logo
книга

Глава III. Таможенная организация

КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

0000^<><>00<>ООС<ХХ>0000<>00<><>0000<>с^^

3.1. Организация как звено экономики

Любая организация как структурное звено экономики пред­ставляет собой сложный механизм. Она соединяет в едином про­цессе технические и трудовые элементы, интересы групп людей и индивида (личности), стимулы и ограничения, традиционные технологии и инновации, жесткую дисциплину и свободное твор­чество, нормативные требования и инициативу и т.д. Любой ор­ганизации свойственна своя корпоративная культура, традиции и имидж (репутация). Они имеют возможность динамично разви­ваться, когда эффективно осуществляют свою деятельность, рас­полагают обоснованной стратегией, и рационально используют ресурсы, гибко перестраиваться, если перестают отвечать постав­ленным целям. Только, основываясь на понимании назначения, сущности организации и закономерностей ее развития, появляет­ся реальная возможность эффективно управлять, наиболее полно использовать ее потенциал, осваивать современные технологии менеджмента.

В широком смысле организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными гра­ницами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели (или целей).

В более узком понимании организация рассматривается как со­вокупность людей и групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения конкретных задач на основе определенных

37

правил и процедур, разделения труда и обязанностей. Органи­зации, в которых для достижения общих целей применяется совместный труд людей, представляют собой социально-эконо­мические структуры, характеризующиеся следующими общими чертами:

- целями, отражающими их предназначение для удовлетво­рения потребностей общества;

- персоналом (работниками), обладающими квалификацией, знаниями и умениями, необходимыми для достижения пос­тавленных целей;

- разделением труда, обеспечивающим рациональную орга­низацию выполнения работ и решения задач, в соответс­твии с профессионально-квалификационными характерис­тиками работников;

- коммуникациями, т.е. различными видами связей, необхо­димых в процессе выполнения совместной работы;

- формальными правилами поведения, процедурами и конт­ролем, устанавливаемыми для функционирования органи­зации, как целостного образования;

- уровнями полномочий и ответственности, регламентирую­щими масштабы власти для разных должностей.

Организации могут быть коммерческими и некоммерчески­ми, хозяйственными и нехозяйственными, бюджетными и не­бюджетными. При их классификации чаще всего используются критерии - форма собственности и организационно-правовая форма. По организационно-правовым формам организации раз­граничиваются на группы в соответствии с законодательством страны. Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 1, ст. 66-123) предусмотрены организационно-правовые формы, в которых может осуществляться деятельность коммерческих

52

и некоммерческих организаций. Таможенная служба РФ, включая все ее структурные элементы, относится к некоммерческим орга­низациям. Основы управленческих воздействий на таможенный персонал отражены в приказах, правовых и нормативных актах.

Системный подход к организации означает, что она представ­ляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, образующих единое целое. Таможенная служба любого уровня, является открытой системой, поскольку взаимодействует с внешней средой (имеется в виду национальный и мировой ры­нок, отдельные компании и граждане). Каждая организация имеет определенные параметры входа в систему, которую она представ­ляет и, соответственно, - параметры выхода во внешнюю среду.

Организации таможенной службы РФ в процессе своей де­ятельности реализуют три ключевых процесса: получение това­ров из внешней среды, оформление, хранение, передача товаров в соответствии с таможенным режимом, взимание таможенных пошлин и сборов.

Специфика функционирования таможенной службы (вклю­чая неопределенность и изменчивость внешнеэкономической деятельности) предопределяют наличие для таких организаций целой совокупности рисков, которые могут проявляться и как угрозы и как новые возможности, что в значительной степени зависит от качества управления и, прежде всего, от его главной Функции - контроля. Способность таможенных органов постоян­но реагировать на появление новых рисков и возможностей, быть адаптивными и гибкими, позволяет противостоять угрозам и эффективно реализовывать свои функции. Современные методы менеджмента создают основу механизма адаптации, позволяю­щего таможенной организации эффективно функционировать в соответствии с международными правилами и нормами.

39

3.2. Особенности управления таможенным делом в РФ

Таможенное регулирование согласно ст. 71 Конституции нахо­дится в ведении Российской Федерации. Это означает, что в Рос­сии существуют единые для всей страны правила таможенного дела и единая система управления таможенной деятельностью.

Управление таможенным делом в РФ осуществляется следую­щим образом:

- общее руководство возложено на Правительство Российс­кой Федерации;

- нормативное регулирование в сфере таможенного дела и ВЭД выполняют Министерство экономического развития Российской Федерации;

- непосредственное линейное управление выполняют таможен­ные органы во главе с Федеральной таможенной службой.

Рассмотрим сферы полномочий, которые существуют в управ­ленческом цикле таможенной деятельностью. Так, на Правитель­ство Российской Федерации, которое является коллегиальным ор­ганом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в России, возложены следующие обязанности:

- осуществление исполнительной власти Российской Федерации;

- определение основных направлений экономического разви тия РФ;

- координация деятельности федеральных министерств, фе­деральных служб и агентств, в том числе: Министерств экономического развития Российской Федерации и Феде­ральной таможенной службы.

В области внешнеэкономических отношений и таможенно­го дела Правительство Российской Федерации имеет следующие полномочия:

54

- разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного, экономического, финансового, ин­вестиционного сотрудничества;

- осуществляет общее управление таможенным делом;

- принимает меры по охране Государственной границы РФ;

- осуществляет регулирование и государственный конт­роль в сфере внешнеэкономической деятельности и меж­дународного научно-технического и культурного сотруд­ничества;

- имеет иные полномочия, предусмотренные законодательс­твом.

Министерство экономического развития Российской Феде­рации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной поли­тики и нормативно-правовому регулированию в сферах:

- анализа и прогнозирования социально-экономического раз­вития;

- развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса;

- внешнеэкономической деятельности;

- таможенного дела;

- торговли;

несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровле­ния организаций;

земельных отношений и территориального зонирования; экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований; ~ инвестиционной деятельности;

формирования межгосударственных и федеральных целе­вых программ;

41

- мобилизационной подготовки экономики Российской Феде­рации;

- управления государственным материальным резервом;

- формирования государственного оборонного заказа;

- закупок товаров и услуг для государственных и муници­пальных нужд и т.д.

Непосредственно в области таможенного дела Министерство экономического развития Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции России, федеральных конституци­онных законов, федеральных законов, актов Президента и Пра­вительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты нормативных актов по вопросам:

- торгово-экономических отношений с иностранными госу­дарствами, их союзами и международными организациями;

- применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров;

- нетарифного и тарифного регулирования экспорта и им­порта товаров, за исключением товаров, подпадающих под действие законодательства РФ об экспортном контроле;

- государственной поддержки экспорта, создания российс­ким экспортерам товаров и услуг благоприятных условий для доступа на рынки зарубежных стран.

Широта сфер деятельности и специфика работы таможенных органов предопределяют особые требования к менеджменту на всех уровнях иерархии таможенной службы России. С целью эф­фективного управления таможенным делом в целом необходимо четкое определение (разграничение) полномочий, функций и ре­шаемых задач для каждого уровня таможенной службы РФ.

57

3.3. Федеральная таможенная службы Российской Федерации, ее цели, задачи и функции

Важнейшая роль в организации и осуществлении таможенной политики нашей страны принадлежит Федеральной таможенной службе (ФТС) - одному из базовых институтов, обеспечивающих экономические интересы государства в этой области. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фис­кальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и, тем самым, вносит свой вклад в ук­репление национальной экономики. Формирование российской таможенной службы завершилось к 1994 г. В ее состав входят Го­сударственный таможенный комитет (ГТК России), 7 территори­альных таможенных управлений, таможни и таможенные посты. Общая протяженность охраняемой таможенной границы состав­ляет 21,2 тыс км.

В составе главных задач, относящихся к сфере полномочий ФТС России, следует выделить следующие:

- создание таможенной инфраструктуры, способной обес­печить выполнение главной миссии таможенной службы страны;

- обеспечение экономического суверенитета и государствен­ной безопасности страны, защита интересов народа Россий­ской Федерации;

- пополнение Федерального бюджета путем взимания пош­лин, сборов и соответствующих налогов;

- осуществление таможенного, валютного контроля, прежде всего, за своевременной и полной репатриацией платежей, причитающихся российским экспортерам за экспортиро­ванные ими товары;

43

- формирование, ведение и представление (официальное опубликование) таможенной статистики внешней торговли России;

- создание нормативно-правовой законодательной базы, обес­печивающей деятельность таможенной службы.

Одно из основных мест в комплексе задач, возложенных на Федеральную таможенную службу, отводится совершенство­ванию таможенного законодательства. Следует отметить, что та­моженное законодательство претерпевало существенные изме­нения по мере развития рыночных отношений в нашей стране. За эти годы данным органом был подготовлен и принят целый ряд документов, необходимых для организации и развития тамо­женного дела, главными среди которых являются Таможенный кодекс РФ и Закон Российской Федерации о «Таможенном тари­фе». Все нормы и положения, содержащиеся в этих документах, соответствуют мировым требованиям, что обеспечивает пра­вовую основу для функционирования российской таможенной службы, обоснования механизмов осуществления и управления внешнеэкономической деятельностью.

Таможенный кодекс РФ - это обширный и детализирован­ный законодательный акт, который содержит правовые, эконо­мические и организационные основы таможенного дела. В нем отражены положения, позволяющие регулировать перемещение товаров через таможенные границы, устанавливать таможенные режимы, порядок таможенного оформления и таможенного кон­троля. Таможенным кодексом РФ установлены правила ведения таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэко­номической деятельности. Специальными разделами этого ко­декса также предусмотрена ответственность за нарушения тамо­женных правил.

44

Развитие рыночных отношений в нашей стране значительно повысило роль Федеральной таможенной службы (ФТС) России как ведомства, активно участвующего в разработке таможенной политики Российского государства. Внедрение новых технологий взимания таможенных платежей, своевременного и правильного их начисления, организации и ведения контроля за поступлени­ем в Федеральный бюджет денежных средств от внешнеторговых операций в полном объеме позволяют достигать в этой сфере по­зитивных экономических результатов.

При современном экономическом положении России особую значимость приобрела фискальная функция.

Таможенные органы совмещают фискальные (взимание тамо­женных пошлин и таможенных сборов), контрольные и правоох­ранительные функции. При исполнении фискальной и контроль­ной функций таможенная служба сотрудничает с налоговыми органами и Министерством финансов РФ, к которому в 2000 г. отошла функция валютного и экспортного контроля.

С обострением проблемы экономической безопасности РФ под влиянием внешних и внутренних факторов, связанных с «от­крытостью» российской экономики и государственных границ для зарубежных компаний, обострением конкуренции на нацио­нальном и мировом рынке, существенно возросла по сложности и масштабам деятельность Федеральной таможенной службы.

Для защиты экономических интересов страны при решении этих задач таможенными органами РФ выполняются следу­ющие основные функции внутриэкономического характера:

- участие в разработке и реализации на практике таможенной политики;

- обеспечение (в пределах своей компетенции) экономичес­кой безопасности РФ;

61

осуществление таможенного регулирования торгово-эконо­мических отношений;

- взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможен­ных платежей;

- способствование ускорению товарооборота через таможен­ную границу РФ;

- осуществление валютного контроля (в пределах своей ком­петенции);

- участие в разработке и реализации мер экономической по­литики в отношении товаров, перемещаемых через тамо­женную границу РФ;

- осуществление контроля за вывозом стратегических и других, жизненно важных для интересов России, това­ров;

- ведение таможенной статистики внешней торговли и специ­альной таможенной статистики РФ;

- выполнение научно-исследовательских работ;

- консультирование в области таможенного дела;

- осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государс­твенных органов, предприятий, учреждений и организа­ций.

Блок функций международного характера включает следующие действия со стороны таможенной службы страны:

- участие в разработке и выполнении международных дого­воров РФ, затрагивающих таможенное дело;

- сотрудничество с таможенными и другими компетентным органами иностранных государств, а также с международ­ными организациями, занимающимися вопросами тамо­женного дела.

46

Важнейшая роль в экономическом механизме таможенной службы страны отводится организации и управлению взиманием таможенных платежей.

Таможенная политика непосредственно связана с проблемой экономической безопасности, которая остается одной из самых актуальных, из-за наличия большого количества факторов нега­тивного воздействия. Среди таких факторов, прежде всего, следу­ет выделить:

- возрастание зависимости страны от импорта многих потре­бительских товаров, промежуточной продукции, машин и оборудования;

- усиление уязвимости отечественной экономики, вследствие политического и экономического внешнего давления;

- преобладание в российском экспорте сырьевых товаров;

- потеря традиционных рынков сбыта технической продук­ции, включая оборудование;

- стремление западных стран установить контроль над рос­сийским рынком стратегически важного сырья, технологий, транспорта, информации и др.

Эффективным способом борьбы с ввозом на таможенную тер­риторию России недоброкачественных и опасных для российских потребителей товаров является сертификация продукции, посту­пающей по импорту.

С этой целью таможенные органы должны обеспечить стабиль­ность таможенных режимов и разработку быстрых и несложных процедур таможенного оформления.

Таможенное регулирование является одним из эффективных средств защиты отечественных товаропроизводителей, посколь­ку способствует противодействию зарубежной экспансии, выпол­нению правоохранительных функций и созданию условий для

64

продвижения отечественных товаров на международные рынки. Только при достижении этих целевых установок, можно говорить о том, что в стране создана эффективная таможенная политика.

Важное место в управленческой деятельности таможенных органов отводится организации и проведению валютного кон­троля в части внешнеторговых операций. Мировая и отечест­венная практика показывает, что валютный контроль в тамо­женных органах, в отличие от других сфер экономики, имеет свою специфику. Это обусловлено тем, что согласно условиям внешнеторговых договоров, именно сотрудник таможни пер­вым получает информацию о состоявшемся факте перемещения товаров через границу. В этой связи отдельные процедуры ва­лютного контроля целесообразно выполнять именно в момент таможенного оформления. Кроме того, период осуществления таможенного контроля зачастую является последней возмож­ностью для предотвращения нарушений законодательства, в том числе валютного.

Для обеспечения валютной безопасности необходимо нали­чие в стране соответствующей законодательной базы, в полной мере определяющей правила валютных операций, и подлежащей постоянному совершенствованию. При этом все участники вне­шнеэкономической деятельности должны полностью соблюдать данное законодательство. Слабым звеном в системе валютного контроля по-прежнему остается механизм оценки товаров при экспорте. В итоге это порождает в стране негативную тенденцию, при которой вывоз продукции осуществляется по демпинговым либо фиктивно низким ценам.

Эти особенности служат важнейшими предпосылками для оп­ределения полномочий таможенных органов при осуществлении валютного контроля, как функции управления.

48

3.4. Сферы компетенции таможенных органов РФ в аспекте менеджмента

Одной из важнейших функций менеджмента в таможенном деле является контроль. Таможенные органы Российской Феде­рации осуществляют контроль за ходом экспортно-импортных операций, включая перемещение через таможенную границу РФ (за исключением периметров свободных таможенных зон и сво­бодных складов) валюты, валютных ценностей, товаров и транс­портных средств.

Одновременно, с наделением таможенных органов правом осу­ществления валютного контроля, впервые на уровне законода­тельного акта были конкретизированы компетентные полномо­чия органа валютного контроля. Следует подчеркнуть, что если функция контроля за перемещением через границу валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, является тра­диционной для таможенной службы страны, то валютные опера­ции, которые связаны с переходом прав собственности на валют­ные ценности, ранее не входили в прерогативу ее деятельности.

Впервые, с получением российским Государственным тамо­женным комитетом (ГТК) в июне 1993 г. статуса органа валютно­го контроля и определением компетенции таможенных органов в части контроля валютных операций, в торговом обороте Рос­сии появилась реальная возможность для создания эффективных технологий контроля этой сферы.

Специалистами установлено, что на эффективность примене­ния системы таможенно-банковского валютного контроля (ТБВК) негативное влияние оказывают следующие факторы:

- отставание от современных реалий нормативно-право­вой базы, что не позволяет реализовать технологию ТБВК

66

по целому ряду направлений (операции нерезидентов, кон­троль сделок с расчетами в валюте РФ и т.д.);

- необходимость доработки правовых актов, регламентирующих контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок;

- неполный охват системой ТБВК внешнеторговых операций в связи с особенностями контракта;

- недостаточное нормативно-правовое обеспечение заверша­ющего этапа ТБВК, прежде всего, в области применения мер воздействия к нарушителям.

Реализация потенциальных возможностей ТБВК на практике может быть достигнута путем дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, определяющей принципы валютно­го регулирования и валютного контроля, а также права и обязан­ности государственных органов, его осуществляющих.

Совершенствование управления таможенной политикой так­же может быть достигнуто путем решения следующих задач:

- наиболее эффективного использования инструментов та­моженного контроля и регулирования товарообмена на та­моженной территории РФ;

- участия в реализации торгово-политических задач по защи­те российского рынка;

- стимулирования развития национальной экономики и т.д. Одной из форм проявления таможенной политики является

таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В это время вводятся высокие таможенные пошлины на импорт­ные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последнее десятилетие наряду с тамо­женными пошлинами широкое распространение получили нета­рифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарти­зация качества и экологической чистоты.

50

Таможенные пошлины и сборы являются инструментом тор­говой политики и государственного регулирования внутреннего российского товарного рынка при его взаимодействии с мировым. Таможенная пошлина призвана содействовать оперативному ре­гулированию налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу России. В этой связи, право установления размеров таможенных пошлин по конкретным товарам, переме­щаемым через таможенную границу, в отличие от других налогов и сборов, должно быть сохранено за Правительством Российской Федерации, как в ближайшие годы, так и на перспективу.

3.5. Инфраструктура таможенной службы РФ

3.5.1. Таможенная служба Российской Федерации как система

Таможенные органы Российской Федерации составляют единую централизованную систему и включают: Федеральную таможен­ную службу - федеральный орган исполнительной власти, упол­номоченный в области таможенного дела, а также подчиненные ФТС РФ региональные таможенные управления, таможни и тамо­женные посты.

Согласно Указу Президента Российской Федерации «О систе­ме и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314 (ред. от 23.12.2005) Федеральная таможенная служ­ба находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ. Федеральная таможенная служба является юридичес­ким лицом и имеет: печать с изображением Государственного гер­ба Российской Федерации и своим наименованием; иные печати, Штампы и бланки установленного образца; геральдический знак ~ эмблему, флаг и вымпел, утверждаемые в установленном поряд­ке; счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.

69

Возглавляет Федеральную таможенную службу руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Пра­вительством РФ по представлению министра экономического развития. Руководитель Федеральной таможенной службы несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий.

Свою деятельность Федеральная таможенная служба осу­ществляет непосредственно через сеть таможенных органов РФ, а также через свои представительства за рубежом. Постановле­нием Правительства РФ «О Федеральной таможенной службе» от 21.08.2004. № 429 (ред. от 10.06.2005) установлена предельная чис­ленность работников:

- центрального аппарата ФТС в количестве 1882 человек (без персонала по охране и обслуживанию зданий) в том числе сотрудников, которым присвоены специальные звания, -828 человек;

- региональных таможенных управлений, таможен и та­моженных постов, организаций, находящихся в ведении Службы, в количестве 60652 человек (без персонала по охра­не и обслуживанию зданий), в том числе 18260 сотрудников, которым присвоены специальные звания.

При этом ФТС взаимодействует со следующими структурами:

- федеральными органами исполнительной власти;

- органами исполнительной власти субъектов РФ;

- Центральным банком РФ;

- органами местного самоуправления;

- общественными объединениями, иными организация ми.

Федеральная таможенная служба выполняет следующие функ ции в установленной сфере деятельности:

70

организация взимания (в том числе в принудительном порядке), контроля правильности исчисления и своевре­менности уплаты таможенных пошлин (включая анти­демпинговые, специальные, компенсационные), налогов и таможенных сборов;

применение таможенного законодательства РФ; соблюдение запретов и ограничений, установленных в соот­ветствии с законодательством РФ о государственном регули­ровании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу страны; таможенное оформление и таможенный контроль; ведение товарных номенклатур внешнеэкономической де­ятельности и реестров в области таможенного дела; валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную грани­цу РФ;

производство по делам об административных правонару­шениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законо­дательством РФ;

дознание и производство неотложных следственных дейс­твий в соответствии с уголовно-процессуальным законода­тельством РФ;

оперативно-розыскная деятельность;

обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности;

взаимодействие в установленном порядке с органами госу­дарственной власти иностранных государств и международ­ными организациями, включая представление по поруче­нию Правительства Российской Федерации интересов России

53

во Всемирной таможенной организации и других междуна­родных организациях;

проведение в установленном порядке конкурсов и заклю­чение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследова­тельских работ для государственных нужд; осуществление заказов по строительству таможен, тамо­женных пунктов пропуска и других объектов, необходимых для развития таможенной инфраструктуры, по разработке эскизов и изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввози­мых на таможенную территорию РФ; организация профессиональной подготовки и переподго­товки должностных лиц таможенных органов, повышения их квалификации и стажировки;

прием граждан, обеспечение своевременного и полного рас смотрения их обращений, принятие по ним решений, на­правление заявителям ответов в срок, установленный зако нодательством РФ;

информирование и консультирование на безвозмездно основе участников внешнеэкономической деятельности п вопросам таможенного дела;

ведение таможенной статистики внешней торговли и специ альной таможенной статистики;

реализация программ развития таможенного дела в России ской Федерации;

выполнение иных функций, если такие предусмотрены фе деральными законами, нормативными правовыми актам Президента или Правительства Российской Федерации.

Для реализации своих полномочий Федеральная таможенная служба в установленной сфере деятельности имеет право по со­гласованию с Министерством экономического развития Россий­ской Федерации:

- создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты и специализированные таможенные органы, компетен­ция которых ограничивается отдельными правомочиями;

- определять регион деятельности таможенных органов;

- утверждать общие или индивидуальные положения о тамо­женных органах;

- организовывать проведение научных исследований, испы­таний, экспертиз, анализов и оценок;

- запрашивать сведения, необходимые для принятия реше­ний по вопросам таможенной деятельности;

- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам таможенного дела;

- осуществлять контроль, в том числе финансовый, за де­ятельностью таможенных органов и представительств Службы за рубежом;

- привлекать в установленном порядке для проработки воп­росов таможенного дела научные и иные организации, а также ученых и специалистов;

- применять меры ограничительного, предупредительного и превентивного (профилактического) характера, предусмот­ренные законодательством РФ и направленные на недопу­щение и (или) пресечение нарушений юридическими ли­цами и гражданами обязательных требований, а также по ликвидации последствий таких нарушений;

- создавать совещательные и экспертные органы (советы, ко­миссии, группы, коллегии);

74

- разрабатывать и утверждать образцы служебных удостове­рений и порядок ношения форменной одежды.

Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в

установленной сфере деятельности:

- нормативно-правовое регулирование (кроме случаев, предус­мотренных федеральными законами) указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства;

- функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.

На полномочия руководителя ФТС не распространяются огра­ничения по управлению, закрепленным за службой имуществом (на праве оперативного управления), а также по организации де­ятельности Службы и решению кадровых вопросов.

В состав Федеральной таможенной службы (ФТС) входят сле-1 дующие структуры: Таможенно-тарифное управление; Управле­ние федеральных таможенных доходов; Отдел валютного контро­ля; Управление организацией таможенного контроля; Управление j по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил; I Правое управление; Управление внешних связей. Схематично иерархическая структура Федеральной таможенной службы РФ| представлена на рисунке 1.

Функциональные обязанности этих подразделений в составе ФТС| будут рассмотрены в следующих разделах учебного пособия.

Непосредственное руководство таможенной деятельностью! осуществляет Центральный орган (аппарат) Федеральной ис­полнительной власти.

В прерогативу Центрального аппарата Федеральной таможен-] ной службы РФ входят следующие полномочия:

- формирование и совершенствование организационной] структуры, возглавляемой им таможенной системы;

75

- реорганизация, ликвидация и регулирование правового статуса региональных таможенных управлений;

- управление, на основании полномочий собственника, иму­ществом подведомственных ему органов, предприятий и учреждений;

- финансирование мероприятий, направленных на развитие таможенной инфраструктуры;

- контроль за соблюдением должностными лицами таможен-но-процессуальных норм по делам контрабанды, наруше­ниям таможенных правил и налогового законодательства, а также при рассмотрении жалоб и протестов по таким пра­вонарушениям.

Федеральная таможенная служба (центральный аппарат: главные управления, управления, отделы, отделения)

Региональные таможенные управления (службы, отделы, отделения)

Таможни непосредственного подчинения ФТС (отделы, отделения)

Таможни (отделы, отделения)

Таможенные посты (отделы, отделения)

Рис. I. Структура Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ

57

Управление федеральных таможенных доходов (УФТД) ФТС

РФ осуществляет следующие виды деятельности:

- руководство работой региональных таможенных управле­ний и таможен по обеспечению полной и своевременной уплаты таможенных платежей;

- разработка технологий взимания таможенных платежей;

- контроль процесса декларирования товаров;

- контроль деятельности предприятий (организаций), распо­ложенных в свободных экономических зонах и т.д.

3.5.2. Региональные таможенные управления РФ Региональные таможенные управления Российской Федера­ции (РТУ РФ) составляют промежуточное звено в системе тамо­женных органов нашей страны. Они осуществляют руководство таможенным делом в определенном ФТС РФ регионе деятельнос­ти под ее непосредственным руководством. Необходимость их создания, прежде всего, предопределена огромными размерами таможенной территории Российской Федерации. В этой связи, вся таможенная территория России поделена на регионы, в границах которых региональные управления осуществляют руководство и координацию деятельности таможенных органов (таможен и таможенных постов) на местах. При этом границы таможенных регионов не совпадают с границами субъектов РФ. В непосредс-; твенном подчинении службы регионального управления нахо­дятся таможенные органы, расположенные на подведомственной территории, за исключением тех, которые находятся только в опе­ративном подчинении ФТС РФ.

Региональное таможенное управление является юридическим, лицом: имеет самостоятельный баланс; печать с изображением Го­сударственного герба РФ и со своим наименованием; иные печати

78

и штампы; счета, открываемые в соответствии с законодательс­твом РФ. РТУ осуществляет возложенные на него функции не­посредственно через подчиненные таможенные органы, а также другие организации таможенной службы РФ во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов испол­нительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправле­ния, юридическими и физическими лицами.

Крупнейшими подразделениями в составе ФТС РФ являются следующие региональные управления: Северо-Западное (Санкт-Петербург); Дальневосточное (Владивосток); Северокавказское (Ростов-на-Дону); Восточносибирское (Иркутск); Поволжское (Нижний Новгород); Западное (Москва); Уральское (Екатерин­бург); Западносибирское (Новосибирск).

Наряду с перечисленными, в состав РТУ РФ входят следующие специализированные региональные управления:

- оперативно-поисковое;

- радиоэлектронной безопасности объектов таможенной ин­фраструктуры;

- специальных операций;

- экспертно-криминалистическое.

Общее положение о региональном таможенном управлении (РТУ) утверждается приказом ФТС РФ. Данное положение вклю­чает задачи и виды деятельности по широкому спектру направле­ний таможенного дела, а также правила функционирования та­моженных органов и организаций, соблюдения ими таможенного законодательства, обеспечения жизнедеятельности таможенных органов на территориях подведомственного региона, порядок и правила взимания таможенных платежей. При этом на регио­нальное управление возложено свыше 100 функций, из которых основными являются следующие:

59

- организация, координация, контроль начислений и взима­ния нижестоящими таможенными органами таможенных платежей, предоставления отсрочек и рассрочек их уплаты, а также таможенно-тарифных и иных льгот в соответствии с действующим законодательством;

- методическое обеспечение деятельности подчиненных та­моженных органов;

- создание условий для мониторинга (включая сбор, обоб­щение и анализ) информации по начислению и взиманию таможенных платежей нижестоящими таможенными орга­нами;

- осуществление контроля за полнотой взимания и своевре­менностью перечисления в Федеральный бюджет нижестоя щими таможенными органами таможенных пошлин и нало гов, в отношении товаров, перемещаемых через таможенну границу РФ, а также за правильностью учета и отражения документах таможенных платежей;

- обеспечение взыскания неуплаченных таможенных плате жей, в том числе в бесспорном порядке;

- контроль за перечислением нижестоящими таможенными органами денежных средств, формирующих Фонд развития; таможенной системы РФ;

- кадровое обеспечение.

Для реализации этих функций РТУ предоставлены соответс! твующие полномочия. В частности, РТУ имеет право:

- создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенный посты, не имеющие статуса юридического лица;

- вносить в ГТК России предложения о создании, реорганиза­ции и ликвидации в регионе таможен, таможенных постов, а также других организаций системы ФТС;

80

- издавать (в пределах своей компетенции) нормативно-пра­вовые акты, которые являются обязательными для исполне­ния их нижестоящими таможенными органами;

- вносить в ГТК РФ предложения об издании, изменении, до­полнении или отмене нормативных и иных актов ГТК Рос­сии, о совершенствовании законодательства РФ, правовых актов Президента и Правительства России о таможенном деле.

РТУ также является правоохранительным органом РФ и, в этой связи, осуществляет свою деятельность в соответствии с уголов­но-процессуальным законодательством, обеспечивая в пределах своей компетенции исполнение уголовного и административного законодательства, а также выполнение функций дознания.

Проблема совершенствования деятельности регионального та­моженного управления является одной из ключевых в развитии единой системы таможенных органов.

3.5.3. Таможни, их основные функции и полномочия

Таможня является обособленным таможенным органом, ко­торый входит в единую систему таможенных органов РФ и осу­ществляет свою работу:

на определенном участке Государственной границы РФ (боль­шинство таможен); в аэропортах; морских портах; в специализи­рованной сфере деятельности (например, таможни оперативные, акцизные, энергетические, кинологические).

Свою деятельность таможня осуществляет под общим ру­ководством ФТС (согласно Общему положению о таможне РФ) и находится в непосредственном подчинении у Регионального тамо­женного управления. Лишь отдельные таможни, в силу специфи­ки их работы, подчинены ФТС. Вопросы создания, реорганизации

61

и ликвидации таможни решаются исключительно Федеральной таможенной службой России. Кроме того, отдельные таможни могут быть подчинены непосредственно ФТС.

Территория региона деятельности таможен, непосредственно подчиненных РТУ, определяется ФТС России по представлению либо с учетом мнения региональных таможенных управлений. В непосредственном подчинении таможни находятся таможенные посты, расположенные в регионе ее деятельности.

Таможня (включая ее структурные подразделения) является базовым звеном (подсистемой) единой системы таможенных ор­ганов. Именно здесь сосредоточен центральный спектр работ по реализации задач и функций таможенной службы. Таможни и их подразделения, как правило, создаются по территориально­му принципу, то есть осуществляют свою деятельность, которая определяется ФТС России, на территории подведомственног региона.

В соответствии с этим принципом любой участник внешнеэк номической деятельности (ВЭД) должен произвести оформлени товаров и соблюсти другие таможенные формальности в той та? можне, на подведомственной территории которой зарегистриро­ван его юридический адрес. Это дает возможность таможенным органам получать необходимую информацию обо всех участни­ках ВЭД и, тем самым, обеспечить с ними тесное взаимодействие.

Согласно программе реструктуризации (модернизации) тамо­женной службы в зоне деятельности таможни создаются Центры таможенного оформления, осуществляющие все операции, свя­занные с оформлением товаров, прибывающих по железнодо­рожным и автогрузовым путям, а также личного автотранспорта физических лиц и отдельно следующего багажа. В этих службах получатели и отправители грузов не имеют прямого контакта с конкретным таможенным работником. Для осуществления та­кой деятельности вводятся общепринятые в мировой практике правила и технологии таможенного оформления товаров, даю­щие гарантии его достоверности и оперативности.

Территориальный принцип организации и функциониро­вания таможен предопределяет универсальный, комплексный характер их деятельности. Однако при этом не исключается специализация отдельных таможен и/или их подразделений на выполнении конкретных (специфических), наиболее сложных видов таможенной деятельности, в том числе при особых обсто­ятельствах. Так, одной из наиболее актуальных задач в насто­ящее время является создание таможен и таможенных постов, специализирующихся на операциях контроля за перемещением специфических товаров (радиоактивных материалов, драгоцен­ных металлов, камней и пр.).

В непосредственном подчинении таможен находятся таможен­ные посты, расположенные на территории подведомственного региона. Исключение составляют те из них, которые подчинены вышестоящим таможенным органам.

В зависимости от территориального размещения таможни и таможенные посты подразделяются на пограничные и внутрен­ние. Это связано, как с маршрутами перемещения товаров, дви­жением пассажиропотоков, так и с местами концентрации участ­ников внешнеэкономической деятельности.

К пограничным постам относятся таможни или их подразде­ления, расположенные в местах пересечения транспортными ма­гистралями границ государства, а также в аэропортах, морских и речных портах. В их состав также входят пункты пропуска (пе­рехода) всех видов автотранспорта через границу страны. Глав­ными задачами пограничных таможен и таможенных постов

84

62

являются: фиксирование прохождения товаров через границу, сообщение об этом во внутреннюю таможню, а также осущест­вление таможенного контроля пассажиропотоков.

К внутренним постам относятся таможни и их подразделения, расположенные на таможенной территории страны в местах кон­центрации участников ВЭД (получателей и отправителей грузов). Они осуществляют таможенное оформление товаров, контроль за их доставкой, сборы таможенных платежей и другие таможен­ные процедуры, непосредственно на местах. Такие таможенные структуры создаются при крупных железнодорожных узлах, в ад­министративно-территориальных центрах, а также на промыш­ленных и добывающих предприятиях.

Главная цель таможен состоит в непосредственном осущест­влении таможенной деятельности на подведомственной террито­рии. Для реализации этой цели и решения, тесно связанных с ней задач, таможня выполняет целый ряд сложных и разнообразных функций. Так, в Общем положении о таможне РФ зафиксировано свыше шестидесяти функций, среди которых основными явля-1 ются следующие:

- обеспечение правильного применения в подведомственно^

регионе таможенных режимов при перемещении товаро и транспортных средств через таможенную границу гост дарства и проведении экономической деятельности на етШ таможенной территории;

- осуществление таможенного оформления и контроля, в том числе за доставкой товаров и транспортных средств, находя щихся под таможенным контролем, и документов на них, места, определяемые таможенными органами;

- начисление таможенных пошлин, налогов и иных таможейВ ных платежей, проверка правильности их исчисления;

64

взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможен-ных'платежей;

- взыскание неуплаченных платежей, в том числе в бес­спорном порядке, принятие, в пределах своей компетен­ции, решений о предоставлении отсрочки или рассрочки при уплате таможенных платежей, таможенно-тарифных и иных льгот в соответствии с действующим законода­тельством;

- применение механизма уплаты таможенных платежей;

- обеспечение правильного учета и отражения в документах таможенных платежей, полноты их взимания и своевре­менного перечисления денежных средств в Федеральный бюджет и в Фонд развития таможенной системы России;

- сбор, обобщение и анализ сведений о таможенных плате­жах, представление их вышестоящему таможенному ор­гану;

- контроль состояния этой работы в нижестоящих таможен­ных звеньях.

Для реализации своих функций таможня наделена широкими полномочиями и, в этой связи, может:

- издавать в пределах своей компетенции ненормативные правовые акты;

- производить таможенный досмотр и таможенный контроль в разных формах, используя при этом все или только доста­точные его методы;

- осуществлять таможенный контроль после выпуска това­ров и транспортных средств и проверять экономическую деятельность участников внешнеэкономических связей;

- привлекать к ответственности нарушителей таможенных правил;

87

- определять места расположения своих структурных подраз­делений, таможенных постов и осуществлять организацию их деятельности.

3.5.4. Таможенные посты как первичные звенья ФТС РФ Таможенные посты - это линейные подразделения, которые явля­ются первичными звеньями всей технологической цепочки таможен­ной деятельности. Таможенные посты, как элемент единой системы таможенных органов РФ, находятся в непосредственном подчинении определенной таможни. Таможенный пост осуществляет таможенные действия в конкретном пункте пересечения товарами таможенной границы РФ (международном аэропорту, речном или морском порту, ином месте), где законом предусмотрено осуществление таможенных действий. Больше всего таможен - 27 находится в подчинении Цент­рального РТУ (Центральный федеральный округ) и Северо-Западно­го РТУ (Северо-Западный федеральный округ) - 23. На территориях деятельности данных РТУ располагаются крупнейшие центры, осу­ществляющие связь с внешним миром (Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Калининградская область). Меньше всего таможен (10) находится на территории Уральского РТУ (Уральский федеральный округ). В среднем в подчинении РТУ имеется 16-18 таможен.

Как правило, таможенный пост не является юридическим лицом, за исключением отдельных случаев, когда он может быть образо­ван как юридическое лицо по решению ФТС России на основании представления РТУ или таможни, непосредственно подчиненной ФТС. Таможенный пост, являющийся юридическим лицом, име­ет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати и штампы, самостоятельный баланс, счета в органах федерального казначейства, банках и иных кредит­ных организациях. Он обладает правом оперативного управления

66

в отношении закрепленного за ним имущества, являющегося фе­деральной государственной собственностью.

Существует достаточно широкое многообразие типологии таможенных постов. Их можно классифицировать по ряду при­знаков, включая непосредственное подчинение - таможне, либо региональному таможенному управлению, либо ФТС России.

Таможенные посты различаются по своему статусу, так как со­гласно решению ФТС некоторым из них может быть предоставлен статус юридического лица. Соответственно, такой пост наделяет­ся более широкими полномочиями и обязанностями по сравне­нию с постом, не имеющим такого статуса.

Важнейшим направлением организации сети таможенных пос­тов является их создание непосредственно на крупных промыш­ленных объектах, в местах сосредоточения товаропроизводителей, отправителей и получателей грузов, участников экспортно-импор­тных операций. Согласно Общему положению о таможенном посте РФ, они должны выполнять следующие функции:

- таможенное оформление товаров и транспортных средств;

- таможенный контроль, в том числе за товарами и транс­портными средствами, перемещаемыми через таможенную границу РФ;

- начисление и взимание (в пределах своей компетенции) та­моженных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

- проверка правильности их исчисления;

- участие в обеспечении полноты взимания денежных средств;

- контроль за достоверностью сведений, предоставляемых для таможенных целей;

- доставка товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и документов на них в места, опре­деляемые таможенными органами;

90

- контроль за помещением под таможенные режимы товаров и транспортных средств при перемещении через таможен­ную границу РФ и ведении внешнеэкономической деятель­ности на таможенной территории РФ;

- контроль за целевым использованием условно выпущенных товаров и транспортных средств;

- взаимодействие с налоговыми и финансовыми органами подведомственного региона в целях повышения эффектив­ности взимания таможенных платежей и их своевременного перечисления;

- информирование и консультирование заинтересованных лиц по таможенным вопросам в соответствии с порядком, определяемым ФТС России.

Таможенный пост обеспечивает:

- проверку документов и сведений, необходимых для тамо­женных целей;

- проведение таможенного (в том числе личного) досмотра, являющегося исключительной формой контроля;

- учет товаров и транспортных средств;

- устный опрос физических лиц, законных представителей юридических и должностных лиц;

- проведение проверки в пределах своей компетенции систе­мы учета и отчетности;

- проведение осмотра территорий, помещений и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, под­лежащие таможенному контролю, либо осуществляется де­ятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы;

- проведение контроля в других формах, предусмотренных законодательством РФ о таможенном деле;

68

- соблюдение в пределах своей компетенции законодательс­тва РФ в части применения таможенных режимов;

- точное исполнение законодательства РФ в процессе осу­ществления своих функций;

- соблюдение законности в своей деятельности при принятии решений и совершении действий, связанных с выполнением задач и функций таможенных органов в сфере таможенного дела, а также при привлечении лиц к административной от­ветственности.

Кроме этих функций таможенный пост:

- возбуждает дела об административных правонарушениях, проводит административное расследование;

- осуществляет рассмотрение дел об административных пра­вонарушениях, совершенных физическими лицами;

- обеспечивает своевременное направление в вышестоящий таможенный орган поступивших жалоб по делам об ад­министративных правонарушениях вместе с материалами дела;

- обращает к исполнению постановления таможенного поста о наложении взысканий за административные правонару­шения, совершенные физическими лицами, самостоятель­но или через органы и организации, уполномоченные на то законодательством РФ;

- участвует в исполнительном производстве в качестве взыс­кателя при исполнении постановлений таможенного поста о наложении взысканий за административные и иные право­нарушения;

- участвует в осуществлении мер по профилактике админис­тративных правонарушений, обеспечивает соблюдение за­конности при выполнении этой деятельности;

93

- взаимодействует с другими правоохранительными и конт­ролирующими органами РФ по вопросам выявления, пре­дупреждения, пресечения и расследования административ­ных правонарушений.

Одной из разновидностей структурных подразделений РТУ яв­ляется акцизный таможенный пост, который находится в его не­посредственном подчинении и осуществляет свою деятельность в подведомственном ему регионе. В Положении об акцизном та­моженном посте определены задачи, функции, права и порядок организации работы этого органа.

Главное его назначение - обеспечение выполнения правил вво­за и реализации на таможенной территории России подакцизных товаров, подлежащих маркировке, как марками акцизного сбора, так и специальными марками. В обязанности акцизного поста также входит осуществление контроля за выполнением этих пра­вил импортерами, включая таможенное оформление и ввозной контроль маркировки товаров; взимание таможенных платежей за ввоз этих товаров, а также контроль за своевременным и пол­ным поступлением денежных средств, подлежащих перечисле­нию в доход Федерального бюджета. В соответствии со специфи­кой своей деятельности акцизный таможенный пост выполняет следующие основные функции:

- прием заявлений от импортеров на покупку марок акцизно­го сбора и специальных марок;

- контроль поступлений денежных средств на покупку маро и перечисления их на счета ФТС;

- обеспечение безопасности хранения марок;

- формирование заявок на изготовление марок;

- прием обязательств от импортеров о фактическом ввозе то варов, подлежащих маркировке;

70

- ведение журналов учета внешнеторговых операций, связан­ных с ввозом подакцизных товаров;

- таможенное оформление маркированных товаров. Особые виды деятельности отдельных таможенных постов мо­гут определяться специальными актами ФТС России.

3.5.5. Специальные службы и подразделения таможенных ор­ганов Российской Федерации

В состав специальных таможенных органов РФ входят рас­смотренные ниже службы и подразделения.

1. Служба таможенной охраны таможенных органов Рос­сийской Федерации - специализированная служба, созданная с целью осуществления комплекса необходимых мер в интересах охраны таможенной границы РФ, административных зданий та­моженных органов, а также других объектов таможенной инфра­структуры. На службу таможенной охраны возложено решение следующих основных задач:

- выявление, предупреждение и пресечение таможенных пра­вонарушений, обеспечение режима зоны таможенного кон­троля, безопасности работы таможенных органов России;

- несение охраны объектов ФТС России и материальных цен­ностей;

- обеспечение таможенного сопровождения товаров и транс­портных средств;

- осуществление таможенного надзора.

2. Региональное таможенное управление по эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры и социальному разви­тию - входит в единую систему таможенных органов Российской федерации и осуществляет свою деятельность под непосредс-i венным руководством ФТС РФ. Данный орган обладает правом

95

оперативного управления в отношении закрепленного за ним имущества, являющегося федеральной собственностью, путем выполнения следующих функций:

- разработка и реализация программ и мероприятий, обес­печивающих эксплуатацию объектов таможенной инфра­структуры (основных средств);

- выполнение редакционно-издательских и типографских ра­бот, изготовление печатной продукции по заявке ГТК Рос­сии, таможенных учреждений.

3. Региональное таможенное управление по капитальному строительству объектов таможенных учреждений Российс­кой Федерации - входит в единую систему таможенных орга­нов РФ и находится в непосредственном подчинении ФТС Рос­сии. На данную службу возложено руководство региональными таможенными управлениями, таможнями, организациями и предприятиями, входящими в систему ФТС, занятыми в сфе­рах: капитального строительства, капитального ремонта, про-ектно-изыскательских работ, проведения единой технической политики. Указания и распоряжения управления по вопросам капитального строительства являются обязательными для ис­полнения всеми таможенными органами России, организация­ми и предприятиями системы ФТС.

4. Центральная таможенная лаборатория - головное экспер-тно-исследовательское учреждение ГТК. Лаборатория осущест-' вляет руководство экспертно-исследовательской деятельностью таможенных лабораторий и таможенных экспертных постов.

К основным задачам центральной таможенной лаборатории относятся:

- организация и проведение экспертиз и исследований в та­моженных целях;

- организация, координация и контроль деятельности тамо­женных лабораторий и таможенных экспертных постов.

5. Таможенная лаборатория - это экспертно-исследователь-ское учреждение ГТК России, осуществляющее свою деятель­ность под руководством центральной таможенной лаборатории. Таможенная лаборатория руководит экспертно-исследователь­ской деятельностью таможенных экспертных постов. В состав ее основных задач входят:

- проведение экспертиз и исследований в таможенных це­лях;

- организация, координация и контроль деятельности подчи­ненных таможенных экспертных постов.

6. Группа по работе с конфискатом - является структурным подразделением таможенного органа. На нее возложены учет и реализация товаров, транспортных средств и иных предметов, обращенных в федеральную собственность, а также составление статистической отчетности по формам, утвержденным ФТС.

7. Отдел по борьбе с контрабандой и нарушением таможен­ных правил. В состав основных задач этого структурного подраз­деления таможни входят следующие:

- организация и ведение борьбы с контрабандой и другими преступлениями;

- производство дознаний, которые отнесены к компетенции таможенных органов;

- контроль за соблюдением законности при производстве дел о нарушении таможенных правил, осуществляемых инс­пекторским составом таможни.

8. Отдел собственной безопасности ФТС России - структур­ное подразделение центрального аппарата ФТС. Основными зада­чами отдела являются:

73

98

- предупреждение, выявление и пресечение фактов корруп ции, других должностных преступлений и нарушений в та моженных органах России;

- проведение служебных расследований по фактам должное тных преступлений и проступков, допущенных должност­ными лицами таможенных органов;

- анализ, оценка и прогнозирование криминогенной обста­новки в таможенных органах и выработка превентивных мер по предотвращению правонарушений.

9. Отдел нетарифного и экспертного контроля - структурное подразделение таможни, включающее:

- группу по контролю лицензий;

- группу экспертного контроля и других нетарифных огра­ничений;

- группу организации декларирования. Отдел и входящие в него группы создаются приказом началь­ника таможни. В круг его основных задач входят контроль за ввозом и вывозом лицензируемых товаров и за соблюдением мер нетарифного регулирования внешней экономической деятель­ности.

10. Отдел (сектор) внешних связей - структурное подразделе­ние регионального таможенного управления РФ, основными за­дачами которого являются:

- содействие ФТС России, таможенным органам, действу­ющим в регионе, в реализации межправительственных и межведомственных соглашений и договоренностей по та­моженному делу;

- развитие (в пределах своей компетенции) двустороннего со­трудничества с таможенными органами сопредельных госу­дарств;

74

- внесение предложений в ФТС России по развитию внешних связей.

11. Юридический отдел, юридическая группа, юрисконсульт таможенного органа Российской Федерации - специализирован­ные структурные подразделения таможенных органов, учрежда­емые в целях организации и непосредственного осуществления правовой работы и в интересах всех структурных подразделений таможенного органа. На юридический отдел возложена функция головного юридического подразделения соответствующего тамо­женного органа.

12. Отдел товарной номенклатуры и происхождения това­ров - структурное подразделение таможни, входящее в орга­низационную структуру регионального таможенного управле­ния. В круг основных задач отдела входят:

- организация и руководство работой по соблюдению подве­домственными таможенными органами требований ФТС России в части классификации товаров в соответствии с то­варной номенклатурой ВЭД;

- контроль за деятельностью уполномоченных должностных лиц таможни и принятие решений по вопросам классифи­кации товаров в соответствии с товарной номенклатурой

вэд.

13. Отдел таможенного оформления итаможенного контроля-

структурное подразделение, которое подчиняется заместителю начальника таможенного органа по организации таможенного, оформления и таможенного контроля. К основным задачам этого отдела относятся:

- реализация таможенной политики Российской Федерации;

- обеспечение соблюдения таможенного законодательства РФ;

100

- принятие мер по защите интересов граждан, предприятий, организаций, учреждений;

- производство таможенного оформления и проведение та-] моженного контроля товаров, транспортных средств, пере­мещаемых через таможенную границу.

14. Прессотдел является структурным подразделением регио­нального таможенного управления Российской Федерации. В со­став его основных задач входят:

- организация и проведение информационно - разъяснитель­ной работы о таможенном деле России с привлечением оте­чественных и иностранных средств массовой информации;

- содействие ФТС РФ и таможенным подразделениям в под­готовке материалов для средств массовой информации по таможенной проблематике.

Наряду с перечисленными службами существуют вспомога­тельные подразделения таможенных органов.

3.6. Внутренняя и внешняя среда таможенной организации

Внутренняя среда таможенной организации представляет со­бой совокупность основных элементов, которые обеспечивают выполнение и управление процессами в области таможенного дела, а также создают о ней конкретное представление.

Основу внутренней среды таможенной организации составля­ют: используемые техника, технологии и персонал, которые реа­лизуются в конкретных формах дифференциации и интеграции деятельности; разделения и кооперации труда; корпоративной культуры и пр. Все внутренние процессы в организации проте­кают в рамках ее организационной структуры, которая отража­ет внутреннее ее строение, сложившееся разделение труда, связи

76

и взаимодействие подразделений. С организационной структу­рой тесно связаны, закрепленные за каждым структурным под­разделением: задачи, функции управления, права и обязанности. От типа организационной структуры, правильного ее проектиро­вания и своевременного изменения во многом зависят результаты деятельности. Внутреннюю среду организации можно рассмат­ривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, анализируя протекающие в ней процессы и эффективность деятельности.

Корпоративная культура является интегрированной характе­ристикой, поскольку пронизывает всю внутреннюю среду тамо­женной организации и отражает систему ценностей, убеждений, принципов и норм поведения, разделяемых всеми членами тру­дового коллектива. Соотношение этих элементов определяет по­тенциал организации, ее сильные и слабые стороны.

Главными подсистемами организации являются следующие:

- производственно-техническая (комплекс машин, оборудо­вания, технологий и пр.), обеспечивающая оказание тамо­женных услуг;

- социальная (совокупность людей, работающих в организа­ции и отношений между ними), основу которой составляет работа с персоналом;

- информационная (система организационно-технических средств), формирующая каналы и сети обеспечения инфор­мацией;

- экономическая (совокупность экономических процессов, включая затраты, доходы и т.д.).

Микросреда посредством факторов прямого влияния оказыва­ет непосредственное воздействие на деятельность организации. При этом существует и эффект обратной связи между организацией

103

и микросредой, который проявляется ее влиянием на свое непос­редственное окружение. К ближнему окружению относятся эле­менты микросреды, отношения с которыми регламентируются законодательством:

- клиенты - юридические и физические лица, пользующиеся таможенными услугами. Выделяют прямых, косвенных и потенциальных клиентов;

- участники совместной с организацией какой-либо деятель­ности, которая может реализовываться в форме договора (например, строительная компания и т.д.);

- контролируюгцие организации - государственные и муници­пальные органы, осуществляющие надзор за деятельностью (различные комиссии; налоговые, санитарные и прочие ин­спекции; пенсионные, социальные и другие фонды);

- другие лица, заинтересованные в результатах деятельности ор­ганизации, исходя из личных или корпоративных интересов. Ими могут быть как юридические, так и физические лица;

- общественность - партии, объединения, союзы, общества, формирующие общественное мнение, отношение населе­ния к организации;

- правовые органы, связанные с законодательной базой в соот­ветствующей области деятельности (ГК РФ, законы, ТК РФ, УК РФ и другие нормативные и правовые акты).

Внешняя среда организации представляет собой комплекс явле­ний и процессов, составляющих ее окружение и прямо или косвен­но влияющих на результаты деятельности. Этот комплекс состоит из большого количества, не однородных по своему составу, компонен­тов. Их влияние на организацию может проявляться в разных фор­мах - предоставлять благоприятные возможности и условия для эф­фективного функционирования или, наоборот, - создавать угрозы.

104

Внешняя (макросреда) организации включает экономическую, политическую, правовую, социальную, технологическую, при-родно-географическую составляющие. Для оценки ее влияние на деятельность таможенной организации выделен ряд параметров, включая: политическую обстановку; уровень социально-эконо­мического развития страны; законодательную базу; таможенную и налоговую политику, проводимую государством; состояние в отраслях экономики; систему ценностей, принятых в обществе; обычаи национального ведения бизнеса; экологическую ответс­твенность и пр.

Внешние факторы формируют среду, в которой функциониру­ет организация. Внешняя среда таможенной организации (мик­ро- и макросреда) в современных условиях характеризуется вы­сокой степенью сложности, динамичности и неопределенности, что существенно затрудняет учет ее факторов при разработке и принятии управленческих решений.