44)Управленческие резервы эффективности деятельности таможни
Повышение эффективности таможенной деятельности во многом определяется организацией целенаправленной работы по формированию кадрового потенциала, комплектованию таможенных органов руководящими кадрами, способными успешно решать возложенные на них функции, особенно в условиях реформирования таможенных органов. На сегодняшний день реформирование заключается в оптимизации организационно-штатной структуры, переносе таможенного оформления в приграничные таможни и сопровождается ротацией руководящего состава между регионами. В связи с этим деятельность должностных лиц таможни сопровождается кризисными ситуациями, и особая роль отводится личности управленца. Поэтому требуется проведение серьезного отбора, подготовки тех людей, которые осуществляют управленческую деятельность.
В связи с этим современный уровень кадровой работы должен предусматривать возможность реальной оценки управленческих кадров, потребности в кадрах, формирование резерва на выдвижение, оптимального использования всех штатных единиц, предупреждения негативных процессов.
Управленческую деятельность можно определить как совокупность навыков, умений, способов, средств, целесообразных поступков и действий в сфере управления. Эффективность управленческой деятельности во многом определяется наличием у руководителя определенного набора личностных и деловых качеств, его психологическим потенциалом, управленческой и социально-психологической компетентностью.
Резерв для выдвижения на вышестоящие должности - это специально сформированная на основе установленных критериев группа перспективных должностных лиц, обладающих необходимыми для выдвижения профессионально-деловыми, личностными и морально-этическими качествами, положительно проявивших себя на занимаемых должностях, прошедших необходимую подготовку и предназначенных для замещения руководящих должностей в таможенных органах РФ.
Основной целью формирования кадрового резерва в таможенных органах является создание подготовленного к управлению в новых условиях состава должностных лиц, обеспечение непрерывности и преемственности государственного управления, его совершенствование на основе отбора, подготовки и выдвижения кадров, способных профессионально и эффективно реализовать задачи и функции, возложенные на таможенные органы.
Все должностные лица таможенных органов проходят отбор, обязательной составляющей которого является психологическое обследование с определением категории профессионально-психологической пригодности. Отбор кандидатов в кадровый резерв производится на основании требований Федерального закона от 21.05.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», нормативных актов Федеральной таможенной службы.
Формирование резерва, дальнейшая профессиональная подготовка должностных лиц указанной категории осуществляются целевым порядком, на конкретные должности на основании плана движения руководящих кадров таможенного органа под персональным контролем начальника таможенного органа. Численность и должностной состав кадрового резерва определяется с учетом факторов, влияющих на потребность структурных подразделений в кадрах.
Порядок выдвижения кандидата в резерв:
. Руководитель структурного подразделения предлагает кандидатуру в резерв кадров на свою должность.
. Отдел кадров таможни формирует списки на основе требований нормативных документов с учетом возраста, образования, результатов служебной деятельности, согласия должностного лица на перевод в другие регионы.
. Подготовка должностных лиц, состоящих в резерве осуществляется в соответствии с индивидуальным планом подготовки, составляемым на год, в котором предусматриваются направления: специальная программа, временное исполнение обязанностей руководителя по планируемой должности, участие в комплексных проверках таможенных органов, стажировка в подразделениях вышестоящих таможенных органов, повышение квалификации.
В соответствии с приказом ГТК РФ от 06.07.1999 № 407 «Об утверждении инструкции об организации работы по формированию резерва кадров для выдвижения на руководящие должности в таможенных органах Российской Федерации», создание резерва кадров нацелено на формирование в таможенных органах контингента высококвалифицированных и подготовленных к руководящей работе кадров, способных решать задачи, возложенные на таможенные органы.
Основными задачами работы с резервом кадров в таможенных органах являются:
-отбор сотрудников таможенных органов, обладающих необходимыми личными деловыми качествами для назначения на руководящие должности в таможенных органах, изучение их личных деловых качеств;
-организация профессиональной подготовки кандидатов на выдвижение;
-своевременное вынесение предложений по использованию сотрудников, включенных в состав резерва.
Основные принципы работы с резервом:
а)планирование работы по формированию резерва;
б) персональная ответственность начальников таможенных органов всех уровней за выдвижение сотрудника в резерв и его подготовку;
в)добровольное согласие сотрудника на включение в резерв;
г)гласность, систематическое информирование о передвижениях сотрудников, включенных в состав резерва;
д) доверие и уважение к сотрудникам таможенных органов, объективность оценки их качеств и результатов служебной деятельности.
В таможенных органах и организациях системы ФТС России резерв выдвижения на руководящие должности включает в себя:
-резерв на должности, назначение на которые производится приказами председателя ФТС России;
-резерв на должности, назначение на которые производится приказами начальника регионального таможенного управления, РТА, ГНИВЦ, ЦТЛ по согласованию с ФТС России;
-резерв на должности, входящие в номенклатуру назначения начальника таможни.
В резерв отбираются сотрудники с учетом их возраста, как правило, не старше:
а)для среднего начальствующего состава - 35 лет;
б) для старшего начальствующего состава - 40 лет;
в)для высшего начальствующего состава - 50 лет,
и обладающие высокими профессиональными и нравственными качествами, добросовестно выполняющие должностные обязанности, способные организовать эффективную работу подразделения и мобилизовать подчиненных на успешное решение поставленных задач.
При отборе кандидатов в резерв учитывают:
-рекомендации аттестационной комиссии и их непосредственных начальников;
-результаты прохождения медицинской комиссии;
-готовность к переводу в другие регионы страны;
-результаты служебной деятельности.
При отборе кандидата в резерв выдвижения изучаются материалы, характеризующие его деловые и моральные качества, индивидуальные особенности, уровень профессиональной подготовки.
При получении достаточных оснований для рассмотрения должностного лица в качестве кандидата в резерв выдвижения его непосредственный начальник и руководитель либо сотрудник кадровой службы обязаны разъяснить кандидату необходимость изучения его личных и деловых качеств, его права и обязанности, вытекающие из Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", если это государственный гражданский служащий, или Федерального закона от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" - в том случае, если это сотрудник таможенных органов РФ.
Материалы, характеризующие кандидата, подлежат объективной оценке сотрудников подразделений безопасности.
Информационные материалы, документы о кандидате приобщаются к его личному делу и хранятся в соответствии с установленным порядком в кадровой службе.
В работе с должностными лицами, зачисленными в резерв, главное внимание уделяется дальнейшему изучению деловых и моральных качеств, проверке на практике их компетентности, соответствия занимаемой должности, формированию требуемых для руководителя организаторских навыков.
Ранее было уже отмечено, что подготовка должностных лиц таможенных органов РФ, находящихся в резерве кадров, осуществляется в соответствии с индивидуальным планом подготовки, составляемым на год.
Раздел специальной подготовки индивидуального плана предусматривает изучение им вопросов социальной психологии, научных основ управления, ведения аналитической работы, основ организации научно-исследовательской работы по оценке результатов деятельности таможенного коллектива в рамках курсовой подготовки (переподготовки) в Российской таможенной академии.
Контроль за ходом выполнения индивидуального плана подготовки ведет руководитель подготовки.
«Резервисты», допустившие факты недобросовестного исполнения должностных обязанностей, неорганизованности в изучении специальной программы подготовки по планируемой должности, нарушения дисциплины, подлежат исключению из резерва. Решение принимается на основании мотивированного представления кадровой службы руководителем, утвердившим резерв. О принятом решении руководитель кадровой службы информирует должностное лицо, исключенное из резерва, и его непосредственного начальника.
Материалы, характеризующие состоящего в резерве выдвижения «резервиста», сосредоточиваются в кадровой службе для последующего обобщения и принятия решения о назначении на планируемую должность.
Решение по заключению принимает руководитель, утвердивший резерв, после чего оно реализуется в соответствии с установленным порядком.
руководящий таможенный кадровый резерв
- 1)Характеристика методов доведения решений
- 2)Охарактеризуйте внутренний и внешний контроль в таможенных органах
- 4)Основные черты таможенных органов как органов исполнительной власти
- 5)Основные и специальные права сотрудников таможенных органов
- 6)Кадрово-ресурсное управление в таможенных органах
- 7)Охарактеризуйте структуру таможенного дела, исходя из содержания законодательства таможенного союза
- 8)Процессно-организационное управление в таможенных органах
- 10)Сущность и необходимость контроля в таможенных органах
- 11)Организационное планирование в таможенных органах
- 2. Уровни планирования в таможенных органах.
- 3. Этапы планирования в таможенных органах.
- 4. Анализ процессов планирования.
- 12)Управление таможенными операциями
- 13)Сущность ведомственного контроля и его виды
- 14)Регламенты и рекомендации. Доведение решений
- 15)Делегирование полномочий
- 16)Внешние и внутренние риски управления таможенными органами
- 17)Управление правоохранительной деятельностью
- 18)Роль коммуникации в управлении таможенным делом
- 19)Субъекты таможенных правоотношений
- 20) Как органы исполнительной власти таможенные органы характеризуются следующими основными чертами:
- 21)Управленческие особенности осуществления таможенного контроля
- 22)Стратегии поведения в конфликте
- 1. Соперничество (принуждение, борьба).
- 2. Сотрудничество.
- 3. Компромисс.
- 4. Уклонение (уход).
- 5. Приспособление (уступка).
- 24)Сбор и анализ информации для принятия решения в таможенных органах
- 25)Организация взаимодействия таможенных органов с иными государственными органами
- Взаимодействие таможенных и органов внутренних дел
- 26)Полномочия таможенных органов
- 28)Набор и отбор кадров
- Порядок поступления на гражданскую службу в таможенные органы.
- 29)Управление таможенным постом
- 30)Система конкурсов и аттестаций как механизм осуществления кадрово-ресурсных функций управления
- 31)Правовые основы службы в таможенных органах
- 32)В чем заключается единство системы таможенных органов
- 33)Структура таможни. Распределение полномочий руководства
- 34)Служебные конфликты в таможенных органах
- 35)Проведение служебных проверок
- 36)Пограничные и внутренние таможни:общее и различное
- Концепция переноса таможенных органов в места, приближенные к государственной границе. Актуальные вопросы и текущий статус реализации Концепции.
- 37)Коллегиальные и единоличные решения
- 38)Основные функции таможни
- 39)Поощрение сотрудников таможенных органов
- 40)Дифференциация правовых статусов личного состава таможенных органов
- 41)Дисциплинарные взыскания. Порядок их наложения
- 42)Показатели эффективности управления в таможенных органах
- 43)Административно-организационное управление в таможенных органах
- 44)Управленческие резервы эффективности деятельности таможни
- 45)Конфликт интересов (фз 79) ст 19
- 46)Повышение квалификации должностных лиц таможенных органов
- 47)Существенные условия контракта о службе в таможенных органах
- 48)Этапы разработки управленческих решений
- 49)Использование мотивационных механизмов в таможенном деле