Глава XIV. Контроль в системе управления таможенным делом
<^оск>О0<Х>О<Х>0ОО<>0<>О0О<Х><><>000<>^^
14.1. Основные понятия контроля как функции управления
Контроль является одной из главных функций и неотъемлемой частью управления таможенной деятельностью.
Контроль - это особый вид управленческой деятельности, состоящей в выявлении отклонений от требуемых правил и норм и в проведении корректировки для достижения организацией поставленных целей.
Контроль может быть:
по степени охвата объекта
а) сплошным,
б) выборочным;
по периодам проведения
а) предварительным,
б) текущим,
в) заключительным; по регулярности
а) непрерывным,
б) эпизодическим; - по интенсивности
а) нормальным,
б) усиленным.
Основными средствами контроля являются: наблюдение, измерение показателей, проверка, учет и анализ всех сторон деятельности.
Осуществление функции контроля начинается с момента, когда определены цели, поставлены задачи и сформирована организационная структура управления. Любая организация, включая таможенные службы должна вовремя фиксировать симптомы появления проблемных ситуаций и реагировать на них до того, как они станут препятствовать достижению целей.
К задачам контроля относятся:
- предупреждение кризисных ситуаций путем выявления проблем на стадии зарождения и своевременного на них реагирования;
- снижение степени неопределенности на основе мониторинга;
- установление нарушений, ошибок в деятельности организации и принятие оперативных мер по их устранению.
Контроль как функция управления пронизывает все сферы деятельности организации и имеет разновидности:
- предварительный контроль - осуществляется до начала осуществления таможенных операций. Он производится путем реализация определенных правил, процедур и линий поведения;
- текущий контроль - позволяет своевременно выявлять проблемы, возникающие в ходе осуществления разны видов таможенных процедур, определять причины их возникновения, разрабатывать и реализовывать меры по ликвидации;
- заключительный контроль - осуществляется после окончания работы или по истечении отведенного на нее времени. По сути, это контроль качества работ, услуг по завершению процесса. Он дает информацию, необходимую для выполнения аналогичных процессов в будущем.
316
Контроль, имея протяженность во времени и в пространстве, является процессом, и состоит из трех основных этапов:
1. Выработка стандартов, норм и критериев оценки. Каждая организация, устанавливая стандарты, исходит, из своего предназначения, опираясь на четко сформулированные видение, миссию и цели развития. Поэтому все стандарты, используемые для контроля, должны соответствовать стратегии и целям организации. Цели, используемые в качестве стандартов, должны отвечать следующим требованиям: наличие временных рамок выполнения работы и конкретного измерителя, позволяющего сделать оценку.
2. Сопоставление реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе осуществляется измерение фактических показателей работы организации (или подразделения) и сравнение их с запланированными или нормативными. Это дает возможность установить отклонения (в ту или иную сторону). При этом руководитель должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям и установить допустимость обнаруженных отклонений.
3. Оценка результатов и принятие необходимых корректирующих действий. По параметрам, оцениваемым в процессе контроля, могут быть получены три вариантов результатов:
- положительный - фактически достигнутые показатели лучше запланированных. В этом случае необходимы корректирующие действия для закрепления достигнутого результата;
- отрицательный - фактические результаты работы хуже запланированных. В этом случае необходимы меры по исправлению ситуации. При этом, руководитель может выбирать из трех альтернатив: осуществить управленческое
воздействие и устранить отклонение, ничего не предпринимать, пересмотреть стандарт; - нейтральный - достигнутые показатели соответствуют плановым. В данном случае не требуются корректирующие действия со стороны руководителя. В современной организации функция контроля должна быть тесно связана с функцией планирования, поэтому осуществление этих функций должно совпадать по времени.
14.2. Формы осуществления таможенного контроля
Переход к новым принципам регулирования внешнеэкономической деятельности (посредством тарифов, лицензирования, квотирования и пр.), с целью соответствия мировой практике, требует эффективных методов таможенного контроля за товарами, находящимися в грузовом обороте. Если прежде режим и процедура пропуска товаров определялись исходя из того, кто являлся субъектом внешнеторговой сделки, то в современных условиях главным критерием становится объект такой сделки, то есть, непосредственно, конкретный товар.
Товары, с точки зрения таможенного дела, - это любое движимое имущество, в том числе: валюта, валютные ценности, продукция, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства (за исключением используемых для международных перевозок).
Таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются
только теми его формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. При выборе форм таможенного контроля за основу принимается исследованная совокупность рисков, которая предполагает вероятность несоблюдения таможенного законодательства РФ.
Нарушения таможенного законодательства РФ могут быть различными, в том числе:
- иметь устойчивый характер;
- быть связанными с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
- подрывать конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
- затрагивать другие важные интересы государства, соблюдение которых возложено на таможенные службы.
Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке.
В целях совершенствования таможенного контроля ФТС РФ сотрудничает с таможенными органами иностранных государств, заключает с ними соглашения о взаимной помощи. Для повышения эффективности таможенного контроля ФТС РФ и другие таможенные органы стремятся к взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами и профессиональными объединениями (ассоциациями).
В Российской Федерации система контроля таможенной стоимости и борьба с правонарушениями (согласно Таможенному кодексу) проводится таможенными органами в рамках разработанной «Концепции контроля таможенной стоимости
319
в Российской Федерации» на основе научно-обоснованного экономического анализа. При этом главными целями организации работы ставится пресечение возможных нарушений при декларировании таможенной стоимости, сокращение числа случаев уклонения от уплаты таможенных платежей недобросовестн ми участниками внешнеэкономической деятельности, создан благоприятных условий для развития внешней торговли стр ны и ускорение товарооборота через таможенную границу.
При таможенном оформлении товаров проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений по наименованию, происхождению, количеству и их стоимости, должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров, за исключением случаев, когда Таможенным кодексом РФ установлены более короткие сроки проверки. Установленный срок может быть продлен таможенным органом при наличии обстоятельств, не позволяющих произвести необходимые операции для установления соответствия товаров сведениям о них.
Товары и транспортные средства, ввезенные на таможен ну: территорию РФ, считаются находящимися под таможенным кон тролем с момента пересечения таможенной границы при их пр бытии на таможенную территорию РФ и до момента:
- выпуска для свободного обращения;
- уничтожения;
- отказа в пользу государства;
- обращения товаров в федеральную собственность либо ра поряжения ими иным способом, предусмотренным законе дательством РФ;
320
- фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ.
Российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории РФ с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы.
Таможенные органы имеют право проводить проверку достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении, после выпуска товаров и/или транспортных средств. Данная проверка может осуществляться в течение одного года со дня утраты статуса товаров, находящихся под таможенным контролем.
Проведение таможенного контроля может осуществляться в постоянных специально обозначенных зонах: вдоль таможенной границы и в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций; перегрузки товаров, их осмотра и досмотра; временного хранения; стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары; в иных местах, определенных в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Также зоны таможенного контроля могут быть временными, и создаваться вне мест совершения таможенных операций.
Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу, таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения и таможенных складов, таможенные перевозчики обязаны предоставлять для таможенного контроля в таможенные органы документы и сведения, которые предусмотрены таможенным законодательством, по письменному запросу таможенного органа с установлением срока их предоставления.
К формам таможенного контроля относятся:
- проверка документов и сведений;
- устный опрос;
- получение пояснений;
- таможенное наблюдение;
- таможенный осмотр;
- таможенный досмотр (товаров и транспортных средств);
- личный досмотр;
- проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
- осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;
- таможенная ревизия.
Наиболее важными формами таможенного контроля являются:
- проверка достоверности сведений, предоставленных в таможенные органы при таможенном оформлении, путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе: по результатам проведения иных форм таможенного контроля; анализа сведений специальной таможенной статистики; мониторинга и обработки сведений с использованием программных средств; другими способами, не запрещенными законодательством РФ;
- устный опрос - может проводиться должностными лицами таможенных органов в отношении физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении таких товаров и транспортных средств, без оформления объяснений в письменной форме;
- получение пояснений - получение должностным лицом таможенного органа сведений об обстоятельствах, имеющих
322
значение для проведения таможенного контроля декларантов и иных лиц, имеющих отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу и располагающих такими сведениями в письменной форме; - таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, за совершением с ними грузовых и иных операций. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств - это внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля. Он проводится уполномоченными должностными лицами таможенного органа, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства, его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров.
В зоне таможенного контроля таможенный осмотр товаров и транспортных средств может производиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре.
Таможенным досмотром является проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа осмотр товаров и транспортных средств, связанный: со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров; вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо
емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.
Таможенный досмотр товаров проводится после принятия таможенной декларации. При наличии информации о нарушении таможенного законодательства досмотр может проводиться и до подачи таможенной декларации в целях: идентификации товаров для таможенных целей, проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.
Декларант или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и/или транспортных средств, должны быть уведомлены о проведении таможенного досмотра и могут присутствовать при данной процедуре. В некоторых случаях, когда это связано с требованием таможенного органа, присутствие декларанта является обязательным.
Таможенный досмотр может проводиться в присутствии понятых в следующих случаях:
- неявки декларанта по истечении установленного срока;
- существовании угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью людей, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей;
- наличия обстоятельств не терпящих отлагательства;
- пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;
- оставления на таможенной территории РФ товаров и тран портных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз с данной территории товаров и транспортных средств.
По результатам таможенного досмотра составляется соответствующий акт (в двух экземплярах, один из которых вручается
324
ищу, обладающему полномочиями в отношении товаров и/или транспортных средств).
Личный досмотр является исключительной формой таможенного контроля. Решение о проведении личного досмотра принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа либо оформляется отдельным актом. Он может быть применен при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу РФ и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные к ввозу/ вывозу с таможенной территории РФ, а также товары, перемещаемые с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом Российской Федерации
В случае принятия указанного решения, еще до начала личного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано:
- объявить данному физическому лицу решение о проведении в отношении него личного досмотра;
- ознакомить данное лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра;
- предложить добровольно выдать скрываемые товары.
Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра удостоверяется указанным лицом путем совершения соответствующей надписи на решении о проведении досмотра. В случае отказа физического лица от совершения указанной надписи на решении делается соответствующая отметка.
Личный досмотр проводится должностным лицом таможенного органа одного пола с досматриваемым лицом в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем
санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра с их стороны должны быть исключены.
Если досматриваемый является несовершеннолетним или недееспособным при личном досмотре вправе присутствовать законные представители (родители, усыновители, опекуны, поп чители) или лица, его сопровождающие.
Досматриваемое лицо имеет право:
- требовать объявления ему решения начальника таможенно го органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра;
- знакомиться со своими правами и обязанностями;
- давать объяснения, заявлять ходатайства;
- знакомиться с актом личного досмотра по окончании ег составления и делать заявления, подлежащие внесению акт;
- пользоваться родным языком, а также услугами переводчика;
- обжаловать действия должностных лиц таможенного орга на по окончании проведения личного досмотра, если указанное лицо считает ущемленными свои права и законные интересы при проведении личного досмотра.
О проведении личного досмотра составляется соответствую щий акт в двух экземплярах, один из которых вручается лицу, в отношении которого был проведен личный досмотр (его законному представителю).
- Глава I. Роль таможенных органов в формировании и реализации таможенной политики
- Глава III. Таможенная организация как объект
- Глава XI. Особенности управления взиманием
- Глава XII. Методические положения по применению товарной номенклатуры вэд как основа управления таможенным делом в рф.................. 261
- Глава XIII. Управление уплатой
- Глава XIV. Контроль в системе управления
- Глава XVI. Юридические и экономические аспекты защиты и регулирования
- Глава XVII. Корпоративная культура управления........... 376
- Глава XVIII. Международные альянсы, их влияние на таможенную политику
- Глава I. Роль таможенных органов
- 1.2. Возникновение и развитие таможенного дела в России
- Глава III. Таможенная организация
- Глава IV. Кадровый потенциал таможенных органов российской федерации
- 4.2.2. Таможенный брокер
- Глава V. Характер управленческого труда
- Глава VI. Управление как процесс
- 6.2. Управленческие решения, их виды, процедура принятия
- Глава VII. Мотивация в системе управления таможенной организацией
- Глава via власть и лидерство в управлении
- Глава IX. Таможенные режимы как основа
- 9.2.2. Экспорт товаров
- 9.2.3. Международный таможенный транзит
- 9.3.2. Переработка товаров для внутреннего потребления
- 9.3.3. Переработка товаров под таможенным контролем
- 9.3.5. Временный ввоз товаров
- 9.4. Завершающие таможенные режимы
- 9.4.1. Реимпорт товаров
- 9.4.2. Реэкспорт товаров
- 11.1.Понятие «таможенные платежи»
- 11.4. Роль налогообложения в таможенной политике
- 11.6.3. Сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению
- 11.6.4. Плата за участие в таможенных аукционах
- 12.3.1. Метод I-по цене сделки с ввозимыми товарами
- 12.3.2. Метод II-по цене сделки с идентичными товарами
- 12.3.4. Метод IV-на основе вычитания стоимости
- 12.3.7. Комплексный подход к оценке таможенной стоимости товаров
- Глава XIII. Управление уплатой таможенных платежей
- Глава XIV. Контроль в системе управления таможенным делом
- 14.2.1. Особенности контроля заявления таможенной стоимости
- Глава XV. Роль информации в управлении таможенным делом
- Главаxvi. Юридические и экономические
- Глава XVII. Корпоративная культура управления
- Глава XVIII. Международные альянсы, их влияние на таможенную политику российской федерации
- 4203 «Одежда и принадлежности одежды из натуральной или искусственной кожи»; 4303 «Одежда меховая...».
- 9003 11 - Оправы пластмассовые;
- 9003 19 - Оправы из других материалов.