9.4.2. Реэкспорт товаров
Реэкспорт товаров - таможенный режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики (лицензирования и квотирования) (ст. 100 ТК РФ). Реэкспорт товаров допускается с разрешения таможенного органа, представляемого в порядке, установленном ГТК РФ.
Таможенное оформление иностранных товаров, вывозимых с таможенной территории России, осуществляется в соответствии с таможенным режимом реэкспорта и только в случае уплаты таможенных пошлин и налогов. Это обеспечивается путем внесения причитающихся сумм на депозит таможни, в которой будет производиться таможенное оформление товаров.
Если товары при их ввозе заявлены таможенному органу Российской Федерации в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта, срок их ввоза на таможенную территорию РФ не может превышать 6 месяцев. Такие товары, при невозможности их немедленного вывоза, должны быть помещены на склад временного хранения или таможенный склад.
Помещать под таможенный режим реэкспорта можно также товары, заявленные изначально под другой таможенный режим (например, таможенный склад) однако сделать это можно согласно российскому законодательству не позднее 2-х лет с момента ввоза товаров. При этом реэкспортируемые товары должны находиться в том же состоянии, в котором они были на момент ввоза, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения. После подтверждения факта вывоза товаров заявителем режима, уплаченные ввозные пошлины и налоги возвращаются.
161
9.4.3. Уничтожение товаров
Уничтожением товаров считается завершающий таможенный режим, при котором иностранные товары подлежат уничтожению под таможенным контролем без взимания пошлин и налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Их уничтожение производится с разрешения таможенного органа и осуществляется заинтересованными лицами за свой счет.
Товары могут быть подвергнуты уничтожению по данным основаниям в тех случаях, когда они не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом. При этом не допускается уничтожение следующих товаров:
- культурных ценностей;
- видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, за исключением случаев, когда требуется их уничтожение в целях предупреждения эпидемий и эпизоотии;
- принятых таможенными органами в качестве предмета залога, до прекращения залоговых отношений;
- изъятых и тех, на которые наложен арест, в соответствии с законодательством РФ;
- регламентированных перечнем, который устанавливается Правительством РФ.
Уничтожение товаров запрещается в случаях, если это может:
- причинить существенный вред окружающей среде или представлять непосредственную либо потенциальную опасность для жизни и здоровья людей;
- повлечь расходы для государственных органов РФ;
162
- когда данные товары могут потребляться в соответствии с их обычным предназначением.
Таможенный орган устанавливает срок уничтожения товаров на основании заявления декларанта и, исходя из времени, необходимого для уничтожения данного вида товаров.
Таможенный режим уничтожения может применяться и в отношении тех товаров, которые оказались безвозвратно утеряны (уничтожены), либо повреждены в результате аварии или действия непреодолимой силы в соответствии с требованиями таможенного законодательства к уничтожению товаров. Отходы помещаются под таможенный режим как иностранные товары.
9.4.4. Отказ товаров в пользу государства
Отказ в пользу государства - завершающий таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов за таможенное оформление, а также без применения к таким товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Помещение товаров в таможенный режим отказа в пользу государства не допускается в случаях, когда это влечет за собой расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств, полученных от реализации товаров или же, когда оборот этих товаров запрещен законодательством РФ (перечень устанавливается Правительством РФ).
Во всех случаях помещения товаров под данный таможенный режим, они обращаются в федеральную собственность. С момента передачи таможенным органам этих товаров лицом, отказавшимся от них в пользу государства, они приобретают статус
товаров, находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ. При этом таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.
С лиц, отказавшихся от товара, с разрешения таможенного органа пошлины и налоги не взимаются.
Ответственность за правильное распоряжение товарами путем помещения их под таможенный режим отказа в пользу государства возлагается на декларанта.
9.5. Специальные таможенные режимы 9.5.1. Временный вывоз товаров
Временный вывоз товаров - это специальный таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, могут временно использоваться за ее пределами с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин и без применения к ним мер экономической политики (запретов и ограничений), установленных в соответствии с Законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (ст. 252 ТК РФ).
При временном вывозе товаров не производится освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов.
Данный таможенный режим применяется только в том случае, когда товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном ввозе (реимпорте). Исключение составляют случаи, когда в соответствии с международными договорами РФ допускается замена временно вывезенных товаров товарами аналогичного типа.
164
Вывозимые товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.
Рассматриваемый таможенный режим чаще всего заявляют при вывозе выставочных экспонатов, рекламных материалов, многооборотной тары, транспорта, осуществляющего международные перевозки, оборудования для научно-исследовательских или учебных целей, если их использование носит разовый характер и не требует помещения под режим выпуска для свободного обращения.
ФТС России устанавливает перечень категорий товаров, помещение которых под таможенный режим временного вывоза не допускается, в состав которого входят:
- расходуемые материалы и образцы;
- пищевые продукты, напитки, включая алкогольную продукцию, табачные изделия, за исключением случаев временного ввоза (вывоза) в единичных экземплярах в рекламных или демонстрационных целях;
- квотируемые товары, предназначенные для вывоза;
- промышленные отходы.
При этом также установлен перечень товаров, помещаемых под режим временного ввоза, с полным освобождением от таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов.
Полное освобождение от таможенных пошлин и налогов возможно на срок не более 1 года. Сроки временного ввоза (вывоза) товаров устанавливаются таможенным органом Российской Федерации исходя из цели и обстоятельств такого ввоза (вывоза) и не могут превышать двух лет.
Для отдельных категорий товаров ФТС России может устанавливать более короткие или более продолжительные предельные
сроки временного ввоза (вывоза). Продление указанных сроков осуществляется таможенными органами Российской Федерации в порядке, определяемом ФТС России.
9.5.2. Беспошлинная торговля
Беспошлинная торговля - специальный таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на территорию РФ, или российские товары реализуются в розницу под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер экономической политики (ст. 258 ТК РФ).
Товары, помещенные под данный таможенный режим, реализуются непосредственно в специальных магазинах беспошлинной торговли. Магазины беспошлинной торговли учреждаются в портах, аэропортах, открытых для международного пассажирского сообщения, в пунктах, предназначенных для пропуска через границу Российской Федерации физических лиц. Право на учреждение магазина беспошлинной торговли имеют российские лица, получившие лицензию ФТС России (сроком действия 3 года) на открытие такого магазина.
К месту расположения магазина беспошлинной торговли, а также к его обустройству предъявляются жесткие требования. Перечень товаров, помещение которых под режим магазина беспошлинной торговли недопустимо, устанавливает ФТС России. К таким товарам относятся: запрещенные к ввозу и реализации на территории РФ, а также подлежащие контролю иных государственных органов (при отсутствии их разрешений).
Заявление о выдаче лицензии на открытие магазина беспошлинной торговли рассматривается ФТС России в течение 30 дней со дня получения заявления, общий срок рассмотрения которого
166
не должен превышать двух месяцев. Для ее получения заявителю необходимо представить все требуемые сведения и документы.
В выдаче лицензии может быть отказано в случаях, когда заявленные сведения являются неполными или недостоверными, или когда заявитель и его помещения, предназначенные для хранения и реализации товаров в соответствии с таможенным режимом магазина беспошлинной торговли, не отвечают требованиям таможни. При отказе в выдаче лицензии ФТС России извещает об этом заявителя в письменном виде с изложением причин отказа. В случае отказа в выдаче лицензии повторное заявление может быть рассмотрено по истечении шести месяцев со дня принятия такого решения, при условии устранения причин, послуживших основанием для отказа. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в соответствии с ТК РФ. За выдачу лицензии взимается сбор в размере 6000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
9.5.3. Перемещение припасов
Перемещение припасов - это специальный таможенный режим, при котором через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, перемещаются товары, предназначенные: для использования на морских (речных), воздушных судах и в поездах при платной международной перевозке пассажиров, платной или бесплатной международной промышленной или коммерческой перевозке товаров и/или для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) и воздушных судов.
При применении данного таможенного режима не производится освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов, если это не установлено законодательством РФ о налогах и сборах.
Данный таможенный режим может применяться в отношении припасов при использовании: морских (речных) судов для целей торгового мореплавания, а также воздушных судов гражданской, государственной и экспериментальной авиации.
Исключение составляет использование транспортных средств физическими лицами в личных целях. При этом припасы помещаются под данный таможенный режим вне зависимости от страны регистрации или национальности морских (речных), воздушных судов и поездов.
Помещение припасов (товаров) под этот таможенный режим допускается, когда они предназначены для:
- обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания, указанных видов транспортных средств, в пути следования или в пунктах промежуточной остановки (стоянки);
- потребления пассажирами и членами экипаж и работниками поездных бригад, независимо от того продаются эти припасы или нет;
- продажи на борту этих транспортных средств пассажирам и членам экипажей указанных припасов без цели потребления.
Освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при данном таможенном режиме производится в следующих случаях:
- если при ввозе на территорию РФ припасы остаются на борту этих транспортных средств во время их нахождения на территории нашей страны;
- помещенные под такой таможенный режим, иностранные товары, предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей реализуются за пределами таможенной территории Российской Федерации;
- припасы вывозятся с таможенной территории РФ в количестве, достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания, а также необходимом для потребления пассажирами и работниками судовых экипажей (поездных бригад) в пути следования.
В указанных случаях временная выгрузка, передача припасов на другие суда (поезда) может осуществляться только с разрешения таможенного органа.
9.5.4. Другие специальные таможенные режимы
Такие режимы могут устанавливаться при перемещении через таможенную границу товаров и услуг и зависят от их видов и целей перемещения. Специальные таможенные режимы могут устанавливаться в отношении следующих товаров:
- вывозимых с таможенной территории РФ и предназначенных для обеспечения нормальной деятельности посольств, консульств, представительств РФ при международных организациях, иных официальных российских представительств за рубежом;
- перемещаемых через таможенную границу между воинскими частями РФ, дислоцируемыми на таможенной территории РФ и за ее пределами;
- перемещаемых через таможенную границу и предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций товаров с целью: бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате
169
чрезвычайной ситуации; проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; - вывозимых в государства - бывшие республики СССР и предназначенных для: обеспечения деятельности расположенных на территории этих государств лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых находится в собственности РФ или субъектов РФ; перемещаемых между таможенными органами через территорию иностранных государств. Характерная особенность специальных таможенных режимов состоит в том, что они полностью освобождаются от таможенных пошлин, налогов и в том, что в отношении их исключается применение запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
При помещении товаров под указанные таможенные режимы не производится возврат уплаченных таможенных пошлин, налогов или освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов, за исключением случаев, когда избранный специальный таможенный режим изменен на таможенный режим экспорта.
Правительство Российской Федерации определяет иные требования и условия применения указанных таможенных режимов и может вводить ограничения на пользование и распоряжение товарами, помещенными под специальный таможенный режим.
главах. УПРАВЛЕНИЕ
ТАМОЖЕННЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ ТОВАРОВ
ОООО<х>0ОО<>0<>ОООООО<>ОО<ХХ><>ООООООО^
10.1. Основные положения и условия таможенного оформления в РФ
Одной из главных функций таможенных органов является таможенное оформление, которое заключается в совершении определенных операций при перемещении через таможенную границу РФ товаров либо транспортных средств физическими или юридическими лицами.
Таможенными операциями в данном случае признаются отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами при таможенном оформлении в соответствии с таможенным законодательством.
Таможенное оформление осуществляется в порядке, установленном таможенным законодательством РФ вне зависимости от страны происхождения, отправления и назначения товаров.
Порядок и технология производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу; вида транспорта, используемого для перемещения (воздушный, морской/речной, железнодорожный и др.), а также категорий лиц, осуществляющих их перемещение.
Процедура таможенного оформления начинается с предоставления таможенному органу:
а) при ввозе товаров - предварительной декларации или же документов и сведений, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, в зависимости от вида транспорта;
б) при вывозе товаров - таможенной декларации или в некоторых случаях, предусмотренных таможенным законодательством, - устного заявления, либо иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
Завершающим этапом таможенного оформления является совершение определенных таможенных операций, необходимых для применения к товарам таможенных процедур, помещения их под выбранный таможенный режим или для окончания действия этого режима, исчисления и взимания предусмотренных таможенных платежей.
Таможенное оформление товаров производится во время работы таможенных органов, непосредственно в местах их нахождения, устанавливаемых в соответствии с правилами Таможенного кодекса РФ. Вместе с тем, допустимы случаи, когда по мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица отдельные таможенные операции могут совершаться вне места нахождения и вне времени работы таможенных органов. Такие отступления от установленного порядка допускаются только по письменному разрешению соответствующего должностного лица таможенных органов.
При производстве таможенного оформления физические и юридические лица обязаны представить таможенным органам необходимые документы и сведения. Эти документы могут подаваться в виде оригиналов либо копий, заверенных представившим их лицом - декларантом, уполномоченными на это органами и нотариусом.
В случае предоставления копий документов таможенные органы вправе при необходимости осуществить проверку на предмет их соответствия оригиналам, после чего оригиналы документов подлежат возврату владельцу. Документы, необходимые для таможенного оформления, могут быть представлены в электронном виде по форме в соответствии с правилами, установленными Таможенным кодексом РФ.
Таможенные органы не вправе отказать в принятии документов в связи с наличием в них неточностей, если они не влияют на размер, подлежащих уплате таможенных платежей и на принятие таможенными органами решений в отношении применения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В случае отказа таможенного органа в принятии документов, необходимых для таможенного оформления, он обязан представить письменное уведомление об отказе с указанием причин лицу (по его запросу), подавшему эти документы.
Если же для совершения определенных таможенных операций предусмотрена необходимость получения разрешения таможенного органа, то такое разрешение должно быть выдано незамедлительно, после того, как уполномоченное должностное лицо убедилось в том, что предусмотренные законодательством условия для его получения выполнены (но не позднее срока проверки таможенной декларации, иных документов и товаров). Разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций может быть выдано до проведения такой проверки без ущерба для проведения таможенного контроля и/или, если нарушения таможенного законодательства РФ могут быть устранены. По требованию таможенного органа заинтересованные лица или их
173
представители обязаны присутствовать при производстве таможенного оформления.
Федеральной таможенной службой России установлены, вступившие в силу, специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для лиц:
- не имеющих на день обращения в таможенный орган административных правонарушений в области таможенного дела;
- ведущих систему учета в порядке и способом, определяемыми ФТС России, позволяющими таможенным органам сопоставлять сведения, предоставленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров;
- осуществляющих внешнеэкономическую деятельность не менее 3 лет.
10.2. Порядок постановки на учет при таможенном оформлении
Таможенное оформление представляет собой процедуру помещения товаров под определенный таможенный режим. Данная функция таможенных органов необходима как при первичном ввозе (вывозе) товара, так и при любом изменении избранного таможенного режима.
Таможенное оформление требует предоставления ряда (пакета) документов. Так, российские юридические лица должны представить:
- устав и учредительный договор;
- свидетельство о государственной регистрации;
- доверенность на право декларирования товара или договор с таможенным брокером.
Иностранными юридическими лицами предоставляются следующие документы:
- разрешение на аккредитацию;
- свидетельство о государственной регистрации. Документы, предоставляемые всеми юридическими лицами:
- справка из Госкомстата РФ (с кодами ОКПО и СОАТО), сроком не более полугодовой давности;
- свидетельство (или уведомление) о постановке на учет в налоговых органах с указанием ИНН, даты постановки на учет, наименования налоговой инспекции, номера телефона и карты постановки на налоговый учет;
- справка из банка об открытии счетов с указанием ОКПО, ИНН, БИК и корсчета банка, его юридического адреса (не более месячной давности);
- справка об основных фондах и оборотных средствах на день подачи заявления, заверенная налоговым органом (аудитором или органом по управлению Госкомимуществом);
- контракт о заключении внешнеэкономической сделки;
- платежные поручения, кассовые ордера, не погашенные таможенным органом по месту госрегистрации.
Учетная карточка участника ВЭД, а также информация на магнитном носителе по форме, утвержденной таможенными органами.
Оформление товаров, как правило, осуществляется таможенным органом по месту нахождения импортера (экспортера).
При ввозе товаров в РФ, их перемещение от таможни на границе до таможни назначения производится под таможенным контролем в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита. Данная процедура предусматривает соответствующее таможенное сопровождение и предварительное внесение (уплату) таможенных платежей.
Если товары перевозятся таможенным перевозчиком (транспортной организацией, имеющей лицензию ФТС России и заключившей
175
договор страхования своей ответственности), таможенное сопровождение и предварительное обеспечение уплаты таможенных платежей не требуются.
Аналогичные правила применяются в случае вывоза товаров из РФ при доставке их от таможни, производящей оформление, до таможни на границе.
10.3. Оформление прибытия товаров на таможенную территорию РФ
Прибытием товаров на таможенную территорию РФ признается доставка товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ к пункту их пропуска через Государственную границу России или к иному месту пропуска, установленных в соответствии с законодательством РФ, во время работы таможенных органов. Товары и транспортные средства в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе России могут прибывать на таможенную территорию РФ в иных местах. Право устанавливать пункты пропуска через Государственную границу России для прибытия на таможенную территорию РФ отдельных видов товаров имеет Правительство РФ.
Под пунктом пропуска через Государственную границу России понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского (речного) порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иные специально оборудованные места, где осуществляются пограничный и другие виды государственного контроля за перемещаемыми через Государственную границу РФ товарами и транспортными средствами.
Таможенные органы обязаны в общедоступной форме предоставлять информацию о пунктах пропуска через Государственную
границу России, установленных ограничениях, времени работы таможенных органов.
После пересечения таможенной границы РФ перевозчик обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иные предназначенные для этого места и предъявить их таможенному органу. При этом изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также повреждение, удаление или уничтожение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации не допускаются.
В случаях, когда доставка товаров из места пересечения таможенной границы в место прибытия прерывается, либо когда морское (речное), воздушное судно делает вынужденную остановку или посадку на таможенной территории РФ вследствие аварии, действия непреодолимой силы и иных обстоятельств, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств. Он также должен незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах, о месте нахождения товаров, а также обеспечить их перевозку (если его транспортное средство повреждено) в ближайший таможенный орган, либо иное место по указанию таможенного органа.
При этом в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе России, на администрацию пункта пропуска через Государственную границу РФ (начальника аэропорта, аэродрома, морского/речного порта, железнодорожного вокзала, станции) возлагается обязанность предварительного уведомления таможенных органов о месте и времени прибытия транспортных средств в пункт пропуска в порядке, согласованном с таможенным органом.
При прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, которые предусмотрены таможенным
177
законодательством РФ для определенного вида транспорта, осуществляющего международную перевозку товаров.
Требование к перевозчику о представлении в этих случаях иных документов является неправомерным. Если же представленные документы не содержат всех необходимых сведений, перевозчик обязан сообщить недостающие сведения с помощью иных имеющихся или дополнительных документов, составленных в произвольной форме. В тех случаях, когда какие-либо из указанных документов составлены на иностранном языке, таможенный орган при необходимости вправе потребовать их перевода на русский язык, но только тех сведений, предоставление которых предусмотрено таможенным законодательством для международных перевозок.
После предъявления товаров в месте их прибытия они приобретают статус товаров, находящихся на временном хранении, и в соответствии с таможенным законодательством РФ по истечении предельного срока временного хранения (2 месяца) таможенные органы имеют право распоряжаться ими в пределах предоставленных законом полномочий.
По прибытии товаров и представлении таможенному органу всех необходимых при этом документов и сведений товары могут быть разгружены (перегружены), помещены на склад временного хранения, заявлены к определенному таможенному режиму либо к внутреннему таможенному транзиту.
Разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров с транспортного средства, прибывшего на таможенную территорию РФ, осуществляются в месте прибытия и во время работы таможенных органов в местах, специально оборудованных для этих целей. Отклонения от указанных условий разгрузки и перегрузки товаров допускаются только по разрешению таможенного органа, выдаваемому по запросу заинтересованного лица.
Места, специально предназначенные для разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, являются зоной таможенного контроля и должны быть обустроены и оборудованы с целью обеспечения их сохранности, исключения доступа к товарам посторонних лиц и т. д.
В случае утраты товаров либо передачи их третьим лицам без разрешения таможенных органов лицо, осуществляющее грузовые операции, несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с требованиями таможенного законодательства. Разгрузка товаров, ввоз которых в Россию запрещен в соответствии с законодательством РФ, не допускается.
По запросу лица, осуществляющего грузовые операции в морском (речном) порту, товары могут находиться в месте их разгрузки (перегрузки) без помещения на склад временного хранения в течение срока, необходимого для завершения разгрузки (перегрузки), но в пределах сроков временного хранения товаров, установленных Таможенным кодексом РФ.
10.4. Особенности помещения товаров на временное хранение
С момента представления товаров и до их выпуска они помещаются на склад временного хранения и находятся там под таможенным контролем. Склады временного хранения учреждаются таможенными органами или российскими юридическими лицами, имеющими лицензию ФТС России. Общий срок нахождения товаров на складах временного хранения не может превышать двух месяцев.
При временном хранении товаров допускается проведение следующих операций:
- осмотр и измерение товаров владельцем склада;
- взятие проб и образцов (с разрешения таможенного органа);
- обеспечение сохранности товара.
179
Товары и транспортные средства (с момента представления таможенному органу либо другому лицу до их выпуска) находятся на временном хранении под таможенным контролем. С момента представления товаров и транспортных средств таможенному органу они автоматически приобретают статус «находящихся на временном хранении». Процедура представления выражается в уведомлении таможенного органа перевозчиком или уполномоченным им лицом о прибытии товаров или транспортных средств на таможенную территорию России, либо в место их доставки.
Местом прибытия на таможенную территорию является склад временного хранения. Доставка товаров может осуществляться и в иные места, но только с согласия таможни и исходя из характера товара. Однако при этом все товары расцениваются как «находящиеся на складе временного хранения».
Временное хранение осуществляется в специально выделенных и обустроенных помещениях, на открытых площадках и иных местных складах. Наличие складов временного хранения является обязательным в аэропортах и портах, открытых для международного сообщения, а также на железнодорожных терминалах, в пунктах пропуска через государственную или таможенную границу РФ.
Склады временного хранения могут учреждаться только предприятиями, (организациями), отвечающими следующим требованиям:
- наличие статуса юридического лица;
- нахождение на территории РФ;
- создание в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- наличие лицензии таможни на учреждение склада временного хранения.
180
В случае учреждения таможенного склада таможенным органом лицензия не требуется.
Лицензия на учреждение склада выдается на одно или несколько специально обустроенных помещений лицу, во владении которого находятся данные помещения. Заявление на получение лицензии подается в таможню, в зоне деятельности которой расположены складские помещения. Лицензия выдается в двух экземплярах, один из которых остается в таможне.
До момента передачи товаров и транспортных средств на склад временного хранения всю ответственность за эти товары и транспортные средства, включая уплату таможенных платежей, несет перевозчик.
Склады временного хранения могут учреждаться в следующих целях:
- хранение собственных товаров и транспортных средств;
- хранение товаров и транспортных средств их перевозчиком;
- хранение товаров и транспортных средств в случаях, когда товары или лица (владельцы этих товаров) определены владельцем склада при его учреждении.
Предельный срок хранения товаров и транспортных средств на складе временного хранения составляет два месяца, однако может продлеваться по указанию начальника таможенного органа. Распоряжение содержит еще ряд оговорок по поводу максимального срока хранения.
10.5. Оформление внутреннего таможенного транзита
Внутренний таможенный транзит представляет собой таможенную процедуру (таможенный режим), при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории РФ без
уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Внутренний таможенный транзит применяется при перевозке товаров:
1. из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения;
2. из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории РФ;
3. между складами временного хранения, таможенными складами;
4. в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории РФ, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.
Для применения внутреннего таможенного транзита необходимо получить письменное разрешение таможенного органа того региона, с которого начинается перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита. Данное разрешение может быть выдано: перевозчику, экспедитору (если он является российским лицом), иным лицам, которые в соответствии с таможенным законодательством выполняют обязанности и несут ответственность, установленные для экспедиторов.
Для получения указанного разрешения необходимо соблюдение следующих условий:
- ввозимые товары не запрещены к ввозу в РФ;
- в отношении ввозимых товаров проведены пограничный контроль и иные виды государственного контроля в местах их прибытия;
- в отношении товаров представлены разрешения и/или лицензии, если это необходимо для перемещения этих товаров по таможенной территории РФ;
- имеется транзитная декларация;
- обеспечена идентификация товаров;
- транспортное средство оборудовано надлежащим образом в случае, когда товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями;
- приняты меры, обеспечивающие соблюдение таможенного законодательства РФ.
Разрешение на внутренний таможенный транзит выдается после предъявления товаров таможенному органу отправления сразу после того, как этот таможенный орган убедился в соблюдении указанных условий, но не позднее 3 дней со дня принятия транзитной декларации.
Транзитная декларация принимается таможенным органом отправления в день ее подачи, если она отвечает всем установленным требованиям. В качестве транзитной декларации могут приниматься любые коммерческие, транспортные (перевозочные) и/или таможенные документы, содержащие необходимые для этого сведения.
При выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит таможенный орган отправления устанавливает срок его осуществления и определяет место доставки товаров. Предельный срок внутреннего таможенного транзита не может превышать временной период, определяемый из расчета:
- одного месяца за 2 тыс. км, в случае если перевозка осуществляется автомобильным, железнодорожным, морским (речным) транспортом;
- трех дней со дня получения разрешения на внутренний транзит- если перевозка осуществляется воздушным транспортом.
183
Место доставки товаров при внутреннем таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, который указан в транспортных (перевозочных) документах. Как правило, таким пунктом является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения, куда доставляются товары, перевозимые из места их прибытия.
Перегрузка, выгрузка, погрузка и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с внутренним таможенным транзитом, допускаются с разрешения таможенного органа отправления или таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется соответствующая грузовая операция, при условии, что товары могут быть перегружены с одного транспортного средства на другое без повреждения. Убытие товаров и транспортных средств допускается с разрешения таможенных органов. Для получения такого разрешения в таможенный орган необходимо представить документы, подтверждающие помещение товаров под таможенный режим, предусматривающий вывоз их с таможенной территории РФ. Перевозчик до убытия товаров и транспортных средств обязан предоставить в таможенный орган документы и сведения, необходимые при международной перевозке товаров, в зависимости от вида транспорта, на котором она осуществляется. Если в представленных документах не содержатся необходимые сведения, перевозчик обязан сообщить таможенному органу недостающую информацию путем представления иных имеющихся у него документов или дополнительных документов, составленных в произвольной форме. Документы и сведения могут быть представлены от имени перевозчика любым лицом, действующим по его поручению. Таможенный орган не вправе требовать
от перевозчика предоставления сведений, не предусмотренных Таможенным кодексом РФ.
Товары должны быть вывезены с таможенной территории РФ в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под определенный таможенный режим. Исключение составляют изменения количества и состояния товаров вследствие естественного износа или убыли, а также изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки, хранения (например, усушка, утруска и т.д.).
Российские товары могут быть вывезены в меньшем количестве, чем было заявлено при их помещении под определенный таможенный режим, вне зависимости от причин, по которым произошло такое уменьшение. При предъявлении товаров таможенному органу в месте их убытия таможенный орган по запросу декларанта подтверждает количество фактически вывезенных товаров.
10.6. Порядок декларирования товаров и предоставления документации
Декларирование представляет собой процедуру, связанную с заявлением декларантом по установленной форме таможенному органу сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу и о товарах ввезенных, таможенный режим которых изменяется.
Декларирование товара производится путем подачи в таможенный орган грузовой таможенной декларации (ГТД). Кроме декларации, одновременно представляются следующие документы:
- внешнеторговый договор;
- счет-фактура (счет-проформа);
- спецификация, упаковочный лист;
185
товарно-транспортные документы (коносамент, книжка МДП, CMR, российская товарно-транспортная накладная, авианакладная и др.);
- документы, необходимые для таможенно-банковского контроля и подтверждения таможенной стоимости товаров (паспорт сделки, платежные документы, декларация таможенной стоимости);
- документы об оплате таможенных платежей;
- разрешение государственных органов, сертификаты происхождения товара, гигиенические сертификаты, ветеринарные, фитосанитарные свидетельства (в необходимых случаях).
Таможенная декларации - это специальный таможенный до-кумент, в котором в письменной форме указываются сведения о товарах, перемещаемых через таможенную территорию РФ. Декларация составляется по форме, установленной в соответствии с Таможенным кодексом РФ и содержит сведения, необходимые для предоставления в таможенный орган. Таможенная декларация удостоверяется лицом, ее составившим, и подписывается работником этого лица.
Товары декларируются таможенному органу РФ, в котором производится их таможенное оформление. Декларирование товаров является одной из основных процедур таможенного оформления и осуществляется непосредственно декларантом либо таможенным брокером по выбору декларанта.
Декларантом признается лицо, которое декларирует товары или от имени которого товары декларируются.
Таможенный брокер (представитель) является посредником, имеющим лицензию ФТС РФ на право осуществления данного вида деятельности, совершающим таможенные операции от имени
и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право - совершать таможенные операции в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Для получения лицензии таможенному брокеру в штате ФТС предусмотрено наличие специалистов, обладающих квалификационными аттестатами и имеющих опыт работы по таможенному оформлению. Только такие специалисты могут совершать действия по таможенному оформлению от имени таможенного брокера.
Таможенный брокер и представляемое им лицо должны заключить нотариально заверенный договор.
Перечень сведений, которые должны быть указаны в таможенной декларации, ограничивается только информацией, которая необходима для реализации следующих целей:
1. исчисления и взимания предусмотренных законодательством таможенных платежей;
2. формирования таможенной статистики;
3. применения таможенного законодательства РФ.
Форма и порядок декларирования, а также перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются ФТС России.
В таможенной декларации должны быть указаны следующие основные сведения (в том числе в кодированном виде):
- заявляемый таможенный режим;
- сведения, касающиеся перевозки товаров;
- информация о декларанте, таможенном брокере (представителе) - лице, на которое возложена обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, а также об отправителе и получателе товаров;
- сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и/или их перевозки по таможенной территории РФ под таможенным контролем.
187
При этом необходимая информация о товарах должна включать:
- наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
- указание страны происхождения и страны отправления (назначения);
- описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера);
- количество в килограммах (вес брутто и нетто) или в других единицах измерения;
- таможенную стоимость;
- сведения об исчислении таможенных платежей;
- сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ;
- сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим.
ФТС России вправе сокращать перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, с учетом категорий лиц, обязанных ее составлять, видов товаров, требований таможенных режимов, вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, и формы, в которых они должны предоставляться, подлежат официальному опубликованию.
Таможенный орган, которому может быть подана таможенная декларация, и обладающий правом ее принятия, определяется в зависимости:
- от планируемого места пересечения таможенной границы;
- специфики товара и транспортного средства;
- вида транспорта, используемого для международной перевозки товаров (автомобильный, морской/речной, воздушный,
железнодорожный, трубопроводный, линии электропередач) и иных факторов. Срок подачи таможенной декларации на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, не может превышать 15 дней со дня предъявления товаров таможенному органу (помещения на склад временного хранения) в месте их прибытия или со дня завершения внутреннего таможенного транзита. На товары, вывозимые с таможенной территории РФ, таможенная декларация подается до их убытия с таможенной территории РФ, за исключением случаев, предусмотренных таможенным законодательством.
Если для представления декларации, установленный законом срок недостаточен для сбора всех необходимых документов, то по мотивированному обращению декларанта он может быть продлен таможенным органом.
Одновременно с таможенной декларацией представляются:
- договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки (в случае совершения односторонних внешнеторговых сделок - иные документы, выражающие содержание таких сделок);
- имеющиеся у декларанта документы (коммерческие, транспортные или перевозочные), платежные и расчетные разрешения, лицензии, сертификаты и/или иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
- документы, подтверждающие происхождение товаров;
- сведения о декларанте или иных лицах, имеющих право на совершение таможенных операций.
189
В целях подтверждения таможенной стоимости товаров декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный метод ее определения.
Таможенная декларация может быть подана на иностранные товары как до их прибытия на таможенную территорию РФ, так и по завершению внутреннего таможенного транзита.
После завершения проверки таможенной декларации и уплаты установленных сумм таможенных пошлин, налогов до прибытия товаров, такая таможенная декларация может использоваться в качестве единого документа, необходимого для применения к товарам соответствующих таможенных процедур.
По желанию декларанта, содержащиеся в одной товарной партии товары различных наименований, могут декларироваться с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД при условии, что этому классификационному коду соответствует ставка таможенной пошлины наиболее высокого уровня. Сведения о наименовании и количестве всех товаров, содержащихся в одной товарной партии, заявляются декларантом в виде их списка.
При регулярном перемещении одних и тех же видов товаров таможенный орган может разрешить подачу одной таможенной декларации на все товары, перемещаемые в течение определенного времени (периодическая декларация).
10.7.Права и обязанности декларанта
Декларантами могут быть лица, выступающие в соответствии с законодательством РФ в качестве, достаточном для совершения от собственного имени юридически значимых действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.
Им может являться только российское лицо, за исключением случаев, когда через таможенную границу товары перемещаются:
- физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с нормами Таможенного кодекса РФ;
- иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории РФ в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;
- иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита;
- иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории РФ не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо.
При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для выпуска товаров, декларант имеет право:
- осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации;
- с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ и подлежащих декларированию;
- присутствовать при проведении таможенного осмотра и досмотра декларируемых товаров;
191
знакомиться с результатами проведенных таможенными органами исследований, проб и образцов, декларируемых им товаров;
- предоставлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров, в электронном виде в соответствии с нормами Таможенного кодекса РФ;
- пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными таможенным законодательством РФ.
При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан:
1. подать таможенную декларацию и предоставить в таможенный орган необходимые документы и сведения;
2. предъявить декларируемые товары по требованию таможенного органа;
3. уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату в соответствии с таможенным законодательством РФ.
10.8. Процедуры принятия и отзыва таможенной декларации
Факт подачи таможенной декларации и предоставления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. Исключениями являются случаи, когда поданная таможенная декларация принимается в день ее получения таможенным органом:
- не правомочным принимать таможенные декларации;
- ненадлежащим лицом;
- без указания необходимых сведений;
- без совершения действий, которые должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации;
- надлежащим образом, не удостоверенная (не подписана или составлена не по установленной форме);
- без сопровождения документами, необходимыми для таможенного оформления, за исключением тех, которые могут быть представлены после принятия таможенной декларации.
Если таможенная декларация не принята таможенным органом, то она считается не представленной для таможенных целей. Факт неуплаты таможенных пошлин, налогов на момент подачи таможенной декларации не может служить основанием для отказа в ее принятии.
В случае отказа в принятии таможенной декларации таможенный орган обязан уведомить подавшее лицо о причинах не позднее дня, следующего за днем подачи декларации. Уведомление об отказе по запросу этого лица предоставляется в письменной форме.
По письменному обращению декларанта, принятая таможенная декларация на иностранные товары, с разрешения таможенного органа может быть отозвана до выпуска этих товаров для заявления иного таможенного режима. При этом срок подачи новой декларации устанавливается таможенным органом.
По письменному обращению декларанта, принятая таможенная декларация на российские товары, вывозимые с таможенной территории РФ, может быть отозвана, независимо от целей такого отзыва, до убытия товаров с таможенной территории РФ, в том числе после выдачи разрешения на помещение товаров под заявленный таможенный режим. Срок для подачи новой декларации на эти товары не устанавливается.
193
10.9. Оформление выпуска товаров
Выпуск товаров представляет собой действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и/или распоряжаться товарами в соответствии с данным таможенным режимом.
Выпуск товаров осуществляется не позднее 3 рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, предоставления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам.
Выпуск товаров осуществляется при соблюдении следующих условий:
а) при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства РФ, за исключением случаев, когда:
- устранены выявленные нарушения, не являющиеся поводом к возбуждению дела об административном правонарушении;
- выполнялся по решению начальника таможенного органа по основаниям, предусмотренным таможенным законодательством РФ;
б) в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и/или иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами РФ, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены в таможенный орган после выпуска товаров;
в) декларантом соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим или применения соответствующей таможенной процедуры;
г) таможенные пошлины, налоги в отношении товаров уплачены, либо предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с правилами таможенного законодательства РФ.
Выпуск для свободного обращения ввезенных на таможенную территорию РФ товаров допускается при условии поступления сумм таможенных пошлин и налогов на счета таможенных органов. В случае когда суммы таможенных пошлин, налогов не поступили на счета таможенных органов, товары считаются условно выпущенными.
Условному выпуску подлежат товары в особых случаях, если:
- льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством РФ сопряжены с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами;
- товары помещены под таможенные режимы, таможенного склада, беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза, реэкспорта, международного таможенного транзита, уничтожения, и иные (специальные) режимы;
- товары выпускаются без предоставления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров. Условный выпуск предполагает выпуск товаров и транспортных средств с возложением обязательств на определенных лиц о соблюдении установленных ограничений, требований и обстоятельств.
Дополнительные условия выпуска товаров могут устанавливаться в тех случаях, когда в процессе таможенного оформления,
195
таможенным органом выявлено, что заявленные при декларировании сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, применение запретов и ограничений, могут являться недостоверными. В указанных случаях выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, налогов, которые могут быть дополнительно начислены в результате проверки, а также предоставления декларантом дополнительных документов.
10.10. Оформление перемещения транспортных средств
В таможенном деле транспортными средствами для таможенных целей признаются: любое судно морское/речное (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также на воздушной подушке, на подводных крыльях); воздушное; автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства), единица железнодорожного подвижного состава. Указанные транспортные средства используются в международной торговле для платной перевозки физических лиц, платной или бесплатной промышленной и коммерческой перевозки товаров. К транспортным средствам также относятся следующие вместе с ним: штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо.
Транспортные средства могут перемешаться через таможенную границу РФ в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза.
Временный ввоз транспортных средств на таможенную территорию РФ с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается, если транспортное средство:
- зарегистрировано за иностранным лицом и/или на территории иностранного государства;
- ввозится на таможенную территорию РФ и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство эксплуатируется российским лицом, надлежащим образом, уполномоченным на это иностранным лицом;
- не используется на таможенной территории РФ во внутренних перевозках;
- после ввоза на таможенную территорию РФ не передается в аренду (в случае если транспортное средство ввезено уже в качестве арендованного - в субаренду), за исключением, когда договор аренды (субаренды) заключен в целях завершения транспортной операции путем немедленного вывоза транспортного средства.
С временно ввезенными транспортными средствами разрешается совершать обычные операции по их техническому обслуживанию или ремонту, которые могут потребоваться, как при их следовании к таможенной территории РФ, так и в процессе использования на данной территории. Обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства должен осуществляться незамедлительно после завершения транспортной операции, для совершения которой оно было временно ввезено. Срок временного ввоза может устанавливаться таможенным органом на основании заявления перевозчика, с учетом всех обстоятельств, связанных с осуществлением предполагаемой транспортной операции. Таможенный режим временного ввоза в отношении таких транспортных средств завершается их обратным вывозом в указанные сроки. В данном случае таможенный режим с разрешения таможенного органа может быть завершен по правилам,
197
установленным Таможенным кодексом РФ дли завершения таможенного режима временного ввоза товаров.
Временный вывоз транспортного средства допускается при условии, что это транспортное средство находится в свободном обращении на таможенной территории РФ или зарегистрировано за российским лицом.
Исключение из данного правила составляют случаи, когда временный вывоз транспортных средств, ранее временно ввезенных на таможенную территорию РФ с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, осуществляется российским лицом, которому транспортное средство не принадлежит на праве собственности, независимо от того, зарегистрировано оно за ним или нет. В таком случае таможенный режим временного ввоза в отношении этих транспортных средств применяется в части уплаты таможенных пошлин, налогов до завершения действия этого режима.
Временный вывоз транспортного средства допускается независимо от того, каким лицом и в каких целях оно будет использоваться за пределами таможенной территории РФ. При временном вывозе транспортных средств таможенные пошлины не взимаются, а сроки данного таможенного режима не ограничиваются.
Рассмотрим особенности перемещения транспортных средств в таможенных целях, которые необходимо учитывать при управлении этими процессами.
При перемещении транспортных средств полному условному освобождению от уплаты таможенных пошлин, налогов подлежат временно ввозимые транспортные средства, включая:
- специальное оборудование, предназначенное для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, независимо
от того, может оно использоваться отдельно от транспортного средства или нет; - запасные части и оборудование, которые предназначены для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства, а также замены частей и оборудования, которые встроены во временно вывезенное транспортное средство с таможенной территории РФ.
Ввоз на таможенную территорию России замененных частей и оборудования допускается с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов применительно к таможенному режиму реимпорта.
При обратном ввозе на таможенную территорию РФ временно вывезенного транспортного средства таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если оно не подвергалось за пределами таможенной территории РФ операциям по переработке. Исключение составляют ремонтные работы, осуществляемые для обеспечения сохранности и эксплуатационных характеристик транспортного средства, а также для восстановления после повреждения (вследствие аварии или действия непреодолимой силы), которое имело место за пределами таможенной территории РФ.
Если транспортные средства, в отношении которых производились операции по ремонту и/или другие операции за пределами таможенной территории России, не подлежат освобождению от уплаты пошлин, налогов, по указанным выше основаниям, то такие транспортные средства могут быть частично освобождены от их уплаты в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом РФ в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории России.
199
10.11. Особенности декларирования перемещения товаров
Товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаются указанными лицами через таможенную границу РФ, в соответствии с установленным Таможенным кодексом РФ, особым упрощенным порядком.
Порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования предполагает:
- полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;
- применение единых ставок таможенных пошлин, налогов;
- взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа;
- неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Если физическими лицами ввозятся культурные ценности, то в отношении их предусмотрено полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии их письменного декларирования, а также специальной регистрации, предусмотренной законодательством РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей.
Товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые с этой территории в соответствии с правилами, установленными для перемещения их физическими лицами, рассматриваются, соответственно, как выпущенные для свободного обращения, либо вывезенные в таможенном режиме экспорта. В отношении това
ров, вывозимых физическими лицами, освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов производятся в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.
Правила таможенного законодательства, установленные для перемещения товаров физическими лицами, не могут применяться для случаев временного ввоза (вывоза) товаров и обратного вывоза (ввоза) их физическими лицами.
10.12. Декларирование временного ввоза (вывоза) товаров физическими лицами
В отношении товаров, временно ввозимых на таможенную территорию РФ иностранными физическими лицами, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в тех случаях, когда эти товары ввозятся исключительно для личного пользования этими лицами на период их временного пребывания на таможенной территории РФ. Данное правило также распространяется на транспортные средства, принадлежащие иностранным физическим лицам, арендованные или взятые ими во временное пользование иным способом, и которые ввозятся на таможенную территорию РФ одновременно с въездом, либо до (или после) въезда иностранного лица.
Российские физические лица имеют право временно ввозить транспортные средства при условии, когда в отношении каждого из них соблюдены следующие требования:
- зарегистрированы на территории иностранного государства;
- сроки временного ввоза в совокупности не превышают 6 месяцев в течение одного календарного года.
Временно ввезенные товары, включая транспортные средства, могут быть обратно вывезены с таможенной территории РФ через
201
любой таможенный орган. При обратном вывозе временно ввезенных товаров таможенные пошлины, налоги не взимаются; запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, не применяются.
Временно ввезенные товары, включая транспортные средства, могут не вывозиться обратно, если они оказались серьезно поврежденными вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
Российские физические лица вправе временно вывозить с таможенной территории РФ товары для личного пользования на срок своего временного пребывания на территории иностранного государства и ввозить их обратно с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
По заявлению физического лица таможенный орган осуществляет идентификацию временно вывозимых товаров, если она будет способствовать их обратному ввозу с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. О проведении идентификации товаров должно быть указано в таможенной декларации, один экземпляр которой возвращается физическому лицу, осуществляющему вывоз этих товаров.
Осуществление такой идентификации способствует (но ее отсутствие не препятствует) обратному ввозу товаров с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов.
10.13. Оформление товаров,
перемещаемых физическими лицами
Перемещаемые физическими лицами для личного пользования товары, в том числе транспортные средства, подлежат помещению на склад временного хранения по просьбе данных лиц
либо в тех случаях, когда немедленное таможенное оформление товаров и/или уплата таможенных пошлин, налогов не представляются возможными по причинам, не зависящим от таможенных органов. В подобных ситуациях временное хранение товаров осуществляется в порядке, установленном Таможенным кодексом РФ для временного хранения товаров и за счет лица, товары которого помещены на склад временного хранения.
При следовании через Государственную границу России физическими лицами в письменной или устной форме производится декларирование товаров, перемещаемых в ручной клади и сопровождаемом багаже. В письменной форме декларируются следующие товары, включая транспортные средства:
- перемещаемые физическими лицами в несопровождаемом багаже;
- пересылаемые в адрес физических лиц для личного пользования (за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях);
- входящих в перечень товаров, ввоз которых ограничен в соответствии с законодательством РФ, либо стоимость и/или их количество превышают ограничения, устанавливаемые для перемещения через таможенную границу РФ, с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов;
- входящих в перечень товаров, вывоз которых ограничен в соответствии с законодательством РФ;
- входящих в перечень товаров, при вывозе которых предусмотрено обязательное декларирование в письменной форме, предусмотренное законодательством РФ.
Таможенные пошлины, налоги уплачиваются физическими лицами при декларировании перемещаемых товаров в письменной форме на основании таможенного приходного ордера, один
203
экземпляр которого вручается лицу, уплатившему таможенные платежи.
В отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу для личного пользования, таможенные пошлины и налоги уплачиваются физическими лицами в виде совокупного таможенного платежа (уплата в виде общей суммы таможенных пошлин, налогов без разделения на составляющие) или по единым ставкам таможенных пошлин, налогов.
При перемещении физическими лицами товаров одновременно с декларированием должна быть заявлена их таможенная стоимость, в качестве подтверждения которой могут предъявляться чеки, счета и иные документы, подтверждающие приобретение декларируемых товаров и их стоимость.
При отсутствии указанных документов и сведений таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость товаров на основании данных, содержащихся в каталогах иностранных организаций, осуществляющих продажу товаров, либо иной ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа в отношении подобных товаров. В этом случае таможенным органом производится корректировка таможенной стоимости в зависимости от качества товаров, их репутации на рынке, страны происхождения, времени изготовления и других факторов, влияющих на цену.
10.14. Оформление перемещения товаров
в международных почтовых отправлениях
Под международным почтовым оформлением понимаются специальные процедуры в отношении почтовых отправлений, принимаемых для пересылки за пределы таможенной территории РФ,
поступающих на таможенную территорию РФ, либо следующих транзитом через эту территорию. К международным почтовым отправлениям относятся:
- письма (простые, заказные, с объявленной ценностью);
- почтовые карточки (простые, заказные);
- бандероли и специальные мешки «М» (простые, заказные);
- мелкие пакеты (заказные);
- посылки (обыкновенные, с объявленной ценностью);
- международные отправления экспресс-почтой. Международные почтовые отправления не могут быть выданы
без разрешения таможенного органа службами почтовой связи их получателям или отправлены за пределы таможенной территории РФ.
В международных почтовых отправлениях не допускается пересылка товаров, запрещенных законодательством РФ к ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории в соответствии с актами Всемирного почтового союза, а также товаров, для которых применяются ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, согласно перечню установленному Правительством Российской Федерации.
Запреты и ограничения экономического характера не применяются в соответствии с законодательством РФ в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, если:
- стоимость указанных товаров не превышает 5 тыс. руб. в адрес одного получателя в течение одной недели;
- товары пересылаются в адрес физических лиц и предназначены для личного пользования;
- в иных случаях, определяемых Правительством РФ.
205
Таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится в порядке приоритета и в кратчайшие сроки, которые не могут превышать трех дней.
Если все сведения, требуемые таможенными органами для таможенных целей, содержатся в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и сопровождающих международные почтовые отправления, то не требуется предоставление отдельной таможенной декларации.
Декларирование посредством подачи отдельной таможенной декларации является обязательным, если:
- стоимость ввозимых на таможенную территорию РФ товаров превышает 10 тыс. руб., за исключением случаев, когда:
- товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, пересылаются в адрес физических лиц;
- вывоз товаров с таможенной территории РФ должен быть подтвержден отправителем товаров таможенному и/или налоговому органам;
- ввозимые на таможенную территорию РФ товары предназначены к помещению под таможенный режим, не предусматривающий выпуска товаров для свободного обращения.
Таможенное оформление и подача отдельной таможенной декларации в приведенных выше случаях производятся их отправителями либо лицами, действующими от их имени, до сдачи указанных товаров организациям почтовой связи для отправки.
10.15. Оформление перемещения товаров
отдельными категориями иностранных лиц
Особый упрощенный порядок таможенного оформления устанавливается в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями; персоналом этих представительств и организаций.
Упрощенный режим таможенного оформления установлен в отношении товаров: ввозимых на таможенную территорию РФ и вывозимых с этой территории, и предназначенных для официального пользования представительств или для личного и семейного пользования отдельных категорий иностранных лиц, располагающих преимуществами, привилегиями или иммунитетами на таможенной территории РФ в соответствии с международными договорами.
Дипломатические представительства иностранных государств, расположенные на территории РФ, могут ввозить на таможенную территорию РФ и вывозить с этой территории, предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ.
Глава и члены дипломатического представительства иностранного государства, а также проживающие вместе с ними члены их семей, могут ввозить на таможенную территорию РФ и вывозить за ее пределы товары, предназначенные для личного и семейного пользования (в том числе для первоначального обзаведения), с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и от применения к ним,
207
запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ.
Личный багаж главы и членов дипломатического представи-1 тельства иностранного государства, а также проживающих вместе с ними членов их семей, освобождается от таможенного досмотра, если отсутствуют серьезные основания предполагать, что| их багаж содержит товары, не предназначенные для личного и семейного пользования, товары, ввоз или вывоз которых, запрещен законодательством РФ, международными договорами РФ, либо регулируется карантинными правилами.
Таможенные льготы, предусмотренные для дипломатических представительств иностранных государств, предоставляются также членам их семей.
Таможенные льготы для международных, межгосударственных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций, представительств и членов их семей определяются соответствующими международными договорами РФ.
10.16. Оформление перемещения товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи
Ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с нее товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, допускаются после принятия таможенной декларации и выпуска таможенным органом товаров в соответствии с условиями заявленного в ней таможенного режима. При подаче таможенной декларации фактическое предъявление товаров не требуется. В отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, таможенные
процедУРы временного хранения и внутреннего таможенного транзита не применяются.
При перемещении товаров через таможенную границу трубопроводным транспортом допускается их периодическое временное декларирование посредством подачи временной таможенной декларации в порядке, установленном Таможенным кодексом РФ. Допускается подача одной временной таможенной декларации на товары, ввозимые или вывозимые одним и тем же лицом, перемещающим товары в соответствии с условиями одного таможенного режима в счет исполнения обязательств по нескольким внешнеторговым договорам (в том числе по разным условиям поставки, ценообразования и оплаты).
Временная таможенная декларация предоставляется декларантом на период времени, не превышающий одного квартала, а на природный газ - одного календарного года, не позднее 20-го числа месяца, предшествующего этому периоду. Декларант обязан подать одну или несколько надлежащим образом заполненных полных таможенных деклараций на товары, ввезенные или вывезенные за каждый календарный месяц поставки товаров.
Таможенные пошлины уплачиваются за товары, вывозимые с таможенной территории РФ, за каждый календарный месяц поставки по ставкам вывозных таможенных пошлин, действующим на 15-е число месяца. При этом не менее 50% суммы вывозных таможенных пошлин, исчисленных исходя из сведений, указанных во временной таможенной декларации, уплачивается не позднее 20-го числа месяца, предшествующего каждому календарному месяцу поставки. Исчисление сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется исходя из количества товаров, пропорционально одному календарному месяцу поставки, если
209
во временной таможенной декларации указан период поставки,
превышающий один календарный месяц.
Ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с этой террито-1
рии товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, допускаются без предварительного разрешения таможенного органа при условии последующего декларирования и уплаты таможенных платежей. Декларация подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем фактической поставки.
Декларированию подлежит фактическое количество электрической энергии, которое устанавливается на основании показаний приборов учета, установленных в технологически обусловленных местах и фиксирующих перемещение электрической энергии. Декларирование производится на основании актов о фактических поставках электрической энергии по соответствующему внешнеторговому договору.
Таможенные пошлины, налоги уплачиваются не позднее дня подачи таможенной декларации на товары, перемещаемые через таможенную границу в течение одного календарного месяца.
Таможенные процедуры временного хранения и внутреннего таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, не применяются.
maeaxi. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВЗИМАНИЕМ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И ПОШЛИН
- Глава I. Роль таможенных органов в формировании и реализации таможенной политики
- Глава III. Таможенная организация как объект
- Глава XI. Особенности управления взиманием
- Глава XII. Методические положения по применению товарной номенклатуры вэд как основа управления таможенным делом в рф.................. 261
- Глава XIII. Управление уплатой
- Глава XIV. Контроль в системе управления
- Глава XVI. Юридические и экономические аспекты защиты и регулирования
- Глава XVII. Корпоративная культура управления........... 376
- Глава XVIII. Международные альянсы, их влияние на таможенную политику
- Глава I. Роль таможенных органов
- 1.2. Возникновение и развитие таможенного дела в России
- Глава III. Таможенная организация
- Глава IV. Кадровый потенциал таможенных органов российской федерации
- 4.2.2. Таможенный брокер
- Глава V. Характер управленческого труда
- Глава VI. Управление как процесс
- 6.2. Управленческие решения, их виды, процедура принятия
- Глава VII. Мотивация в системе управления таможенной организацией
- Глава via власть и лидерство в управлении
- Глава IX. Таможенные режимы как основа
- 9.2.2. Экспорт товаров
- 9.2.3. Международный таможенный транзит
- 9.3.2. Переработка товаров для внутреннего потребления
- 9.3.3. Переработка товаров под таможенным контролем
- 9.3.5. Временный ввоз товаров
- 9.4. Завершающие таможенные режимы
- 9.4.1. Реимпорт товаров
- 9.4.2. Реэкспорт товаров
- 11.1.Понятие «таможенные платежи»
- 11.4. Роль налогообложения в таможенной политике
- 11.6.3. Сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению
- 11.6.4. Плата за участие в таможенных аукционах
- 12.3.1. Метод I-по цене сделки с ввозимыми товарами
- 12.3.2. Метод II-по цене сделки с идентичными товарами
- 12.3.4. Метод IV-на основе вычитания стоимости
- 12.3.7. Комплексный подход к оценке таможенной стоимости товаров
- Глава XIII. Управление уплатой таможенных платежей
- Глава XIV. Контроль в системе управления таможенным делом
- 14.2.1. Особенности контроля заявления таможенной стоимости
- Глава XV. Роль информации в управлении таможенным делом
- Главаxvi. Юридические и экономические
- Глава XVII. Корпоративная культура управления
- Глава XVIII. Международные альянсы, их влияние на таможенную политику российской федерации
- 4203 «Одежда и принадлежности одежды из натуральной или искусственной кожи»; 4303 «Одежда меховая...».
- 9003 11 - Оправы пластмассовые;
- 9003 19 - Оправы из других материалов.