации является установление рейтинга трудового стажа, отражающего время, на протяжении которого человек работал в данной организации.
Физические (медицинские) характеристики. Существуют многие виды работ, требующие от исполнителя определенных физических качеств, обычно сводящихся к выносливости и силе. С этой целью предприятию следует выявлять физические и медицинские характеристики преуспевающих работников в данный момент и использовать эти данные как критерии, но только тогда, когда все или большинство работников этим данным соответствуют.
Персональные характеристики и типы личности. Одной из важнейших персональных характеристик работника является его социальный статус (положение). Так, некоторые работодатели предпочитают женатых работников, считая, что эта характеристика приводит к меньшему числу увольнений и лучшему качеству работы. Другие же фирмы предпочитают холостых или разведенных работников, которые охотнее соглашаются на другие места работы и на работу в выходные дни.
Второй важной персональной характеристикой претендента является его возраст. Любой конкретный критерий отбора работников, основанный на возрастном делении, должен быть тщательно изучен в отношении преуспевающих работников, занятых на фирме в данное время.
Работодатели могут предпочитать определенные типы личности для выполнения различных работ. Например, предпочитать общительных людей замкнутым.
В государственных органах деятельность работников связана с государственной гражданской службой.
Государственная служба — это публичная служба, т. е. служба в органах публичной власти. С точки зрения современного законодателя, государственная служба РФ — это профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения государственными служащими федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности как Российской Федерации, так и ее субъектов.
Таким образом, государственная служба осуществляется только в таких организациях, которые называются государственными органами или службами, формированиями и учреждениями, реализующими функции государственных органов. По действующему законодательству государственной службой считается исполнение государственным служащим своих полномочий и должностных обязанностей при условии, что он занимает должность только в государственных органах и иных организациях с государствено-властными полномочиями (исключая учреждения, предприятия, объединения и т. д.).
- 1)Характеристика методов доведения решений
- 2)Охарактеризуйте внутренний и внешний контроль в таможенных органах
- 4)Основные черты таможенных органов как органов исполнительной власти
- 5)Основные и специальные права сотрудников таможенных органов
- 6)Кадрово-ресурсное управление в таможенных органах
- 7)Охарактеризуйте структуру таможенного дела, исходя из содержания законодательства таможенного союза
- 8)Процессно-организационное управление в таможенных органах
- 10)Сущность и необходимость контроля в таможенных органах
- 11)Организационное планирование в таможенных органах
- 2. Уровни планирования в таможенных органах.
- 3. Этапы планирования в таможенных органах.
- 4. Анализ процессов планирования.
- 12)Управление таможенными операциями
- 13)Сущность ведомственного контроля и его виды
- 14)Регламенты и рекомендации. Доведение решений
- 15)Делегирование полномочий
- 16)Внешние и внутренние риски управления таможенными органами
- 17)Управление правоохранительной деятельностью
- 18)Роль коммуникации в управлении таможенным делом
- 19)Субъекты таможенных правоотношений
- 20) Как органы исполнительной власти таможенные органы характеризуются следующими основными чертами:
- 21)Управленческие особенности осуществления таможенного контроля
- 22)Стратегии поведения в конфликте
- 1. Соперничество (принуждение, борьба).
- 2. Сотрудничество.
- 3. Компромисс.
- 4. Уклонение (уход).
- 5. Приспособление (уступка).
- 24)Сбор и анализ информации для принятия решения в таможенных органах
- 25)Организация взаимодействия таможенных органов с иными государственными органами
- Взаимодействие таможенных и органов внутренних дел
- 26)Полномочия таможенных органов
- 28)Набор и отбор кадров
- Порядок поступления на гражданскую службу в таможенные органы.
- 29)Управление таможенным постом
- 30)Система конкурсов и аттестаций как механизм осуществления кадрово-ресурсных функций управления
- 31)Правовые основы службы в таможенных органах
- 32)В чем заключается единство системы таможенных органов
- 33)Структура таможни. Распределение полномочий руководства
- 34)Служебные конфликты в таможенных органах
- 35)Проведение служебных проверок
- 36)Пограничные и внутренние таможни:общее и различное
- Концепция переноса таможенных органов в места, приближенные к государственной границе. Актуальные вопросы и текущий статус реализации Концепции.
- 37)Коллегиальные и единоличные решения
- 38)Основные функции таможни
- 39)Поощрение сотрудников таможенных органов
- 40)Дифференциация правовых статусов личного состава таможенных органов
- 41)Дисциплинарные взыскания. Порядок их наложения
- 42)Показатели эффективности управления в таможенных органах
- 43)Административно-организационное управление в таможенных органах
- 44)Управленческие резервы эффективности деятельности таможни
- 45)Конфликт интересов (фз 79) ст 19
- 46)Повышение квалификации должностных лиц таможенных органов
- 47)Существенные условия контракта о службе в таможенных органах
- 48)Этапы разработки управленческих решений
- 49)Использование мотивационных механизмов в таможенном деле