6.2. Управленческие решения, их виды, процедура принятия
Эффективность менеджмента в значительной степени определяется качеством принимаемых управленческих решений. Процесс их разработки, принятия и реализации является важнейшим из всех управленческих процессов и осуществляется на заключительной стадии управления.
Управленческое решение - это своеобразная форма управленческого воздействия на управляемый объект, необходимого для проведения изменений в его состоянии.
Управленческими считаются решения, направленные на:
- организацию управления (организационная структура, процессы, методы управления и т.д.);
- стратегическое планирование;
- управление человеческими ресурсами (мотивирование, активизация знаний, умений, навыков);
- управление обслуживающей деятельностью;
- управление внутренними и внешними коммуникациями и
т.д.
Управленческое решение является результатом работы руководителя (менеджера) по конкретной ситуации. Его принятие сопряжено с определенными рисками из-за неопределенности при выборе альтернативного варианта.
Теорией и практикой менеджмента выработаны определенные требования к управленческим решениям, которые должны соответствовать действующему законодательству и положениям уставных документов. Среди этих требований: обоснованность; четкость формулировок; реальная осуществимость; своевременность; экономичность, определяемая размером затрат на их осуществление; эффективность (результативность) достижения поставленных целей в сравнении с затратами; согласованность с ранее принятыми решениями. Эффективным решением считается то, реализация которого внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.
Таким образом, управленческое решение как явление представляет собой набор мероприятий, направленных на разрешение проблемы и достижение целей организации, а как процесс - последовательность определенных этапов, включающих набор управленческих процедур.
Управленческие решения отличаются значительным разнообразием. Это требует различных подходов к организации процесса разработки, методам принятия и их реализации. Существует целый ряд критериев (признаков), по которым производится видовая группировка (классификация) управленческих решений (таблица 1).
Таблица 1
Классификация управленческих решений
№ | Классификационный | Виды |
п/п | признак | управленческих решений |
1 | 2 | 3 |
1 | Функциональная | Организационные |
| направленность | Планирующие (прогнозирующие) |
|
| Контролирующие |
|
| Координирующие |
|
| Информирующие |
|
| Активизирующие |
112
1 | 2 | 3 |
2 | Объект принятия | Индивидуальные Групповые Коллегиальные Корпоративные |
3 | Время действия | Долгосрочные Среднесрочные Краткосрочные |
4 | Содержание | Экономические Технические Технологические Научные Организационные Социальные |
5 | Количество целей | Моноцелевые Полицелевые |
6 | Масштаб охвата 1 | Организация в целом Отдельное подразделение Функциональная служба Конкретный работник |
7 | Глубина воздействия | Одноуровневые Многоуровневые |
8 | Направленность воздействия | Внутренние Внешние |
9 | Метод переработки информации | Эвристические Алгоритмические |
10 | Число критериев | Однокритериальные Многокритериальные |
11 | Степень структурированности | Высокоструктурированные Низкоструктурированные |
12 | Степень сложности | Простые Сложные |
13 | Количество используемых ресурсов | Ограниченное Неограниченное |
Цель принятия управленческого решения состоит в выборе из нескольких возможных оптимального варианта, обеспечивающего достижение определенного результата. Решение проблем в таможенных и других организациях следует рассматривать как процесс, предполагающий порядок выполнения взаимосвязанных рациональных действий, обладающих определенной последовательностью, продолжительностью и структурой. Следовательно, процесс принятия управленческих решений - это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и включающих анализ проблемной ситуации, разработку альтернативных вариантов, выбор из них оптимального и его реализация.
Когда проблема несложна, а ситуационные факторы известны, то принять управленческое решение можно достаточно просто и быстро. В этом случае часто используется интуитивный подход, для которого характерны:
а) мысленное представление управленческим работником решаемой проблемы;
б) вероятность радикального изменения подхода к решению проблемы по мере ее развития;
в) возможность рассмотрения нескольких вариантов одновременно;
г) не обязательное соблюдение последовательности этапов принятия решения;
д) зависимость качества решения от опыта лица, которое его принимает.
При таком подходе не будут достигнуты высокие результаты в случаях, когда:
- новая проблемная ситуация отлична от предыдущей и более сложна;
114
- решение проблемы неоднозначно;
- у лица, принимающего решение, не достаточно опыта.
В этих случаях процесс разработки и принятия решения требует более рационального подхода, определения этапов и методов его реализации.
Количество разрабатываемых альтернативных вариантов решения проблем зависит от многих факторов и, прежде всего, от располагаемого времени, ресурсов и информации. При более детальном подходе к процессу принятия управленческого решения на каждом этапе можно выделить состав процедур, необходимых для реализации целевых установок:
1. Диагностика проблемы, включает выявление факторов и условий появления проблемы, сбор необходимой информации, описание проблемной ситуации.
2. Разработка альтернатив (вариантов решения), предполагает формулировку требований и ограничений, разработку альтернативных вариантов решений.
3. Оценка альтернатив и выбор решения - определение критериев выбора, отбор вариантов решений, отвечающих критериям, оценка возможных последствий, окончательный выбор решения.
4. Организация выполнения и оценка решения, включая разработку плана, контроль хода реалиации и оценку результатов решения проблемы.
В процессе разработки и принятия управленческого решения большое значение отводится формулировке ограничений и определению критериев выбора альтернативного варианта. При этом важно учитывать факторы внешней среды и наличие ресурсов для реализации решений. Обозначенные ограничения существенно сужают возможности принятия решений, поскольку варьируются
в зависимости от различных факторов (конкретной ситуации, опыта руководителя и т.д.). Переходу к этапу процесса принятия решения и разработке альтернативных вариантов должно предшествовать определение управленческим персоналом всех возможных ограничений.
6.3. Особенности стратегического управления
Главной составляющей стратегического управления организацией является стратегия. Слово «стратегия» (от греч. strategos) пришло в экономику из военного лексикона и означает «искусство генерала», «искусство развертывания войск в бою». В современной теории управления существует множество определений стратегии, раскрывающих многогранность и значение этого понятия для организаций различного профиля деятельности. Стратегия является:
- центральным элементом всей системы организации;
- набором правил для принятия решений, которыми должна руководствоваться организация в своей деятельности;
- концепцией использования ресурсов для достижения целей;
- долгосрочным направлением развития организации, включая сферы, средства, формы ее деятельности, взаимоотношения элементов и позиции как во внутренней, так и во внешней среде;
- детальным всесторонним комплексным планом, предназначенным для осуществления миссии организации и достижения ее целей;
- генеральным планом действий, определяющим приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.
116
Процесс разработки стратегии организации является составной частью общего процесса стратегического управления и включает в себя: определение миссии и постановку долгосрочных целей; анализ внутренней и внешней среды; разработку и выбор стратегии; обоснование программ и планов ее реализации; управление процессом реализации; контроль, оценку и корректировку хода реализации стратегии.
Стратегический анализ включает в себя анализ факторов внешней и внутренней среды организации, выявление потребностей, оценку ресурсов, а также ее потенциальных возможностей.
При анализе факторов внешней среды организации основной целью ставится предвидение потенциальных угроз и выявление возможностей, которые она открывает. Факторы макросреды (правовые, экономические, политические, технологические, социальные, природно-географические), прежде всего, необходимо исследовать с точки зрения их влияния на элементы ближнего окружения организации. Угрозы и возможности могут появляться со «тороны клиентов, поставщиков, финансово-кредитных учреждений, контролирующих организаций, общественности и других заинтересованных лиц. В ходе анализа устанавливаются степень сложности, стабильности и неопределенности деловой среды организации.
Степень сложности деловой среды характеризуется количеством элементов и их разнородностью.
Стабильность деловой среды определяется динамикой ее элементов, частотой изменения и степенью предсказуемости. Стабильной деловой среде свойственна статичность элементов в течение длительного времени.
Нестабильной деловой среде свойственны частые изменения и непредсказуемость.
Главная характеристика деловой среды таможенной организации - степень ее неопределенности, связанная с отсутствием необходимой информации о происходящих изменениях, существенно увеличивает степень риска при разработке стратегии. Неопределенность деловой среды может быть: низкой, умеренно низкой, умеренно высокой и высокой.
Внутренняя среда организации включает в себя все основные элементы и подсистемы, обеспечивающие процессы выполнения необходимых работ и управления. Соотношение этих элементов определяет потенциал организации, ее сильные и слабые стороны, которые необходимо выявить в процессе стратегического анализа. Метод управленческого анализа, называемый управленческим аудитом, заключается в комплексной оценке функциональных зон организации.
Анализ внутренней среды организации производится по ее функциональным подсистемам: основная деятельность; персонал; финансы; менеджмент; нововведения и пр. В результате оперативной диагностики производится оценка состояния потенциала организации во взаимосвязи с возможностями и угрозами внешней среды.
Выбор стратегии является центральным моментом стратегического управления и направлен на ее максимальную адекватность целям развития организации. Процесс разработки и осуществления стратегии начинается с формулировки миссии организации.
Миссия отражает наиболее значимые аспекты деятельности организации: статус, предназначение в обществе, философию и смысл ее существования, ключевые цели и принципы работы, баланс между стратегическими намерениями и стратегическими ресурсами, фундамент для установления системы целей и пр.
118
Основой для формулирования миссии является информация -как результат оценки прошлой деятельности, а также проведения внешнего и внутреннего стратегического аудита.
Степень формализации и детализации стратегической миссии организации может отличаться в зависимости от многих обстоятельств. Она усиливается с ростом размера организации и при наличии стабильной окружающей среды. Кроме того, миссии разных организаций отличаются по форме, содержанию, степени детализации и т.д., поскольку ее содержание и процедура разработки не регулируется законом. Состав компонентов, определяющих содержание миссии организации, сформулированный около 30 лет назад классиком теории менеджмента П. Друкером, актуален и в современных условиях. Применительно к таможенным организациям основными компонентами миссии являются:
- услуги, которые оказывает организация;
- категории контингента клиентов (участников внешнеторговой и иной деятельности);
- географические регионы, которые обслуживает организациям
- технологии (новейшие или традиционные);
- приоритеты выживания, роста и прибыльности;
- философия (важнейшие ценности, устремления и этические принципы);
- стратегические преимущества (уникальные технологии, репутация и пр.);
- публичный имидж (участие в решении различных проблем);
- отношение к работникам.
Миссия формулируется высшим руководством организации, которое несет ответственность за ее выполнение. Она не регламентируется временными рамками и не зависит от текущего
состояния организации. Миссия является базой для установления целей и создает возможности для эффективного управления организацией.
В современном менеджменте для общей картины развития на ближайшие 10-20 лет широко используется понятие «видение организации», которое, как и миссия, формулируется высшим руководством. Миссия и видение отражают цели организации, задают общие направления функционирования и развития, конкретные конечные результаты, выражающие смысл ее существования.
Цели - формулируются путем конкретизации миссии и видения организации, и отражают конкретные конечные результаты ее состояния.
В связи с многообразием целей организации в современном менеджменте существует несколько подходов к их классификации.
Одним из самых распространенных подходов является период времени, который требуется для достижения целей. В соответствии с этим подходом выделяется три группы целей:
- стратегические (долгосрочные), устанавливаемые на длительный период (на 5-10 лет);
- тактические (среднесрочные), устанавливаемые на более короткие периоды (на 3-5 лет);
- оперативные (краткосрочные), которые должны достигаться в течение одного года конкретными исполнителями в повседневной работе.
В деятельности таможенной организации цели устанавливаются применительно к четырем основным сферам: таможенные пошлины и сборы; работа с клиентами; потребности и благосостояние сотрудников; социально-экономическая ответственность.
Наукой и практикой управления выработаны специальные требования, которым должна отвечать правильная формулировка цели:
1) начинается с глагола неопределенной формы в повелительном наклонении, характеризующего выполняемое действие («повысить», «разработать», «уменьшить» и т.д.);
2) конкретизирует требуемый конечный результат в качественном и количественном выражениях, а также возможность измерения количественных показателей;
3) уточняет заданный срок достижения цели («к концу текущего года», «к заданному программой числу» и т.д.);
4) конкретизирует величину допустимых затрат и ограничения на выделяемые ресурсы;
5) оговаривает только «когда» и «что», не вдаваясь в детали «почему» и «как» это должно быть сделано;
6) утверждается в качестве управленческого решения, фиксируется письменно в определенном документе, доводится до исполнителей.
Генеральная цель должна быть реальной, достижимой и не противоречить другим целям организации.
- Глава I. Роль таможенных органов в формировании и реализации таможенной политики
- Глава III. Таможенная организация как объект
- Глава XI. Особенности управления взиманием
- Глава XII. Методические положения по применению товарной номенклатуры вэд как основа управления таможенным делом в рф.................. 261
- Глава XIII. Управление уплатой
- Глава XIV. Контроль в системе управления
- Глава XVI. Юридические и экономические аспекты защиты и регулирования
- Глава XVII. Корпоративная культура управления........... 376
- Глава XVIII. Международные альянсы, их влияние на таможенную политику
- Глава I. Роль таможенных органов
- 1.2. Возникновение и развитие таможенного дела в России
- Глава III. Таможенная организация
- Глава IV. Кадровый потенциал таможенных органов российской федерации
- 4.2.2. Таможенный брокер
- Глава V. Характер управленческого труда
- Глава VI. Управление как процесс
- 6.2. Управленческие решения, их виды, процедура принятия
- Глава VII. Мотивация в системе управления таможенной организацией
- Глава via власть и лидерство в управлении
- Глава IX. Таможенные режимы как основа
- 9.2.2. Экспорт товаров
- 9.2.3. Международный таможенный транзит
- 9.3.2. Переработка товаров для внутреннего потребления
- 9.3.3. Переработка товаров под таможенным контролем
- 9.3.5. Временный ввоз товаров
- 9.4. Завершающие таможенные режимы
- 9.4.1. Реимпорт товаров
- 9.4.2. Реэкспорт товаров
- 11.1.Понятие «таможенные платежи»
- 11.4. Роль налогообложения в таможенной политике
- 11.6.3. Сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению
- 11.6.4. Плата за участие в таможенных аукционах
- 12.3.1. Метод I-по цене сделки с ввозимыми товарами
- 12.3.2. Метод II-по цене сделки с идентичными товарами
- 12.3.4. Метод IV-на основе вычитания стоимости
- 12.3.7. Комплексный подход к оценке таможенной стоимости товаров
- Глава XIII. Управление уплатой таможенных платежей
- Глава XIV. Контроль в системе управления таможенным делом
- 14.2.1. Особенности контроля заявления таможенной стоимости
- Глава XV. Роль информации в управлении таможенным делом
- Главаxvi. Юридические и экономические
- Глава XVII. Корпоративная культура управления
- Глава XVIII. Международные альянсы, их влияние на таможенную политику российской федерации
- 4203 «Одежда и принадлежности одежды из натуральной или искусственной кожи»; 4303 «Одежда меховая...».
- 9003 11 - Оправы пластмассовые;
- 9003 19 - Оправы из других материалов.