Глава III. Таможенная организация
КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
0000^<><>00<>ООС<ХХ>0000<>00<><>0000<>с^^
3.1. Организация как звено экономики
Любая организация как структурное звено экономики представляет собой сложный механизм. Она соединяет в едином процессе технические и трудовые элементы, интересы групп людей и индивида (личности), стимулы и ограничения, традиционные технологии и инновации, жесткую дисциплину и свободное творчество, нормативные требования и инициативу и т.д. Любой организации свойственна своя корпоративная культура, традиции и имидж (репутация). Они имеют возможность динамично развиваться, когда эффективно осуществляют свою деятельность, располагают обоснованной стратегией, и рационально используют ресурсы, гибко перестраиваться, если перестают отвечать поставленным целям. Только, основываясь на понимании назначения, сущности организации и закономерностей ее развития, появляется реальная возможность эффективно управлять, наиболее полно использовать ее потенциал, осваивать современные технологии менеджмента.
В широком смысле организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели (или целей).
В более узком понимании организация рассматривается как совокупность людей и групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения конкретных задач на основе определенных
37
правил и процедур, разделения труда и обязанностей. Организации, в которых для достижения общих целей применяется совместный труд людей, представляют собой социально-экономические структуры, характеризующиеся следующими общими чертами:
- целями, отражающими их предназначение для удовлетворения потребностей общества;
- персоналом (работниками), обладающими квалификацией, знаниями и умениями, необходимыми для достижения поставленных целей;
- разделением труда, обеспечивающим рациональную организацию выполнения работ и решения задач, в соответствии с профессионально-квалификационными характеристиками работников;
- коммуникациями, т.е. различными видами связей, необходимых в процессе выполнения совместной работы;
- формальными правилами поведения, процедурами и контролем, устанавливаемыми для функционирования организации, как целостного образования;
- уровнями полномочий и ответственности, регламентирующими масштабы власти для разных должностей.
Организации могут быть коммерческими и некоммерческими, хозяйственными и нехозяйственными, бюджетными и небюджетными. При их классификации чаще всего используются критерии - форма собственности и организационно-правовая форма. По организационно-правовым формам организации разграничиваются на группы в соответствии с законодательством страны. Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 1, ст. 66-123) предусмотрены организационно-правовые формы, в которых может осуществляться деятельность коммерческих
и некоммерческих организаций. Таможенная служба РФ, включая все ее структурные элементы, относится к некоммерческим организациям. Основы управленческих воздействий на таможенный персонал отражены в приказах, правовых и нормативных актах.
Системный подход к организации означает, что она представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, образующих единое целое. Таможенная служба любого уровня, является открытой системой, поскольку взаимодействует с внешней средой (имеется в виду национальный и мировой рынок, отдельные компании и граждане). Каждая организация имеет определенные параметры входа в систему, которую она представляет и, соответственно, - параметры выхода во внешнюю среду.
Организации таможенной службы РФ в процессе своей деятельности реализуют три ключевых процесса: получение товаров из внешней среды, оформление, хранение, передача товаров в соответствии с таможенным режимом, взимание таможенных пошлин и сборов.
Специфика функционирования таможенной службы (включая неопределенность и изменчивость внешнеэкономической деятельности) предопределяют наличие для таких организаций целой совокупности рисков, которые могут проявляться и как угрозы и как новые возможности, что в значительной степени зависит от качества управления и, прежде всего, от его главной Функции - контроля. Способность таможенных органов постоянно реагировать на появление новых рисков и возможностей, быть адаптивными и гибкими, позволяет противостоять угрозам и эффективно реализовывать свои функции. Современные методы менеджмента создают основу механизма адаптации, позволяющего таможенной организации эффективно функционировать в соответствии с международными правилами и нормами.
39
3.2. Особенности управления таможенным делом в РФ
Таможенное регулирование согласно ст. 71 Конституции находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что в России существуют единые для всей страны правила таможенного дела и единая система управления таможенной деятельностью.
Управление таможенным делом в РФ осуществляется следующим образом:
- общее руководство возложено на Правительство Российской Федерации;
- нормативное регулирование в сфере таможенного дела и ВЭД выполняют Министерство экономического развития Российской Федерации;
- непосредственное линейное управление выполняют таможенные органы во главе с Федеральной таможенной службой.
Рассмотрим сферы полномочий, которые существуют в управленческом цикле таможенной деятельностью. Так, на Правительство Российской Федерации, которое является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в России, возложены следующие обязанности:
- осуществление исполнительной власти Российской Федерации;
- определение основных направлений экономического разви тия РФ;
- координация деятельности федеральных министерств, федеральных служб и агентств, в том числе: Министерств экономического развития Российской Федерации и Федеральной таможенной службы.
В области внешнеэкономических отношений и таможенного дела Правительство Российской Федерации имеет следующие полномочия:
- разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного, экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
- осуществляет общее управление таможенным делом;
- принимает меры по охране Государственной границы РФ;
- осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и международного научно-технического и культурного сотрудничества;
- имеет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Министерство экономического развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах:
- анализа и прогнозирования социально-экономического развития;
- развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса;
- внешнеэкономической деятельности;
- таможенного дела;
- торговли;
несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций;
земельных отношений и территориального зонирования; экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований; ~ инвестиционной деятельности;
формирования межгосударственных и федеральных целевых программ;
41
- мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации;
- управления государственным материальным резервом;
- формирования государственного оборонного заказа;
- закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд и т.д.
Непосредственно в области таможенного дела Министерство экономического развития Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции России, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты нормативных актов по вопросам:
- торгово-экономических отношений с иностранными государствами, их союзами и международными организациями;
- применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров;
- нетарифного и тарифного регулирования экспорта и импорта товаров, за исключением товаров, подпадающих под действие законодательства РФ об экспортном контроле;
- государственной поддержки экспорта, создания российским экспортерам товаров и услуг благоприятных условий для доступа на рынки зарубежных стран.
Широта сфер деятельности и специфика работы таможенных органов предопределяют особые требования к менеджменту на всех уровнях иерархии таможенной службы России. С целью эффективного управления таможенным делом в целом необходимо четкое определение (разграничение) полномочий, функций и решаемых задач для каждого уровня таможенной службы РФ.
3.3. Федеральная таможенная службы Российской Федерации, ее цели, задачи и функции
Важнейшая роль в организации и осуществлении таможенной политики нашей страны принадлежит Федеральной таможенной службе (ФТС) - одному из базовых институтов, обеспечивающих экономические интересы государства в этой области. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и, тем самым, вносит свой вклад в укрепление национальной экономики. Формирование российской таможенной службы завершилось к 1994 г. В ее состав входят Государственный таможенный комитет (ГТК России), 7 территориальных таможенных управлений, таможни и таможенные посты. Общая протяженность охраняемой таможенной границы составляет 21,2 тыс км.
В составе главных задач, относящихся к сфере полномочий ФТС России, следует выделить следующие:
- создание таможенной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение главной миссии таможенной службы страны;
- обеспечение экономического суверенитета и государственной безопасности страны, защита интересов народа Российской Федерации;
- пополнение Федерального бюджета путем взимания пошлин, сборов и соответствующих налогов;
- осуществление таможенного, валютного контроля, прежде всего, за своевременной и полной репатриацией платежей, причитающихся российским экспортерам за экспортированные ими товары;
43
- формирование, ведение и представление (официальное опубликование) таможенной статистики внешней торговли России;
- создание нормативно-правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной службы.
Одно из основных мест в комплексе задач, возложенных на Федеральную таможенную службу, отводится совершенствованию таможенного законодательства. Следует отметить, что таможенное законодательство претерпевало существенные изменения по мере развития рыночных отношений в нашей стране. За эти годы данным органом был подготовлен и принят целый ряд документов, необходимых для организации и развития таможенного дела, главными среди которых являются Таможенный кодекс РФ и Закон Российской Федерации о «Таможенном тарифе». Все нормы и положения, содержащиеся в этих документах, соответствуют мировым требованиям, что обеспечивает правовую основу для функционирования российской таможенной службы, обоснования механизмов осуществления и управления внешнеэкономической деятельностью.
Таможенный кодекс РФ - это обширный и детализированный законодательный акт, который содержит правовые, экономические и организационные основы таможенного дела. В нем отражены положения, позволяющие регулировать перемещение товаров через таможенные границы, устанавливать таможенные режимы, порядок таможенного оформления и таможенного контроля. Таможенным кодексом РФ установлены правила ведения таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Специальными разделами этого кодекса также предусмотрена ответственность за нарушения таможенных правил.
44
Развитие рыночных отношений в нашей стране значительно повысило роль Федеральной таможенной службы (ФТС) России как ведомства, активно участвующего в разработке таможенной политики Российского государства. Внедрение новых технологий взимания таможенных платежей, своевременного и правильного их начисления, организации и ведения контроля за поступлением в Федеральный бюджет денежных средств от внешнеторговых операций в полном объеме позволяют достигать в этой сфере позитивных экономических результатов.
При современном экономическом положении России особую значимость приобрела фискальная функция.
Таможенные органы совмещают фискальные (взимание таможенных пошлин и таможенных сборов), контрольные и правоохранительные функции. При исполнении фискальной и контрольной функций таможенная служба сотрудничает с налоговыми органами и Министерством финансов РФ, к которому в 2000 г. отошла функция валютного и экспортного контроля.
С обострением проблемы экономической безопасности РФ под влиянием внешних и внутренних факторов, связанных с «открытостью» российской экономики и государственных границ для зарубежных компаний, обострением конкуренции на национальном и мировом рынке, существенно возросла по сложности и масштабам деятельность Федеральной таможенной службы.
Для защиты экономических интересов страны при решении этих задач таможенными органами РФ выполняются следующие основные функции внутриэкономического характера:
- участие в разработке и реализации на практике таможенной политики;
- обеспечение (в пределах своей компетенции) экономической безопасности РФ;
осуществление таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
- взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
- способствование ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;
- осуществление валютного контроля (в пределах своей компетенции);
- участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ;
- осуществление контроля за вывозом стратегических и других, жизненно важных для интересов России, товаров;
- ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики РФ;
- выполнение научно-исследовательских работ;
- консультирование в области таможенного дела;
- осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Блок функций международного характера включает следующие действия со стороны таможенной службы страны:
- участие в разработке и выполнении международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело;
- сотрудничество с таможенными и другими компетентным органами иностранных государств, а также с международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.
46
Важнейшая роль в экономическом механизме таможенной службы страны отводится организации и управлению взиманием таможенных платежей.
Таможенная политика непосредственно связана с проблемой экономической безопасности, которая остается одной из самых актуальных, из-за наличия большого количества факторов негативного воздействия. Среди таких факторов, прежде всего, следует выделить:
- возрастание зависимости страны от импорта многих потребительских товаров, промежуточной продукции, машин и оборудования;
- усиление уязвимости отечественной экономики, вследствие политического и экономического внешнего давления;
- преобладание в российском экспорте сырьевых товаров;
- потеря традиционных рынков сбыта технической продукции, включая оборудование;
- стремление западных стран установить контроль над российским рынком стратегически важного сырья, технологий, транспорта, информации и др.
Эффективным способом борьбы с ввозом на таможенную территорию России недоброкачественных и опасных для российских потребителей товаров является сертификация продукции, поступающей по импорту.
С этой целью таможенные органы должны обеспечить стабильность таможенных режимов и разработку быстрых и несложных процедур таможенного оформления.
Таможенное регулирование является одним из эффективных средств защиты отечественных товаропроизводителей, поскольку способствует противодействию зарубежной экспансии, выполнению правоохранительных функций и созданию условий для
продвижения отечественных товаров на международные рынки. Только при достижении этих целевых установок, можно говорить о том, что в стране создана эффективная таможенная политика.
Важное место в управленческой деятельности таможенных органов отводится организации и проведению валютного контроля в части внешнеторговых операций. Мировая и отечественная практика показывает, что валютный контроль в таможенных органах, в отличие от других сфер экономики, имеет свою специфику. Это обусловлено тем, что согласно условиям внешнеторговых договоров, именно сотрудник таможни первым получает информацию о состоявшемся факте перемещения товаров через границу. В этой связи отдельные процедуры валютного контроля целесообразно выполнять именно в момент таможенного оформления. Кроме того, период осуществления таможенного контроля зачастую является последней возможностью для предотвращения нарушений законодательства, в том числе валютного.
Для обеспечения валютной безопасности необходимо наличие в стране соответствующей законодательной базы, в полной мере определяющей правила валютных операций, и подлежащей постоянному совершенствованию. При этом все участники внешнеэкономической деятельности должны полностью соблюдать данное законодательство. Слабым звеном в системе валютного контроля по-прежнему остается механизм оценки товаров при экспорте. В итоге это порождает в стране негативную тенденцию, при которой вывоз продукции осуществляется по демпинговым либо фиктивно низким ценам.
Эти особенности служат важнейшими предпосылками для определения полномочий таможенных органов при осуществлении валютного контроля, как функции управления.
48
3.4. Сферы компетенции таможенных органов РФ в аспекте менеджмента
Одной из важнейших функций менеджмента в таможенном деле является контроль. Таможенные органы Российской Федерации осуществляют контроль за ходом экспортно-импортных операций, включая перемещение через таможенную границу РФ (за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов) валюты, валютных ценностей, товаров и транспортных средств.
Одновременно, с наделением таможенных органов правом осуществления валютного контроля, впервые на уровне законодательного акта были конкретизированы компетентные полномочия органа валютного контроля. Следует подчеркнуть, что если функция контроля за перемещением через границу валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, является традиционной для таможенной службы страны, то валютные операции, которые связаны с переходом прав собственности на валютные ценности, ранее не входили в прерогативу ее деятельности.
Впервые, с получением российским Государственным таможенным комитетом (ГТК) в июне 1993 г. статуса органа валютного контроля и определением компетенции таможенных органов в части контроля валютных операций, в торговом обороте России появилась реальная возможность для создания эффективных технологий контроля этой сферы.
Специалистами установлено, что на эффективность применения системы таможенно-банковского валютного контроля (ТБВК) негативное влияние оказывают следующие факторы:
- отставание от современных реалий нормативно-правовой базы, что не позволяет реализовать технологию ТБВК
по целому ряду направлений (операции нерезидентов, контроль сделок с расчетами в валюте РФ и т.д.);
- необходимость доработки правовых актов, регламентирующих контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок;
- неполный охват системой ТБВК внешнеторговых операций в связи с особенностями контракта;
- недостаточное нормативно-правовое обеспечение завершающего этапа ТБВК, прежде всего, в области применения мер воздействия к нарушителям.
Реализация потенциальных возможностей ТБВК на практике может быть достигнута путем дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, определяющей принципы валютного регулирования и валютного контроля, а также права и обязанности государственных органов, его осуществляющих.
Совершенствование управления таможенной политикой также может быть достигнуто путем решения следующих задач:
- наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ;
- участия в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;
- стимулирования развития национальной экономики и т.д. Одной из форм проявления таможенной политики является
таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В это время вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последнее десятилетие наряду с таможенными пошлинами широкое распространение получили нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандартизация качества и экологической чистоты.
50
Таможенные пошлины и сборы являются инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского товарного рынка при его взаимодействии с мировым. Таможенная пошлина призвана содействовать оперативному регулированию налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу России. В этой связи, право установления размеров таможенных пошлин по конкретным товарам, перемещаемым через таможенную границу, в отличие от других налогов и сборов, должно быть сохранено за Правительством Российской Федерации, как в ближайшие годы, так и на перспективу.
3.5. Инфраструктура таможенной службы РФ
3.5.1. Таможенная служба Российской Федерации как система
Таможенные органы Российской Федерации составляют единую централизованную систему и включают: Федеральную таможенную службу - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, а также подчиненные ФТС РФ региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.
Согласно Указу Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314 (ред. от 23.12.2005) Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ. Федеральная таможенная служба является юридическим лицом и имеет: печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием; иные печати, Штампы и бланки установленного образца; геральдический знак ~ эмблему, флаг и вымпел, утверждаемые в установленном порядке; счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.
Возглавляет Федеральную таможенную службу руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра экономического развития. Руководитель Федеральной таможенной службы несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий.
Свою деятельность Федеральная таможенная служба осуществляет непосредственно через сеть таможенных органов РФ, а также через свои представительства за рубежом. Постановлением Правительства РФ «О Федеральной таможенной службе» от 21.08.2004. № 429 (ред. от 10.06.2005) установлена предельная численность работников:
- центрального аппарата ФТС в количестве 1882 человек (без персонала по охране и обслуживанию зданий) в том числе сотрудников, которым присвоены специальные звания, -828 человек;
- региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, организаций, находящихся в ведении Службы, в количестве 60652 человек (без персонала по охране и обслуживанию зданий), в том числе 18260 сотрудников, которым присвоены специальные звания.
При этом ФТС взаимодействует со следующими структурами:
- федеральными органами исполнительной власти;
- органами исполнительной власти субъектов РФ;
- Центральным банком РФ;
- органами местного самоуправления;
- общественными объединениями, иными организация ми.
Федеральная таможенная служба выполняет следующие функ ции в установленной сфере деятельности:
организация взимания (в том числе в принудительном порядке), контроля правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин (включая антидемпинговые, специальные, компенсационные), налогов и таможенных сборов;
применение таможенного законодательства РФ; соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу страны; таможенное оформление и таможенный контроль; ведение товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности и реестров в области таможенного дела; валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством РФ;
дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ;
оперативно-розыскная деятельность;
обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности;
взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации интересов России
53
во Всемирной таможенной организации и других международных организациях;
проведение в установленном порядке конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд; осуществление заказов по строительству таможен, таможенных пунктов пропуска и других объектов, необходимых для развития таможенной инфраструктуры, по разработке эскизов и изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию РФ; организация профессиональной подготовки и переподготовки должностных лиц таможенных органов, повышения их квалификации и стажировки;
прием граждан, обеспечение своевременного и полного рас смотрения их обращений, принятие по ним решений, направление заявителям ответов в срок, установленный зако нодательством РФ;
информирование и консультирование на безвозмездно основе участников внешнеэкономической деятельности п вопросам таможенного дела;
ведение таможенной статистики внешней торговли и специ альной таможенной статистики;
реализация программ развития таможенного дела в России ской Федерации;
выполнение иных функций, если такие предусмотрены фе деральными законами, нормативными правовыми актам Президента или Правительства Российской Федерации.
Для реализации своих полномочий Федеральная таможенная служба в установленной сфере деятельности имеет право по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации:
- создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты и специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями;
- определять регион деятельности таможенных органов;
- утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах;
- организовывать проведение научных исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок;
- запрашивать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам таможенной деятельности;
- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам таможенного дела;
- осуществлять контроль, в том числе финансовый, за деятельностью таможенных органов и представительств Службы за рубежом;
- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов таможенного дела научные и иные организации, а также ученых и специалистов;
- применять меры ограничительного, предупредительного и превентивного (профилактического) характера, предусмотренные законодательством РФ и направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований, а также по ликвидации последствий таких нарушений;
- создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии);
- разрабатывать и утверждать образцы служебных удостоверений и порядок ношения форменной одежды.
Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в
установленной сфере деятельности:
- нормативно-правовое регулирование (кроме случаев, предусмотренных федеральными законами) указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства;
- функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.
На полномочия руководителя ФТС не распространяются ограничения по управлению, закрепленным за службой имуществом (на праве оперативного управления), а также по организации деятельности Службы и решению кадровых вопросов.
В состав Федеральной таможенной службы (ФТС) входят сле-1 дующие структуры: Таможенно-тарифное управление; Управление федеральных таможенных доходов; Отдел валютного контроля; Управление организацией таможенного контроля; Управление j по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил; I Правое управление; Управление внешних связей. Схематично иерархическая структура Федеральной таможенной службы РФ| представлена на рисунке 1.
Функциональные обязанности этих подразделений в составе ФТС| будут рассмотрены в следующих разделах учебного пособия.
Непосредственное руководство таможенной деятельностью! осуществляет Центральный орган (аппарат) Федеральной исполнительной власти.
В прерогативу Центрального аппарата Федеральной таможен-] ной службы РФ входят следующие полномочия:
- формирование и совершенствование организационной] структуры, возглавляемой им таможенной системы;
- реорганизация, ликвидация и регулирование правового статуса региональных таможенных управлений;
- управление, на основании полномочий собственника, имуществом подведомственных ему органов, предприятий и учреждений;
- финансирование мероприятий, направленных на развитие таможенной инфраструктуры;
- контроль за соблюдением должностными лицами таможен-но-процессуальных норм по делам контрабанды, нарушениям таможенных правил и налогового законодательства, а также при рассмотрении жалоб и протестов по таким правонарушениям.
Федеральная таможенная служба (центральный аппарат: главные управления, управления, отделы, отделения)
Региональные таможенные управления (службы, отделы, отделения)
Таможни непосредственного подчинения ФТС (отделы, отделения)
Таможни (отделы, отделения)
Таможенные посты (отделы, отделения)
Рис. I. Структура Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ
57
Управление федеральных таможенных доходов (УФТД) ФТС
РФ осуществляет следующие виды деятельности:
- руководство работой региональных таможенных управлений и таможен по обеспечению полной и своевременной уплаты таможенных платежей;
- разработка технологий взимания таможенных платежей;
- контроль процесса декларирования товаров;
- контроль деятельности предприятий (организаций), расположенных в свободных экономических зонах и т.д.
3.5.2. Региональные таможенные управления РФ Региональные таможенные управления Российской Федерации (РТУ РФ) составляют промежуточное звено в системе таможенных органов нашей страны. Они осуществляют руководство таможенным делом в определенном ФТС РФ регионе деятельности под ее непосредственным руководством. Необходимость их создания, прежде всего, предопределена огромными размерами таможенной территории Российской Федерации. В этой связи, вся таможенная территория России поделена на регионы, в границах которых региональные управления осуществляют руководство и координацию деятельности таможенных органов (таможен и таможенных постов) на местах. При этом границы таможенных регионов не совпадают с границами субъектов РФ. В непосредс-; твенном подчинении службы регионального управления находятся таможенные органы, расположенные на подведомственной территории, за исключением тех, которые находятся только в оперативном подчинении ФТС РФ.
Региональное таможенное управление является юридическим, лицом: имеет самостоятельный баланс; печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием; иные печати
и штампы; счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ. РТУ осуществляет возложенные на него функции непосредственно через подчиненные таможенные органы, а также другие организации таможенной службы РФ во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.
Крупнейшими подразделениями в составе ФТС РФ являются следующие региональные управления: Северо-Западное (Санкт-Петербург); Дальневосточное (Владивосток); Северокавказское (Ростов-на-Дону); Восточносибирское (Иркутск); Поволжское (Нижний Новгород); Западное (Москва); Уральское (Екатеринбург); Западносибирское (Новосибирск).
Наряду с перечисленными, в состав РТУ РФ входят следующие специализированные региональные управления:
- оперативно-поисковое;
- радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры;
- специальных операций;
- экспертно-криминалистическое.
Общее положение о региональном таможенном управлении (РТУ) утверждается приказом ФТС РФ. Данное положение включает задачи и виды деятельности по широкому спектру направлений таможенного дела, а также правила функционирования таможенных органов и организаций, соблюдения ими таможенного законодательства, обеспечения жизнедеятельности таможенных органов на территориях подведомственного региона, порядок и правила взимания таможенных платежей. При этом на региональное управление возложено свыше 100 функций, из которых основными являются следующие:
59
- организация, координация, контроль начислений и взимания нижестоящими таможенными органами таможенных платежей, предоставления отсрочек и рассрочек их уплаты, а также таможенно-тарифных и иных льгот в соответствии с действующим законодательством;
- методическое обеспечение деятельности подчиненных таможенных органов;
- создание условий для мониторинга (включая сбор, обобщение и анализ) информации по начислению и взиманию таможенных платежей нижестоящими таможенными органами;
- осуществление контроля за полнотой взимания и своевременностью перечисления в Федеральный бюджет нижестоя щими таможенными органами таможенных пошлин и нало гов, в отношении товаров, перемещаемых через таможенну границу РФ, а также за правильностью учета и отражения документах таможенных платежей;
- обеспечение взыскания неуплаченных таможенных плате жей, в том числе в бесспорном порядке;
- контроль за перечислением нижестоящими таможенными органами денежных средств, формирующих Фонд развития; таможенной системы РФ;
- кадровое обеспечение.
Для реализации этих функций РТУ предоставлены соответс! твующие полномочия. В частности, РТУ имеет право:
- создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенный посты, не имеющие статуса юридического лица;
- вносить в ГТК России предложения о создании, реорганизации и ликвидации в регионе таможен, таможенных постов, а также других организаций системы ФТС;
- издавать (в пределах своей компетенции) нормативно-правовые акты, которые являются обязательными для исполнения их нижестоящими таможенными органами;
- вносить в ГТК РФ предложения об издании, изменении, дополнении или отмене нормативных и иных актов ГТК России, о совершенствовании законодательства РФ, правовых актов Президента и Правительства России о таможенном деле.
РТУ также является правоохранительным органом РФ и, в этой связи, осуществляет свою деятельность в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, обеспечивая в пределах своей компетенции исполнение уголовного и административного законодательства, а также выполнение функций дознания.
Проблема совершенствования деятельности регионального таможенного управления является одной из ключевых в развитии единой системы таможенных органов.
3.5.3. Таможни, их основные функции и полномочия
Таможня является обособленным таможенным органом, который входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет свою работу:
на определенном участке Государственной границы РФ (большинство таможен); в аэропортах; морских портах; в специализированной сфере деятельности (например, таможни оперативные, акцизные, энергетические, кинологические).
Свою деятельность таможня осуществляет под общим руководством ФТС (согласно Общему положению о таможне РФ) и находится в непосредственном подчинении у Регионального таможенного управления. Лишь отдельные таможни, в силу специфики их работы, подчинены ФТС. Вопросы создания, реорганизации
61
и ликвидации таможни решаются исключительно Федеральной таможенной службой России. Кроме того, отдельные таможни могут быть подчинены непосредственно ФТС.
Территория региона деятельности таможен, непосредственно подчиненных РТУ, определяется ФТС России по представлению либо с учетом мнения региональных таможенных управлений. В непосредственном подчинении таможни находятся таможенные посты, расположенные в регионе ее деятельности.
Таможня (включая ее структурные подразделения) является базовым звеном (подсистемой) единой системы таможенных органов. Именно здесь сосредоточен центральный спектр работ по реализации задач и функций таможенной службы. Таможни и их подразделения, как правило, создаются по территориальному принципу, то есть осуществляют свою деятельность, которая определяется ФТС России, на территории подведомственног региона.
В соответствии с этим принципом любой участник внешнеэк номической деятельности (ВЭД) должен произвести оформлени товаров и соблюсти другие таможенные формальности в той та? можне, на подведомственной территории которой зарегистрирован его юридический адрес. Это дает возможность таможенным органам получать необходимую информацию обо всех участниках ВЭД и, тем самым, обеспечить с ними тесное взаимодействие.
Согласно программе реструктуризации (модернизации) таможенной службы в зоне деятельности таможни создаются Центры таможенного оформления, осуществляющие все операции, связанные с оформлением товаров, прибывающих по железнодорожным и автогрузовым путям, а также личного автотранспорта физических лиц и отдельно следующего багажа. В этих службах получатели и отправители грузов не имеют прямого контакта с конкретным таможенным работником. Для осуществления такой деятельности вводятся общепринятые в мировой практике правила и технологии таможенного оформления товаров, дающие гарантии его достоверности и оперативности.
Территориальный принцип организации и функционирования таможен предопределяет универсальный, комплексный характер их деятельности. Однако при этом не исключается специализация отдельных таможен и/или их подразделений на выполнении конкретных (специфических), наиболее сложных видов таможенной деятельности, в том числе при особых обстоятельствах. Так, одной из наиболее актуальных задач в настоящее время является создание таможен и таможенных постов, специализирующихся на операциях контроля за перемещением специфических товаров (радиоактивных материалов, драгоценных металлов, камней и пр.).
В непосредственном подчинении таможен находятся таможенные посты, расположенные на территории подведомственного региона. Исключение составляют те из них, которые подчинены вышестоящим таможенным органам.
В зависимости от территориального размещения таможни и таможенные посты подразделяются на пограничные и внутренние. Это связано, как с маршрутами перемещения товаров, движением пассажиропотоков, так и с местами концентрации участников внешнеэкономической деятельности.
К пограничным постам относятся таможни или их подразделения, расположенные в местах пересечения транспортными магистралями границ государства, а также в аэропортах, морских и речных портах. В их состав также входят пункты пропуска (перехода) всех видов автотранспорта через границу страны. Главными задачами пограничных таможен и таможенных постов
62
являются: фиксирование прохождения товаров через границу, сообщение об этом во внутреннюю таможню, а также осуществление таможенного контроля пассажиропотоков.
К внутренним постам относятся таможни и их подразделения, расположенные на таможенной территории страны в местах концентрации участников ВЭД (получателей и отправителей грузов). Они осуществляют таможенное оформление товаров, контроль за их доставкой, сборы таможенных платежей и другие таможенные процедуры, непосредственно на местах. Такие таможенные структуры создаются при крупных железнодорожных узлах, в административно-территориальных центрах, а также на промышленных и добывающих предприятиях.
Главная цель таможен состоит в непосредственном осуществлении таможенной деятельности на подведомственной территории. Для реализации этой цели и решения, тесно связанных с ней задач, таможня выполняет целый ряд сложных и разнообразных функций. Так, в Общем положении о таможне РФ зафиксировано свыше шестидесяти функций, среди которых основными явля-1 ются следующие:
- обеспечение правильного применения в подведомственно^
регионе таможенных режимов при перемещении товаро и транспортных средств через таможенную границу гост дарства и проведении экономической деятельности на етШ таможенной территории;
- осуществление таможенного оформления и контроля, в том числе за доставкой товаров и транспортных средств, находя щихся под таможенным контролем, и документов на них, места, определяемые таможенными органами;
- начисление таможенных пошлин, налогов и иных таможейВ ных платежей, проверка правильности их исчисления;
64
взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможен-ных'платежей;
- взыскание неуплаченных платежей, в том числе в бесспорном порядке, принятие, в пределах своей компетенции, решений о предоставлении отсрочки или рассрочки при уплате таможенных платежей, таможенно-тарифных и иных льгот в соответствии с действующим законодательством;
- применение механизма уплаты таможенных платежей;
- обеспечение правильного учета и отражения в документах таможенных платежей, полноты их взимания и своевременного перечисления денежных средств в Федеральный бюджет и в Фонд развития таможенной системы России;
- сбор, обобщение и анализ сведений о таможенных платежах, представление их вышестоящему таможенному органу;
- контроль состояния этой работы в нижестоящих таможенных звеньях.
Для реализации своих функций таможня наделена широкими полномочиями и, в этой связи, может:
- издавать в пределах своей компетенции ненормативные правовые акты;
- производить таможенный досмотр и таможенный контроль в разных формах, используя при этом все или только достаточные его методы;
- осуществлять таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств и проверять экономическую деятельность участников внешнеэкономических связей;
- привлекать к ответственности нарушителей таможенных правил;
- определять места расположения своих структурных подразделений, таможенных постов и осуществлять организацию их деятельности.
3.5.4. Таможенные посты как первичные звенья ФТС РФ Таможенные посты - это линейные подразделения, которые являются первичными звеньями всей технологической цепочки таможенной деятельности. Таможенные посты, как элемент единой системы таможенных органов РФ, находятся в непосредственном подчинении определенной таможни. Таможенный пост осуществляет таможенные действия в конкретном пункте пересечения товарами таможенной границы РФ (международном аэропорту, речном или морском порту, ином месте), где законом предусмотрено осуществление таможенных действий. Больше всего таможен - 27 находится в подчинении Центрального РТУ (Центральный федеральный округ) и Северо-Западного РТУ (Северо-Западный федеральный округ) - 23. На территориях деятельности данных РТУ располагаются крупнейшие центры, осуществляющие связь с внешним миром (Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Калининградская область). Меньше всего таможен (10) находится на территории Уральского РТУ (Уральский федеральный округ). В среднем в подчинении РТУ имеется 16-18 таможен.
Как правило, таможенный пост не является юридическим лицом, за исключением отдельных случаев, когда он может быть образован как юридическое лицо по решению ФТС России на основании представления РТУ или таможни, непосредственно подчиненной ФТС. Таможенный пост, являющийся юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати и штампы, самостоятельный баланс, счета в органах федерального казначейства, банках и иных кредитных организациях. Он обладает правом оперативного управления
66
в отношении закрепленного за ним имущества, являющегося федеральной государственной собственностью.
Существует достаточно широкое многообразие типологии таможенных постов. Их можно классифицировать по ряду признаков, включая непосредственное подчинение - таможне, либо региональному таможенному управлению, либо ФТС России.
Таможенные посты различаются по своему статусу, так как согласно решению ФТС некоторым из них может быть предоставлен статус юридического лица. Соответственно, такой пост наделяется более широкими полномочиями и обязанностями по сравнению с постом, не имеющим такого статуса.
Важнейшим направлением организации сети таможенных постов является их создание непосредственно на крупных промышленных объектах, в местах сосредоточения товаропроизводителей, отправителей и получателей грузов, участников экспортно-импортных операций. Согласно Общему положению о таможенном посте РФ, они должны выполнять следующие функции:
- таможенное оформление товаров и транспортных средств;
- таможенный контроль, в том числе за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу РФ;
- начисление и взимание (в пределах своей компетенции) таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
- проверка правильности их исчисления;
- участие в обеспечении полноты взимания денежных средств;
- контроль за достоверностью сведений, предоставляемых для таможенных целей;
- доставка товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и документов на них в места, определяемые таможенными органами;
- контроль за помещением под таможенные режимы товаров и транспортных средств при перемещении через таможенную границу РФ и ведении внешнеэкономической деятельности на таможенной территории РФ;
- контроль за целевым использованием условно выпущенных товаров и транспортных средств;
- взаимодействие с налоговыми и финансовыми органами подведомственного региона в целях повышения эффективности взимания таможенных платежей и их своевременного перечисления;
- информирование и консультирование заинтересованных лиц по таможенным вопросам в соответствии с порядком, определяемым ФТС России.
Таможенный пост обеспечивает:
- проверку документов и сведений, необходимых для таможенных целей;
- проведение таможенного (в том числе личного) досмотра, являющегося исключительной формой контроля;
- учет товаров и транспортных средств;
- устный опрос физических лиц, законных представителей юридических и должностных лиц;
- проведение проверки в пределах своей компетенции системы учета и отчетности;
- проведение осмотра территорий, помещений и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы;
- проведение контроля в других формах, предусмотренных законодательством РФ о таможенном деле;
68
- соблюдение в пределах своей компетенции законодательства РФ в части применения таможенных режимов;
- точное исполнение законодательства РФ в процессе осуществления своих функций;
- соблюдение законности в своей деятельности при принятии решений и совершении действий, связанных с выполнением задач и функций таможенных органов в сфере таможенного дела, а также при привлечении лиц к административной ответственности.
Кроме этих функций таможенный пост:
- возбуждает дела об административных правонарушениях, проводит административное расследование;
- осуществляет рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами;
- обеспечивает своевременное направление в вышестоящий таможенный орган поступивших жалоб по делам об административных правонарушениях вместе с материалами дела;
- обращает к исполнению постановления таможенного поста о наложении взысканий за административные правонарушения, совершенные физическими лицами, самостоятельно или через органы и организации, уполномоченные на то законодательством РФ;
- участвует в исполнительном производстве в качестве взыскателя при исполнении постановлений таможенного поста о наложении взысканий за административные и иные правонарушения;
- участвует в осуществлении мер по профилактике административных правонарушений, обеспечивает соблюдение законности при выполнении этой деятельности;
- взаимодействует с другими правоохранительными и контролирующими органами РФ по вопросам выявления, предупреждения, пресечения и расследования административных правонарушений.
Одной из разновидностей структурных подразделений РТУ является акцизный таможенный пост, который находится в его непосредственном подчинении и осуществляет свою деятельность в подведомственном ему регионе. В Положении об акцизном таможенном посте определены задачи, функции, права и порядок организации работы этого органа.
Главное его назначение - обеспечение выполнения правил ввоза и реализации на таможенной территории России подакцизных товаров, подлежащих маркировке, как марками акцизного сбора, так и специальными марками. В обязанности акцизного поста также входит осуществление контроля за выполнением этих правил импортерами, включая таможенное оформление и ввозной контроль маркировки товаров; взимание таможенных платежей за ввоз этих товаров, а также контроль за своевременным и полным поступлением денежных средств, подлежащих перечислению в доход Федерального бюджета. В соответствии со спецификой своей деятельности акцизный таможенный пост выполняет следующие основные функции:
- прием заявлений от импортеров на покупку марок акцизного сбора и специальных марок;
- контроль поступлений денежных средств на покупку маро и перечисления их на счета ФТС;
- обеспечение безопасности хранения марок;
- формирование заявок на изготовление марок;
- прием обязательств от импортеров о фактическом ввозе то варов, подлежащих маркировке;
70
- ведение журналов учета внешнеторговых операций, связанных с ввозом подакцизных товаров;
- таможенное оформление маркированных товаров. Особые виды деятельности отдельных таможенных постов могут определяться специальными актами ФТС России.
3.5.5. Специальные службы и подразделения таможенных органов Российской Федерации
В состав специальных таможенных органов РФ входят рассмотренные ниже службы и подразделения.
1. Служба таможенной охраны таможенных органов Российской Федерации - специализированная служба, созданная с целью осуществления комплекса необходимых мер в интересах охраны таможенной границы РФ, административных зданий таможенных органов, а также других объектов таможенной инфраструктуры. На службу таможенной охраны возложено решение следующих основных задач:
- выявление, предупреждение и пресечение таможенных правонарушений, обеспечение режима зоны таможенного контроля, безопасности работы таможенных органов России;
- несение охраны объектов ФТС России и материальных ценностей;
- обеспечение таможенного сопровождения товаров и транспортных средств;
- осуществление таможенного надзора.
2. Региональное таможенное управление по эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры и социальному развитию - входит в единую систему таможенных органов Российской федерации и осуществляет свою деятельность под непосредс-i венным руководством ФТС РФ. Данный орган обладает правом
оперативного управления в отношении закрепленного за ним имущества, являющегося федеральной собственностью, путем выполнения следующих функций:
- разработка и реализация программ и мероприятий, обеспечивающих эксплуатацию объектов таможенной инфраструктуры (основных средств);
- выполнение редакционно-издательских и типографских работ, изготовление печатной продукции по заявке ГТК России, таможенных учреждений.
3. Региональное таможенное управление по капитальному строительству объектов таможенных учреждений Российской Федерации - входит в единую систему таможенных органов РФ и находится в непосредственном подчинении ФТС России. На данную службу возложено руководство региональными таможенными управлениями, таможнями, организациями и предприятиями, входящими в систему ФТС, занятыми в сферах: капитального строительства, капитального ремонта, про-ектно-изыскательских работ, проведения единой технической политики. Указания и распоряжения управления по вопросам капитального строительства являются обязательными для исполнения всеми таможенными органами России, организациями и предприятиями системы ФТС.
4. Центральная таможенная лаборатория - головное экспер-тно-исследовательское учреждение ГТК. Лаборатория осущест-' вляет руководство экспертно-исследовательской деятельностью таможенных лабораторий и таможенных экспертных постов.
К основным задачам центральной таможенной лаборатории относятся:
- организация и проведение экспертиз и исследований в таможенных целях;
- организация, координация и контроль деятельности таможенных лабораторий и таможенных экспертных постов.
5. Таможенная лаборатория - это экспертно-исследователь-ское учреждение ГТК России, осуществляющее свою деятельность под руководством центральной таможенной лаборатории. Таможенная лаборатория руководит экспертно-исследовательской деятельностью таможенных экспертных постов. В состав ее основных задач входят:
- проведение экспертиз и исследований в таможенных целях;
- организация, координация и контроль деятельности подчиненных таможенных экспертных постов.
6. Группа по работе с конфискатом - является структурным подразделением таможенного органа. На нее возложены учет и реализация товаров, транспортных средств и иных предметов, обращенных в федеральную собственность, а также составление статистической отчетности по формам, утвержденным ФТС.
7. Отдел по борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил. В состав основных задач этого структурного подразделения таможни входят следующие:
- организация и ведение борьбы с контрабандой и другими преступлениями;
- производство дознаний, которые отнесены к компетенции таможенных органов;
- контроль за соблюдением законности при производстве дел о нарушении таможенных правил, осуществляемых инспекторским составом таможни.
8. Отдел собственной безопасности ФТС России - структурное подразделение центрального аппарата ФТС. Основными задачами отдела являются:
73
- предупреждение, выявление и пресечение фактов корруп ции, других должностных преступлений и нарушений в та моженных органах России;
- проведение служебных расследований по фактам должное тных преступлений и проступков, допущенных должностными лицами таможенных органов;
- анализ, оценка и прогнозирование криминогенной обстановки в таможенных органах и выработка превентивных мер по предотвращению правонарушений.
9. Отдел нетарифного и экспертного контроля - структурное подразделение таможни, включающее:
- группу по контролю лицензий;
- группу экспертного контроля и других нетарифных ограничений;
- группу организации декларирования. Отдел и входящие в него группы создаются приказом начальника таможни. В круг его основных задач входят контроль за ввозом и вывозом лицензируемых товаров и за соблюдением мер нетарифного регулирования внешней экономической деятельности.
10. Отдел (сектор) внешних связей - структурное подразделение регионального таможенного управления РФ, основными задачами которого являются:
- содействие ФТС России, таможенным органам, действующим в регионе, в реализации межправительственных и межведомственных соглашений и договоренностей по таможенному делу;
- развитие (в пределах своей компетенции) двустороннего сотрудничества с таможенными органами сопредельных государств;
74
- внесение предложений в ФТС России по развитию внешних связей.
11. Юридический отдел, юридическая группа, юрисконсульт таможенного органа Российской Федерации - специализированные структурные подразделения таможенных органов, учреждаемые в целях организации и непосредственного осуществления правовой работы и в интересах всех структурных подразделений таможенного органа. На юридический отдел возложена функция головного юридического подразделения соответствующего таможенного органа.
12. Отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров - структурное подразделение таможни, входящее в организационную структуру регионального таможенного управления. В круг основных задач отдела входят:
- организация и руководство работой по соблюдению подведомственными таможенными органами требований ФТС России в части классификации товаров в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;
- контроль за деятельностью уполномоченных должностных лиц таможни и принятие решений по вопросам классификации товаров в соответствии с товарной номенклатурой
вэд.
13. Отдел таможенного оформления итаможенного контроля-
структурное подразделение, которое подчиняется заместителю начальника таможенного органа по организации таможенного, оформления и таможенного контроля. К основным задачам этого отдела относятся:
- реализация таможенной политики Российской Федерации;
- обеспечение соблюдения таможенного законодательства РФ;
- принятие мер по защите интересов граждан, предприятий, организаций, учреждений;
- производство таможенного оформления и проведение та-] моженного контроля товаров, транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.
14. Прессотдел является структурным подразделением регионального таможенного управления Российской Федерации. В состав его основных задач входят:
- организация и проведение информационно - разъяснительной работы о таможенном деле России с привлечением отечественных и иностранных средств массовой информации;
- содействие ФТС РФ и таможенным подразделениям в подготовке материалов для средств массовой информации по таможенной проблематике.
Наряду с перечисленными службами существуют вспомогательные подразделения таможенных органов.
3.6. Внутренняя и внешняя среда таможенной организации
Внутренняя среда таможенной организации представляет собой совокупность основных элементов, которые обеспечивают выполнение и управление процессами в области таможенного дела, а также создают о ней конкретное представление.
Основу внутренней среды таможенной организации составляют: используемые техника, технологии и персонал, которые реализуются в конкретных формах дифференциации и интеграции деятельности; разделения и кооперации труда; корпоративной культуры и пр. Все внутренние процессы в организации протекают в рамках ее организационной структуры, которая отражает внутреннее ее строение, сложившееся разделение труда, связи
76
и взаимодействие подразделений. С организационной структурой тесно связаны, закрепленные за каждым структурным подразделением: задачи, функции управления, права и обязанности. От типа организационной структуры, правильного ее проектирования и своевременного изменения во многом зависят результаты деятельности. Внутреннюю среду организации можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, анализируя протекающие в ней процессы и эффективность деятельности.
Корпоративная культура является интегрированной характеристикой, поскольку пронизывает всю внутреннюю среду таможенной организации и отражает систему ценностей, убеждений, принципов и норм поведения, разделяемых всеми членами трудового коллектива. Соотношение этих элементов определяет потенциал организации, ее сильные и слабые стороны.
Главными подсистемами организации являются следующие:
- производственно-техническая (комплекс машин, оборудования, технологий и пр.), обеспечивающая оказание таможенных услуг;
- социальная (совокупность людей, работающих в организации и отношений между ними), основу которой составляет работа с персоналом;
- информационная (система организационно-технических средств), формирующая каналы и сети обеспечения информацией;
- экономическая (совокупность экономических процессов, включая затраты, доходы и т.д.).
Микросреда посредством факторов прямого влияния оказывает непосредственное воздействие на деятельность организации. При этом существует и эффект обратной связи между организацией
и микросредой, который проявляется ее влиянием на свое непосредственное окружение. К ближнему окружению относятся элементы микросреды, отношения с которыми регламентируются законодательством:
- клиенты - юридические и физические лица, пользующиеся таможенными услугами. Выделяют прямых, косвенных и потенциальных клиентов;
- участники совместной с организацией какой-либо деятельности, которая может реализовываться в форме договора (например, строительная компания и т.д.);
- контролируюгцие организации - государственные и муниципальные органы, осуществляющие надзор за деятельностью (различные комиссии; налоговые, санитарные и прочие инспекции; пенсионные, социальные и другие фонды);
- другие лица, заинтересованные в результатах деятельности организации, исходя из личных или корпоративных интересов. Ими могут быть как юридические, так и физические лица;
- общественность - партии, объединения, союзы, общества, формирующие общественное мнение, отношение населения к организации;
- правовые органы, связанные с законодательной базой в соответствующей области деятельности (ГК РФ, законы, ТК РФ, УК РФ и другие нормативные и правовые акты).
Внешняя среда организации представляет собой комплекс явлений и процессов, составляющих ее окружение и прямо или косвенно влияющих на результаты деятельности. Этот комплекс состоит из большого количества, не однородных по своему составу, компонентов. Их влияние на организацию может проявляться в разных формах - предоставлять благоприятные возможности и условия для эффективного функционирования или, наоборот, - создавать угрозы.
Внешняя (макросреда) организации включает экономическую, политическую, правовую, социальную, технологическую, при-родно-географическую составляющие. Для оценки ее влияние на деятельность таможенной организации выделен ряд параметров, включая: политическую обстановку; уровень социально-экономического развития страны; законодательную базу; таможенную и налоговую политику, проводимую государством; состояние в отраслях экономики; систему ценностей, принятых в обществе; обычаи национального ведения бизнеса; экологическую ответственность и пр.
Внешние факторы формируют среду, в которой функционирует организация. Внешняя среда таможенной организации (микро- и макросреда) в современных условиях характеризуется высокой степенью сложности, динамичности и неопределенности, что существенно затрудняет учет ее факторов при разработке и принятии управленческих решений.
- Глава I. Роль таможенных органов в формировании и реализации таможенной политики
- Глава III. Таможенная организация как объект
- Глава XI. Особенности управления взиманием
- Глава XII. Методические положения по применению товарной номенклатуры вэд как основа управления таможенным делом в рф.................. 261
- Глава XIII. Управление уплатой
- Глава XIV. Контроль в системе управления
- Глава XVI. Юридические и экономические аспекты защиты и регулирования
- Глава XVII. Корпоративная культура управления........... 376
- Глава XVIII. Международные альянсы, их влияние на таможенную политику
- Глава I. Роль таможенных органов
- 1.2. Возникновение и развитие таможенного дела в России
- Глава III. Таможенная организация
- Глава IV. Кадровый потенциал таможенных органов российской федерации
- 4.2.2. Таможенный брокер
- Глава V. Характер управленческого труда
- Глава VI. Управление как процесс
- 6.2. Управленческие решения, их виды, процедура принятия
- Глава VII. Мотивация в системе управления таможенной организацией
- Глава via власть и лидерство в управлении
- Глава IX. Таможенные режимы как основа
- 9.2.2. Экспорт товаров
- 9.2.3. Международный таможенный транзит
- 9.3.2. Переработка товаров для внутреннего потребления
- 9.3.3. Переработка товаров под таможенным контролем
- 9.3.5. Временный ввоз товаров
- 9.4. Завершающие таможенные режимы
- 9.4.1. Реимпорт товаров
- 9.4.2. Реэкспорт товаров
- 11.1.Понятие «таможенные платежи»
- 11.4. Роль налогообложения в таможенной политике
- 11.6.3. Сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению
- 11.6.4. Плата за участие в таможенных аукционах
- 12.3.1. Метод I-по цене сделки с ввозимыми товарами
- 12.3.2. Метод II-по цене сделки с идентичными товарами
- 12.3.4. Метод IV-на основе вычитания стоимости
- 12.3.7. Комплексный подход к оценке таможенной стоимости товаров
- Глава XIII. Управление уплатой таможенных платежей
- Глава XIV. Контроль в системе управления таможенным делом
- 14.2.1. Особенности контроля заявления таможенной стоимости
- Глава XV. Роль информации в управлении таможенным делом
- Главаxvi. Юридические и экономические
- Глава XVII. Корпоративная культура управления
- Глава XVIII. Международные альянсы, их влияние на таможенную политику российской федерации
- 4203 «Одежда и принадлежности одежды из натуральной или искусственной кожи»; 4303 «Одежда меховая...».
- 9003 11 - Оправы пластмассовые;
- 9003 19 - Оправы из других материалов.