logo
книга

Глава XVIII. Международные альянсы, их влияние на таможенную политику

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ....................................... 381

18.1. Всемирная торговая организация, принципы деятельности, основные функции и документы................................................. 381

18.2. Организационная структура ВТО................................................ 385

18.3. Преимущества и недостатки участия в ВТО.............................. 388

18.4. Всемирная таможенная организация.......................................... 393

ГЛОССАРИЙ.....................................,........................................................ 395

ЛИТЕРАТУРА............................................................................................. 427

Приложения:

Основные правила интерпретации товарной номенклатуры

Российской Федерации(ТН ВЭД РФ)..................................................... 429

Тесты для контроля знаний ................................................................... 451

12

Слова глубокой благодарности авторы выражают отцу и мужу - Романову Станиславу Васильевичу за полезные консультации и помощь в опубликовании учебного пособия

00000000000<><<>0<><><>00<><>0<><><>00<>С^

ВВЕДЕНИЕ

Трансформация российской экономики в рыночную модель хозяйствования требует адекватных методов управления во всех ее звеньях, включая внешнеэкономическую деятельность. Осо­бую важность управление представляет для сфер стоящих на стыке интересов национальной экономики и международной де­ятельности. К такой сфере относятся таможенные органы, специ­фика функционирования которых, должна быть ориентирована на безопасность нашей страны, базироваться на оптимальном сочетании объемов экспорта и импорта и обеспечивать устойчи­вое развитие приоритетных отраслей отечественной экономики. Грамотно построенная таможенная и, тесно связанная с ней на­логовая система, охватывающая область внешнеэкономической деятельности, ее структура, правильно сформулированные цели оказывают огромное влияние на состояние и развитие экономи­ки страны, на предпринимательскую активность юридических

9

и физических лиц и уровень жизни граждан. Основная задача го­сударства в области международной торговли состоит в гибком регулировании (управлении) экспортно-импортных операций, способствующем достижению следующих кардинальных целей:

- создание благоприятных условий для экспортеров россий­ских товаров и повышения их конкурентоспособности на мировом рынке;

- переход к политике импортозамещения в реальном секторе экономики путем повышения конкурентоспособности оте­чественных товаров на внутреннем рынке;

- обеспечение экономически выгодных условий для притока импортных товаров в рациональных объемах, необходи­мых для насыщения национального рынка и удовлетворе­ния потребностей.

Ставя ориентиром в таможенной политике эти цели, методы государственного регулирования должны быть, с одной стороны, направлены на защиту внутреннего рынка от иностранных кон­курентов, а, с другой стороны, - на формирование и поддержа­ние экспорта, важной составляющей международных торговых отношений. При этом управление таможенным делом в России должно быть адекватным требованиям ведения хозяйственной деятельности, принятым международным сообществом и обес­печивать защиту национальных интересов страны. Ввиду двойс­твенности этой сложной проблемы особую значимость приобре­тает законодательная база внешнеэкономической деятельности и таможенная политика, проводимая государством.

Вступление России, как демократичного субъекта, в систему мирового рыночного хозяйства с распадом СССР и коренным изменением экономических ориентиров сопровождалось рядом объективных трудностей: заново формировалась таможенная

15

территория и законодательная база, по-новому строились взаи­моотношения с государствами - участниками международного разделения труда, практически изначально разрабатывались ме­тодические положения внешнеторговой деятельности и механизм управления взиманием таможенных пошлин и сборов.

Важное место в этом механизме занимает таможенная служба РФ, которая осуществляет управление и контроль движения че­рез таможенную границу товаров, движимого имущества и ус­луг. При взимании пошлин таможенная служба руководствуется Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), Гармонизированной системой описания и кодирования товаров. Средства регулирования внешней торговли могут при­нимать различные формы, как непосредственного воздействия на цену товара (тарифы, пошлины, налоги, акцизные и прочие сборы), так и количественного ограничения объемов и стоимости поступающих товаров (лицензии, ограничения экспорта и т. д.).

Одним из главных инструментов в таможенном деле, способс­твующем получению дополнительных финансовых средств, регу­лированию внешнеторговых потоков и обеспечивающих защиту национальных товаропроизводителей является управление тамо­женными платежами и, связанная с этим, таможенная политика государства.