logo
Teoria_i_praktika_tamozhennogo_dela_posobie

Форма 2

Заполняется таможней копии лицензии

Количество товара, оформляемого таможней, и единица его измерения

№ п/п

Наименование таможенного поста, в котором производится таможенное оформление товара

Код таможенного поста

Количество товара

Единица измерения

Дата и номер письма с листами исполнения лицензии, направленного в таможню оригинала

 

Всего выпущено

 

нереализованный остаток

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Особые отметки:

Данные сведения вносятся на основании представляемого владельцем лицензии в отдел таможни письменного заявления в произвольной форме, к которому должны быть приложены копии контрактов (договоров), в том числе, в случае необходимости договоров комиссии, а также других документов, позволяющих определить места нахождения отправителей (получателей) товара и количество товара, вывозимого (ввозимого) ими.

После заполнения оборотной стороны копии лицензии, для каждого таможенного поста, указанного на оборотной стороне (форма 2), должностное лицо отдела таможни делает копии лицевой стороны лицензии, заполняет листы исполнения лицензии подписывает их и заверяет личной номерной печатью. Форма листа исполнения представлена ниже:

Лист исполнения лицензии №___________________________

 

(наименование таможенного поста)

 

таможни

(наименование таможни)

 

Наименование товара и его код по

ТН ВЭД

 

 

Количество оформляемого товара

 

внесено изменение

 

 

(вид изменения)

На основании

 

 

(номер и дата документа)

Номер ТД

Количество товара по ТД и единица его измерения

Дата выпуска товара

Дата и номер письма с листами исполнения лицензии, направленного в таможню оригинала лицензии

 

 

 

 

 

 

 

 

Копии лицевой стороны лицензии и листы исполнения лицензии отдел таможни копии лицензии передает на таможенные посты или отделы таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО и ТК) для осуществления таможенного оформления товаров, ввозимых (вывозимых) по этой лицензии.

Копии лицензий и листы исполнения хранятся на таможенных постах (ОТО и ТК) в специальных папках по порядковым номерам.

В процессе таможенного оформления лицензируемого товара должностные лица таможенного поста (ОТОиТК) проверяют соответствие сведений, указанных в грузовых таможенных декларациях (ТД), сведениям, указанным в копии лицензии.

В случае выявления существенных несоответствий сведений, заявленных в ТД, сведениям, указанным в лицензии, товар выпуску не подлежит до внесения изменений в ТД в установленном порядке либо до внесения изменений в лицензию или до переоформления лицензии.

Таможенный пост (ОТОиТК) осуществляет выпуск товаров по лицензии, в пределах количества, указанного в листе исполнения лицензии.

При выпуске товара в счет лицензии должностное лицо таможенного поста (ОТО и ТК) указывает номер ТД, количество товара и дату выпуска товара в листе исполнения лицензии. Не позднее следующего рабочего дня после выпуска товара в отдел таможни копии лицензии должно быть направлено письменное извещение о произведенном выпуске товара в счет квоты, указанной в лицензии, по следующей форме: 

 

таможня

(куда)

 

В счет квоты, указанной в лицензии № _______ от ___________ г. по ТД

 

оформлено

 

 

(номер ТД)

 

(количество, единица измерения,

 

наименование товара и его код по ТН ВЭД)

 

(наименование таможни (таможенного поста), выпустившей товар)

 

 

 

 

 

          На основании полученных извещений в отделе таможни копии лицензии заполняют Журнал регистрации копий лицензий и в течение суток письменно информируют таможню оригинала лицензии о выпуске товара в счет лицензии по приведенной выше форме.

     Отдел таможни оригинала лицензии на основании таких извещений заполняет Журнал регистрации оригиналов лицензий и осуществляет оперативный контроль за исчерпанием квоты, указанной в лицензии.

      Лицензируемые товары должны быть перемещены через таможенную границу Российской Федерации до истечения срока действия лицензии.

     Соблюдение указанного условия подтверждается данными копии лицевой стороны оригинала лицензии, заверенной таможней оригинала лицензии и представляемой владельцем лицензии в таможенные органы, расположенные в пунктах пропуска на границе, через которые осуществляется перемещение товаров в счет лицензии.

Особенности таможенного оформления квотируемых товаров

            Порядок контроля за перемещением через таможенную границу лицензируемых товаров, на ввоз (вывоз) которых в соответствии с законодательством РФ или международными договорами РФ установлены количественные или стоимостные ограничения (квоты), аналогичен порядку контроля за перемещением через таможенную границу РФ лицензируемых товаров, за исключением следующего.

            При заполнении грузовой таможенной декларации в графе 39 «Квота» указывается остаток выделенной квоты в единицах измерения или валюте, а также соответственно краткое наименование таких единиц измерения или валюты согласно полученной лицензии (разрешения) с учетом того, что декларируемые товары не учитываются при определении остатка квоты.

 Система экспортного контроля в Российской Федерации

    Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в области экспортного контроля осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

   Экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного законодательством РФ порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Основные цели экспортного контроля:

Экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя:

- идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни) контролируемых товаров и технологий;

- разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;

- таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

- применение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших установленный  законодательством России порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, или предпринявших попытку совершить такие действия.

Внутрифирменная система экспортного контроля

•   комплекс мер, добровольно осуществляемых предприятиями и организациями и направленных на то, чтобы экспорт материалов, оборудования, технологий, научно - технической информации и услуг и принятие решений в этой области осуществлялись ответственно при неукоснительном соблюдении законодательства РФ

Основной целью создания внутрифирменной системы экспортного контроля является формирование на предприятии (в организации) механизма проверок для обеспечения легитимности внешнеторговых сделок с тем, чтобы содействовать более эффективному управлению внешнеэкономической деятельностью, облегчить выполнение процедур, связанных с получением экспортных лицензий, а также воспрепятствовать осуществлению передач материалов, оборудования, технологий, научно - технической информации, в результате которых может быть нанесен ущерб государственным интересам РФ либо нарушены ее международные обязательства в области нераспространения оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия.

Объектами экспортного контроля, как правило, являются товары двойного назначения. Под товарами двойного назначения понимаются товары, которые используются в мирных целях, но могут использоваться при создании оружия массового поражения и ракетных средств его доставки.

К числу товаров двойного назначения относятся:

отдельные виды сырья, материалы, оборудование, технологии и научно-техническая информация, которые могут быть применимы при создании вооружения и военной техники;

оборудование, материалы и технологии, применяющиеся при создании ракетного оружия;

оборудование, материалы двойного использования и соответствующие технологии, применяемые в ядерных целях;

химикаты, оборудование и технологии, которые имеют мирное назначение, но могут использоваться при создании химического оружия;

возбудители заболеваний, (патогены) человека, животных и растений, генетически измененные формы микроорганизмов, токсинов, оборудование и технологии, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия.

В системе организации экспортного контроля важное значение отводится контролю исполнения гарантий по использованию импортируемых и экспортируемых товаров двойного применения. В настоящее время действует Положение о контроле за выполнением обязательств по гарантиям использования импортируемых и экспортируемых товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях.

Данное Положение предусматривает комплекс мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированного реэкспорта из РФ товаров (услуг) двойного применения, импортированных в РФ с предоставлением гарантий использования в заявленных целях. В нем определяется порядок оформления обязательств российских организаций и предприятий по использованию товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях, осуществления государственного контроля за их выполнением, а также контроля за выполнением иностранными импортерами своих обязательств по гарантиям использования товаров (услуг) двойного применения, приобретенных в РФ.

        На товары (услуги) двойного применения, импортированные в Россию  в соответствии с Положением, распространяется установленный в РФ режим экспортного контроля. Они не могут быть реэкспортированы в третьи страны иначе как в порядке, определенном для экспорта российских товаров (услуг) двойного применения, и при наличии письменного согласия иностранного экспортера на их реэкспорт, в случае если такое условие предусмотрено контрактом (договором).

      Для оформления обязательств по использованию импортируемых в РФ товаров (услуг) двойного применения на территории России вводятся в действие следующие документы:

- заявление на выдачу импортного сертификата;

- российский импортный сертификат;

- сертификат подтверждения доставки;

- сертификат конечного пользователя.

Указанные документы определяют следующие обязательства российских импортеров и потребителей товаров (услуг) двойного применения:

а) импортировать товары (услуги) двойного применения только в РФ, а в случае, если они не будут импортированы в Россию, не направлять их в другое место назначения;

б) не применять эти товары (услуги) в незаявленных целях;

в) не передавать указанные товары (услуги) какому-либо другому субъекту хозяйственной деятельности на территории России и не реэкспортировать в третьи страны без разрешения Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

Российский импортный сертификат и сертификат подтверждения доставки выдаются российскому импортеру в случае, если государственные органы страны - экспортера требуют предоставления таких документов.

Оформление и выдача российского импортного сертификата производится Федеральной службой по техническому и экспортному контролю на основании заявления на выдачу импортного сертификата, представляемого российским импортером. Импортный сертификат выдается на один вид продукции по ТН ВЭД России независимо от количества наименований продукции, включенной в контракт в срок не более 15 дней с даты поступления заявления на выдачу импортного сертификата.

Оформление и выдача сертификата подтверждения доставки производится таможенным органом РФ, проводящим таможенное оформление импортируемых товаров (услуг) двойного применения, по запросу российского импортера при предъявлении им российского импортного сертификата.  Запрос на выдачу сертификата подтверждения доставки должен быть представлен в таможенный орган не позднее 10 дней с даты таможенного оформления товаров (услуг) двойного применения.

Сертификат конечного пользователя оформляется в случае, если иностранный экспортер требует предоставления такого документа, или при необходимости передачи импортированных товаров (услуг) двойного применения другому субъекту хозяйственной деятельности на территории РФ.

В случаях, предусмотренных решениями Правительства РФ, определяющими порядок экспорта товаров (услуг) двойного применения, российский экспортер при заключении с иностранным импортером контракта вносит в него положение о праве экспортера на осуществление проверок использования экспортированных товаров (услуг) двойного применения на соответствие указанным в контракте целям.

Проверка осуществляется на месте установки и (или) использования экспортированных товаров (услуг) двойного применения комиссией в составе представителей организации (предприятия), являющейся экспортером организации (предприятия), являющейся изготовителем, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной таможенной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Запрос на проведение проверки направляется через Министерство иностранных дел Российской Федерации.

Таможенное оформление и таможенный контроль товаров, являющихся объектами экспортного контроля

Списки товаров, подпадающих под экспортный контроль, утверждаются Указами Президента РФ по представлению Правительства РФ.

Внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на которые распространяется экспортный контроль, подлежат государственной экспертизе. Такая экспертиза производится на основании административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по выдаче заключений о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности: Приказ ФСТЭК России № 79 от 4 апреля 2008 года "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по выдаче заключений о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности".

Результаты государственной экспертизы оформляются в виде заключения, которое служит основанием для выдачи или отказа в выдаче лицензии или разрешения на проведение внешнеэкономических операций.

Заключения выдаются Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) на основании письменных обращений участников внешнеэкономической деятельности с приложением следующих документов:

а) сопроводительного письма, подписанного руководителем организации или его заместителем, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом и содержащего информацию о наименованиях, целях, месте (стране) использования, конечном пользователе продукции (если такие данные известны), а также о таможенном органе, в котором будет производиться таможенное оформление;

б) направления таможенного органа (при его наличии);

в) копии договора (контракта, соглашения) с приложениями, на основании которого осуществляется внешнеэкономическая операция (с указанием даты выдачи копии и места нахождения оригинала);

г) сведений об изготовителе (разработчике) продукции;

д) документов, содержащих полные сведения о продукции (техническое описание с указанием параметров (характеристик), данные об используемых конструктивных материалах, паспорт, технические условия, чертежи общего вида, сборочные, отдельных узлов и т.п.);

е) копии выписки из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица;

ж) копии документа, удостоверяющего личность и содержащего сведения о фамилии, имени, отчестве, месте жительства - для физического лица, а в случае, если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, то дополнительно - копии свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

з) документов, содержащих данные о том, является ли вывозимая (передаваемая) иностранному лицу продукция носителем сведений, составляющих государственную тайну.

        Документы на иностранных языках представляются с переводом на русский язык. Документы прошиваются и пронумеровываются, о чем на обороте последнего листа делается соответствующая запись.

Поступившие в ФСТЭК России документы регистрируются в соответствии с правилами делопроизводства и передаются в управление экспортного контроля ФСТЭК России для подготовки заключения.

На основании технической справки составляется заключение, в котором содержатся выводы о применении (неприменении) мер нетарифного регулирования. Заключение оформляется в виде письма, один экземпляр которого направляется в адрес участника внешнеэкономической деятельности, а второй - в адрес таможенного органа, в котором будет производиться таможенное оформление.

Заключение подписывается директором ФСТЭК России либо уполномоченным им должностным лицом и заверяется печатью ФСТЭК России.

Обращения о выдаче заключений рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления в ФСТЭК России необходимых документов.

В соответствии с Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю" выдача лицензий и иных предусмотренных законодательством России разрешительных документов на ввоз и вывоз продукции, в отношении которой установлен экспортный контроль, российских импортных сертификатов и заключений о применении мер нетарифного регулирования (в пределах своей компетенции) осуществляется Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.

Приказом ГТК России от 26.12.2003 № 1545 утверждена «Инструкция о порядке проведения должностными лицами таможенных органов проверки заявленных сведений и принятия решений в отношении товаров, обладающих признаками товаров, подпадающих под действие законодательства РФ в области экспортного контроля». На основании данной инструкции:

Признаками контролируемых товаров являются:

а) Общие признаки:

- соответствие классификационного кода  ТН ВЭД декларируемого товара коду ТН ВЭД, указанному в графе "Код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности" контрольных списков;

- наличие на материальных носителях, классифицируемых в товарных позициях 4901100000, 4901990000, 4906000000, 4911918000, 4911990000, 8471300000, 847141, 847149, 847150, 847170, 852320, 8524 (кроме 8524100000), технической информации в виде программного обеспечения, научно-технических отчетов, чертежей, схем, диаграмм, моделей, формул, технических проектов и спецификаций, справочных материалов, инструкций и других технических документов;

б) Частные признаки:

- соответствие наименования декларируемого товара общетехническому наименованию*, указанному в графе "Наименование" контрольных списков;

* Общетехническое наименование - наименование группы изделий, однородных по общим принципам конструирования или функциональному назначению. Например, лазеры различных модификаций относятся, несмотря на свои конструктивные различия, к группе лазеров, станки различного назначения и принципа действия - к группе станков и т.д.

- пригодность декларируемого товара для целей создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (по данным специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля).

Принадлежность товаров к контролируемым товарам определяется соответствием их технических параметров и описания товарам, указанным в графе "Наименование" контрольных списков. Коды ТН ВЭД, приведенные в контрольных списках, носят справочный характер, используются для вспомогательных целей и не являются подтверждением принадлежности декларируемого товара к контролируемым товарам.

При обнаружении у декларируемого товара признаков контролируемого товара уполномоченное должностное лицо таможенного органа проверяет наличие одного из следующих документов, подтверждающих заявленные сведения о товаре:

а) лицензии специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля;

б) заключения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля, подтверждающего правомерность осуществления безлицензионного вывоза контролируемых товаров;

г) заключения организации, получившей в соответствии с установленным Правительством РФ порядком специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров, либо специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля о непринадлежности декларируемого товара к объектам экспортного контроля.

В Санкт-Петербурге такой организацией является ЗАО "Центр проектов развития промышленности" -  по всей номенклатуре продукции, включенной в списки контролируемых товаров и технологий и  утвержденных указами Президента Российской Федерации.

Основные требования к документам при получении заключений:

документы, содержащие технические (паспортные) характеристики товара и техническое описание товара (описание технологии), эксплуатационные инструкции персоналу, - изданы по форме, установленной непосредственным товаропроизводителем, имеют необходимые подписи и печати;

паспортные технические характеристики в основном указываются в технических паспортах, формулярах, сертификатах качества, этикетках, актах испытаний и других документах, оформляемых, как правило, службой технического контроля (ОТК) непосредственного изготовителя (товаропроизводителя);

товаропроизводителем признается юридическое лицо, обеспечивающее собственными силами контроль качества выпускаемой от собственного имени продукции и выполнение сборочных и наладочных операций;

ксерокопии четко различимы и выполнены с подлинных документов, заверены руководителем предприятия (подпись, печать на каждом листе либо подшивка в целом);

документы должны иметь регистрационные реквизиты организации, издавшей документ.

При наличии одного из вышеуказанных документов уполномоченное должностное лицо проверяет правильность внесения соответствующих сведений о нем в графу 44 ТД.

В случае отсутствия разрешительного документа уполномоченное должностное лицо таможенного органа, проводящее документальный контроль, для проведения дополнительной проверки сведений о товаре на предмет его возможной принадлежности к контролируемым товарам согласно порядку, устанавливаемому соответствующим нормативным правовым актом ФТС России, формирует направление для принятия решения о выпуске в уполномоченный функциональный отдел таможни, занимающийся вопросами нетарифного и экспортного контроля.

При декларировании товаров, код которых по ТН ВЭД ТС совпадает с кодом лицензируемых товаров, но необходимость лицензии отсутствует, что подтверждено соответствующими документами, в крайнем правом подразделе графы 33 «Код товара» ТД проставляется буква «С», что означает «свободно от лицензирования».

Подтверждение соответствия. Условия ввоза на таможенную территорию товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия

      Проблеме качества, в том числе и импортируемых товаров в РФ уделяется большое внимание. Так, закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» устанавливает, что  технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения.

        Закон РФ «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей.

        Сертификация  позволяет обеспечить ввоз в РФ товаров, которые соответствуют стандартам и другим национальным документам, устанавливающим обязательные требования к товарам, исходя из российского законодательства, а при вывозе товаров – выполнение требований законодательства иностранных государств.

        В соответствии с Федеральным законом РФ № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года «О техническом регулировании»:

сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

 Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

- удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

- содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

- повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

- создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно - технического сотрудничества и международной торговли.

         Подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный или обязательный характер.

    Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

         Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

- принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия);

- обязательной сертификации.

   Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

          Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ.

          Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории РФ.

           Работы по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате заявителем.

          В соответствии с Федеральным законом РФ № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года «О техническом регулировании» (статья 29):

         Для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории России, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О техническом регулировании»

       Продукция, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, ввозимая на таможенную территорию РФ и помещаемая под таможенные процедуры, которыми не предусмотрена возможность ее отчуждения, выпускается таможенными органами на территорию РФ без представления документов о соответствии.

Статья 30. Признание результатов подтверждения соответствия:

Полученные за пределами территории РФ документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны в соответствии с международными договорами РФ.

       Правом выдавать сертификат соответствия ГОСТ Р за рубежом наделены следующие организации:

- общество по сертификации в Европе DIN GOST TUF;

- швейцарская фирма «SGS»;

- венгерское общество «MERTCONTROL».

     Сертификаты этих фирм выдаются на русском языке в одном экземпляре. Такие сертификаты признаются российскими таможенными органами и являются свидетельством, подтверждающим соответствие товара требованиям системы сертификации.

Постановлениями Правительства РФ утверждаются списки товаров, которые подлежат обязательной сертификации.

 Письмом ФТС России № 06-73/44906 от 19 декабря 2006 года доведен список товаров, подлежащих обязательной сертификации. 

Декларация соответствия. Сертификат соответствия.

        Постановлением Госстандарта России № 15 от 21 сентября 1994 года утвержден Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации.

        Орган по сертификации после анализа протоколов испытаний, оценки производства, сертификации производства или системы качества (если это установлено схемой сертификации), анализа других документов о соответствии продукции, осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям. Результаты этой оценки отражают в заключении эксперта. На основании данного заключения орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата, оформляет сертификат и регистрирует его. Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера.

 

В сертификате указывают все документы, служащие основанием для выдачи сертификата, в соответствии со схемой сертификации.

Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретной продукции, на которую распространяется его действие, если требуется детализировать состав:

- группы однородной продукции, выпускаемой одним изготовителем и сертифицированной по одним и тем же требованиям;

изделия (комплекса, комплекта) установленной комплектации составных частей и (или) запасных частей, применяемых для технического обслуживания и ремонта изделия (комплекса, комплекта), указанного в сертификате.

Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на продукцию, а также срока, на который сертифицировано производство или сертифицирована система качества (если это предусмотрено схемой сертификации), но не более чем на три года.

  Срок действия сертификата на партию продукции или изделие не устанавливают.

Приказом Минпромэнерго России № 53 от 22 марта 2006 года утверждена форма сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов и даны рекомендации по заполнению граф сертификата соответствия.

 Постановлением Правительства РФ № 766 от 7 июля 1999 года утвержден Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, Порядок принятия декларации о соответствии и ее регистрации.

Декларация о соответствии - документ, в котором изготовитель, продавец или исполнитель удостоверяет, что поставляемая, продаваемая им продукция или оказываемая услуга (далее именуются - продукция) соответствует требованиям, предусмотренным для обязательной сертификации данной продукции или услуги (далее - установленным требованиям).

      Декларация о соответствии принимается в отношении продукции, включенной в перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утверждаемый Правительством РФ.

     Декларацию о соответствии вправе принимать российские изготовители (продавцы, исполнители) или зарегистрированные в качестве юридических лиц в РФ организации, представляющие интересы соответствующих иностранных изготовителей (продавцов, исполнителей).

   Декларация о соответствии принимается на срок, установленный изготовителем (продавцом, исполнителем) продукции исходя из планируемого срока выпуска данной продукции, оказания конкретных услуг или срока реализации партии продукции.

     Декларация о соответствии заполняется по установленной форме и подписывается руководителем организации - изготовителя (продавца, исполнителя) или индивидуальным предпринимателем.

       Принятая изготовителем (продавцом, исполнителем) декларация о соответствии подлежит регистрации в органе по сертификации, аккредитованном в установленном порядке и имеющем лицензию на проведение работ по сертификации данного вида продукции.

     Орган по сертификации обязан в течение 7 дней проверить представленные сведения и зарегистрировать декларацию либо проинформировать изготовителя (продавца, исполнителя) о необходимости устранения выявленных несоответствий установленным требованиям.

          Регистрация осуществляется путем присвоения декларации о соответствии регистрационного номера, содержащего идентификационное обозначение (код) органа по сертификации и порядковый номер декларации о соответствии по реестру, который ведет орган по сертификации.

        Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке и зарегистрированная органом по сертификации, имеет юридическую силу наравне с сертификатом соответствия.

Приказом Минпромэнерго России № 54 от 22 марта 2006 года утверждена форма декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов и даны рекомендации по заполнению граф декларации о соответствии.

      Исходя из положений Федерального закона "О техническом регулировании", новой редакции Таможенного кодекса РФ и международных договоров РФ, при таможенном оформлении следует руководствоваться тем, что товары, подлежащие обязательной сертификации, выпускаются на территорию РФ при условии представления в таможенные органы сертификатов соответствия только в случае помещения под таможенные процедуры, которыми предусмотрена возможность их отчуждения:

- выпуск для внутреннего потребления;

- свободная таможенная зона;

- реимпорт;

- при выпуске товаров в свободное обращение в результате завершения действия предыдущей таможенной процедуры.

         Выпускаются без условия представления сертификатов следующие товары:

- товары, предназначенные для официального пользования представительств иностранных государств и международных межправительственных организаций, а также для их персонала;

- товары, ввозимые физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности (за исключением случаев ввоза таких товаров сверх установленных стоимостных и количественных квот).

      Товары, ввозимые в единичных количествах и предназначенные для потребления исключительно лицами, их ввозящими, могут условно выпускаться без представления сертификатов при помещении под вышеупомянутые таможенные процедуры, при наличии соответствующего обязательства, представляемого в таможенный орган в произвольной форме.

В случае отчуждения указанных товаров они подлежат сертификации в установленном порядке. При невыполнении обязательства применяются меры, установленные действующим законодательством.

   Для целей таможенного оформления и таможенного контроля используется заверенная копия сертификата, которая должна быть изготовлена способом, воспроизводящим его форму и содержание.

Копия может быть заверена:

- нотариусом;

- органом, выдавшим сертификат;

- консульским учреждением Российской Федерации.

Заверенная копия сертификата остается в делах таможенного органа и возврату декларанту не подлежит.

 

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации отдельных товаров при наличии разрешений федеральных органов исполнительной власти

        В большинстве случаев товары перемещаются через таможенную границу РФ без применения к ним мер лицензирования, но они подпадают под разрешительную систему ввоза (вывоза) со стороны соответствующих государственных контролирующих органов. В этом случае лицензия на перемещение через таможенную границу товара не требуется, но необходимо иметь разрешительный документ соответствующего государственного органа, который и позволяет на законных основаниях перемещать через таможенную границу товары и транспортные средства.

Лекарственные средства и фармацевтические  субстанции

применяемые для медицинских целей, подлежат контролю Минздрава и социального развития РФ, а лекарственные средства, применяемые в ветеринарии, подлежат контролю Минсельхоза РФ.

        Правила ввоза и вывоза лекарственных средств утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 г. № 438 "О порядке ввоза и вывоза лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения".

        Настоящие Правила определяют порядок ввоза (вывоза) на территорию РФ предназначенных для медицинского применения лекарственных средств и фармацевтических субстанций (далее - лекарственные средства), зарегистрированных в России.

        Ввозить лекарственные средства на территорию РФ могут следующие юридические лица:

        а) организации - производители лекарственных средств для собственного производства лекарственных средств;

        б) организации оптовой торговли лекарственными средствами;

        в) научно-исследовательские учреждения, институты, лаборатории для разработки, исследований и контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;

        г) иностранные организации - производители лекарственных средств и предприятия оптовой торговли лекарственными средствами при условии, что они имеют собственные представительства на территории Российской Федерации.

        Запрещается ввоз на территорию России лекарственных средств, являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в РФ лекарственных средств, а также фальсифицированных лекарственных средств.

        Ввоз на территорию РФ лекарственных средств согласно Приложению осуществляется на основании лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

        Для получения лицензии на ввоз лекарственных средств юридическое лицо, имеющее право на ввоз (далее - заявитель), представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заключение о возможности выдачи лицензии на ввоз лекарственных средств, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор).

        Выдача заключений о возможности выдачи лицензии на ввоз лекарственных средств представляет собой государственную функцию, исполняемую Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по контролю документов и информации с целью определения их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в сфере обращения лекарственных средств. Приказом Минздравсоцразвития России № 903 от 31 декабря 2006 года утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по выдаче заключений о возможности выдачи лицензии на ввоз лекарственных средств на территорию Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке

        На основании разрешения Росздравнадзора может осуществляться ввоз на территорию Российской Федерации:

- конкретной партии зарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для гуманитарных целей;

- лекарственных средств для проведения клинических исследований, регистрации и перерегистрации - в отношении лекарственных средств, не зарегистрированных в Российской Федерации;

- лекарственных средств для разработки, проведения исследования и контроля качества, эффективности и безопасности научно-исследовательскими учреждениями, институтами и лабораториями - в отношении лекарственных средств, как зарегистрированных, так и не зарегистрированных в Российской Федерации.

          При наличии разрешения Россельхознадзора допускается ввоз конкретной партии:

- лекарственных средств, применяемых в ветеринарии (в том числе незарегистрированных) для проведения клинических исследований, регистрации, перерегистрации;

- лекарственных средств, применяемых в ветеринарии (в том числе незарегистрированных) для разработки, проведения исследования и контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств научно исследовательскими учреждениями, институтами, лабораториями;

- зарегистрированных лекарственных средств, применяемых в ветеринарии, предназначенных для гуманитарных целей.

 Радиоэлектронные средства (высокочастотные устройства)

Под радиоэлектронным средством (высокочастотным устройством) понимается техническое средство, состоящее из одного или нескольких радиопередающих или приемных устройств или их комбинации и вспомогательного оборудования (далее - радиоэлектронные средства).

К радиоэлектронным средствам относятся радиостанции, системы радионавигации, радиоопределения, системы кабельного телевидения и другие устройства, при работе которых используются радиочастоты выше 9 кГц.

В соответствии с указанием  Минсвязи России 17-у от 24 марта 2003 года «О порядке оформления разрешений на ввоз РЭС и ВЧ устройств из-за границы» установлен следующий порядок:

Юридические и физические лица имеют право на ввоз радиоэлектронных средств (РЭС) и высокочастотных устройств (ВЧ) по установленному перечню РЭС и ВЧ (см. указание Минсвязи России 17-у от 24.03. 2003) при наличии разрешений, оформленных ФГУП «Главный радиочастотный центр» и его филиалов.

Разрешение на ввоз РЭС гражданского применения, выданное органом государственной радиочастотной службы, представляется заявителем в таможенные органы Российской Федерации и является необходимым условием для производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля.

Разрешение действительно для предъявления в таможенный орган Российской Федерации в течение указанного в нем срока (не более одного года), по истечении которого считается недействительным.

Постановлением Правительства РФ № 539 от 12 октября 2004 года «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» утвержден порядок регистрации и перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации в РФ.

Приказ Мининформсвязи России № 25 от 29 октября 2004 года «Об утверждении форм документов для регистрации и учета радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения» утвердил соответствующие формы документов, необходимые для регистрации.

Постановлением Правительства РФ № 5 от 05.01.2005. «Об утверждении перечня оконечного оборудования, перемещение которого через таможенную границу РФ осуществляется без получения специального разрешения на ввоз, и Правил использования оконечного оборудования, ввезенного на таможенную территорию РФ» утвержден перечень радиоэлектронных средств без получения специального разрешения на ввоз.

 

Гражданское, служебное оружие и боеприпасы к нему.

      Оборот гражданского, служебного и холодного оружия на территории РФ, а также боеприпасов и патронов к нему, регулируются Федеральным законом «Об оружии» от 13.12.1996г.№150-ФЗ.

        К гражданскому оружию относится оружие самообороны, спортивное и охотничье оружие, сигнальное оружие, конструктивно предназначенное для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов, а также холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с установленной формой одежды по законодательству РФ.

        К служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством РФ разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия в установленных целях.

       Функции по контролю за оборотом оружия выполняет Департамент обеспечения общественного порядка Министерства внутренних дел РФ (ДООП МВД РФ).

        Перемещение через таможенную границу РФ российскими юридическими лицами служебного и гражданского оружия, как в единичных экземплярах, так и при ввозе парий такого оружия, осуществляется при наличии разрешений ДООП МВД РФ на перемещение оружия через таможенную границу РФ.

        Ввоз на территорию РФ и вывоз с территории РФ единичных экземпляров гражданского оружия гражданами РФ производится при наличии разрешений на перемещение оружия органов внутренних дел краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей в составе РФ.

        Иностранные граждане могут ввозить только охотничье или спортивное оружие при наличии контракта на охоту или приглашения для участия в спортивных мероприятиях и разрешения ДООП МВД РФ.

         Лицензия на право приобретения иностранными гражданами и вывоза из РФ гражданского оружия выдаются ДООП МВД РФ на основании ходатайств представительств иностранных государств, гражданами которых они являются, при условии вывоза ими оружия из РФ в срок не позднее 5 дней с даты выдачи лицензии.

 Перемещение культурных ценностей  

         Перемещение культурных ценностей через таможенную границу РФ регулируется законом РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993г. №4804-1.

Письмом ФТС России № 04-18/32943 от 22 сентября 2005 года доведена информация,

касающихся таможенного оформления и таможенного контроля культурных ценностей, необходимо руководствоваться следующим:

- перечнем культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15.04.93 № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", утвержденным приказом Минкультуры России от 07.08.2001 № 844 (письмо ГТК России от 18.10.2001 № 01-06/41931);

- образцом бланка свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации согласно формы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2001 № 322 (письмо ГТК России от 19.06.2001 № 01-06/24071);

- формой справки, подтверждающей, что названные предметы на государственном учете не состоят и для их вывоза не требуется свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минкультуры России от 07.08.2001 № 844 (письмо ГТК России от 18.10.2001 № 01-06/41931);

- образцами оттисков печатей и штампа Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (письмо ФТС России от 09.12.2004 № 05-18/10535);

- образцами оттисков печатей и штампов территориальных органов Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (письма ФТС России от 27.01.2005 № 06-59/1893, от 29.03.2005 № 04-18/9528).

При таможенном оформления культурных ценностей обязательным документом является свидетельство на право вывоза культурных ценностей, выданное уполномоченным органом министерства культуры РФ.

Семена сортов растений и племенной материал пород животных   

В соответствии с Законом РФ «О селекционных достижениях» установлен запрет на:

- ввоз на территорию РФ семян сортов растений и племенного материала пород животных, которые не включены в Государственный реестр селекционных достижений (за исключением ввоза для научных целей);

- ввоз и вывоз с территории РФ без разрешения патентообладателей семян сортов растений и племенного материала пород животных, охраняемых патентом на селекционное достижение, выданным Государственной комиссией РФ по испытанию и охране селекционных достижений.

Семена сортов растений – семена, луковицы, клубни, корневые клубни, розетки корней, корневища и клубнелуковицы, находящиеся в состоянии вегетативного покоя, вегетации или цветения, черенки привитые или не привитые, укорененные или не укорененные, отводки, рассада, деревья и кусты привитые и не привитые, а по охраняемым сортам и другие части растений, которые могут быть использованы для воспроизводства сорта.

Племенной материал пород животных – животные, предназначенные для воспроизводства, их гаметы и зиготы (семя, эмбрионы, коконы, грена, личинки, икра).

Ввоз и вывоз семян сортов растений и племенного материала пород животных осуществляется с учетом требований, предъявляемых ветеринарным и карантинным надзором, а также законодательством по сертификации продукции.

Для подтверждения заявленных таможенным органам РФ сведений о ввозимых на территорию России семенах сортов растений и племенном материале пород животных таможенным органам представляется один из документов:

 Результаты интеллектуальной деятельности в отношении товаров военного и двойного назначения  

         В целях предотвращения неурегулированного вывоза с территории РФ товаров, в которых могут содержаться результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат РФ, проводится экспертиза этих товаров Федеральным агентством по правовой защите интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Министерстве юстиции РФ (ФАПРИД).

В соответствии с приказом ФАПРИД № 31 от 21.08.2000. «Об организации проведения правовой экспертизы товаров с целью выявления результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат РФ» правовой экспертизе подлежат материальные носители в бумажном, электронном виде и аппаратные средства, содержащие разнообразную информацию, которая может рассматриваться как деятельность военного, специального назначения.

Таможенное оформление ветеринарных грузов

В настоящее время таможенное оформление товаров, подлежащих государственному контролю в сфере ветеринарии, осуществляется в соответствии со ст. 14 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4947-1 "О ветеринарии", ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", ст. 32 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" .

На основании указанных выше законодательных актов Россельхознадзором и ФТС России разработан Перечень грузов, подлежащих пограничному государственному ветеринарному надзору, доведенный до таможенных органов письмом ФТС  России № 06-73/45065 от 20 декабря 2006 года

До февраля 2008 г. на грузы, поступающие в Россию по импорту, контрольные ветпункты взамен ветеринарных сертификатов страны экспортера выдавали ветеринарные свидетельства установленного образца, которые необходимы для таможенного оформления таких грузов при помещении их под таможенные процедуры, предполагающие переработку или выпуск для свободного обращения.

В настоящее время письмом ФТС России № 01-11/7811 от 29 февраля 2008 года "О направлении информации" доведено, что представление для целей таможенного оформления ветеринарных свидетельств не требуется.

Таможенное оформление товаров, подлежащих государственному фитосанитарному контролю

Номенклатура подкарантинной продукции разработана совместно Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному контролю и ФТС России. Указанная номенклатура доведена:

- письмом ФТС России № 06-73/44165 от 14 декабря 2006 года "О номенклатуре товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю"

- письмом ФТС России № 06-73/45251 от 21 декабря 2006 года "О перечне зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна, подлежащих государственному надзору и контролю Россельхознадзором в сфере качества и безопасности при ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации"

- письмом Россельхознадзора № ФС-АС-3/10871 от 13 декабря 2006 года "О введении новой номенклатуры"

Номенклатура товаров, подлежащая карантинному фитосанитарному контролю, доведенная письмом Россельхознадзора, представлена наглядно в табличном виде, где кроме наименования товаров представлены коды ТН ВЭД России, а также указана необходимость оформления фитосанитарных документов:

Номенклатура товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю

В соответствии со статьями 8, 9 ФЗ "О карантине растений" ввоз на территорию РФ, вывоз с территории РФ подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) разрешаются при наличии:

- фитосанитарного сертификата или карантинного сертификата, удостоверяющих соответствие подкарантинной продукции требованиям правил и норм обеспечения карантина растений;

- документов на ввоз подкарантинной продукции, а также документов, удостоверяющих соответствие такой продукции требованиям международных договоров РФ, касающихся карантина растений, правил и норм обеспечения карантина растений;

При таможенном оформлении товаров, подлежащих фитосанитарному контролю, должны быть представлены вышеперечисленные документы.

Письмом ФТС России от 20.03.2006 № 06-73/8703 доведены образцы бланков акта фитосанитарного контроля и фитосанитарного сертификата

Письмом ФТС России № 01-11/28567 от 16 июля 2008 года "О направлении перечня товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения" в табличной форме доведена информация о товарах, в отношении которых установлены ограничения по ввозу в РФ или вывозу из РФ, наименование правовых актов, которыми установлены указанные ограничения, вид разрешительного документа, необходимого при таможенном оформлении и момент предъявления разрешительного документа таможенному органу.