logo search
Уч пособие ист тд

Тема 10: Создание таможенной службы в Российской Федерации

План

1. Становление таможенной службы в Российской Федерации.

2. Создание законодательных и нормативных актов таможенной службы.

3. Сотрудничество России с международными экономическими организациями.

  1. Становление таможенной службы в Российской Федерации

Обретение суверенитета, повлекшее за собой экономические преобразования, принципиально изменило место и роль таможенных органов в системе государственного управления РФ. 25 октября 1991 г. была образована таможенная служба России.

26 декабря 1991 г. Правительство РСФСР утвердило Положение о Государственном таможенном комитете РФ, был образован его центральный аппарат.

Сложность работы состояла в том, что с распадом СССР России досталось всего лишь 20 % действующих таможен, тогда как доля товарооборота во внешней торговле превышала 50 %. В этих условиях ГТК России разработал программу развития таможенной службы России, которая была одобрена правительством. Программой предусматривалось:

- создание сети таможенных учреждений внутри России и на ее границах;

- компьютеризация таможенной службы на территории всей России;

- техническое оснащение таможенных учреждений;

- переподготовка и повышение квалификации сотрудников;

- решение социальных вопросов работников таможенных учреждений.

В связи с новыми подходами были пересмотрены взгляды на таможенную политику. Ее основу составили три основополагающих принципа. Первый из них состоял в возрождении опыта дореволюционной России. Таможенные органы совместно с другими государственными структурами стали органами экономической защиты новой России как внутри страны, так и на границе. Второй принцип нацеливал таможенную службу на сближение с соседними странами путем упрощения и унификации таможенных процедур в соответствии с мировым опытом. Третий принцип предполагал переориентировку таможенного контроля с границы внутрь страны, где оформлялась основная масса грузооборота.

Перестройка таможенной службы и выполнение вышеуказанных задач осуществлялись в сложных условиях. Непросто складывалась обстановка на границах России со странами Прибалтики, Украиной, Белоруссией и другими вновь образовавшимися суверенными государствами.

Прибалтийские страны, не вошедшие в СНГ, на первых порах откликнулись на предложение о создании таможенного союза, но после неоднократных обсуждений все же стали вводить таможенные барьеры в одностороннем порядке без согласования с Россией.

Смена приоритетов в таможенной службе потребовала огромных усилий в пресечении нарушений таможенных правил, особенно при экспорте сырьевых материалов. Дело в том, что таможенники не располагали приборами контроля за экспортом нефти, транспортировка которой через границу осуществляется как наземным транспортом, так и по трубопроводам.

В 1992 г. был принят ряд мер по совершенствованию тарифов.

Являясь правопреемником таможенного органа СССР, ГТК России продолжил контакты с Советом таможенного сотрудничества, Комиссией Европейских сообществ (с 1 ноября 1993 г. Комиссия Европейского союза) и таможенными органами стран Запада.

В ходе дальнейшего совершенствования таможенной инфраструктуры удалось в течение года выставить таможенные посты на границах со странами Балтии, через которые проходило до 70 % внешнеторговых грузов. В 1992 —1993 гг. были созданы пункты таможенного досмотра на границах с Украиной, Азербайджаном, Грузией.

Важным шагом по обеспечению таможенных приоритетов внутри страны и на международной арене явились подготовка и выход в свет в 1993 г. Таможенного кодекса РФ и Закона РФ «О таможенном тарифе». Они позволили национальной таможенной системе встать в ряд цивилизованных таможенных служб, а главное — решить задачи по защите экономических интересов страны, реализовать концепцию таможенного дела в условиях экономических реформ, выхода из экономического и финансового кризиса и перехода к рыночным отношениям. Освобождение от таможенных льгот многочисленных участников внешнеэкономической деятельности на сумму 500 млрд руб. способствовало умножению таможенных сборов в несколько раз.

Во второй половине 1993 г. ГТК России пересмотрел ранее намеченную концепцию развития таможенного дела на ближайшую перспективу и наметил пять приоритетных программ:

- обустройство границы и развитие таможенной инфраструктуры;

- создание эффективной системы таможенных платежей;

- формирование таможенной статистики внешней торговли;

- кадровое обеспечение и социальное развитие таможенной службы;

- компьютеризация таможенных органов, их техническое оснащение.

Значительные средства были отпущены для оснащения техникой служб таможенного контроля. В подразделения поступили металлоискатели, эндоскопы и досмотровые зеркала, приборы для проверки служебных документов, детекторы определения золота в изделиях, детекторы алмазов, тесты и комплекты химреактивов для идентификации наркотиков, машины для контроля и подсчета банкнот и др. Таможни получили автомобили различных модификаций, вертолетную технику, малые речные и морские суда.

Важным шагом явилось развитие нового направления таможенной статистики, ее международных аспектов.

Особое внимание уделялось кадровому обеспечению таможенной системы.

22 сентября 1993 г. Совет Министров — Правительство Российской Федерации - приняли постановление о создании Российской таможенной академии. Академия создавалась в целях подготовки высококвалифицированных специалистов для таможенных органов Российской Федерации и проведения научных исследований в области таможенного дела.

Служба таможенников была оценена по достоинству. Ряд работников таможни награжден государственными наградами.

Таможенная служба находилась на подъеме, шло ее активное становление, но пока была заложена лишь основа для дальнейшего развития таможенных органов

Созданные экономические службы обеспечивали решение задач, определенных новыми направлениями деятельности таможенных органов. Основной задачей явилось формирование доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей, контроль за репатриацией валютной выручки и перемещением валюты через границу Российской Федерации. Координация деятельности подразделений экономической службы, их целевой ориентации осуществлялась на основе Комплексной программы повышения роли таможенной системы, как экономического регулятора внешнеэкономической деятельности в 1993–1995 гг.

Среди вопросов, решаемых ГТК России, на первый план вышли разработка и внедрение новой структуры и системы управления таможенными органами на основе специализации подразделений в рамках единого технологического процесса таможенного оформления и контроля.

В соответствии с итоговым документом Всероссийского совещания руководителей таможенных органов Российской Федерации в течение 1994 г. продолжалась работа по совершенствованию нормативной базы таможенных органов. Были изданы документы, в которых реализованы положения Таможенного кодекса Российской Федерации и Закона РФ «О таможенном тарифе».

Таможенные органы получили документы, упорядочивающие работу таможен практически во всех областях, и в том числе по оперативному информированию об изменениях, вносимых в законодательные акты.

Более эффективной работе таможенников способствовало внедрение новых технологий, разделение процесса таможенного оформления. Значительно улучшился контроль за лицензированием товаров. Устойчиво работал механизм начисления, взимания и перечисления в бюджет таможенных платежей.

Таможенные органы добились значительного успеха в совершенствовании практики определения таможенной стоимости товара, в организации взаимодействия с Государственной налоговой службой, Центральным банком, транспортными ведомствами и другими организациями.

Дальнейшее развитие получил контроль за поступлением валютной выручки.

Указом Президента Российской Федерации от 25 октября 1994 г. № 2014 было утверждено Положение о Государственном таможенном комитете Российской Федерации. С принятием этого документа завершился первый этап становления таможенного ведомства Российского государства. В Положении получили дальнейшее развитие статьи Таможенного кодекса, Закона РФ «О таможенном тарифе» и другие законодательные документы.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России), — говорилось в Положении, — является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации.

ГТК России, как исполнительный орган, разрабатывает проекты международных договоров по вопросам таможенного дела, вносит в правительство предложения о присоединении к международным договорам, участвует в деятельности международных организаций, занимающихся таможенным делом, организует сотрудничество и взаимодействие с таможенными органами иностранных государств.

В 1994 г. в таможенной службе России имелось 15 региональных таможенных управлений, 143 таможни и 485 таможенных постов. В 1994 г. были дополнительно созданы 3 специализированных таможенных управления, 17 таможен и 67 таможенных постов.

Программа создания целостной сети таможенных органов на территории России была выполнена.

1994 г. был замечательным для таможенников тем, что во внутренние воды страны вышли таможенные суда. Ими было досмотрено 971 судно, из них 268 — иностранных, наложены взыскания на сумму 986 млн руб.

В течение всего трехлетнего становления таможенного ведомства Российской Федерации прослеживается устойчивая тенденция возрастания объема задач и возможностей таможенных органов, превращение Государственного таможенного комитета России в полноправный исполнительный государственный орган регулирования внешнеэкономической деятельности и валютного контроля.

Анализ деятельности ГТК России в рассматриваемый период свидетельствует о его многопрофильном характере, о всеобъемлющей правоохранительной, экономической и финансовой работе.

Таможенные органы располагали мощным арсеналом средств по обеспечению безопасности экономики и финансов Российской Федерации, вносили значительный вклад в реализацию экономической реформы в России, в создание правового государства.

  1. Создание законодательных и нормативных актов таможенной службы

Основы таможенного дела в России разработаны в ряде законодательных документов. Среди них особо важное значение имели таможенные уставы и кодексы, в которых был обобщен многовековой опыт таможенной службы. Всего в Российском государстве были изданы и прошли апробацию в таможенном ведомстве девять таможенных уставов и три кодекса. В них отражены вопросы организации таможенного дела, управления таможенными органами, таможенно-тарифная политика, порядок таможенного контроля и оформления товаров и др.

Таможенные законы России по своему научному подходу и теоретическому обоснованию превосходили подобные документы таможенных служб Запада. Российское таможенное законодательство отличалось высоким уровнем разработки стратегии таможенного дела на основе научного прогнозирования и предвидения с учетом характера экономического развития страны.

Новым этапом в развитии теории таможенного дела и таможенного законодательства является выход в свет Таможенного кодекса и Закона РФ «О таможенном тарифе», введенных в действие соответственно 21 мая и 18 июня 1993 г.

Впервые на научной основе рассматриваются содержание таможенного дела и его составные части. В первой статье Кодекса говорится: «Таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства прове­дения таможенной политики в жизнь». В Законе говорится, что целями таможенного тарифа являются «рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию; поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации».

Полно и обстоятельно, на солидной методологической основе изложена таможенная политика Российской Федерации, ее тесная связь с внутренней и внешней политикой. Отмечается, что целью таможенной политики является стимулирование развития национальной экономики страны, содействие ее структурной перестройке, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка и решению других вопросов экономической политики Российского государства на основе наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации.

Положения Закона способствуют реализации протекционистской политики РФ в интересах отечественных производителей.

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Центральным органом федеральной исполнительской власти Российской Федерации, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, является Государственный таможенный комитет Российской Федерации» Практически таможенные органы превращаются в государственные, со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами, со статусом правоохранительных органов Российской Федерации.

В Кодексе определены компетенция таможенных органов, их функции и права, указывается, что «никакие государственные органы, кроме Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов Российской Федерации.

Таможенные органы Российской Федерации, – говорится в Кодексе, – выполняют следующие функции:

1)участвуют в разработке таможенной политики Российской Федера­ции и реализуют эту политику;

2)обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

3)обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Российской Федерации, являющуюся экономической основой суверенитета Российской Федерации;

4) защищают экономические интересы Российской Федерации;

5) применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

6) взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

7) участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, реализуют эти меры;

8) обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

9) ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, пресекают незаконный оборот через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

10) осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление, создают условия, способствуют ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации;

11) ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику Российской Федерации;

12) ведут торговую номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

13) содействуют развитию внешнеэкономических связей республик в составе Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан;

14) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

15) осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов;

16) осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;

17) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, участвуют в разработке международных договоров Российской Федерации, затрагивающих таможенное дело; осуществляют сотрудничество с таможенными или иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

18) проводят научно-исследовательские работы и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций;

19) обеспечивают в установленном порядке высшие законодательные органы РФ, Президента Российской Федерации, иные государственные органы, предприятия, учреждения, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

20) реализуют единую финансово-хозяйственную политику, развивают материально-техническую и социальную базу таможенных органов, создают необходимые условия труда для работников этих органов».

Пункт 6 статьи 10 Таможенного кодекса тесно связан с III и IV разделами Закона, в которых впервые в практике российского таможенного дела изложены вопросы таможенной стоимости товаров. При этом подчеркивается, что система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на принципах таможенной оценки, принятых в международной практике. Отмечается, что порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию России и вывозимых из нее, устанавливается Правительством Российской Федерации на основании положений Закона РФ «О таможенном тарифе».

Особо излагаются права и обязанности таможенных органов, производящих контроль за правильностью таможенной оценки товаров. Подробно и обстоятельно раскрываются методы определения таможенной стоимости, подчеркивается, что основным методом определения таможенной стоимости является метод, использующий цену сделки с ввозимыми товарами. Обстоятельное освещение методов определения таможенной стоимости в законодательных актах помогает таможеннику в его работе.

Положения Закона дополняют и уточняют права и обязанности декларанта, подчеркивается необходимость соблюдения конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну использованных декларантом данных.

Закон является ключом к раскрытию многих положений Кодекса. Таможенный тариф рассматривается как свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу России и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Товарная номенклатура, как следует из документа, определяется Правительством Российской Федерации,

В статье 219 Кодекса дается единое понятие контрабанда, не разграничиваемое по признакам административного или уголовного преступления.

«Контрабандой признается перемещение через таможенную границу Российской Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием:

– наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ;

– вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, патронов к нему и боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и патронов к нему);

– ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, которые заведомо могут быть использованы при его создании;

– стратегически важных сырьевых товаров;

– предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

Контрабанда наказывается в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации».

Следовательно, определение контрабанды однозначно, а само понятие контрабанды свидетельствует, что это тяжкое уголовное преступление и подлежит наказанию в соответствии с уголовным законодательством. Преступлением признается и наказывается уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 220), незаконные валютные операции и иные деяния с валютными ценностями (ст. 221)

Таможенный орган в рамках своей компетенции наделен правом возбуждать уголовное дело и, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, производить неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, его совершивших (ст. 223).

Принципиально по-новому изложены экономические вопросы.

Если в практике таможенного дела в стране действовали три режима: экспорт, импорт и транзит, то в рассматриваемом документе их пятнадцать: выпуск для свободного обращения; реимпорт; транзит; таможенный склад; магазин беспошлинной торговли; переработка на таможенной территории; переработка под таможенным контролем; временный ввоз (вывоз); свободная таможенная зона; свободный склад; переработка вне таможенной территории; экспорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства. Указанные режимы отвечают мировым требованиям. Они способствуют не только развитию внешней торговли, но и производственной кооперации и в целом торгово-экономическому сотрудничеству

В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции, – говорится в статье 4 Кодекса, – Российская Федерация создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права.

В Кодексе детализированы статьи, освещающие «Таможенное оформление» (разд. IV, ст. 126—136).

Подробно излагаются такие вопросы, как место и время производства таможенного оформления, круг лиц, присутствующих при этом, язык, на котором производится таможенное оформление, и контроль других органов, пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, упрощенный порядок таможенного оформления, грузовые и иные операции, взятие проб и образцов товаров, меры по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле при перевозе товаров и документов на них при таможенном оформлении.

В 11 статьях V раздела освещаются вопросы таможенного контроля.

При проведении таможенного контроля могут применяться технические средства безопасные для жизни и здоровья человека, животных и растений и не причиняющие ущерба товарам, транспортным средствам, лицам.

Таможням и вышестоящим таможенным органам предоставлено право проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.

В статье 186 изложены права лиц таможенного органа, осуществляющего проверку финансово-хозяйственной деятельности.

В соответствии со статьей 188 таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента Российской Федерации, вице-президента Российской Федерации и следующих с ними членов их семей. Освобождается от таможенного досмотра личный багаж народных депутатов и членов правительства Российской Федерации, если они пересекают таможенную границу в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей. Право освобождения отдельных лиц, товаров и транспортных средств от определенных форм таможенного контроля предоставляется председателю Государственного таможенного комитета Российской Федерации или лицу, его замещающему, в случаях, когда это отвечает жизненно важным интересам Российской Федерации.

На основании положений Кодекса Государственный таможенный комитет Российской Федерации является органом валютного контроля.

На таможенные органы возложена вытекающая из их функций обязанность по ведению таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (гл. 32, ст. 212).

Ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности является важной сферой деятельности таможенных органов. В статье 216 Закона, указано, что таможенные органы:

— осуществляют иные функции, необходимые для ведения указанной

номенклатуры».

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ определяется правительством Российской Федерации, исходя из классификации, принятой в международной практике (ст. 216 Кодекса).

Принципиальное значение имеет введение главы 37 «Контролируемые поставки». Статья 227 гласит: «В целях пресечения международного незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и выявления лиц, участвующих в таком обороте, таможенные органы Российской Федерации в каждом отдельном случае, в соответствии с договоренностями с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств или на основе международных договоров Российской Федерации используют метод контролируемой поставки, то есть допускают под своим контролем ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации или транзит через ее территорию наркотических средств и психотропных веществ, включенных в незаконный оборот.

Решение об использовании метода контролируемой поставки принимается Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. В случае принятия решения об использовании метода контролируемой поставки, если страной назначения наркотических средств и психотропных веществ является иностранное государство, уголовное дело не возбуждается, а о принятом решении таможенный орган Российской Федерации немедленно уведомляет прокурора в установленном порядке. Метод контролируемой поставки используется и в отношении других предметов, являющихся орудием или средством совершения преступления, либо предметов, добытых преступным путем (ст. 228).

Денежные средства, конфискованные судами Российской Федерации и иностранных государств по делам о преступлениях, при раскрытии и пресечении которых использовался метод контролируемой поставки, а также вырученных от реализации конфискованного при этом имущества, распределяются между государствами, таможенные или иные компетентные органы которых участвовали в использовании указанного метода (ст. 229).

Освещен правовой статус должностных лиц таможенных органов (гл. 60), в частности, их права по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Применение оружия рассматривается в Кодексе (ст. 427) как крайняя мера. Должностные лица имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для отражения нападения на работников таможенных органов Российской Федерации, когда их жизнь или здоровье подвергаются опасности;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием должностных лиц таможенных органов Российской Федерации. Попытка лица, задерживаемого должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, приблизиться к огнестрельному оружию путем сокращения указанного этим должностным лицом расстояния или прикоснуться к такому оружию, рассматривается как попытка завладеть этим оружием;

3) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, строения, сооружения и транспортные средства, принадлежащие таможенным органам Российской Федерации или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем;

4) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче оружия» (ст. 427).

Кроме этого должностные лица имеют право использовать огнестрельное оружие для остановки транспортных средств, для обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью работников таможенных органов, для предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Оружие запрещается применять в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного, группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью работников таможенных органов.

Положения Кодекса направлены на социальную защиту работников таможенных органов.

В случае гибели должностного лица таможенного органа в связи с исполнением служебных обязанностей, предусмотрены выплата семье погибшего единовременного пособия в сумме десятикратного годового денежного содержания и другие льготы, связанные с потерей здоровья.

Обложение налогом доходов, полученных должностными лицами таможенных органов в связи с исполнением служебных обязанностей, осуществляется применительно к военнослужащим Российской Федерации.

В Таможенный кодекс на основе широкого использования документов правоохранительных органов внесены статьи главы 63 «Административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, ответственность за такие правонарушения, производство по делам о них и рассмотрение этих дел».

Одно из главных отличий нового Кодекса в сравнении с предыдущими состоит в его экономической направленности. Экономическим проблемам посвящено 38 из 63 глав Кодекса. В Кодексе обстоятельно освещены экономические режимы, и прежде всего режимы, связанные с переработкой на таможенной территории РФ, переработка под таможенным контролем, переработка вне таможенной территории РФ. Введение этих режимов позволяет участникам внешнеэкономических связей осуществлять свою предпринимательскую деятельность беспошлинно или с возвратом ранее уплаченных пошлин.

Центральный банк и ГТК России 12 октября 1993 г. приняли совместную инструкцию, определяющую порядок осуществления валютного контроля за поступлениями в РФ валютной выручки от экспорта товаров.

Приказом Таможенного комитета Российской Федерации от 3 ноября 1993 г. № 449 была утверждена Инструкция о порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки, полученной от экспорта товаров.

Указом Президента Российской Федерации от 3.12.94 г. были утверждены описания и рисунки флага и эмблемы таможенных органов Российской Федерации, требования к размещению указанной эмблемы на транспортных средствах, а также рисунки вымпела, морских и речных судов таможенных органов Российской Федерации.