logo search
Бюджетные обязательства по обеспечению деятельности таможенных органов

1.1 Понятие и порядок формирования федерального бюджета

С юридической точки зрения федеральный бюджет - это бюджет центрального правительства в государствах, который имеет федеральную форму государственного устройства. Яхъяев Н. Дефицит бюджета и источники его финансирования // Финансы. 2011.- № 11. С.14-21

Так же под федеральным бюджетом РФ понимается форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, которые предназначены для исполнения расходных обязательств страны. Болтинова О.В. Бюджетный процесс - институт бюджетного права в Российской Федерации: Монография. М. ООО Элит, 2008. -358 c.

Федеральный бюджет РФ является основой государственного сектора экономики страны, так как федеральные государственные унитарные предприятия осуществляют свою экономическую деятельность в пределах федерального бюджета.

Помимо этого, федеральный бюджет РФ - это источник поддержки бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Рассмотрим порядок формирования федерального бюджета.

В первую очередь, рассмотрим порядок составления проекта федерального бюджета, а так же внесения его в Госдуму

Согласно БК РФ Проект федерального бюджета составляется Правительством РФ. Составление бюджета начинается за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

В свою очередь, составлению проекта бюджета предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики и подготовка сводных финансовых балансов.

I этап формирования федерального бюджета - это разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза развития экономики РФ на очередной финансовый год, в котором содержатся макроэкономические показатели состояния экономики.

Далее Министерство финансов РФ разрабатывает базовые характеристики бюджета и распределение расходов федерального бюджета на следующий финансовый год с учетом функциональной классификации расходов бюджета и проектировок основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.

Затем, после принятия основных характеристик федерального бюджета Правительством РФ и распределения расходов на следующий финансовый год Министерством финансов РФ:

направляет федеральным органам исполнительной власти бюджетные проектировки для распределения средств бюджета по конкретным получателям;

уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и ее субъектов на следующий финансовый год, а так же на среднесрочную перспективу. Парыгина В. А., Тедеев А. А. Бюджетное право и процесс. М., 2005. С. 384.

II этап формирования федерального бюджета - это распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с экономической и функциональной классификациями расходов бюджетов страны и по получателям бюджетных средств и разработка федеральными органами исполнительной власти предложений о проведении организационных и структурных преобразований в сферах экономики, а так же социальной сфере. Так же одновременно формируется список федеральных целевых программ, которые подлежат финансированию из средств федерального бюджета в следующем финансовом году.

Далее рассмотрим процесс рассмотрения и утверждения законодательства о бюджете на очередной финансовый год в Госдуме

Составленный проект федерального бюджета, а так же проект закона о федеральном бюджете Правительством РФ на следующий финансовый год представляется в Госдуму в установленный срок.

В соответствии со статьей 193 БК РФ Банк России представляет в Госдуму проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год. Данный проект направляется и Президенту РФ и Правительству РФ.

Предметом первого чтения является обсуждение концепции бюджета и прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год, основных расчетов и принципов бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ, основных направлений налоговой и бюджетной политики, проект программы внешних заимствований страны, а так же основных характеристик бюджета.

Предметом второго чтения является рассмотрение и утверждение расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджета в рамках общего объема расходов бюджета, который был утвержден в первом чтении, а так же размера фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Предметом третьего чтения является рассмотрение и утверждение расходов федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджета, утверждение основных показателей государственного оборонного заказа, распределение средств финансовой поддержки субъектов РФ, утверждение инвестиционной программы, государственной программы вооружения, расходов на финансирование федеральных целевых программ. Тедеев А. А. Бюджетное право и процесс. М., 2005. С. 416.

В четвертом чтении Госдума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и в целом голосует. Внесение поправок в него уже не допускается. Принятый федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год Государственной Думой в течение пяти дней со дня принятия передается в Совет Федерации на рассмотрение.

Далее идет процесс исполнения федерального бюджета.

На Министерство финансов РФ возлагается организация исполнения федерального бюджета.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы.

В соответствии со статьей 245 БК РФ исполнение бюджета по доходам предусматривает Тедеев А. А. Бюджетное право и процесс. М., 2005. С. 416.:

перечисление, а так же зачисление доходов на единый счет бюджета;

распределение регулирующих доходов в соответствии с утвержденным бюджетом;

возврат в бюджет излишне уплаченной суммы доходов;

учет доходов бюджета, а так же составление отчетности о доходах бюджета. Болтинова О.В. Бюджетный процесс - институт бюджетного права в Российской Федерации: Монография. М. ООО Элит, 2008. -358 c.

Для регулирования процесса расходования средств Министерством финансов РФ составляет бюджетную роспись расходов бюджета и передается ее на исполнение Федеральному Казначейству. Санкционирование расходов бюджета включает:

утверждение, а так же доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств бюджета с уточнением смет расходов и доходов распорядителям средств;

утверждение, а так же доведение лимитов бюджетных обязательств до распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

подтверждение денежных средств федерального бюджета.

Правила и порядок санкционирования расходов бюджета устанавливаются Федеральным казначейством в соответствии с БК РФ. На базе сводной бюджетной росписи федерального бюджета орган, который исполняет бюджет, в 20-тидневный срок дня утверждения бюджетной росписи доводит до получателей средств через органы федерального казначейства объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Далее федеральное казначейство регистрирует все операции, которые связаны с поступлением в федеральный бюджет доходов, и финансированием расходов бюджета в Главной книге казначейства.

В Федеральное Собрание Министерство финансов РФ представляет ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета. Государственная Дума при рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета в соответствии со статьей 279 Бюджетного кодекса РФ заслушивает:

доклад об исполнении федерального бюджета от руководителя Федерального казначейства;

доклад об исполнении федерального бюджета от министра финансов;

заключение Председателя Счетной палаты РФ;

доклад о соблюдении законности в сфере бюджетного законодательства от Генерального прокурора РФ.

По результатам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает какое либо решений, либо:

об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета;

об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета. Тедеев А. А. Бюджетное право и процесс. М., 2005. С. 416.

В итоге, бюджет является централизованным фондов бюджетных средств центрального правительства в государствах, который имеет федеральную форму государственного устройств, а так же имеет определенный порядок формирования.