logo search
ольга

40)Дифференциация правовых статусов личного состава таможенных органов

Существующая дифференциация правовых статусов государственных служащих таможенных органов не затрагивает целостность единой федеральной централизованной системы таможенных органов. Гражданские служащие, как и сотрудники, обеспечивают исполнение полномочий таможенных органов. Работники замещают должности вспомогательно-технического характера и создают условия для осуществления полномочий таможенных органов.\

Взаимосвязь правовых статусов государственных служащих таможенных органов характеризуется соотносимостью правовых основ: порядка поступления на службу в таможенные органы и ее прохождения; ограничений, обязательств, соблюдения правил служебного поведения (профессиональной этики); разрешения конфликта интересов и служебных споров; соотносимости должностных окладов и окладов за классный чин и специальное звание гражданского служащего и сотрудника таможенного органа; освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения со службы в таможенных органах; перевода с должности правоохранительной службы для замещения должности гражданской службы; учета стажа правоохранительной службы в стаже гражданской службы; предоставления государственных социальных гарантий; пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу в таможенных органах (как правоохранительную, так и гражданскую), их семей и др.9

Наиболее общими функциональными признаками, дифференцирующими правовой статус государственных служащих и таможенных органов, являются: установленные различия квалификационных и медицинских требований, предъявляемых для замещения должности в таможенном органе; замещение должности по конкурсу и (или) на основании административного акта о назначении на должность и служебного контракта или на основании трудового договора; перевод на иную должность с согласия служащего или без такового; исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом или правилами ТК РФ и т.д.

Вместе с тем в законодательстве окончательно не сформулированы четкие критерии дифференциации правового положения государственных служащих и служащих таможенных органов на упомянутые категории, что приводит к аморфному конгломерату личного состава таможенных органов и усложняет действие принципа единства таможенной службы, усложняет комплектование таможенных органов профессиональными кадрами, создает нездоровую морально-психологическую обстановку в таможенных органах.

Все это, в свою очередь, не способствует единообразному применению законодательства о службе в таможенных органах и надлежащему осуществлению отношений в сфере прохождения таможенной службы, порождает ненужные коллизии на практике.

В результате отсутствия четких правовых критериев дифференциации должностей неясным становится правовой статус отдельных групп государственных служащих в таможенных органах. Это касается, например, лиц, связанных с ведением бухгалтерского учета и контроля, таможенной статистики и статистики услуг во внешнеэкономической деятельности, делопроизводства, информационного и материально-технического и т.п. обеспечения деятельности таможенных органов. Должны ли указанные лица быть причислены к сотрудникам, к федеральным государственным гражданским служащим или к работникам? Такие различия в правовом статусе лиц, выполняющих одинаковые функции в таможенных органах, подрывают принцип единства таможенной службы и должны быть всесторонне обоснованы и четко закреплены в Федеральном законе о службе в таможенных органах.