9. Значение пс как инструмента валютного контроля, порядок оформления пСи.
Паспорт сделки — документ, служащий целям валютного контроля. Паспорт сделки оформляется в случае, если имеют место валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а в некоторых случаях — через счета в банке-нерезиденте.
Оформление паспорта сделки необходимо в том случае, если указанные валютные операции осуществляются как платежи за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту) (далее — контракт), заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом — индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.
Второй случай, когда необходимо оформление паспорта сделки — осуществление валютной операции по кредитному договору или договору займа. Действующими нормативными актами (Инструкция ЦБР от 15 июня 2004 г. N 117-И"О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок"(с изменениями от 8 августа 2006 г.)
Предусматриваются случаи, в которых оформление паспорта сделки не требуется (несмотря на то, что формально осуществляемые валютные операции подпадают под указанные выше группы). Если контракт заключен:
между нерезидентами и физическими лицами — резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанными резидентами валютных операций по контракту;
между нерезидентом и кредитной организацией — резидентом;
между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»(Такими органами являются Правительство РФ, ЦБ РФ, Минобороны (разведывательное подразделение);
между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США (по кредитному договору - в эквиваленте 5 тыс. долларов США) по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора) с учетом внесенных изменений и дополнений (Указание ЦБР от 29 декабря 2010 г. N 2556-У)
Таможенное регулирование ВЭД России со странами СНГ и в приграничных с иностранными государствам районах.
Страны современного мира стремятся к интеграции, которая облегчает движение товаров и капиталов, способствуя тем самым развитию экономики. Одним из элементов такой интеграции является унификация таможенных процедур и взаимное содействие в осуществлении функций таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Современная практика осуществления такого сотрудничества в нашей стране идет по нескольким направлениям:
Международно-правовое сотрудничество в рамках СНГ, развитие экономики стран которого идет в довольно схожих по своему характеру направлениях.
Международно-правовое сотрудничество со странами — членами Всемирной торговой организации (ВТО), заменившей с 1 января 1995 г. Генеральную ассамблею (соглашение) по тарифам и торговле (ГАТТ), основной принцип деятельности которой — предоставление странами-участниками друг другу режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле (что означает — предоставление одним государством другому государству таких же преференций в отношении таможенных пошлин, иных таможенных платежей и эквивалентных им по значению налогов и сборов, какие им предоставлены любому другому государству-участнику ВТО).
Международно-правовое сотрудничество с иными государствами.
В то же время, несмотря на кажущееся многообразие интеграционных группировок, закономерность этапов их экономической интеграции приблизительно одинакова и выглядит следующим образом:
Создание зон свободной торговли, в рамках которой государства — их участники ограничиваются отменой таможенных барьеров во взаимной торговле.
Создание таможенных союзов, обязательным условием которого является отмена таможенных пошлин и всевозможных количественных ограничений во взаимной торговле стран — их участников, установление единого таможенного тарифа и проведение единой таможенной политики по отношению к третьим странам.
Создание общего рынка, при котором убираются не только барьеры во взаимной торговле между государствами, но и барьеры для свободного перемещения услуг, капиталов и граждан.
Создание экономических союзов, для которых характерно образование единого рынка без границ и в дополнение ко всему вышеперечисленному также проведение государствами — его участниками скоординированной макроэкономической политики и создание системы коллективного регулирования социально-экономических процессов, протекающих в регионах таковых союзов.
Последним этапом служит создание политических союзов, для государств-участников которых характерно проведение согласованной внешней политики, а также согласование действий в сфере безопасности, внутренних дел и юстиции.
Результаты экономического сотрудничества и интеграции в рамках государств-участников СНГ будут зависеть в том числе и от практического использования этими государствами уже накопленного международного опыта.
Правовую основу такого сотрудничества составляет прежде всего утвержденный в 1993 г. Устав СНГ, который среди прочих намерений в деятельности Союза закрепил и намерение государств создать общий рынок товаров и услуг, что невозможно сделать без участия в этом процессе таможенных органов.
Возглавляет и направляет работу по осуществлению взаимодействия таможенных служб стран СНГ специально для этого созданный орган — Совет руководителей таможенных служб государств-участников СНГ. К компетенции этого международного органа относится создание условий для унификации таможенных правил и используемых для таможенных целей документов, координация взаимодействия таможенных служб, а также разработка единых принципов осуществления валютного контроля таможенными службами стран-участниц Содружества.
В процессе осуществления своей деятельности в целях практического взаимодействия в сфере таможенного дела Советом были подготовлены и утверждены 10 февраля 1995 г. Основы таможенных законодательств государств-участников СНГ. Данный документ, структура которого состоит из 13 43 главы и 234 статьи, определяет основные принципы правового, экономического и организационного регулирования таможенного дела в государствах-участниках СНГ. разделов, куда входят
В соответствии с Основами к сфере таможенного дела отнесены таможенная политика, порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, производство таможенного оформления и осуществление таможенного контроля (ошибка все та же — выделение таможенной политики наряду с мерами по ее реализации в качестве элемента таможенного дела).
Помимо Основ, являющихся базовым документов в сфере унификации таможенного регулирования стран-участников СНГ, существует еще целый ряд нормативно-правовых актов, направленных на развитие сотрудничества этих стран в таможенно-правовой сфере. В частности, например, заключенное 8 июля 1995 г. Соглашение о порядке таможенного оформления товаров, происходящих с таможенных территорий государств-участников СНГ и перемещаемых между ними в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения, целью которого явилось создание необходимых технических и прочих условий для практической реализации режима свободной торговли между этими государствами. А режим свободной торговли, предусмотренный соответствующим Соглашением о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ, в свою очередь, предполагал освобождение от таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и устранение всякого рода количественных ограничений.
Помимо общей унификации таможенных процедур в рамках стран СНГ, с некоторыми из этих стран Россия установила более тесные взаимоотношения в таможенно-правовой сфере. Так, с республиками Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Киргизия у России образован Таможенный союз. Первоначально соглашение о Таможенном союзе было подписано между Россией и Республикой Беларусь (6 января 1995 г.), а чуть позже к нему присоединились и остальные республики — его участники.
Формирование Таможенного союза осуществлялось в два этапа. В задачу первого этапа входило устранение имевшихся на тот период ограничений в торговле между его участниками, выработка единых таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношении взаимоотношений с третьими странами. Этот этап формирования союза практически полностью был завершен к концу 1995 — началу 1996 г. Была разработана единая и введена в действие Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, определен единый порядок совместного ведения таможенной статистики внешней торговли в странах-участниках Союза, созданы представительства таможенной службы Российской Федерации при таможенных службах Республики Беларусь, в Казахстане и Киргизии, а также аналогичные их представительства в нашей стране. Кроме этого, проводилась также и активная работа по присоединению других стран СНГ к Таможенному союзу и создания единого таможенного пространства на территории СНГ, чего, к сожалению, так и не удалось пока сделать.
Вторым этапом планировалось объединение таможенных территорий государств-участников Таможенного союза в единую таможенную территорию, что позволило бы не только свободно перемещаться населению некогда братских народов по территории Союза без каких-либо ограничений со стороны таможни, но и посредством упразднения таможенных постов на границах этих стран уделить больше внимания и финансовых средств на обустройство таможен и организацию таможенного контроля на внешних рубежах стран-участников.
На практике же упразднить таможенный контроль на границе, отменить таможенный контроль за товарами, происходящими с таможенной территории договорившихся государств, а также создать действенный механизм, позволяющий производить таможенное оформление товаров третьих стран в одном из государств без необходимости его дальнейшего оформления в другом государстве (куда товар, собственно, и предназначен) удалось только во взаимоотношениях между Россией и Беларусью. В отношениях с другими государствами СНГ — участниками Таможенного союза достичь таких результатов не удалось.
Во взаимоотношениях России и Республики Беларусь унифицировались не только технологии таможенного оформления и контроля, методика определения таможенной стоимости товаров, но также идет и работа по унификации валютного законодательства, а также законодательства, регламентирующего юрисдикционную деятельность таможенных органов с целью снижения уровня правонарушаемости в таможенной сфере и повышения эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов обоих государств.
Во взаимоотношениях с остальными государствами-участниками Таможенного союза действует упрощенный порядок таможенного оформления товаров, происходящих из этих государств. Упрощенный порядок заключается в отказе от обязательного представления в таможенные органы грузовой таможенной декларации и в отмене взимания таможенных сборов за таможенное оформление таких товаров, а в остальном — порядок таможенного оформления и контроля остается единым.
Таким образом можно сделать вывод, что Россия, страны СНГ - участники Таможенного союза и СНГ в целом на пути их интеграции в единый, прочный и сбалансированный элемент мировой экономической системы уже прошли ряд организационных этапов. Дальнейшее развитие механизма его становления можно будет проследить в динамике по мере углубления уже начатых интеграционных процессов.
.Многофункциональные значения ГТД как основного документа таможенного контроля, особенности ее оформления и декларирования. Процедура декларирования ГТД.
ГТД. Структура, назначение, порядок применения.
Основной лист ГТД и добавочный лист состоят из четырех сброшюрованных самокопирующихся листов:
1-й лист предназначен для таможни; 2-й лист предназначен для статистики; 3-й лист – возвратный
экземпляр для декларанта; 4-й лист - региональный экземпляр. Основной лист ГТД (форма ТД1) используется для указания сведений о товарах одного наименования (одна и та же классификация по ТН ВЭД России на уровне 10-го знака), если в отношении таких товаров установлен один и тот же таможенный режим. При декларировании товаров нескольких наименований используются добавочные листы (форма ТД2), являющиеся неотъемлемой частью ГТД, каждый из которых дает возможность декларировать товары еще трех наименований.
Грузовая таможенная декларация - Заявление распорядителя груза, представленное таможне при получении из-за границы или отправке за границу товаров. Унифицированный документ для таможенных целей, заполняемый на каждую партию товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ участниками внешнеторговых операций независимо от резиденства, юридического статуса, местоположения, пользования таможенными льготами. В ГТД указывается вид внешнеторговой операции (экспорта, импорта), торгующая страна, страна назначения, валюта платежа, общая фактическая стоимость и т.д. Этот документ решает задачи таможенного обложения, имеет контрольную функцию, подлежит статической обработке. Совпадая по форме с Единым административным документом, ГТД не имеет формально-юридического признания за пределами РФ по причине расхождения в применяемых классификаторах.
Декларирование товаров. Товары, подлежащие декларированию Ст. 124. Декларирование товаров
Декларирование представляет собой процедуру юридического оформления перемещения товаров через таможенную границу, а также товаров, уже перемещенных через таможенную границу, таможенный режим которых изменяется, либо иных товаров, которые подлежат декларированию. Помимо юридического оформления товаров декларирование обеспечивает таможенные органы необходимыми для целей последующего таможенного контроля сведениями о товарах, поскольку на основе декларирования таможенные органы проверяют соответствие заявленных сведений фактическим данным на различных стадиях таможенного оформления и таможенного контроля. Товары подлежащие декларированию таможенному органу: 1) при их перемещении через таможенную границу; 2) при изменении таможенного режима; 3) в других случаях, установленных ст. 183, 184, 247, 391 ТК РФ. К "другим случаям" относятся случаи обязательного декларирования отходов и остатков, образовавшихся в результате проведения операций по переработке в соответствии с таможенным режимом переработки на таможенной территории, отходов, образовавшихся в результате уничтожения иностранных товаров в соответствии с таможенным режимом уничтожения, а также случаи, допускающие возможность декларирования незаконно ввезенных товаров для их легализации на внутреннем рынке приобретателями.
Формы и сроки декларирования товаров
Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером по выбору декларанта. Таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.
Места декларирования. Сроки подачи таможенной декларации Ст.125.
Таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации. В целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства РФ федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, вправе устанавливать определенные таможенные органы для декларирования отдельных видов товаров только:
1) в случае необходимости применения специализированного оборудования; 2) в зависимости от вида транспорта; 3) в случае перемещения через границу отдельных видов товаров, в отношении которых зафиксированы частые случаи нарушения таможенного законодательства либо установлены запреты и ограничения; 4) в случае необходимости проведения специального контроля за отдельными товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности. Таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.
Документы, предоставляемые при подаче ГТД
Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. При декларировании товаров представляются следующие основные документы: договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иные документы, выражающие содержание таких сделок; имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы;
транспортные документы; разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных законодательством РФ; документы, подтверждающие происхождение товаров; платежные и расчетные документы; документы, подтверждающие сведения о декларанте; документы на предоставления льгот по таможенным платежам, если они имеются; документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.
ГТД. Структура, назначение, порядок применения.
Основной лист ГТД и добавочный лист состоят из четырех сброшюрованных самокопирующихся листов:
1-й лист предназначен для таможни; 2-й лист предназначен для статистики; 3-й лист – возвратный
экземпляр для декларанта; 4-й лист - региональный экземпляр. Основной лист ГТД (форма ТД1) используется для указания сведений о товарах одного наименования (одна и та же классификация по ТН ВЭД России на уровне 10-го знака), если в отношении таких товаров установлен один и тот же таможенный режим. При декларировании товаров нескольких наименований используются добавочные листы (форма ТД2), являющиеся неотъемлемой частью ГТД, каждый из которых дает возможность декларировать товары еще трех наименований.
Экономические таможенные режимы: их виды и сущность.
Экономические таможенные режимы
- Переработка на таможенной территории - таможенный режим, при котором ввезенные товары для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ в определенный срок. - Переработка для внутреннего потребления - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки. - Переработка вне таможенной территории - таможенный режим, при котором товары вывозятся для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. - Временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока на таможенной территории РФ с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера. - Таможенный склад - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, а товары, предназначенные для вывоза, хранятся под таможенным контролем на условиях, предусмотренных настоящим параграфом. - Свободная таможенная зона (свободный склад) - таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада), регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада).
- 2.Понятие и условия применения режима международного таможенного транзита
- 5.Правовое регулирование применения таможенных режимов уничтожения и отказа в пользу государства.
- 6.Определение тс по цене сделки с ввозимыми товарами
- 9. Значение пс как инструмента валютного контроля, порядок оформления пСи.
- 13. Таможенно-валютный контроль внешней торговли на условиях бартера
- 14.Законодательная база таможенного регулирования вэд России, ее особенности.
- 15. Таможенный контроль и оформление товаров, ввозимых физическими лицами не для коммерческих целей.
- Способы ввоза (вывоза) товаров
- Таможенный контроль
- 17.Значение коммерческого договора как источника информации для целей таможенного регулирования. Основные требования к коммерческим договорам.
- 19. Значение сертификации товаров при их ввозе на таможенную территорию рф, виды сертификатов.
- 21.Завершающие таможенные режимы: их виды и сущность.
- 22. Значение, функции и виды таможенных тарифов, их характеристика.
- 24.Понятие и порядок применения режима таможенного склада.
- 25 Понятие и виды нарушений в сфере таможенного дела, виды взысканий за нарушения таможенных правил.
- 31. Значение сертификации товаров при их ввозе на таможенную территорию рф, виды сертификатов.
- 32.Нетарифные методы государственного регулирования вэд: особенности, инструменты регулирования, их характеристика
- 33. . Экономические тамож. Режимы: их виды и сущность.
- 34. Значение таможенного регулирования в содействии развитию вэд России.
- 35. Количественное и качественное ограничение как инструмент нетарифного регулирования ввоза товаров на таможенную территорию России.
- 37. Таможенно -валютный контроль внешнеторговой сделки. Значение и основные методы его проведения.
- 38. Понятие и порядок применения внутреннего тамож. Транзита.
- 39. Способы обеспечения уплаты таможенных платежей при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию России
- 41.Международное сотрудничество России в сфере таможенного регулирования
- 42. Таможенное оформление подакцизных товаров, перевозимых через территорию России под режимом международного транзита.
- 43.Таможенная стоимость товаров: назначение, методы определения
- 44. Исчисление и уплата таможенных платежей, виды платежей взимаемых при ввозе и вывозе товаров.
- 45.Международные, межправительственные организации, содействующие совершенствованию таможенного регулирования мировой торговле, их характеристики.
- 46.Таможенные режимы реимпорта и реэкспорта товаров: понятие, назначение, требования к их применению
- 3 Основных условия помещения товаров под таможенный режим временного ввоза:
- Основные виды протекционизма:
- 57.Основные сертификаты, требуемые для ввоза товаров в Россию
- 58 Определение страны происхождения товаров по критериям достаточной переработки и стоимостной доли
- 59Либеральная экономика
- 60.Однородные товары