logo search
Уч пособие ист тд

5. Финансовое положение и таможенная политика в период царствования Екатерины II

В период царствования Екатерины II тариф формировался под влиянием Екатерины II, которая исходила из учения физиократов о том, что земледелие есть первый и главный труд, к которому людей поощрять должно, второй есть рукоделие из собственного произращения. Наиболее дорогие товары с целью сокращения контрабанды были обложены незначительными пошлинами, но это привело к тому, что тариф не способствовал развитию и защите национальной промышленности России.

Дальнейшая либерализация таможенной политики, заложенная в указе 1767 г. и манифесте 1775 г., способствовала развитию предпринимательства в России. В связи с принятием нового тарифа 1 марта 1767 г. в указе, адресованном Сенату, говорилось, что он принят ввиду несоответствия потребностям развития экономики и коммерцию российскую удаляют от цветущего ее состояния. Тариф этот был составлен без надлежащих правил и отличался разными пошлинами на товары равной надобности. По нему запрещался ввоз хлебного вина, французской водки, иностранной соли, бархата, тафты, парчи, шелковой бахромы, шелковых лент, галунов, мехов, а также мышьяка и некоторых других ядов. Налагался запрет на отпуск (вывоз) золота и серебра в монетах и слитках, леса, пороха, селитры, пряжи льняной и накатной из чистой и чесаной пеньки, пакли. Высокой пошлиной был обложен итальянский шелк. В 1774 г. Коммерц-коллегию, в состав которой входила Главная над таможенными сборами канцелярия, возглавил президент Коммерц-коллегии граф И. Э. Миних. С его приходом таможенное дело стало более централизованным и осуществлялось на основе единых таможенных правил.

На таможенную политику России в этот период влияли внешнеполитические акции иностранных государств, их стремление затормозить развитие экономики России и воспрепятствовать расширению торговли.

Крепостное право в России сдерживало рост городского населения, ремесел и промышленности. Достаточно отметить, что за вторую половину XVIII в. городское население выросло всего на 2 % и к концу столетия составило 5 % населения страны.

Помещичье хозяйство сковывало инициативу крестьян, которые вели натуральное хозяйство и не могли быть заказчиками и потребителями, так как не распоряжались своим заработком. Между тем, государственные нужды росли, и правительство вынуждено было прибегать к косвенным средствам для их удовлетворения.

Финансовое положение России, как в начале царствования Екатери­ны II, так и в последующем, находилось в критическом состоянии. По­датью обложено было все, что только можно обложить ею. Даже длинные бороды мужские, за которые должны были платить при выезде за городскую заставу. Собирали эти подати огнем и мечом, при помощи военных экзекуций и утонченных пыток, выработанных опытом многих веков. Но так как казна оставалась все-таки пустою, то доходы ее были отданы на откупы.

Принцип «с чего бы ни брать, только бы брать» стал лозунгом финансовой системы XVIII в. По мнению И. М. Чечулина, система доходов в царствование Екатерины II преследовала исключительно фискальные цели. Екатерина II и не думала о развитии промышленности.

На первый план в наполнении казны выходили откупные суммы с продажи питей (спиртного), которые из года в год повышались. Важной статьей явились таможенные доходы, которые заняли второе место после питей (спиртного). Прямые налоги за период правления Екатерины II возросли в 3 раза, доход с питей — в 6 раз, таможенные доходы утроились.

Важным средством пополнения доходов был государственный кредит.

Задолженность России была следствием прежде всего активной внешней политики, борьбы за естественные границы и расширение российских земель.

В течение XVIII в. Россия увеличила свою территорию в рамках этнографической и географической границы.

К этому можно прибавить, что Екатерина отвоевала у Польши и Турции земли с населением до 7 млн душ обоего пола.

Значение достижений Екатерины объяснялось тем, что видное участие в них имел питейный доход, который в продолжение царствования увеличился почти вшестеро и к концу его составил почти третью часть всего бюджета доходов. Притом Екатерина оставила более 200 млн долга, что почти равнялось доходу последних 3,5 лет царствования».

Заботой государства оставалась охрана границы как в политичес­ком, так и в таможенном отношении. Острота вопроса объяснялась тем, что граница практически была открыта для контрабандистов. Форпосты находились друг от друга на значительном расстоянии, их охрана, состоящая из престарелых гарнизонных солдат и малороссийских казаков, не справлялась с возложенными на них задачами. Ответственные за задержание контрабанды, офицеры и надзиратели нередко находились в сговоре с контрабандистами и помогали им в тайном провозе товаров. Контрабанда шла через западные рубежи государства широким потоком.

Указ второй половины XVIII в. «О конкуренции развитых стран» Екатерины II положил начало устройству охраны границы на основе контроля по всей её протяженности. Росло число таможен.

На рубеже XVIII—XIX вв. активно развивались таможенные органы. Значительный вклад в их строительство внес А. Н. Радищев, работавший в Коммерц-коллегии. Благодаря российскому правительству, продолжалось дальнейшее приращение территории империи, развитие торговли и таможенного дела. Эти успехи были бы более весомы, если б Россия встала на промышленный путь развития.