logo
книга

Глава XIV. Контроль в системе управления таможенным делом

<^оск>О0<Х>О<Х>0ОО<>0<>О0О><><>000<>^^

14.1. Основные понятия контроля как функции управления

Контроль является одной из главных функций и неотъемле­мой частью управления таможенной деятельностью.

Контроль - это особый вид управленческой деятельности, со­стоящей в выявлении отклонений от требуемых правил и норм и в проведении корректировки для достижения организацией пос­тавленных целей.

Контроль может быть:

по степени охвата объекта

а) сплошным,

б) выборочным;

по периодам проведения

а) предварительным,

б) текущим,

в) заключительным; по регулярности

а) непрерывным,

б) эпизодическим; - по интенсивности

а) нормальным,

б) усиленным.

Основными средствами контроля являются: наблюдение, из­мерение показателей, проверка, учет и анализ всех сторон де­ятельности.

412

Осуществление функции контроля начинается с момента, ког­да определены цели, поставлены задачи и сформирована органи­зационная структура управления. Любая организация, включая таможенные службы должна вовремя фиксировать симптомы по­явления проблемных ситуаций и реагировать на них до того, как они станут препятствовать достижению целей.

К задачам контроля относятся:

- предупреждение кризисных ситуаций путем выявления проблем на стадии зарождения и своевременного на них ре­агирования;

- снижение степени неопределенности на основе мониторин­га;

- установление нарушений, ошибок в деятельности организа­ции и принятие оперативных мер по их устранению.

Контроль как функция управления пронизывает все сферы де­ятельности организации и имеет разновидности:

- предварительный контроль - осуществляется до начала осу­ществления таможенных операций. Он производится путем реализация определенных правил, процедур и линий пове­дения;

- текущий контроль - позволяет своевременно выявлять проблемы, возникающие в ходе осуществления разны видов таможенных процедур, определять причины их возникновения, разрабатывать и реализовывать меры по ликвидации;

- заключительный контроль - осуществляется после оконча­ния работы или по истечении отведенного на нее времени. По сути, это контроль качества работ, услуг по завершению процесса. Он дает информацию, необходимую для выпол­нения аналогичных процессов в будущем.

316

Контроль, имея протяженность во времени и в пространстве, является процессом, и состоит из трех основных этапов:

1. Выработка стандартов, норм и критериев оценки. Каждая организация, устанавливая стандарты, исходит, из свое­го предназначения, опираясь на четко сформулированные видение, миссию и цели развития. Поэтому все стандарты, используемые для контроля, должны соответствовать стра­тегии и целям организации. Цели, используемые в качестве стандартов, должны отвечать следующим требованиям: на­личие временных рамок выполнения работы и конкретного измерителя, позволяющего сделать оценку.

2. Сопоставление реально достигнутых результатов с уста­новленными стандартами. На этом этапе осуществляется измерение фактических показателей работы организации (или подразделения) и сравнение их с запланированными или нормативными. Это дает возможность установить от­клонения (в ту или иную сторону). При этом руководитель должен определить, насколько достигнутые результаты со­ответствуют его ожиданиям и установить допустимость об­наруженных отклонений.

3. Оценка результатов и принятие необходимых корректирую­щих действий. По параметрам, оцениваемым в процессе конт­роля, могут быть получены три вариантов результатов:

- положительный - фактически достигнутые показатели лучше запланированных. В этом случае необходимы корректирую­щие действия для закрепления достигнутого результата;

- отрицательный - фактические результаты работы хуже запланированных. В этом случае необходимы меры по ис­правлению ситуации. При этом, руководитель может вы­бирать из трех альтернатив: осуществить управленческое

414

воздействие и устранить отклонение, ничего не предприни­мать, пересмотреть стандарт; - нейтральный - достигнутые показатели соответствуют пла­новым. В данном случае не требуются корректирующие действия со стороны руководителя. В современной организации функция контроля должна быть тесно связана с функцией планирования, поэтому осуществление этих функций должно совпадать по времени.

14.2. Формы осуществления таможенного контроля

Переход к новым принципам регулирования внешнеэконо­мической деятельности (посредством тарифов, лицензирования, квотирования и пр.), с целью соответствия мировой практике, требует эффективных методов таможенного контроля за това­рами, находящимися в грузовом обороте. Если прежде режим и процедура пропуска товаров определялись исходя из того, кто являлся субъектом внешнеторговой сделки, то в современных условиях главным критерием становится объект такой сделки, то есть, непосредственно, конкретный товар.

Товары, с точки зрения таможенного дела, - это любое дви­жимое имущество, в том числе: валюта, валютные ценности, продукция, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транс­портные средства (за исключением используемых для междуна­родных перевозок).

Таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.

При проведении таможенного контроля таможенные органы ис­ходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются

416

только теми его формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. При выборе форм таможенного контроля за основу принимается исследованная сово­купность рисков, которая предполагает вероятность несоблюдения таможенного законодательства РФ.

Нарушения таможенного законодательства РФ могут быть раз­личными, в том числе:

- иметь устойчивый характер;

- быть связанными с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

- подрывать конкурентоспособность отечественных товаро­производителей;

- затрагивать другие важные интересы государства, соблюде­ние которых возложено на таможенные службы.

Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке.

В целях совершенствования таможенного контроля ФТС РФ сотрудничает с таможенными органами иностранных государств, заключает с ними соглашения о взаимной помощи. Для повы­шения эффективности таможенного контроля ФТС РФ и другие таможенные органы стремятся к взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами и профессиональными объединени­ями (ассоциациями).

В Российской Федерации система контроля таможенной стоимости и борьба с правонарушениями (согласно Таможен­ному кодексу) проводится таможенными органами в рамках разработанной «Концепции контроля таможенной стоимости

319

в Российской Федерации» на основе научно-обоснованного эко­номического анализа. При этом главными целями организации работы ставится пресечение возможных нарушений при декла­рировании таможенной стоимости, сокращение числа случаев уклонения от уплаты таможенных платежей недобросовестн ми участниками внешнеэкономической деятельности, создан благоприятных условий для развития внешней торговли стр ны и ускорение товарооборота через таможенную границу.

При таможенном оформлении товаров проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответс­твия сведений по наименованию, происхождению, количеству и их стоимости, должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декла­рации, представления документов и предъявления товаров, за исключением случаев, когда Таможенным кодексом РФ установ­лены более короткие сроки проверки. Установленный срок может быть продлен таможенным органом при наличии обстоятельств, не позволяющих произвести необходимые операции для установ­ления соответствия товаров сведениям о них.

Товары и транспортные средства, ввезенные на таможен ну: территорию РФ, считаются находящимися под таможенным кон тролем с момента пересечения таможенной границы при их пр бытии на таможенную территорию РФ и до момента:

- выпуска для свободного обращения;

- уничтожения;

- отказа в пользу государства;

- обращения товаров в федеральную собственность либо ра поряжения ими иным способом, предусмотренным законе дательством РФ;

320

- фактического вывоза товаров и транспортных средств с та­моженной территории РФ.

Российские товары и транспортные средства считаются нахо­дящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможен­ной территории РФ с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вы­воз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы.

Таможенные органы имеют право проводить проверку досто­верности сведений, заявленных при таможенном оформлении, после выпуска товаров и/или транспортных средств. Данная про­верка может осуществляться в течение одного года со дня утраты статуса товаров, находящихся под таможенным контролем.

Проведение таможенного контроля может осуществляться в постоянных специально обозначенных зонах: вдоль таможенной границы и в местах производства таможенного оформления, со­вершения таможенных операций; перегрузки товаров, их осмотра и досмотра; временного хранения; стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары; в иных местах, определенных в соответствии с Таможенным кодек­сом Российской Федерации. Также зоны таможенного контроля могут быть временными, и создаваться вне мест совершения та­моженных операций.

Лица, перемещающие товары и транспортные средства через та­моженную границу, таможенные брокеры (представители), владель­цы складов временного хранения и таможенных складов, таможен­ные перевозчики обязаны предоставлять для таможенного контроля в таможенные органы документы и сведения, которые предусмотре­ны таможенным законодательством, по письменному запросу тамо­женного органа с установлением срока их предоставления.

420

К формам таможенного контроля относятся:

- проверка документов и сведений;

- устный опрос;

- получение пояснений;

- таможенное наблюдение;

- таможенный осмотр;

- таможенный досмотр (товаров и транспортных средств);

- личный досмотр;

- проверка маркировки товаров специальными марками, на­личия на них идентификационных знаков;

- осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

- таможенная ревизия.

Наиболее важными формами таможенного контроля являются:

- проверка достоверности сведений, предоставленных в тамо­женные органы при таможенном оформлении, путем их со­поставления с информацией, полученной из других источ­ников, в том числе: по результатам проведения иных форм таможенного контроля; анализа сведений специальной та­моженной статистики; мониторинга и обработки сведений с использованием программных средств; другими способа­ми, не запрещенными законодательством РФ;

- устный опрос - может проводиться должностными лицами таможенных органов в отношении физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, облада­ющих полномочиями в отношении таких товаров и транс­портных средств, без оформления объяснений в письмен­ной форме;

- получение пояснений - получение должностным лицом та­моженного органа сведений об обстоятельствах, имеющих

322

значение для проведения таможенного контроля декларан­тов и иных лиц, имеющих отношение к перемещению това­ров и транспортных средств через таможенную границу и располагающих такими сведениями в письменной форме; - таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, сис­тематическое или разовое, непосредственное или опосре­дованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами та­моженных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, за со­вершением с ними грузовых и иных операций. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств - это внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей тамо­женного контроля. Он проводится уполномоченными должност­ными лицами таможенного органа, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства, его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров.

В зоне таможенного контроля таможенный осмотр товаров и транспортных средств может производиться в отсутствие де­кларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей, за исклю­чением случаев, когда указанные лица изъявляют желание при­сутствовать при таможенном осмотре.

Таможенным досмотром является проводимый уполномочен­ными должностными лицами таможенного органа осмотр това­ров и транспортных средств, связанный: со снятием пломб, печа­тей и иных средств идентификации товаров; вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо

422

емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут на­ходиться товары.

Таможенный досмотр товаров проводится после принятия та­моженной декларации. При наличии информации о нарушении таможенного законодательства досмотр может проводиться и до подачи таможенной декларации в целях: идентификации товаров для таможенных целей, проведения таможенного контроля на ос­нове выборочной проверки.

Декларант или иное лицо, обладающее полномочиями в отно­шении товаров и/или транспортных средств, должны быть уве­домлены о проведении таможенного досмотра и могут присутс­твовать при данной процедуре. В некоторых случаях, когда это связано с требованием таможенного органа, присутствие декла­ранта является обязательным.

Таможенный досмотр может проводиться в присутствии поня­тых в следующих случаях:

- неявки декларанта по истечении установленного срока;

- существовании угрозы государственной безопасности, об­щественному порядку, жизни и здоровью людей, живот­ным, растениям, окружающей природной среде, сохране­нию культурных ценностей;

- наличия обстоятельств не терпящих отлагательства;

- пересылки товаров в международных почтовых отправле­ниях;

- оставления на таможенной территории РФ товаров и тран портных средств в нарушение таможенного режима, пре­дусматривающего вывоз с данной территории товаров и транспортных средств.

По результатам таможенного досмотра составляется соответс­твующий акт (в двух экземплярах, один из которых вручается

324

ищу, обладающему полномочиями в отношении товаров и/или транспортных средств).

Личный досмотр является исключительной формой таможен­ного контроля. Решение о проведении личного досмотра прини­мается начальником таможенного органа или лицом, его заме­щающим, в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа либо оформля­ется отдельным актом. Он может быть применен при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу РФ и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для между­народного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные к ввозу/ вывозу с таможенной территории РФ, а также товары, перемещаемые с нарушением порядка, уста­новленного Таможенным кодексом Российской Федерации

В случае принятия указанного решения, еще до начала лично­го досмотра должностное лицо таможенного органа обязано:

- объявить данному физическому лицу решение о проведе­нии в отношении него личного досмотра;

- ознакомить данное лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра;

- предложить добровольно выдать скрываемые товары.

Факт ознакомления физического лица с решением о проведе­нии личного досмотра удостоверяется указанным лицом путем совершения соответствующей надписи на решении о проведении досмотра. В случае отказа физического лица от совершения ука­занной надписи на решении делается соответствующая отметка.

Личный досмотр проводится должностным лицом таможенно­го органа одного пола с досматриваемым лицом в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем

425

санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведени­ем личного досмотра с их стороны должны быть исключены.

Если досматриваемый является несовершеннолетним или не­дееспособным при личном досмотре вправе присутствовать за­конные представители (родители, усыновители, опекуны, поп чители) или лица, его сопровождающие.

Досматриваемое лицо имеет право:

- требовать объявления ему решения начальника таможенно го органа или лица, его замещающего, о проведении лично­го досмотра;

- знакомиться со своими правами и обязанностями;

- давать объяснения, заявлять ходатайства;

- знакомиться с актом личного досмотра по окончании ег составления и делать заявления, подлежащие внесению акт;

- пользоваться родным языком, а также услугами переводчика;

- обжаловать действия должностных лиц таможенного орга на по окончании проведения личного досмотра, если ука­занное лицо считает ущемленными свои права и законные интересы при проведении личного досмотра.

О проведении личного досмотра составляется соответствую щий акт в двух экземплярах, один из которых вручается лицу, в отношении которого был проведен личный досмотр (его законно­му представителю).