logo search
Таможенное право шоры

4. Таможенное дело в России в XIX- начале XX вв.

Либерализм.

-В 1801 г. запрет был снят (Тильзитский мир). 1810 г. – опять запрет – на ввоз европейских, в первую очередь французских товаров. 1810 г. на западной сухопутной границе в дополнение к пограничной таможенной страже была установлена воинская охрана границ донскими казачьими полками. Каждый полк обеспечивал охрану 150-верстного участка границы. В 1816 г. отменяется запрет на ввоз европейских товаров. Устанавливаются относительно нормальные торговые отношения с Францией и Европой в целом.

-В 1817 г. Одесса и прилегающая к ней территории – режим порто-франко (свободный порт). Были выделены из общей таможенной черты российского государства и в этой области товары разрешалось не только разгружать и хранить беспошлинно, но и перерабатывать их и осуществлять оптовую торговлю этими товарами без взимания пошлин до тех пор, пока такие товары не выходили с этой территории вглубь России. Классическая оффшорная зона. Режим просуществовал до 1857 г.

-В 1819 г. был принят один из самых умеренных и либеральных за всю историю развития таможенного дела в России таможенный тариф. Как оказалось, принятие такого либерального тарифа было преждевременно, т.к. ни нарождающаяся российская промышленность, ни российское купечество не могли конкурировать ни с иностранными производителями, ни с иностранными купцами. Поэтому в 1822 г. – принят очень жесткий протекционистский таможенный тариф. В соответствии с ним, иностранные товары, допускаемые к ввозу в Россию, облагались настолько высокими пошлинами, чтобы их ввоз не отразился на развитии в стране машинного производства. А те товары, которые вообще в России в тот период времени не производились и ранее ввозились беспошлинно, теперь стали облагаться высокими пошлинами исходя из экономических соображений. Действовал более 20 лет.

-В 1819 г. помимо таможенного тарифа был принят и Таможенный Устав России, в соответствии с которым охрана границ возлагалась на таможенную, а в дальнейшем пограничную стражу Министерства финансов. Устав уточнял понятие контрабанды –не только провоз и пронос товаров в обход заставы или таможни, но и неуказание товаров грузовладельцами в подаваемых на таможню грузовых документах.

- В 1827 г. было принято Положение об устройстве пограничной таможенной стражи, в соответствии с которым эта стража была соединена в особые части – бригады, полубригады и роты. Эти части подразделялись на отряды и, в случае необходимости, подвижные колонны. Управляющие таможен и их помощники стали числиться не на гражданской, а на военной службе. С этого же времени отличительным цветом пограничной стражи стал зеленый цвет.

- Таможенные тарифы 1850, 1857, 1868 гг. отличались либеральным характером и способствовали свободе международной торговли.

В зависимости от объема выполняемых таможенных операций таможни подразделялись на:

- крупнейшие (таможни 1 класса). Например, Санкт-Петербургская, Архангельская и др.

- средние (таможни 2 класса). Например, Севастопольская, Евпаторийская.

- малые (таможни 3 класса). Например, Херсонская, Мариупольская, Онежская.

При таможнях могли создаваться передовые филиалы или передовые посты (заставы), в местах наземного пропуска через границу создавались перехОдные таможенные пункты. Таможни одного района объединялись в таможенный округ.

Устав предъявлял особые требования к таможенным служащим, устанавливая, что управляющими и членами таможен не могут назначаться лица, ранее по таможенной части не служившие. Также Устав подчеркивал самостоятельность таможенных органов.

-В 1891 г. принимается очередной таможенный тариф. Был достаточно жестким. В соответствии с ним, не облагались пошлиной товары, которые вообще не импортировались в Россию (зерно, домашний скот, фураж и др.).

- вслед за тарифом 1891 г. был принят Таможенный Устав 1892 г., который практически полностью был посвящен вопросам борьбы с контрабандой. Устав устанавливал, что контрабандными считаются товары, провозимые или проносимые в обход таможни, а также, хотя и привозившиеся на таможню, но не указанные в таможенных объявлениях и иных грузовых документах. Этот Устав впервые установил понятие квалифицированной контрабанды. - контрабанда, совершенная путем открытого вооруженного прорыва границы; - совершаемая систематически в крупном размере организованной группой лиц; - совершаемая с подкупом должностного лица таможни. - контрабанда оружия и подрывной социалистической литературы.

Устав предусматривал дифференцированные санкции за контрабанду.

-впервые уравнены размеры санкций за контрабанду для европейской части России и Сибири. Кроме того, этот Устав упорядочил таможенную охрану на море и в прибрежных водах. Также новеллой было учреждение на западной сухопутной границе в дополнение к пограничной таможенной страже корчемной стражи.

В 1893 г. между Россией и Германией – т.н. таможенная война. Россия в одностороннем порядке увеличила пошлины на немецкие товары на 15-30%, те в ответ на 50% и т.д. Завершилась заключением конвенционного договора между Россией и Германией сроком на 10 лет. Был установлен единый конвенционный таможенный тариф между ними, который ни одна из сторон не могла сама изменять.

В соответствии с Таможенным Уставом 1904 г. таможенная система России включала в себя Департамент таможенных сборов при Министерстве финансов, окружные и участковые таможенные управления, таможни, таможенные заставы, таможенные посты и таможенные пункты. Этот Устав содержал принципиальную новеллу – «О привозе товаров по железной дороге».

Таможенный Устав 1910 г. принципиальных изменений в систему таможенного дела не внес, уточнил некоторые вопросы борьбы с контрабандой,