logo search
Уч пособие ист тд

2. Система таможенных обрядностей

В связи с завоеванием Руси монголо-татарами повсеместно установилась торговая пошлина — тамга. Это тюркское слово означало «клеймо», которым клеймили скот, а в последующем, спустя века, оно превратилось в тамгу — родовую печать, которая ставилась на ярлыки об уплате соответствующей пошлины.

ТАМГА была основной торговой пошлиной. Ее разновидностями являлись:

ЯВКА — пошлина за предъявленный в таможне товар, взималась как при провозе товаров на место торга, так и с его продажи. По прибытии в город торговый человек должен был явиться в таможню. Здесь в специальной книге записывались его имя, название и происхождение привезенного товара, размер взысканной пошлины — «явленного» или «явки». Пройти через таможню обязаны были все приезжающие, имеющие товар.

ЗАМЫТ — сбор, акциз; взыскивался с цены товара.

ОСЬМНИЧЕЕ (осьмичее, восьмничее, восьменичее) — фискальная пошлина, равная стоимости товара; взималась, как и «померное», с «предметов меримых». От померного отличалось тем, что бралась с рубля, в то время как померное — с меры. «Поэтому и встречается в актах, что с одного и того же предмета берутся восьмничее и помер».

ГОСТИНОЕ — пошлина с привозных товаров; взималась с оценки товаров, помещаемых в гостином дворе, на рубль или по штукам товара.

ПОРЯДНОЕ — фискальная пошлина с продажи и покупки некоторых товаров, например меди, икры, рыбы, соли; взималась, как правило, с цены товара, реже — с меры. Размер порядного колебался от 1/2 деньги до 2 денег с рубля.

ИСКУННОЕ — фискальная пошлина с продажи товаров.

ПЯТНО — сбор за клеймение лошадей при купле-продаже; взималась как с покупателя, так и с продавца за наложение таможенным чиновником клейма на купленную или промененную лошадь.

УЗОЛЬЦОВОЕ (узловое, поузолыцина) — сбор за обвязку товара с приложением таможенных печатей или за наложение таможенных знаков.

ГОЛОВЩИНА — взимавшаяся при продаже людей; взыскивалась с покупателя,

ВЕСЧЕЕ — взималась с продажи весчих товаров. Ее размер колебался от 1/6 деньги до 10 денег с рубля (обычно он составлял 2 деньги, из которых одна взыскивалась с покупателя, а другая — с продавца, после 1653 г. взыскивалась только с покупателя).

ПОМЕРНОЕ — пошлина с продажи меримых товаров. Такими товарами были пшеница, рожь, овес, солод, ячмень, конопля, греча, горох и т. п. Пошлина бралась с меры, а не с рубля. Размер померной пошлины составлял от 1/2 деньги до 2 денег. Ее взыскивали только с продавца; «с купца никогда помера не брали».

Проезжие пошлины

В Древнерусском государстве мыт был торговой и проезжей пошлиной. С появлением тамги он стал только проезжей пошлиной. Среди разновидностей мыта следует выделить мыто сухое и мыто водяное. Эти основные пошлины за провоз товара взимались, как правило, с судна, воза, саней, в которых перевозился товар, реже — с цены товара. До 1654 г. мытные пошлины взимались не только государством, но и частными лицами, хотя и с разрешения властей.

Существовали следующие разновидности проезжей пошлины:

ПОСАЖЕННОЕ — взималось с воза или судна, груженного товаром. Размер пошлины зависел от габаритов воза или судна.

ПОДУЖНОЕ — сбор за количество телег в обозе.

ПОЛОЗОВОЕ — сбор за количество саней в обозе.

ПОБЕРЕЖНОЕ - сбор с судна, причалившего к берегу; уплачивался деньгами или товарами, находившимися на судне. Размер пошлины зависел от количества судов и их размеров.

ГОЛОВЩИНА — подать с души; плата за человека на возу, ладье или ином транспортном средстве. Поголовный сбор с лиц, сопровождающих товар.

КОСТКИ - налог с людей, сопровождающих товар.

ЗАДНИЕ КАЛАЧИ — разновидность головщины; взимались при возвращении купца со своими людьми после продажи товара.

МОСТОВЩИНА И ПЕРЕВОЗ - налог за проезд или проход по мосту или за пользование перевозом; взимался мостовщиками и перевозчиками.

ПРОЕЗЖЕЕ — плата за пользование благоустроенными дорогами.

ЯВКА — с товара, предоставленного таможеннику или другому должностному лицу при его провозе на место торга; взималась также с людей (поголовно) при доставке товаров к месту торга.

ПЕРЕВОЗ — с людей, товаров, скота, перевозимых с одного берега реки на другой; взималась деньгами. От перевозной пошлины освобождались служилые люди, их запасы и государевы гонцы. Перевозы содержались как казною, так и частными лицами с разрешения властей. В стремлении прекратить воровство и другие нарушения на частных перевозах в 1596 г. был издан указ, согласно которому все частные перевозы и мыты присоединялись к государственной казне. Половина собранных денег шла помещикам, в чьих вотчинах и поместьях находился перевоз, а другая вносилась в казну.

Пошлины за обслуживание

Разновидности пошлин следующие:

АМБАРНОЕ (анбарное) — плата за наем амбара.

ГОСТИНОЕ — плата за остановку в гостином дворе (сверх платы за помещение). Величина этой пошлины зависела от числа купцов, размещавших свои товары в гостином дворе: чем торговцев было больше, тем амбары были дороже, и наоборот. Ее взимали «гостиные дворники», находившиеся под началом местной власти. Бралась только с иногородних и иностранцев, обязанных останавливаться в гостиных дворах и там торговать.

ПОЛИВОЧНОЕ — за право торговли или за наем торгового места.

СВАЛЬНОЕ — плата на заставе за разгрузку или укладку товара при взвешивании.

ПОДЪЕМНАЯ И РУКОЗНОБНАЯ - за поднятие товара и его установку на весах; взимались на рынках весовщиками (пудовщиками) как с продавцов, так и с покупателей.

ПОМЕРНОЕ — сбор за измерение сыпучих товаров бочками или их долями.

ВЕСОВОЕ, ВЕСЧЕЕ — плата за взвешивание товара на торговых весах откупщика; взималась откупщиком.

КОНТАРНОЕ — с массы товара (1 контар = 2,5 пуда).

ПРИПУСК — за выравнивание весов при взвешивании товаров.

Штрафы

Разновидности штрафных пошлин:

ПРОМЫТА — а) уклонение от уплаты мыта (промытиться — уклониться от уплаты мыта);

б) пеня за неплатеж мыта.

ПРОМЫТ — пеня за объезд мыта и неплатеж мытной пошлины; взимался обыкновенно с воза или судна.

ЗАПОВЕДЬ — а) пеня за неуплату пошлины при продаже (покупке) лошади.

ПРОТАМОЖЬЕ - пеня за тайный провоз товара без уплаты пошли­ны, .за неявку его таможне.

ПРОТАМГА — пеня за неявку товара таможне.

В последующие годы в ходе таможенной реформы число разновидно­стей торговых и проезжих пошлин значительно сократилось.