logo
книга

9.4.2. Реэкспорт товаров

Реэкспорт товаров - таможенный режим, при котором иност­ранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической полити­ки (лицензирования и квотирования) (ст. 100 ТК РФ). Реэкспорт товаров допускается с разрешения таможенного органа, представ­ляемого в порядке, установленном ГТК РФ.

Таможенное оформление иностранных товаров, вывозимых с таможенной территории России, осуществляется в соответствии с таможенным режимом реэкспорта и только в случае уплаты та­моженных пошлин и налогов. Это обеспечивается путем внесе­ния причитающихся сумм на депозит таможни, в которой будет производиться таможенное оформление товаров.

Если товары при их ввозе заявлены таможенному органу Рос­сийской Федерации в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта, срок их ввоза на таможенную территорию РФ не может превышать 6 месяцев. Такие товары, при невозможности их немедленного вывоза, должны быть помеще­ны на склад временного хранения или таможенный склад.

Помещать под таможенный режим реэкспорта можно также товары, заявленные изначально под другой таможенный режим (например, таможенный склад) однако сделать это можно соглас­но российскому законодательству не позднее 2-х лет с момента ввоза товаров. При этом реэкспортируемые товары должны нахо­диться в том же состоянии, в котором они были на момент ввоза, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения. После подтверждения факта вывоза товаров заявителем режима, упла­ченные ввозные пошлины и налоги возвращаются.

161

211

9.4.3. Уничтожение товаров

Уничтожением товаров считается завершающий таможенный режим, при котором иностранные товары подлежат уничтоже­нию под таможенным контролем без взимания пошлин и нало­гов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с зако­нодательством РФ о государственном регулировании внешнетор­говой деятельности. Их уничтожение производится с разрешения таможенного органа и осуществляется заинтересованными лица­ми за свой счет.

Товары могут быть подвергнуты уничтожению по данным ос­нованиям в тех случаях, когда они не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом. При этом не допускается уничтожение следующих товаров:

- культурных ценностей;

- видов животных и растений, находящихся под угрозой ис­чезновения, за исключением случаев, когда требуется их уничтожение в целях предупреждения эпидемий и эпизоо­тии;

- принятых таможенными органами в качестве предмета за­лога, до прекращения залоговых отношений;

- изъятых и тех, на которые наложен арест, в соответствии с законодательством РФ;

- регламентированных перечнем, который устанавливается Правительством РФ.

Уничтожение товаров запрещается в случаях, если это может:

- причинить существенный вред окружающей среде или представлять непосредственную либо потенциальную опас­ность для жизни и здоровья людей;

- повлечь расходы для государственных органов РФ;

162

- когда данные товары могут потребляться в соответствии с их обычным предназначением.

Таможенный орган устанавливает срок уничтожения товаров на основании заявления декларанта и, исходя из времени, необхо­димого для уничтожения данного вида товаров.

Таможенный режим уничтожения может применяться и в от­ношении тех товаров, которые оказались безвозвратно утеряны (уничтожены), либо повреждены в результате аварии или дейс­твия непреодолимой силы в соответствии с требованиями тамо­женного законодательства к уничтожению товаров. Отходы поме­щаются под таможенный режим как иностранные товары.

9.4.4. Отказ товаров в пользу государства

Отказ в пользу государства - завершающий таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собс­твенность без уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов за таможенное оформление, а также без применения к таким товарам запретов и ограничений экономического характера, уста­новленных в соответствии с законодательством РФ о государствен­ном регулировании внешнеторговой деятельности.

Помещение товаров в таможенный режим отказа в пользу государства не допускается в случаях, когда это влечет за собой расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств, полу­ченных от реализации товаров или же, когда оборот этих товаров запрещен законодательством РФ (перечень устанавливается Пра­вительством РФ).

Во всех случаях помещения товаров под данный таможенный режим, они обращаются в федеральную собственность. С мо­мента передачи таможенным органам этих товаров лицом, отка­завшимся от них в пользу государства, они приобретают статус

214

товаров, находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ. При этом таможенные органы не возмещают ка­ких-либо имущественных претензий лицам, обладающим полно­мочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.

С лиц, отказавшихся от товара, с разрешения таможенного ор­гана пошлины и налоги не взимаются.

Ответственность за правильное распоряжение товарами путем помещения их под таможенный режим отказа в пользу государс­тва возлагается на декларанта.

9.5. Специальные таможенные режимы 9.5.1. Временный вывоз товаров

Временный вывоз товаров - это специальный таможенный ре­жим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, могут времен­но использоваться за ее пределами с полным условным освобожде­нием от уплаты ввозных таможенных пошлин и без применения к ним мер экономической политики (запретов и ограничений), уста­новленных в соответствии с Законом РФ «О государственном регу­лировании внешнеторговой деятельности» (ст. 252 ТК РФ).

При временном вывозе товаров не производится освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов.

Данный таможенный режим применяется только в том случае, когда товары могут быть идентифицированы таможенным орга­ном при их обратном ввозе (реимпорте). Исключение составляют случаи, когда в соответствии с международными договорами РФ допускается замена временно вывезенных товаров товарами ана­логичного типа.

164

Вывозимые товары подлежат возврату в неизменном состоя­нии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убы­ли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

Рассматриваемый таможенный режим чаще всего заявляют при вывозе выставочных экспонатов, рекламных материалов, многооборотной тары, транспорта, осуществляющего междуна­родные перевозки, оборудования для научно-исследовательских или учебных целей, если их использование носит разовый харак­тер и не требует помещения под режим выпуска для свободного обращения.

ФТС России устанавливает перечень категорий товаров, поме­щение которых под таможенный режим временного вывоза не до­пускается, в состав которого входят:

- расходуемые материалы и образцы;

- пищевые продукты, напитки, включая алкогольную про­дукцию, табачные изделия, за исключением случаев времен­ного ввоза (вывоза) в единичных экземплярах в рекламных или демонстрационных целях;

- квотируемые товары, предназначенные для вывоза;

- промышленные отходы.

При этом также установлен перечень товаров, помещаемых под режим временного ввоза, с полным освобождением от тамо­женных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов.

Полное освобождение от таможенных пошлин и налогов воз­можно на срок не более 1 года. Сроки временного ввоза (вывоза) товаров устанавливаются таможенным органом Российской Фе­дерации исходя из цели и обстоятельств такого ввоза (вывоза) и не могут превышать двух лет.

Для отдельных категорий товаров ФТС России может устанав­ливать более короткие или более продолжительные предельные

216

сроки временного ввоза (вывоза). Продление указанных сроков осуществляется таможенными органами Российской Федерации в порядке, определяемом ФТС России.

9.5.2. Беспошлинная торговля

Беспошлинная торговля - специальный таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на территорию РФ, или российские товары реализуются в розницу под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к то­варам мер экономической политики (ст. 258 ТК РФ).

Товары, помещенные под данный таможенный режим, реали­зуются непосредственно в специальных магазинах беспошлин­ной торговли. Магазины беспошлинной торговли учреждаются в портах, аэропортах, открытых для международного пассажирс­кого сообщения, в пунктах, предназначенных для пропуска через границу Российской Федерации физических лиц. Право на учреж­дение магазина беспошлинной торговли имеют российские лица, получившие лицензию ФТС России (сроком действия 3 года) на открытие такого магазина.

К месту расположения магазина беспошлинной торговли, а также к его обустройству предъявляются жесткие требования. Перечень товаров, помещение которых под режим магазина бес­пошлинной торговли недопустимо, устанавливает ФТС России. К таким товарам относятся: запрещенные к ввозу и реализации на территории РФ, а также подлежащие контролю иных государс­твенных органов (при отсутствии их разрешений).

Заявление о выдаче лицензии на открытие магазина беспош­линной торговли рассматривается ФТС России в течение 30 дней со дня получения заявления, общий срок рассмотрения которого

166

не должен превышать двух месяцев. Для ее получения заявителю необходимо представить все требуемые сведения и документы.

В выдаче лицензии может быть отказано в случаях, когда заяв­ленные сведения являются неполными или недостоверными, или когда заявитель и его помещения, предназначенные для хранения и реализации товаров в соответствии с таможенным режимом магазина беспошлинной торговли, не отвечают требованиям та­можни. При отказе в выдаче лицензии ФТС России извещает об этом заявителя в письменном виде с изложением причин отказа. В случае отказа в выдаче лицензии повторное заявление может быть рассмотрено по истечении шести месяцев со дня принятия такого решения, при условии устранения причин, послуживших основанием для отказа. Отказ в выдаче лицензии может быть об­жалован в соответствии с ТК РФ. За выдачу лицензии взимается сбор в размере 6000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

9.5.3. Перемещение припасов

Перемещение припасов - это специальный таможенный ре­жим, при котором через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в со­ответствии с законодательством РФ о государственном регули­ровании внешнеторговой деятельности, перемещаются товары, предназначенные: для использования на морских (речных), воздушных судах и в поездах при платной международной пе­ревозке пассажиров, платной или бесплатной международной промышленной или коммерческой перевозке товаров и/или для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) и воздушных судов.

219

При применении данного таможенного режима не производит­ся освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов, если это не установлено законодательством РФ о налогах и сборах.

Данный таможенный режим может применяться в отношении припасов при использовании: морских (речных) судов для целей торгового мореплавания, а также воздушных судов гражданской, государственной и экспериментальной авиации.

Исключение составляет использование транспортных средств физическими лицами в личных целях. При этом припасы по­мещаются под данный таможенный режим вне зависимости от страны регистрации или национальности морских (речных), воз­душных судов и поездов.

Помещение припасов (товаров) под этот таможенный режим допускается, когда они предназначены для:

- обеспечения нормальной эксплуатации и технического об­служивания, указанных видов транспортных средств, в пути следования или в пунктах промежуточной остановки (стоянки);

- потребления пассажирами и членами экипаж и работни­ками поездных бригад, независимо от того продаются эти припасы или нет;

- продажи на борту этих транспортных средств пассажирам и членам экипажей указанных припасов без цели потребле­ния.

Освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при дан­ном таможенном режиме производится в следующих случаях:

- если при ввозе на территорию РФ припасы остаются на бор­ту этих транспортных средств во время их нахождения на территории нашей страны;

220

- помещенные под такой таможенный режим, иностранные товары, предназначенные для продажи пассажирам и чле­нам экипажей реализуются за пределами таможенной тер­ритории Российской Федерации;

- припасы вывозятся с таможенной территории РФ в коли­честве, достаточном для обеспечения нормальной эксплуа­тации и технического обслуживания, а также необходимом для потребления пассажирами и работниками судовых эки­пажей (поездных бригад) в пути следования.

В указанных случаях временная выгрузка, передача припасов на другие суда (поезда) может осуществляться только с разреше­ния таможенного органа.

9.5.4. Другие специальные таможенные режимы

Такие режимы могут устанавливаться при перемещении через таможенную границу товаров и услуг и зависят от их видов и це­лей перемещения. Специальные таможенные режимы могут уста­навливаться в отношении следующих товаров:

- вывозимых с таможенной территории РФ и предназначен­ных для обеспечения нормальной деятельности посольств, консульств, представительств РФ при международных ор­ганизациях, иных официальных российских представи­тельств за рубежом;

- перемещаемых через таможенную границу между воински­ми частями РФ, дислоцируемыми на таможенной террито­рии РФ и за ее пределами;

- перемещаемых через таможенную границу и предназна­ченных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций товаров с целью: бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате

169

чрезвычайной ситуации; проведения аварийно-спасатель­ных и других неотложных работ; - вывозимых в государства - бывшие республики СССР и предназначенных для: обеспечения деятельности располо­женных на территории этих государств лечебных, спортив­но-оздоровительных и иных учреждений социальной сфе­ры, имущество которых находится в собственности РФ или субъектов РФ; перемещаемых между таможенными органа­ми через территорию иностранных государств. Характерная особенность специальных таможенных режимов состоит в том, что они полностью освобождаются от таможенных пошлин, налогов и в том, что в отношении их исключается при­менение запретов и ограничений экономического характера, ус­тановленных в соответствии с законодательством РФ о государс­твенном регулировании внешнеторговой деятельности.

При помещении товаров под указанные таможенные режи­мы не производится возврат уплаченных таможенных пошлин, налогов или освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов, за исключением случаев, когда избранный специальный таможенный режим изменен на таможенный ре­жим экспорта.

Правительство Российской Федерации определяет иные требо­вания и условия применения указанных таможенных режимов и может вводить ограничения на пользование и распоряжение то­варами, помещенными под специальный таможенный режим.

главах. УПРАВЛЕНИЕ

ТАМОЖЕННЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ ТОВАРОВ

ОООО<х>0ОО<>0<>ОООООО<>ОО<ХХ><>ООООООО^

10.1. Основные положения и условия таможенного оформления в РФ

Одной из главных функций таможенных органов является та­моженное оформление, которое заключается в совершении опреде­ленных операций при перемещении через таможенную границу РФ товаров либо транспортных средств физическими или юри­дическими лицами.

Таможенными операциями в данном случае признаются отде­льные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами при таможен­ном оформлении в соответствии с таможенным законодатель­ством.

Таможенное оформление осуществляется в порядке, уста­новленном таможенным законодательством РФ вне зависимос­ти от страны происхождения, отправления и назначения това­ров.

Порядок и технология производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу; вида транспорта, используемого для перемещения (воздушный, морской/речной, железнодорожный и др.), а также категорий лиц, осуществляющих их перемещение.

Процедура таможенного оформления начинается с предостав­ления таможенному органу:

224

а) при ввозе товаров - предварительной декларации или же документов и сведений, предусмотренных Таможенным ко­дексом РФ, в зависимости от вида транспорта;

б) при вывозе товаров - таможенной декларации или в неко­торых случаях, предусмотренных таможенным законо­дательством, - устного заявления, либо иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить тамо­женное оформление.

Завершающим этапом таможенного оформления является совершение определенных таможенных операций, необходимых для применения к товарам таможенных процедур, помещения их под выбранный таможенный режим или для окончания дейс­твия этого режима, исчисления и взимания предусмотренных таможенных платежей.

Таможенное оформление товаров производится во время работы таможенных органов, непосредственно в местах их на­хождения, устанавливаемых в соответствии с правилами Тамо­женного кодекса РФ. Вместе с тем, допустимы случаи, когда по мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересо­ванного лица отдельные таможенные операции могут совер­шаться вне места нахождения и вне времени работы таможенных органов. Такие отступления от установленного порядка допус­каются только по письменному разрешению соответствующего должностного лица таможенных органов.

При производстве таможенного оформления физические и юридические лица обязаны представить таможенным органам необходимые документы и сведения. Эти документы могут по­даваться в виде оригиналов либо копий, заверенных представив­шим их лицом - декларантом, уполномоченными на это органа­ми и нотариусом.

225

В случае предоставления копий документов таможенные орга­ны вправе при необходимости осуществить проверку на предмет их соответствия оригиналам, после чего оригиналы документов подлежат возврату владельцу. Документы, необходимые для та­моженного оформления, могут быть представлены в электрон­ном виде по форме в соответствии с правилами, установленными Таможенным кодексом РФ.

Таможенные органы не вправе отказать в принятии докумен­тов в связи с наличием в них неточностей, если они не влияют на размер, подлежащих уплате таможенных платежей и на принятие таможенными органами решений в отношении применения за­претов и ограничений, установленных в соответствии с законода­тельством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В случае отказа таможенного органа в принятии документов, необходимых для таможенного оформления, он обязан предста­вить письменное уведомление об отказе с указанием причин лицу (по его запросу), подавшему эти документы.

Если же для совершения определенных таможенных операций предусмотрена необходимость получения разрешения таможен­ного органа, то такое разрешение должно быть выдано незамед­лительно, после того, как уполномоченное должностное лицо убедилось в том, что предусмотренные законодательством усло­вия для его получения выполнены (но не позднее срока проверки таможенной декларации, иных документов и товаров). Разреше­ние таможенного органа на совершение таможенных операций может быть выдано до проведения такой проверки без ущерба для проведения таможенного контроля и/или, если нарушения таможенного законодательства РФ могут быть устранены. По требованию таможенного органа заинтересованные лица или их

173

представители обязаны присутствовать при производстве тамо­женного оформления.

Федеральной таможенной службой России установлены, всту­пившие в силу, специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для лиц:

- не имеющих на день обращения в таможенный орган адми­нистративных правонарушений в области таможенного дела;

- ведущих систему учета в порядке и способом, определяемы­ми ФТС России, позволяющими таможенным органам со­поставлять сведения, предоставленные таможенным орга­нам при производстве таможенного оформления товаров;

- осуществляющих внешнеэкономическую деятельность не менее 3 лет.

10.2. Порядок постановки на учет при таможенном оформлении

Таможенное оформление представляет собой процедуру поме­щения товаров под определенный таможенный режим. Данная функция таможенных органов необходима как при первичном ввозе (вывозе) товара, так и при любом изменении избранного та­моженного режима.

Таможенное оформление требует предоставления ряда (паке­та) документов. Так, российские юридические лица должны пред­ставить:

- устав и учредительный договор;

- свидетельство о государственной регистрации;

- доверенность на право декларирования товара или договор с таможенным брокером.

Иностранными юридическими лицами предоставляются сле­дующие документы:

228

- разрешение на аккредитацию;

- свидетельство о государственной регистрации. Документы, предоставляемые всеми юридическими лицами:

- справка из Госкомстата РФ (с кодами ОКПО и СОАТО), сро­ком не более полугодовой давности;

- свидетельство (или уведомление) о постановке на учет в налоговых органах с указанием ИНН, даты постановки на учет, наименования налоговой инспекции, номера телефона и карты постановки на налоговый учет;

- справка из банка об открытии счетов с указанием ОКПО, ИНН, БИК и корсчета банка, его юридического адреса (не более месячной давности);

- справка об основных фондах и оборотных средствах на день подачи заявления, заверенная налоговым органом (аудито­ром или органом по управлению Госкомимуществом);

- контракт о заключении внешнеэкономической сделки;

- платежные поручения, кассовые ордера, не погашенные та­моженным органом по месту госрегистрации.

Учетная карточка участника ВЭД, а также информация на маг­нитном носителе по форме, утвержденной таможенными органами.

Оформление товаров, как правило, осуществляется таможен­ным органом по месту нахождения импортера (экспортера).

При ввозе товаров в РФ, их перемещение от таможни на грани­це до таможни назначения производится под таможенным кон­тролем в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита. Данная процедура предусматривает соответствующее таможенное сопровождение и предварительное внесение (уплату) таможенных платежей.

Если товары перевозятся таможенным перевозчиком (транспорт­ной организацией, имеющей лицензию ФТС России и заключившей

175

договор страхования своей ответственности), таможенное сопро­вождение и предварительное обеспечение уплаты таможенных платежей не требуются.

Аналогичные правила применяются в случае вывоза товаров из РФ при доставке их от таможни, производящей оформление, до таможни на границе.

10.3. Оформление прибытия товаров на таможенную территорию РФ

Прибытием товаров на таможенную территорию РФ признается доставка товаров и транспортных средств через таможенную грани­цу РФ к пункту их пропуска через Государственную границу России или к иному месту пропуска, установленных в соответствии с зако­нодательством РФ, во время работы таможенных органов. Товары и транспортные средства в соответствии с законодательством РФ о Го­сударственной границе России могут прибывать на таможенную тер­риторию РФ в иных местах. Право устанавливать пункты пропуска через Государственную границу России для прибытия на таможенную территорию РФ отдельных видов товаров имеет Правительство РФ.

Под пунктом пропуска через Государственную границу России понимается территория в пределах железнодорожного, автомо­бильного вокзала, станции, морского (речного) порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (междуна­родных полетов), а также иные специально оборудованные места, где осуществляются пограничный и другие виды государствен­ного контроля за перемещаемыми через Государственную грани­цу РФ товарами и транспортными средствами.

Таможенные органы обязаны в общедоступной форме предо­ставлять информацию о пунктах пропуска через Государственную

230

границу России, установленных ограничениях, времени работы таможенных органов.

После пересечения таможенной границы РФ перевозчик обя­зан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иные предназначенные для этого места и предъявить их таможенному органу. При этом изменение состо­яния товаров или нарушение их упаковки, а также повреждение, удаление или уничтожение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации не допускаются.

В случаях, когда доставка товаров из места пересечения тамо­женной границы в место прибытия прерывается, либо когда мор­ское (речное), воздушное судно делает вынужденную остановку или посадку на таможенной территории РФ вследствие аварии, действия непреодолимой силы и иных обстоятельств, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств. Он также должен незамедлительно сооб­щить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах, о месте нахождения товаров, а также обеспечить их перевозку (если его транспортное средство повреждено) в ближайший таможенный орган, либо иное место по указанию таможенного органа.

При этом в соответствии с законодательством РФ о Государс­твенной границе России, на администрацию пункта пропуска че­рез Государственную границу РФ (начальника аэропорта, аэродро­ма, морского/речного порта, железнодорожного вокзала, станции) возлагается обязанность предварительного уведомления таможен­ных органов о месте и времени прибытия транспортных средств в пункт пропуска в порядке, согласованном с таможенным органом.

При прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ перевозчик обязан представить таможенному ор­гану документы и сведения, которые предусмотрены таможенным

177

законодательством РФ для определенного вида транспорта, осу­ществляющего международную перевозку товаров.

Требование к перевозчику о представлении в этих случаях иных документов является неправомерным. Если же представленные до­кументы не содержат всех необходимых сведений, перевозчик обя­зан сообщить недостающие сведения с помощью иных имеющихся или дополнительных документов, составленных в произвольной форме. В тех случаях, когда какие-либо из указанных документов составлены на иностранном языке, таможенный орган при необхо­димости вправе потребовать их перевода на русский язык, но толь­ко тех сведений, предоставление которых предусмотрено таможен­ным законодательством для международных перевозок.

После предъявления товаров в месте их прибытия они приоб­ретают статус товаров, находящихся на временном хранении, и в соответствии с таможенным законодательством РФ по истечении предельного срока временного хранения (2 месяца) таможенные органы имеют право распоряжаться ими в пределах предостав­ленных законом полномочий.

По прибытии товаров и представлении таможенному органу всех необходимых при этом документов и сведений товары могут быть разгружены (перегружены), помещены на склад временного хранения, заявлены к определенному таможенному режиму либо к внутреннему таможенному транзиту.

Разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров с транспортно­го средства, прибывшего на таможенную территорию РФ, осу­ществляются в месте прибытия и во время работы таможенных органов в местах, специально оборудованных для этих целей. От­клонения от указанных условий разгрузки и перегрузки товаров допускаются только по разрешению таможенного органа, выдава­емому по запросу заинтересованного лица.

Места, специально предназначенные для разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, являются зоной таможенного контроля и долж­ны быть обустроены и оборудованы с целью обеспечения их сохран­ности, исключения доступа к товарам посторонних лиц и т. д.

В случае утраты товаров либо передачи их третьим лицам без разрешения таможенных органов лицо, осуществляющее грузо­вые операции, несет ответственность за уплату таможенных пош­лин, налогов в соответствии с требованиями таможенного законо­дательства. Разгрузка товаров, ввоз которых в Россию запрещен в соответствии с законодательством РФ, не допускается.

По запросу лица, осуществляющего грузовые операции в мор­ском (речном) порту, товары могут находиться в месте их разгруз­ки (перегрузки) без помещения на склад временного хранения в течение срока, необходимого для завершения разгрузки (пере­грузки), но в пределах сроков временного хранения товаров, уста­новленных Таможенным кодексом РФ.

10.4. Особенности помещения товаров на временное хранение

С момента представления товаров и до их выпуска они помещают­ся на склад временного хранения и находятся там под таможенным контролем. Склады временного хранения учреждаются таможенны­ми органами или российскими юридическими лицами, имеющими лицензию ФТС России. Общий срок нахождения товаров на складах временного хранения не может превышать двух месяцев.

При временном хранении товаров допускается проведение сле­дующих операций:

- осмотр и измерение товаров владельцем склада;

- взятие проб и образцов (с разрешения таможенного органа);

- обеспечение сохранности товара.

179

235

Товары и транспортные средства (с момента представления та­моженному органу либо другому лицу до их выпуска) находятся на временном хранении под таможенным контролем. С момента представления товаров и транспортных средств таможенному органу они автоматически приобретают статус «находящихся на временном хранении». Процедура представления выражается в уведомлении таможенного органа перевозчиком или уполномо­ченным им лицом о прибытии товаров или транспортных средств на таможенную территорию России, либо в место их доставки.

Местом прибытия на таможенную территорию является склад временного хранения. Доставка товаров может осуществляться и в иные места, но только с согласия таможни и исходя из характера товара. Однако при этом все товары расцениваются как «находя­щиеся на складе временного хранения».

Временное хранение осуществляется в специально выделенных и обустроенных помещениях, на открытых площадках и иных местных складах. Наличие складов временного хранения являет­ся обязательным в аэропортах и портах, открытых для междуна­родного сообщения, а также на железнодорожных терминалах, в пунктах пропуска через государственную или таможенную гра­ницу РФ.

Склады временного хранения могут учреждаться только пред­приятиями, (организациями), отвечающими следующим требо­ваниям:

- наличие статуса юридического лица;

- нахождение на территории РФ;

- создание в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- наличие лицензии таможни на учреждение склада времен­ного хранения.

180

В случае учреждения таможенного склада таможенным орга­ном лицензия не требуется.

Лицензия на учреждение склада выдается на одно или несколь­ко специально обустроенных помещений лицу, во владении ко­торого находятся данные помещения. Заявление на получение лицензии подается в таможню, в зоне деятельности которой рас­положены складские помещения. Лицензия выдается в двух эк­земплярах, один из которых остается в таможне.

До момента передачи товаров и транспортных средств на склад временного хранения всю ответственность за эти товары и транс­портные средства, включая уплату таможенных платежей, несет перевозчик.

Склады временного хранения могут учреждаться в следующих целях:

- хранение собственных товаров и транспортных средств;

- хранение товаров и транспортных средств их перевозчиком;

- хранение товаров и транспортных средств в случаях, когда товары или лица (владельцы этих товаров) определены вла­дельцем склада при его учреждении.

Предельный срок хранения товаров и транспортных средств на складе временного хранения составляет два месяца, однако может продлеваться по указанию начальника таможенного органа. Рас­поряжение содержит еще ряд оговорок по поводу максимального срока хранения.

10.5. Оформление внутреннего таможенного транзита

Внутренний таможенный транзит представляет собой та­моженную процедуру (таможенный режим), при которой инос­транные товары перевозятся по таможенной территории РФ без

237

уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соот­ветствии с законодательством РФ о государственном регулирова­нии внешнеторговой деятельности.

Внутренний таможенный транзит применяется при перевозке товаров:

1. из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения;

2. из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории РФ;

3. между складами временного хранения, таможенными скла­дами;

4. в иных случаях перевозки иностранных товаров по тамо­женной территории РФ, если на эти товары не предоставле­но обеспечение уплаты таможенных платежей.

Для применения внутреннего таможенного транзита необ­ходимо получить письменное разрешение таможенного органа того региона, с которого начинается перевозка товаров в соот­ветствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита. Данное разрешение может быть выдано: перевозчику, экспедитору (если он является российским лицом), иным лицам, которые в соответствии с таможенным законодательством вы­полняют обязанности и несут ответственность, установленные для экспедиторов.

Для получения указанного разрешения необходимо соблюде­ние следующих условий:

- ввозимые товары не запрещены к ввозу в РФ;

- в отношении ввозимых товаров проведены пограничный контроль и иные виды государственного контроля в местах их прибытия;

- в отношении товаров представлены разрешения и/или ли­цензии, если это необходимо для перемещения этих товаров по таможенной территории РФ;

- имеется транзитная декларация;

- обеспечена идентификация товаров;

- транспортное средство оборудовано надлежащим образом в случае, когда товары перевозятся под таможенными плом­бами и печатями;

- приняты меры, обеспечивающие соблюдение таможенного законодательства РФ.

Разрешение на внутренний таможенный транзит выдается после предъявления товаров таможенному органу отправления сразу после того, как этот таможенный орган убедился в соблю­дении указанных условий, но не позднее 3 дней со дня принятия транзитной декларации.

Транзитная декларация принимается таможенным органом от­правления в день ее подачи, если она отвечает всем установленным требованиям. В качестве транзитной декларации могут принимать­ся любые коммерческие, транспортные (перевозочные) и/или тамо­женные документы, содержащие необходимые для этого сведения.

При выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит таможенный орган отправления устанавливает срок его осущест­вления и определяет место доставки товаров. Предельный срок внутреннего таможенного транзита не может превышать времен­ной период, определяемый из расчета:

- одного месяца за 2 тыс. км, в случае если перевозка осущест­вляется автомобильным, железнодорожным, морским (реч­ным) транспортом;

- трех дней со дня получения разрешения на внутренний тран­зит- если перевозка осуществляется воздушным транспортом.

183

240

Место доставки товаров при внутреннем таможенном транзи­те определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, который указан в транспортных (перевозочных) документах. Как правило, таким пунктом явля­ется зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятель­ности таможенного органа назначения, куда доставляются това­ры, перевозимые из места их прибытия.

Перегрузка, выгрузка, погрузка и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с внутренним тамо­женным транзитом, допускаются с разрешения таможенного органа отправления или таможенного органа, в регионе деятель­ности которого осуществляется соответствующая грузовая операция, при условии, что товары могут быть перегружены с одного транспортного средства на другое без повреждения. Убытие товаров и транспортных средств допускается с разре­шения таможенных органов. Для получения такого разреше­ния в таможенный орган необходимо представить документы, подтверждающие помещение товаров под таможенный режим, предусматривающий вывоз их с таможенной территории РФ. Перевозчик до убытия товаров и транспортных средств обязан предоставить в таможенный орган документы и сведения, необ­ходимые при международной перевозке товаров, в зависимос­ти от вида транспорта, на котором она осуществляется. Если в представленных документах не содержатся необходимые сведе­ния, перевозчик обязан сообщить таможенному органу недоста­ющую информацию путем представления иных имеющихся у него документов или дополнительных документов, составлен­ных в произвольной форме. Документы и сведения могут быть представлены от имени перевозчика любым лицом, действую­щим по его поручению. Таможенный орган не вправе требовать

241

от перевозчика предоставления сведений, не предусмотренных Таможенным кодексом РФ.

Товары должны быть вывезены с таможенной территории РФ в том же количестве и состоянии, в котором они находились в мо­мент их помещения под определенный таможенный режим. Ис­ключение составляют изменения количества и состояния товаров вследствие естественного износа или убыли, а также изменения ес­тественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки, хранения (например, усушка, утруска и т.д.).

Российские товары могут быть вывезены в меньшем количестве, чем было заявлено при их помещении под определенный таможен­ный режим, вне зависимости от причин, по которым произошло такое уменьшение. При предъявлении товаров таможенному ор­гану в месте их убытия таможенный орган по запросу декларанта подтверждает количество фактически вывезенных товаров.

10.6. Порядок декларирования товаров и предоставления документации

Декларирование представляет собой процедуру, связанную с за­явлением декларантом по установленной форме таможенному ор­гану сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу и о товарах ввезенных, таможенный режим которых изменяется.

Декларирование товара производится путем подачи в таможен­ный орган грузовой таможенной декларации (ГТД). Кроме декла­рации, одновременно представляются следующие документы:

- внешнеторговый договор;

- счет-фактура (счет-проформа);

- спецификация, упаковочный лист;

185

товарно-транспортные документы (коносамент, книжка МДП, CMR, российская товарно-транспортная накладная, авианакладная и др.);

- документы, необходимые для таможенно-банковского конт­роля и подтверждения таможенной стоимости товаров (пас­порт сделки, платежные документы, декларация таможен­ной стоимости);

- документы об оплате таможенных платежей;

- разрешение государственных органов, сертификаты про­исхождения товара, гигиенические сертификаты, ветери­нарные, фитосанитарные свидетельства (в необходимых случаях).

Таможенная декларации - это специальный таможенный до-кумент, в котором в письменной форме указываются сведения о товарах, перемещаемых через таможенную территорию РФ. Де­кларация составляется по форме, установленной в соответствии с Таможенным кодексом РФ и содержит сведения, необходимые для предоставления в таможенный орган. Таможенная деклара­ция удостоверяется лицом, ее составившим, и подписывается ра­ботником этого лица.

Товары декларируются таможенному органу РФ, в котором про­изводится их таможенное оформление. Декларирование товаров является одной из основных процедур таможенного оформления и осуществляется непосредственно декларантом либо таможен­ным брокером по выбору декларанта.

Декларантом признается лицо, которое декларирует товары или от имени которого товары декларируются.

Таможенный брокер (представитель) является посредником, име­ющим лицензию ФТС РФ на право осуществления данного вида деятельности, совершающим таможенные операции от имени

244

и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право - совершать тамо­женные операции в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Для получения лицензии таможенному брокеру в штате ФТС предус­мотрено наличие специалистов, обладающих квалификационны­ми аттестатами и имеющих опыт работы по таможенному офор­млению. Только такие специалисты могут совершать действия по таможенному оформлению от имени таможенного брокера.

Таможенный брокер и представляемое им лицо должны за­ключить нотариально заверенный договор.

Перечень сведений, которые должны быть указаны в таможен­ной декларации, ограничивается только информацией, которая необходима для реализации следующих целей:

1. исчисления и взимания предусмотренных законодательс­твом таможенных платежей;

2. формирования таможенной статистики;

3. применения таможенного законодательства РФ.

Форма и порядок декларирования, а также перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются ФТС России.

В таможенной декларации должны быть указаны следующие основные сведения (в том числе в кодированном виде):

- заявляемый таможенный режим;

- сведения, касающиеся перевозки товаров;

- информация о декларанте, таможенном брокере (предста­вителе) - лице, на которое возложена обязанность по совер­шению таможенных операций для выпуска товаров, а также об отправителе и получателе товаров;

- сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и/или их перевозки по таможенной территории РФ под таможенным контролем.

187

При этом необходимая информация о товарах должна включать:

- наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

- указание страны происхождения и страны отправления (на­значения);

- описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядко­вые номера);

- количество в килограммах (вес брутто и нетто) или в других единицах измерения;

- таможенную стоимость;

- сведения об исчислении таможенных платежей;

- сведения о соблюдении ограничений, установленных в со­ответствии с законодательством РФ;

- сведения, подтверждающие соблюдение условий помеще­ния товаров под заявляемый таможенный режим.

ФТС России вправе сокращать перечень сведений, подлежа­щих указанию в таможенной декларации, с учетом категорий лиц, обязанных ее составлять, видов товаров, требований тамо­женных режимов, вида транспорта, используемого при перемеще­нии товаров через таможенную границу РФ. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, и формы, в которых они должны предоставляться, подлежат официальному опубликованию.

Таможенный орган, которому может быть подана таможенная декларация, и обладающий правом ее принятия, определяется в зависимости:

- от планируемого места пересечения таможенной границы;

- специфики товара и транспортного средства;

- вида транспорта, используемого для международной перевоз­ки товаров (автомобильный, морской/речной, воздушный,

246

железнодорожный, трубопроводный, линии электропередач) и иных факторов. Срок подачи таможенной декларации на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, не может превышать 15 дней со дня предъявления товаров таможенному органу (помещения на склад временного хранения) в месте их прибытия или со дня завершения внутреннего таможенного транзита. На товары, вы­возимые с таможенной территории РФ, таможенная декларация подается до их убытия с таможенной территории РФ, за исклю­чением случаев, предусмотренных таможенным законодательс­твом.

Если для представления декларации, установленный законом срок недостаточен для сбора всех необходимых документов, то по мотивированному обращению декларанта он может быть про­длен таможенным органом.

Одновременно с таможенной декларацией представляются:

- договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономи­ческой сделки (в случае совершения односторонних вне­шнеторговых сделок - иные документы, выражающие со­держание таких сделок);

- имеющиеся у декларанта документы (коммерческие, транс­портные или перевозочные), платежные и расчетные раз­решения, лицензии, сертификаты и/или иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

- документы, подтверждающие происхождение товаров;

- сведения о декларанте или иных лицах, имеющих право на совершение таможенных операций.

189

В целях подтверждения таможенной стоимости товаров де­кларант обязан представить документы, обосновывающие заяв­ленную таможенную стоимость и избранный метод ее опреде­ления.

Таможенная декларация может быть подана на иностранные товары как до их прибытия на таможенную территорию РФ, так и по завершению внутреннего таможенного транзита.

После завершения проверки таможенной декларации и уплаты установленных сумм таможенных пошлин, налогов до прибытия товаров, такая таможенная декларация может использоваться в качестве единого документа, необходимого для применения к то­варам соответствующих таможенных процедур.

По желанию декларанта, содержащиеся в одной товарной пар­тии товары различных наименований, могут декларироваться с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД при ус­ловии, что этому классификационному коду соответствует став­ка таможенной пошлины наиболее высокого уровня. Сведения о наименовании и количестве всех товаров, содержащихся в одной товарной партии, заявляются декларантом в виде их списка.

При регулярном перемещении одних и тех же видов товаров таможенный орган может разрешить подачу одной таможенной декларации на все товары, перемещаемые в течение определенно­го времени (периодическая декларация).

10.7.Права и обязанности декларанта

Декларантами могут быть лица, выступающие в соответствии с законодательством РФ в качестве, достаточном для совершения от собственного имени юридически значимых действий с товара­ми, находящимися под таможенным контролем.

249

Им может являться только российское лицо, за исключением случаев, когда через таможенную границу товары перемещаются:

- физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринима­тельской деятельности;

- иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с нормами Таможенного кодекса РФ;

- иностранными организациями, имеющими представитель­ства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории РФ в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собс­твенных нужд таких представительств;

- иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита;

- иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распо­ряжаться товарами на таможенной территории РФ не в рам­ках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо.

При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для выпуска товаров, декларант имеет право:

- осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации;

- с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ и под­лежащих декларированию;

- присутствовать при проведении таможенного осмотра и до­смотра декларируемых товаров;

191

знакомиться с результатами проведенных таможенными органами исследований, проб и образцов, декларируемых им товаров;

- предоставлять документы и сведения, необходимые для де­кларирования товаров, в электронном виде в соответствии с нормами Таможенного кодекса РФ;

- пользоваться иными полномочиями и правами, предусмот­ренными таможенным законодательством РФ.

При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан:

1. подать таможенную декларацию и предоставить в таможен­ный орган необходимые документы и сведения;

2. предъявить декларируемые товары по требованию тамо­женного органа;

3. уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату в соответствии с таможенным законодательством РФ.

10.8. Процедуры принятия и отзыва таможенной декларации

Факт подачи таможенной декларации и предоставления необ­ходимых документов фиксируется в день их получения таможен­ным органом. Исключениями являются случаи, когда поданная таможенная декларация принимается в день ее получения тамо­женным органом:

- не правомочным принимать таможенные декларации;

- ненадлежащим лицом;

- без указания необходимых сведений;

- без совершения действий, которые должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной де­кларации;

252

- надлежащим образом, не удостоверенная (не подписана или составлена не по установленной форме);

- без сопровождения документами, необходимыми для та­моженного оформления, за исключением тех, которые мо­гут быть представлены после принятия таможенной декла­рации.

Если таможенная декларация не принята таможенным орга­ном, то она считается не представленной для таможенных целей. Факт неуплаты таможенных пошлин, налогов на момент подачи таможенной декларации не может служить основанием для отка­за в ее принятии.

В случае отказа в принятии таможенной декларации тамо­женный орган обязан уведомить подавшее лицо о причинах не позднее дня, следующего за днем подачи декларации. Уведомле­ние об отказе по запросу этого лица предоставляется в письмен­ной форме.

По письменному обращению декларанта, принятая тамо­женная декларация на иностранные товары, с разрешения та­моженного органа может быть отозвана до выпуска этих то­варов для заявления иного таможенного режима. При этом срок подачи новой декларации устанавливается таможенным органом.

По письменному обращению декларанта, принятая таможен­ная декларация на российские товары, вывозимые с таможенной территории РФ, может быть отозвана, независимо от целей такого отзыва, до убытия товаров с таможенной территории РФ, в том числе после выдачи разрешения на помещение товаров под заяв­ленный таможенный режим. Срок для подачи новой декларации на эти товары не устанавливается.

193

10.9. Оформление выпуска товаров

Выпуск товаров представляет собой действие таможенных ор­ганов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и/или распоряжаться товарами в соответствии с данным таможенным режимом.

Выпуск товаров осуществляется не позднее 3 рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, пре­доставления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам.

Выпуск товаров осуществляется при соблюдении следующих условий:

а) при таможенном оформлении и проверке товаров таможен­ными органами не было выявлено нарушений таможенного зако­нодательства РФ, за исключением случаев, когда:

- устранены выявленные нарушения, не являющиеся поводом к возбуждению дела об административном правонарушении;

- выполнялся по решению начальника таможенного органа по основаниям, предусмотренным таможенным законода­тельством РФ;

б) в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и/или иные документы, подтверждающие соблюде­ние ограничений, установленных в соответствии с законодатель­ством РФ о государственном регулировании внешнеторговой де­ятельности или в соответствии с международными договорами РФ, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены в таможенный орган после выпуска товаров;

в) декларантом соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим или применения соответствующей таможенной процедуры;

254

г) таможенные пошлины, налоги в отношении товаров уп­лачены, либо предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с правилами таможенного законода­тельства РФ.

Выпуск для свободного обращения ввезенных на таможенную территорию РФ товаров допускается при условии поступления сумм таможенных пошлин и налогов на счета таможенных орга­нов. В случае когда суммы таможенных пошлин, налогов не пос­тупили на счета таможенных органов, товары считаются условно выпущенными.

Условному выпуску подлежат товары в особых случаях, если:

- льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответс­твии с законодательством РФ сопряжены с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами;

- товары помещены под таможенные режимы, таможенного склада, беспошлинной торговли, переработки на таможен­ной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза, реэкспорта, международного таможенного транзита, уничтожения, и иные (специальные) режимы;

- товары выпускаются без предоставления документов и све­дений, подтверждающих соблюдение ограничений, установ­ленных в соответствии с законодательством РФ о государс­твенном регулировании внешнеторговой деятельности.

Условно выпущенные товары имеют статус иностранных това­ров. Условный выпуск предполагает выпуск товаров и транспор­тных средств с возложением обязательств на определенных лиц о соблюдении установленных ограничений, требований и обстоя­тельств.

Дополнительные условия выпуска товаров могут устанавли­ваться в тех случаях, когда в процессе таможенного оформления,

195

таможенным органом выявлено, что заявленные при деклариро­вании сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, применение запретов и ограниче­ний, могут являться недостоверными. В указанных случаях вы­пуск товаров осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, налогов, которые мо­гут быть дополнительно начислены в результате проверки, а так­же предоставления декларантом дополнительных документов.

10.10. Оформление перемещения транспортных средств

В таможенном деле транспортными средствами для таможен­ных целей признаются: любое судно морское/речное (включая са­моходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также на воздушной подушке, на подводных крыльях); воздушное; автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства), единица железнодорожного подвижного состава. Указанные транспортные средства используются в меж­дународной торговле для платной перевозки физических лиц, платной или бесплатной промышленной и коммерческой пере­возки товаров. К транспортным средствам также относятся сле­дующие вместе с ним: штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-сма­зочные материалы и топливо.

Транспортные средства могут перемешаться через таможен­ную границу РФ в соответствии с таможенными режимами вре­менного ввоза и временного вывоза.

Временный ввоз транспортных средств на таможенную терри­торию РФ с полным освобождением от уплаты таможенных пош­лин, налогов допускается, если транспортное средство:

257

- зарегистрировано за иностранным лицом и/или на террито­рии иностранного государства;

- ввозится на таможенную территорию РФ и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транс­портное средство эксплуатируется российским лицом, над­лежащим образом, уполномоченным на это иностранным лицом;

- не используется на таможенной территории РФ во внутрен­них перевозках;

- после ввоза на таможенную территорию РФ не передается в аренду (в случае если транспортное средство ввезено уже в качестве арендованного - в субаренду), за исключением, когда договор аренды (субаренды) заключен в целях завер­шения транспортной операции путем немедленного вывоза транспортного средства.

С временно ввезенными транспортными средствами разре­шается совершать обычные операции по их техническому об­служиванию или ремонту, которые могут потребоваться, как при их следовании к таможенной территории РФ, так и в процессе использования на данной территории. Обратный вывоз времен­но ввезенного транспортного средства должен осуществляться незамедлительно после завершения транспортной операции, для совершения которой оно было временно ввезено. Срок вре­менного ввоза может устанавливаться таможенным органом на основании заявления перевозчика, с учетом всех обстоятельств, связанных с осуществлением предполагаемой транспортной операции. Таможенный режим временного ввоза в отношении таких транспортных средств завершается их обратным вывозом в указанные сроки. В данном случае таможенный режим с разре­шения таможенного органа может быть завершен по правилам,

197

установленным Таможенным кодексом РФ дли завершения та­моженного режима временного ввоза товаров.

Временный вывоз транспортного средства допускается при ус­ловии, что это транспортное средство находится в свободном об­ращении на таможенной территории РФ или зарегистрировано за российским лицом.

Исключение из данного правила составляют случаи, когда вре­менный вывоз транспортных средств, ранее временно ввезенных на таможенную территорию РФ с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, осуществляется российс­ким лицом, которому транспортное средство не принадлежит на праве собственности, независимо от того, зарегистрировано оно за ним или нет. В таком случае таможенный режим временного ввоза в отношении этих транспортных средств применяется в части уплаты таможенных пошлин, налогов до завершения дейс­твия этого режима.

Временный вывоз транспортного средства допускается неза­висимо от того, каким лицом и в каких целях оно будет исполь­зоваться за пределами таможенной территории РФ. При времен­ном вывозе транспортных средств таможенные пошлины не взимаются, а сроки данного таможенного режима не ограничи­ваются.

Рассмотрим особенности перемещения транспортных средств в таможенных целях, которые необходимо учитывать при управ­лении этими процессами.

При перемещении транспортных средств полному условному освобождению от уплаты таможенных пошлин, налогов подле­жат временно ввозимые транспортные средства, включая:

- специальное оборудование, предназначенное для погруз­ки, разгрузки, обработки и защиты грузов, независимо

260

от того, может оно использоваться отдельно от транспорт­ного средства или нет; - запасные части и оборудование, которые предназначены для ремонта, технического обслуживания или эксплуа­тации транспортного средства, а также замены частей и оборудования, которые встроены во временно вывезен­ное транспортное средство с таможенной территории РФ.

Ввоз на таможенную территорию России замененных частей и оборудования допускается с полным освобождением от упла­ты ввозных таможенных пошлин, налогов применительно к та­моженному режиму реимпорта.

При обратном ввозе на таможенную территорию РФ времен­но вывезенного транспортного средства таможенные пошли­ны, налоги не уплачиваются, если оно не подвергалось за пре­делами таможенной территории РФ операциям по переработке. Исключение составляют ремонтные работы, осуществляемые для обеспечения сохранности и эксплуатационных характерис­тик транспортного средства, а также для восстановления после повреждения (вследствие аварии или действия непреодолимой силы), которое имело место за пределами таможенной террито­рии РФ.

Если транспортные средства, в отношении которых произво­дились операции по ремонту и/или другие операции за предела­ми таможенной территории России, не подлежат освобождению от уплаты пошлин, налогов, по указанным выше основаниям, то такие транспортные средства могут быть частично освобож­дены от их уплаты в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом РФ в соответствии с таможенным режимом переработ­ки вне таможенной территории России.

199

10.11. Особенности декларирования перемещения товаров

Товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаются указанны­ми лицами через таможенную границу РФ, в соответствии с ус­тановленным Таможенным кодексом РФ, особым упрощенным порядком.

Порядок перемещения через таможенную границу физически­ми лицами товаров для личного пользования предполагает:

- полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, на­логов;

- применение единых ставок таможенных пошлин, налогов;

- взимание таможенных платежей в виде совокупного тамо­женного платежа;

- неприменение к товарам запретов и ограничений экономи­ческого характера, установленных в соответствии с законо­дательством РФ о государственном регулировании внешне­торговой деятельности.

Если физическими лицами ввозятся культурные ценности, то в отношении их предусмотрено полное освобождение от упла­ты таможенных пошлин, налогов при условии их письменного декларирования, а также специальной регистрации, предусмот­ренной законодательством РФ о вывозе и ввозе культурных цен­ностей.

Товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые с этой территории в соответствии с правилами, установленными для перемещения их физическими лицами, рассматриваются, со­ответственно, как выпущенные для свободного обращения, либо вывезенные в таможенном режиме экспорта. В отношении това­

262

ров, вывозимых физическими лицами, освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов производятся в по­рядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.

Правила таможенного законодательства, установленные для перемещения товаров физическими лицами, не могут приме­няться для случаев временного ввоза (вывоза) товаров и обратно­го вывоза (ввоза) их физическими лицами.

10.12. Декларирование временного ввоза (вывоза) товаров физическими лицами

В отношении товаров, временно ввозимых на таможенную территорию РФ иностранными физическими лицами, предостав­ляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в тех случаях, когда эти товары ввозятся исключительно для личного пользования этими лицами на период их временного пребывания на таможенной территории РФ. Данное правило так­же распространяется на транспортные средства, принадлежащие иностранным физическим лицам, арендованные или взятые ими во временное пользование иным способом, и которые ввозятся на таможенную территорию РФ одновременно с въездом, либо до (или после) въезда иностранного лица.

Российские физические лица имеют право временно ввозить транспортные средства при условии, когда в отношении каждого из них соблюдены следующие требования:

- зарегистрированы на территории иностранного государства;

- сроки временного ввоза в совокупности не превышают 6 ме­сяцев в течение одного календарного года.

Временно ввезенные товары, включая транспортные средства, могут быть обратно вывезены с таможенной территории РФ через

201

любой таможенный орган. При обратном вывозе временно вве­зенных товаров таможенные пошлины, налоги не взимаются; за­преты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регу­лировании внешнеторговой деятельности, не применяются.

Временно ввезенные товары, включая транспортные средства, могут не вывозиться обратно, если они оказались серьезно повреж­денными вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Российские физические лица вправе временно вывозить с та­моженной территории РФ товары для личного пользования на срок своего временного пребывания на территории иностранно­го государства и ввозить их обратно с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

По заявлению физического лица таможенный орган осущест­вляет идентификацию временно вывозимых товаров, если она бу­дет способствовать их обратному ввозу с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. О проведе­нии идентификации товаров должно быть указано в таможенной декларации, один экземпляр которой возвращается физическому лицу, осуществляющему вывоз этих товаров.

Осуществление такой идентификации способствует (но ее от­сутствие не препятствует) обратному ввозу товаров с полным ос­вобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов.

10.13. Оформление товаров,

перемещаемых физическими лицами

Перемещаемые физическими лицами для личного пользова­ния товары, в том числе транспортные средства, подлежат поме­щению на склад временного хранения по просьбе данных лиц

265

либо в тех случаях, когда немедленное таможенное оформление товаров и/или уплата таможенных пошлин, налогов не представ­ляются возможными по причинам, не зависящим от таможенных органов. В подобных ситуациях временное хранение товаров осу­ществляется в порядке, установленном Таможенным кодексом РФ для временного хранения товаров и за счет лица, товары которого помещены на склад временного хранения.

При следовании через Государственную границу России физи­ческими лицами в письменной или устной форме производится декларирование товаров, перемещаемых в ручной клади и сопро­вождаемом багаже. В письменной форме декларируются следую­щие товары, включая транспортные средства:

- перемещаемые физическими лицами в несопровождаемом багаже;

- пересылаемые в адрес физических лиц для личного пользо­вания (за исключением товаров, пересылаемых в междуна­родных почтовых отправлениях);

- входящих в перечень товаров, ввоз которых ограничен в со­ответствии с законодательством РФ, либо стоимость и/или их количество превышают ограничения, устанавливаемые для перемещения через таможенную границу РФ, с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов;

- входящих в перечень товаров, вывоз которых ограничен в соответствии с законодательством РФ;

- входящих в перечень товаров, при вывозе которых предус­мотрено обязательное декларирование в письменной фор­ме, предусмотренное законодательством РФ.

Таможенные пошлины, налоги уплачиваются физическими лицами при декларировании перемещаемых товаров в письмен­ной форме на основании таможенного приходного ордера, один

203

экземпляр которого вручается лицу, уплатившему таможенные платежи.

В отношении товаров, перемещаемых через таможенную гра­ницу для личного пользования, таможенные пошлины и налоги уплачиваются физическими лицами в виде совокупного таможен­ного платежа (уплата в виде общей суммы таможенных пошлин, налогов без разделения на составляющие) или по единым ставкам таможенных пошлин, налогов.

При перемещении физическими лицами товаров одновремен­но с декларированием должна быть заявлена их таможенная сто­имость, в качестве подтверждения которой могут предъявляться чеки, счета и иные документы, подтверждающие приобретение декларируемых товаров и их стоимость.

При отсутствии указанных документов и сведений таможен­ный орган может самостоятельно определить таможенную стои­мость товаров на основании данных, содержащихся в каталогах иностранных организаций, осуществляющих продажу товаров, либо иной ценовой информации, имеющейся в распоряжении та­моженного органа в отношении подобных товаров. В этом случае таможенным органом производится корректировка таможенной стоимости в зависимости от качества товаров, их репутации на рынке, страны происхождения, времени изготовления и других факторов, влияющих на цену.

10.14. Оформление перемещения товаров

в международных почтовых отправлениях

Под международным почтовым оформлением понимаются спе­циальные процедуры в отношении почтовых отправлений, при­нимаемых для пересылки за пределы таможенной территории РФ,

268

поступающих на таможенную территорию РФ, либо следующих транзитом через эту территорию. К международным почтовым отправлениям относятся:

- письма (простые, заказные, с объявленной ценностью);

- почтовые карточки (простые, заказные);

- бандероли и специальные мешки «М» (простые, заказные);

- мелкие пакеты (заказные);

- посылки (обыкновенные, с объявленной ценностью);

- международные отправления экспресс-почтой. Международные почтовые отправления не могут быть выданы

без разрешения таможенного органа службами почтовой связи их получателям или отправлены за пределы таможенной террито­рии РФ.

В международных почтовых отправлениях не допускается пе­ресылка товаров, запрещенных законодательством РФ к ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории в соответствии с актами Всемирного почтового союза, а также то­варов, для которых применяются ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регули­ровании внешнеторговой деятельности, согласно перечню уста­новленному Правительством Российской Федерации.

Запреты и ограничения экономического характера не приме­няются в соответствии с законодательством РФ в отношении то­варов, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, если:

- стоимость указанных товаров не превышает 5 тыс. руб. в ад­рес одного получателя в течение одной недели;

- товары пересылаются в адрес физических лиц и предназна­чены для личного пользования;

- в иных случаях, определяемых Правительством РФ.

205

Таможенное оформление товаров, пересылаемых в междуна­родных почтовых отправлениях, производится в порядке при­оритета и в кратчайшие сроки, которые не могут превышать трех дней.

Если все сведения, требуемые таможенными органами для таможенных целей, содержатся в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и сопровождающих между­народные почтовые отправления, то не требуется предоставление отдельной таможенной декларации.

Декларирование посредством подачи отдельной таможенной декларации является обязательным, если:

- стоимость ввозимых на таможенную территорию РФ то­варов превышает 10 тыс. руб., за исключением случаев, когда:

- товары, предназначенные для личных, семейных, домаш­них и иных не связанных с осуществлением предпринима­тельской деятельности нужд, пересылаются в адрес физи­ческих лиц;

- вывоз товаров с таможенной территории РФ должен быть подтвержден отправителем товаров таможенному и/или на­логовому органам;

- ввозимые на таможенную территорию РФ товары пред­назначены к помещению под таможенный режим, не пре­дусматривающий выпуска товаров для свободного обра­щения.

Таможенное оформление и подача отдельной таможенной декларации в приведенных выше случаях производятся их отправителями либо лицами, действующими от их имени, до сдачи указанных товаров организациям почтовой связи для отправки.

270

10.15. Оформление перемещения товаров

отдельными категориями иностранных лиц

Особый упрощенный порядок таможенного оформления устанав­ливается в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ дипломатическими, консульскими и иными офици­альными представительствами иностранных государств, между­народными организациями; персоналом этих представительств и организаций.

Упрощенный режим таможенного оформления установлен в от­ношении товаров: ввозимых на таможенную территорию РФ и вывозимых с этой территории, и предназначенных для офици­ального пользования представительств или для личного и семей­ного пользования отдельных категорий иностранных лиц, распо­лагающих преимуществами, привилегиями или иммунитетами на таможенной территории РФ в соответствии с международны­ми договорами.

Дипломатические представительства иностранных государств, расположенные на территории РФ, могут ввозить на таможенную территорию РФ и вывозить с этой территории, предназначенные для официального пользования представительств товары с осво­бождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без приме­нения к товарам запретов и ограничений экономического харак­тера, установленных в соответствии с законодательством РФ.

Глава и члены дипломатического представительства иностранно­го государства, а также проживающие вместе с ними члены их семей, могут ввозить на таможенную территорию РФ и вывозить за ее пре­делы товары, предназначенные для личного и семейного пользова­ния (в том числе для первоначального обзаведения), с освобождени­ем от уплаты таможенных пошлин, налогов и от применения к ним,

207

запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ.

Личный багаж главы и членов дипломатического представи-1 тельства иностранного государства, а также проживающих вмес­те с ними членов их семей, освобождается от таможенного до­смотра, если отсутствуют серьезные основания предполагать, что| их багаж содержит товары, не предназначенные для личного и се­мейного пользования, товары, ввоз или вывоз которых, запрещен законодательством РФ, международными договорами РФ, либо регулируется карантинными правилами.

Таможенные льготы, предусмотренные для дипломатических представительств иностранных государств, предоставляются также членам их семей.

Таможенные льготы для международных, межгосударствен­ных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций, представительств и членов их семей определяются соответствующими международными договорами РФ.

10.16. Оформление перемещения товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи

Ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с нее товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, допускаются пос­ле принятия таможенной декларации и выпуска таможенным органом товаров в соответствии с условиями заявленного в ней таможенного режима. При подаче таможенной декларации фак­тическое предъявление товаров не требуется. В отношении това­ров, перемещаемых трубопроводным транспортом, таможенные

273

процедУРы временного хранения и внутреннего таможенного транзита не применяются.

При перемещении товаров через таможенную границу трубоп­роводным транспортом допускается их периодическое временное декларирование посредством подачи временной таможенной де­кларации в порядке, установленном Таможенным кодексом РФ. Допускается подача одной временной таможенной декларации на товары, ввозимые или вывозимые одним и тем же лицом, переме­щающим товары в соответствии с условиями одного таможенного режима в счет исполнения обязательств по нескольким внешне­торговым договорам (в том числе по разным условиям поставки, ценообразования и оплаты).

Временная таможенная декларация предоставляется декла­рантом на период времени, не превышающий одного кварта­ла, а на природный газ - одного календарного года, не позднее 20-го числа месяца, предшествующего этому периоду. Декла­рант обязан подать одну или несколько надлежащим образом заполненных полных таможенных деклараций на товары, вве­зенные или вывезенные за каждый календарный месяц постав­ки товаров.

Таможенные пошлины уплачиваются за товары, вывозимые с таможенной территории РФ, за каждый календарный месяц поставки по ставкам вывозных таможенных пошлин, действу­ющим на 15-е число месяца. При этом не менее 50% суммы вы­возных таможенных пошлин, исчисленных исходя из сведений, указанных во временной таможенной декларации, уплачивается не позднее 20-го числа месяца, предшествующего каждому ка­лендарному месяцу поставки. Исчисление сумм вывозных тамо­женных пошлин осуществляется исходя из количества товаров, пропорционально одному календарному месяцу поставки, если

209

во временной таможенной декларации указан период поставки,

превышающий один календарный месяц.

Ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с этой террито-1

рии товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, допуска­ются без предварительного разрешения таможенного органа при условии последующего декларирования и уплаты таможенных платежей. Декларация подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем фактической пос­тавки.

Декларированию подлежит фактическое количество электри­ческой энергии, которое устанавливается на основании показаний приборов учета, установленных в технологически обусловленных местах и фиксирующих перемещение электрической энергии. Де­кларирование производится на основании актов о фактических поставках электрической энергии по соответствующему внешне­торговому договору.

Таможенные пошлины, налоги уплачиваются не позднее дня подачи таможенной декларации на товары, перемещаемые через таможенную границу в течение одного календарного месяца.

Таможенные процедуры временного хранения и внутреннего таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, не применяются.

maeaxi. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВЗИМАНИЕМ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И ПОШЛИН