11.4. Роль налогообложения в таможенной политике
Налогообложение наряду с мерами антидемпингового, валютного и финансового характера создают защитные экономические барьеры.
В рассматриваемом аспекте налогообложение представляет собой введение различного рода налогов, налоговых платежей с импортеров и сборов, широко используемых в международной торговле, среди которых:
- налог на добавленную стоимость, взимаемый в некоторых
странах;
- налог с оборота (или налог с продаж);
- скользящие компенсационные сборы;
225
- налог на потребление;
- акцизные сборы;
- специальные импортные налоги и сборы, также взимаемые на границе;
- сборы с импортера в связи с таможенным оформлением груза (различаются по видам, ставкам и способу обложения);
- гербовый сбор;
- статистический сбор;
- сборы на развитие национального экспорта;
- благотворительный сбор;
- лицензионный сбор;
- консульский сбор и др.
К числу налогов на ввозимые товары в нашей стране относятся: налог на добавленную стоимость - НДС (почти на все товары) и акцизы, которые взимаются только с подакцизных товаров.
Особых мер валютного и финансового характера требуют: множественность валютных курсов; налог при операциях с иностранной валютой или сбор за ее получение; импортный депозит; система предварительной оплаты пошлин и налогов.
11.4.1. Налог на добавленную стоимость, порядок расчета
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ и услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения.
Этот налог относится к разряду косвенных и используется более чем в 40 странах мира, однако преимущественно на товары, по которым имеет место их внутреннее перепроизводство. Переход
нашей страны на рыночные отношения создал предпосылки для появления такого налога и в нашей стране. Плательщиками налога являются предприятия и организации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ. НДС выполняет ценоформирую-щую функцию и его оплачивает конечный потребитель.
Объектом налогообложения служат обороты по реализации товаров (работ и услуг), в том числе продукция производственно-технического назначения. С 1 февраля 1993 г. объектом обложения стали импортные товары, ввозимые на территорию РФ. НДС уплачивается в рублях и перечисляется в доход федерального бюджета.
Сумма НДС по товарам, облагаемым таможенными пошлинами и акцизами, рассчитывается с общей суммы таможенной стоимости, таможенных пошлин и акцизов, а по товарам, не облагаемым акцизами и пошлинами - только с суммы таможенной стоимости.
Ставки НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, аналогичны отечественным товарам. Уплата НДС производится непосредственно декларантом, либо иными лицами в соответствии с таможенным законодательством РФ. Существует два вида ставок НДС - 10 и 18%.
Перечни товаров, в отношении которых применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, с указанием кодов товаров в соответствии с ТН ВЭД России, доводятся До таможенных органов РФ отдельными нормативными документами Федеральной таможенной службы страны. Так, ставка НДС в размере 10% применяется в отношении продовольственных
227
товаров и товаров для детей по перечням установленным часть второй главы Налогового кодекса РФ. Коды указанных товаров соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономическо деятельности определяются Правительством РФ.
В отношении иных товаров применяется ставка НДС в размере 18 процентов.
Налоговая база для исчисления НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ определяется в виде суммы:
- таможенной стоимости товаров;
- подлежащей уплате таможенной пошлины;
- подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам). Таможенная стоимость товара подлежит учету при ведении
таможенной статистики внешней торговли и является базовым показателем, используемым при обложении товара пошлиной (для исчисления таможенной пошлины, акцизов, таможенных сборов и НДС). Кроме того, этот показатель необходим при разработке мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товара, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов по ним, в соответствии с законодательными актами государства.
Налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров (одного наименования, вида и марки), ввозимой на таможенную территорию РФ, в отношении которой налогоплательщик подает отдельную таможенную декларацию.
Если в составе одной товарной партии, ввозимой на таможенную территорию РФ, наряду с подакцизными присутствуют и неподакцизные товары, то налоговая база определяется отдельно, по каждой из указанных групп. В аналогичном порядке определяется налоговая база и в случае, когда в составе партии товаров,
ввозимых на таможенную территорию РФ, присутствуют товары, ранее вывезенные для переработки.
1. Сумма налога на добавленную стоимость (C„aJ в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по следующей формуле:
Сн3с-=(Ст+Пс+С(1)хНн
(1)
где: Ст - таможенная стоимость ввозимого товара; Пс- сумма ввозной таможенной пошлины; Са - сумма акциза;
Нндс ~ ставка НДС, в долях, соответствующих процентной
ставке.
2. Сумма налога на добавленную стоимость в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и не облагаемых акцизами, исчисляется по формуле:
С„ас=(Сш+Пс)хНнэс
(2)
зами, исчисляется по формуле:
Сидс=СтхНндс.
(3)
^„оганадобавлен^
ров, не облагаемых ввозными -мо— лежащих обложению акцизами, исчисляется! <р
Сн3,= (Ст+Сй)хН*
(4)
229
Общая сумма НДС при ввозе товаров на таможенную терри! торию Российской Федерации исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
При ввозе товаров на территорию РФ НДС уплачивается д| принятия таможенной декларации (или одновременно). Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный Таможенным кодексом РФ, то сроки уплаты НДС исчисляются^ со дня истечения установленного срока подачи таможенной де-1 кларации.
В соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах таможенным кодексом РФ может быть предоставлена отсроч или рассрочка уплаты налога на добавленную стоимость в поряд ке, установленном ФТС России.
Налог на добавленную стоимость уплачивается таможен! ному органу, производящему таможенное оформление товаров.
В отношении товаров, пересылаемых в международных поч-j товых отправлениях, НДС уплачивается государственному пред приятию связи, которое перечисляет суммы налога на добавлен ную стоимость на счета таможенных органов РФ.
По письменному разрешению ФТС России налог на добав-s ленную стоимость может вноситься на счета ФТС РФ. По желанию плательщика НДС может уплачиваться как в валюте РФ, так и в иностранных валютах, курсы которых котируют-i ся Центральным банком. Уплата сумм налога на добавленную; стоимость в различных видах валют допускается с согласия та-1" моженного органа.
От уплаты НДС освобождаются:
- импортное оборудование и приборы для научно-исследовательских работ;
230
- технические средства для реабилитации инвалидов (включая автомототранспорт);
- медикаменты и медицинская техника, а также сырье и комплектующие изделия для их производства;
- товары, ввозимые в Россию в качестве гуманитарной помощи;
- аренда служебных и жилых помещений иностранными гражданами и юридическими лицами при условии, что подобная льгота предусмотрена в отношении российских граждан и юридических лип либо в национальном законодательстве их стран, либо в международных договорах;
- товары, экспортируемые непосредственно предприятиями-изготовителями, экспортируемые услуги и работы, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке экспортируемых товаров и при транзите иностранных грузов через
территорию РФ.
НДС уплачивается декларантом либо иным лицом, определяемым нормативными актами по таможенному делу, одновременно с уплатой других таможенных платежей, то есть до/или в момент принятия грузовой таможенной декларации.
При реализации товаров (работ, услуг) на территории России, не состоящими на учете в налоговых органах РФ, иностранными предприятиями, НДС должен уплачиваться в бюджет российскими предприятиями-контрагентами за счет средств, перечисляемых иностранными предприятиями или другими, указанными ими лицами. При этом после уплаты налога российскими предприятиями иностранные компании имеют право на возмещение сумм НДС, фактически уплаченных в бюджет при ввозе товаров, а также материальных ресурсов производственного назначения на территорию РФ.
11.4.2. Акцизы, порядок установления, способы расчета
Объектом налогообложения признается операция по ввозу подакцизных товаров на таможенную территорию РФ.
Обложению акцизами подлежат следующие подакцизные товары:
1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%.
3) товары бытовой химии в аэрозольной упаковке;
4) алкогольная продукция (спирт пищевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов);
5) пиво;
6) табачная продукция;
7) ювелирные изделия;
8) автомобили легковые и мотоциклы;
9) автомобильный бензин;
10) дизельное топливо;
11) моторные масла для двигателей, и т.д. При этом не рассматривается в качестве подакцизных товаров следующая спиртосодержащая продукция:
- лекарственные, лечебно-профилактические, диагностически средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, разлитые в емкости не более 100 мл;
232
- препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории РФ, разлитые в емкости не более 100 мл;
- парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, разлитая в емкости не более 270 мл;
- товары, подлежащие дальнейшей переработке и/или использованию для технических целей. К этой группе относятся отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр РФ этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и содержащей алкоголь продукции.
Отдельные виды подакцизных товаров подлежат обязательной маркировке акцизными марками установленного образца в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ и нормативными правовыми актами ФТС России.
Налоговые ставки (ставки акцизов) по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ, устанавливаются законодательством о налогах и сборах, являются едиными на всей территории РФ и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих такие товары через таможенную границу РФ, видов сделок, страны происхождения ввозимых товаров и других факторов.
При ввозе подакцизных товаров на территорию РФ акцизы у лачивает непосредственно декларант, либо иное лицо в соответ твии с таможенным законодательством РФ.
При ввозе подакцизных товаров на территорию РФ акциз уплачиваются до или одновременно с принятием таможенной д кларации, за исключением случаев, предусмотренных таможе ным законодательством РФ.
Если таможенная декларация не была подана в срок, то срок уплаты акцизов исчисляются со дня истечения установленног срока подачи таможенной декларации.
В соответствии с таможенным кодексом РФ о налогах и сборах и таможенным законодательством может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты акцизов в порядке, установленном ФТС России.
По товарам, подлежащим обязательной маркировке акцизными марками установленного образца, оплата марок является авансовым платежом по акцизам.
Ставки авансового платежа в форме приобретения акцизных марок утверждаются Правительством РФ.
Порядок приобретения акцизных марок, представления в таможенные органы отчета об их использовании и возврата таможенными органами денежных средств, уплаченных при покупке марок, устанавливается ФТС России по согласованию с Минфином России.
По желанию плательщика, акцизы могут уплачиваться как в валюте РФ, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным банком. Уплата акцизов в различных видах валют допускается только с согласия таможенного органа. Пересчет иностранной валюты в валюту РФ при уплате акцизов производится по курсу Центрального банка, действующему на день
234
принятия таможенной декларации таможенным органом, а в случаях, предусмотренных таможенным законодательством РФ -на день уплаты.
Акцизы уплачиваются таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров.
В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, акцизы уплачиваются государственному предприятию связи, которое перечисляет уплаченные суммы акцизов на счета таможенных органов РФ.
При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение производится в следующем порядке:
1) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения акциз уплачивается в полном объеме;
2) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком - уплачиваются суммы акциза, от уплаты которого он был освобожден либо которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров согласно законодательству РФ о налогах и сборах, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;
3) при помещении подакцизных товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, переработки под таможенным контролем, свободной таможенной зоны, свободного склада, магазина беспошлинной торговли, уничтожения и отказа в пользу государства акциз не уплачивается;
4) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории акциз уплачивается при ввозе указанных товаров на таможенную
территорию РФ с последующим возвратом уплаченны сумм налога при вывозе продуктов их переработки с там женной территории РФ; 5) при помещении подакцизных товаров под таможенный р жим временного ввоза применяется полное или частично освобождение от уплаты акциза в порядке, предусмотрен ном таможенным законодательством РФ. При перемещении физическими лицами подакцизных товаро не предназначенных для производственной или иной деятельное ти, может применяться упрощенный либо льготный порядок упла ты акциза в соответствии с таможенным законодательством РФ.
Уплата акциза при перемещении физическими лицами чер таможенную границу РФ подакцизных товаров производится в соответствии с правилами перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу, установленными законодательством РФ, в том числе нормативными правовыми актам ФТС России.
При освобождении от уплаты таможенной пошлины в налогооблагаемую базу для исчисления и уплаты суммы акциза условно начисленная сумма таможенной пошлины не включается.
Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на таможенную территорию РФ партии подакцизных товаров, в отношении которых налогоплательщик подает отдельную таможенную декларацию.
Если в составе одной партии товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным ставкам акцизов, налоговая баз определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. В аналогичном порядке налоговая база определяется также в случае, если в составе партии присутствуют подакцизные
товары, ранее вывезенные для переработки вне таможенной территории.
Существуют разные подходы к расчету акциза:
1) Сумма акциза (Са) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) ставки акциза, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы:
Са = Сщ х А (5)
где Ст< - таможенная стоимость товара, увеличенная на сумму подлежащей уплате таможенной пошлины (налоговая база); А - ставка акциза в процентах.
2) Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акциза, исчисляется как произведение соответствующей ставки акциза и налоговой базы:
Ca = AcxQm (6)
где А- ставка акциза в рублях и копейках за единицу измерения товара;
Qm - количество товара (в единицах измерения, за которую установлена данная ставка акциза).
3) Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акциза, и которые подлежат маркировке акцизными марками, исчисляется как сумма акциза, подлежащая уплате (С,,„), за вычетом суммы авансового платежа, уплаченного при покупке акцизных марок (См):
Сап ~ Собщ ~ См (7)
237
где Собщ - общая сумма акциза по товарам декларируемой партии, отнесенным к одной товарной подсубпозиции ТН ВЭД России, рассчитанная по формуле:
п
^общ ^ami'
где: I - сумма акциза в отношении товаров z-ro вида (опреде-1 ленной емкости или расфасовки), рассчитанная по формуле:
/1
I Cami = Qm X К X А( X Кк (9)
где: Q„, - количество товаров определенной емкости или расфасовки (для табачных изделий - количество пачек, для алкогольной продукции - количество бутылок или иных емкостей);
Ку- показатель, учитывающий соответствующую емкость или расфасовку (для табачных изделий - количество штук в пачке, для алкогольной продукции - объем бутылок или иных емкостей);
Ас-ставка акциза в рублях и копейках за единицу измерения;
Кк - коэффициент, учитывающий объемное содержание безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в алкогольной продукции (крепость). Коэффициент Кк используется в случае, если ставка акциза установлена за 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах.
Часть суммы акциза, уплаченная при покупке акцизных марок за товары декларируемой партии, отнесенные к одной товарной подсубпозиции ТН ВЭД России (С*), рассчитывается по формуле:
См — Сп
NM
(10)
где: Стм ~ стоимость акцизной марки в рублях, установленная Правительством Российской Федерации; iV„ - количество марок.
Общая сумма акциза при ввозе на территорию Российской федерации нескольких видов подакцизных товаров, облагаемых данным налогом по разным ставкам акцизов, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида этих товаров.
Сумма акциза, подлежащего уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории государств - участников СНГ, уменьшается на сумму акциза, уплаченного в стране их
происхождения.
Порядок зачета суммы акциза доводится до сведения таможенных органов нормативными правовыми актами ФТС России.
Акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену товара и оплачиваются покупателем. Акцизы, как и НДС, введены в действие с 1 января 1992 г. при одновременной отмене налогов с оборота и продаж. Они предназначены для регулирования спроса и предложения отдельных товаров, а также для пополнения доходов бюджета.
К числу товаров, подлежащих обложению акцизами, в соответствии с действующим законодательством РФ относятся, например, винно-водочные и табачные изделия, ювелирные изделия, легковые автомобили и др. При этом сумма акциза учитывается в базе обложения налогом на добавленную стоимость. С 1 февраля 1993 г. введены акцизы и на импортную продукцию. ФТС России в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации установлен перечень подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ. Прежде всего, к таким товарам относятся: спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением
239
спирта коньячного и спирта-сырца), спиртосодержащая проду ция (за исключением денатурированной), алкогольная проду ция, пиво, табачные и ювелирные изделия, легковые автомобил и бензин автомобильный.
Субъектами (плательщиками) акцизов по товарам, ввозим на территорию РФ, являются предприятия и другие лица, опре ляемые в соответствии с таможенным законодательством РФ.
При установлении специфических ставок акцизов объекто налогообложения является объем ввозимых подакцизных то ров в натуральном выражении.
Ставки акцизов утверждаются Правительством Российско Федерации и устанавливаются в процентах от таможенной сто мости товаров. По некоторым видам товаров ставки установлен в ЭКЮ (евро) за единицу измерения. Предусмотрено расширени практики установления специфических ставок акцизов в ЭК (евро) за единицу товара в натуральном измерении.
При исчислении акциза на нефть, включая газовый конденсат, ставки акциза в соответствии с таможенным законодательством РФ применяются отдельно для продуктов, перемещаемых с использованием трубопроводного транспорта и без использования такого транспорта. При этом в первом случае действует ставка на день принятия таможенным органом временной грузовой таможенной декларации.
Постановлением Правительства РФ «О марках акцизного сбора»; № 1008 от 4 сентября 1999 г. установлена цена одной марки акцизного сбора, уплачиваемой в качестве авансового платежа по акцизам, в следующем размере: на алкогольную продукцию - 0,75 руб.; на табак и табачные изделия - 0,075 руб.
Акцизами не облагаются подакцизные экспортируемые товары за пределы государств - членов СНГ, а также подакцизные товары
при ввозе на территорию РФ, происходящие из стран СНГ. Акцизы взимаются в рублях и перечисляются в доходы бюджетной системы, уплачиваются декларантом до, или в момент принятия грузовой таможенной декларации.
11.5. Квоты и лицензии в управлении таможенной политикой
В странах как с развитой, так и с развивающейся экономикой в таможенной политике широко используются барьеры административного характера. В реестр таких мер включены: запрещение импорта (экспорта), количественные ограничения, лицензирование, «добровольное» самоограничение экспорта. Наибольшее распространение получили квоты, или количественные ограничения объема иностранной (отечественной) продукции, разрешенной ежегодно к ввозу в страну (или к вывозу из страны). С этой целью государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз (вывоз) и запрещает нелицензированный импорт (экспорт).
Квоты бывают следующих видов: индивидуальные, тарифные,
сезонные и глобальные.
Наряду с квотой в таможенной политике мерой разрешительного характера является выдача государством лицензий на ведение таможенной деятельности.
Распространены следующие виды лицензий:
- разовая индивидуальная;
- генеральная; ~ с целью наблюдения;
~ разрешение на импорт для избранных покупателей; ~ разрешение на закупку аналогичных товаров на внутреннем рынке;
241
импортная для продуцентов в зависимости от его экспор ной деятельности;
- на ввоз товаров, обеспеченных финансированием;
- на бартерные и другие безвалютные коммерческие опер ции.
При выдаче каждого вида лицензий должны быть учтены осо-* бые (специфические) требования. Так, к группе технических и других специальных требований к лицензиям относятся:
а) национальные стандарты, системы сертификации и прочие нормы;
б) требования, установленные санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами;
в) требования экологического характера;
г) требования к упаковке и маркировке товара.
Наряду с обычными индивидуальными лицензиями, выдаваемыми на поставку товара по одному контракту, применяются целевые индивидуальные лицензии:
- проектная - выдается на срок до семи лет компаниям, осуществляющим поставки большого числа наименований товаров, входящих в «список контролируемых», если они предназначены для строительства и оборудования предприятий за рубежом, а также материалов и компонентов, необходимых для их эксплуатации;
- распределительная - дает возможность экспортерам осуществлять по нескольким адресам в зарубежных странах многократные поставки утвержденных заранее товаров в рамках долгосрочной программы внешней торговли (фактически на получение таких лицензий могут претендовать только крупные корпорации, имеющие широкие внешнеторговые связи);
_ квалифицированная генеральная - разрешает многократный экспорт маловажных товаров покупателю, операции с которым одобрены.
11.6. Таможенные сборы по видам деятельности
11.6.1. Таможенные сборы за таможенное оформление
Данный вид сборов уплачиваются лицом, производящим таможенное оформление вывозимых или ввозимых товаров на таможне.
Порядок таможенного оформления определяется различными нормативными актами, каждый из которых регламентирует отдельные его стадии. Процесс таможенного оформления состоит из
таких стадий, как:
- предварительные операции (временное хранение, декларирование, деятельность таможенного брокера и таможенного перевозчика);
- собственно оформление основных таможенных документов, включая грузовую таможенную декларацию, декларацию таможенной стоимости;
- другие операции таможенных органов.
Таможенное оформление - это совокупность операций, производимых должностными лицами таможенных органов в целях обеспечения таможенного контроля за перемещением через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Данный вид деятельности представляет собой процедуру помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим. Таможенное оформление производится в определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа РФ, в котором находится отправитель или получатель товаров, либо структур
243
ное подразделение ФТС России. Таможенное оформление, включ заполнение документов для таможенных целей, производится русском языке, за исключением случаев, предусмотренных Там женным Кодексом и нормативными актами ФТС России. В ря случаев, предусмотренных законодательством РФ, таможенно оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых ч рез границу, может быть завершено только после осуществлен ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других вид государственного контроля.
Таможенное оформление начинается не позднее 30 минут пос того, как должностное лицо таможенного органа заявило о сво готовности к его производству в отношении конкретных товар и транспортных средств.
В целях таможенного оформления таможенные органы вправ брать пробы и образцы товаров и проводить их исследование (э спертизу).
За таможенное оформление товаров (включая транспортнь средства, перемещаемые через таможенную границу в качесг товара, а также товары, не предназначенные для коммерчески целей, перемещаемые в несопровождаемом багаже, в междун родных почтовых отправлениях и грузом), а также перемещаю щих транспортных средств, взимаются таможенные сборы в ро сийских рублях в размере 0,1 процента их таможенной стоимост При этом за таможенное оформление товаров, исключая товар" предназначенные не для коммерческих целей, производится д полнительно сбор в иностранной валюте, курс которой контролируется Центральным банком России, в размере 0,05 процента таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Сумма, причитающегося платежа определяется исходя из стоимости товаров, заявленной в таможенной декларации в соответс
твии с конкретным таможенным режимом по ставкам указанным
в таблице 4.
Таблица 4
Ставки таможенных сборов в зависимости от таможенного режима
Таможенные режимы | Размеры ставок |
Импорт, реимпорт, магазин беспошлинной торговли, таможенный склад, экспорт, реэкспорт, уничтожение | 0,1% (в рублях) + 0,05 (в иностранной валюте) сделки от таможенной стоимости товаров |
тпк,1 pun-- Переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем, временный ввоз (вывоз), переработка вне таможенной территории | Ставки аналогичны, указанным выше, но таможенные сборы взимаются дважды: 1-й раз - когда товар помещается под таможенный режим; 2-й раз - по истечении срока действия условий режима |
Транзит (кроме транзита через территорию РФ товаров, предназначенных для государств-членов СНГ) | 0,1% от таможенной стоимости товаров, в рублях |
Особые случаи | |
Ввоз товаров в рамках кредитов, предоставленных Правительству Российской Федерации Ввоз/вывоз по контрактам, заключенным в клиринговых или закрытых валютах | 0,15% от таможенной стоимости товаров, в рублях |
За таможенное оформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов таможенные сборы взимаются в двойном размере.
ФТС России вправе уменьшать указанные размеры таможенных сборов, освобождать от их уплаты, а в исключительных случаях -изменять валюту, в которой должен быть уплачен дополнительный сбор.
245
11.6.2. Таможенные сборы за хранение и таможенное сопровождение товаров
За хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы РФ, взимаются таможенные сборы в размерах, определяемых ФТС России, исходя из стоимости оказанных услуг.
Данный вид сборов представляет собой вид таможенного платежа, уплачиваемого за хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы. Если товары и транспортные средства фактически не были помещены на склад временного хранения в течение суток с момента уведомления таможенного органа о прибытии груза, то сборы за хранение вышеназванных товаров не взимаются.
За хранение товаров и транспортных средств на складе временного хранения в течение неполного календарного дня (неполные сутки) ставки таможенных сборов соответствуют календарным (полным) суткам.
Региональные таможенные управления вправе устанавливать свои суммы сборов за хранение, но не выше сумм, установленных ФТС России.
Срок нахождения в режиме таможенного склада товаров, имеющих установленные сроки годности или реализации (лекарственные средства, продукты питания и пр.), может быть ограничен при таможенном оформлении таких товаров в соответствии с режимом таможенного склада. Предельный срок хранения товаров, помещаемых под режим таможенного склада, устанавливается с учетом даты изготовления и срока годности товаров. Такой порядок предусмотрен в соответствии с требованием, что их выпуск
246
с таможенного склада для свободного обращения или помещения под иной таможенный режим должен быть осуществлен не позднее, чем за три месяца до окончания срока (даты) их годности или реализации.
В целях усиления таможенного контроля, исключения случаев недостоверного декларирования и неуплаты таможенных платежей в отношении отдельных категорий иностранных товаров, указанных в перечне, необходимо производить их доставку и перемещение автомобильным транспортом в регион деятельности Центрального таможенного управления при таможенном сопровождении. Это производится если у таможенного органа имеются основания полагать, что перевозчик, либо его транспортное средство не могут гарантировать соблюдение положений Таможенного Кодекса РФ. Перечень некоторых видов товаров, доставка которых осуществляется с таможенным сопровождением, приведен в таблице 5.
Таблица 5
Перечень товаров (некоторых видов), доставка которых осуществляется с таможенным сопровождением
Код | Виды товаров |
но ТН ВЭД |
|
России |
|
I | 2 |
7321 | Печи отопительные, печи отопительно-варочные и печи для приготовления пищи (в том числе со встроенными котлами центрального отопления), фритюрницы, жаровни, горелки для плит, подогреватели для разогрева пищи и аналогичная бытовая аппаратура неэлектрическая, и их части, из черных |
| мета тов |
8418 | Холодильники, морозильники и прочее холодильное или морозильное оборудование; электрические или других типов тепповыр насосы |
Окончание табл
8421
Центрифуги, включая центробежные сушилки; оборудование и устройства для фильтрования или очистки жидкостей или газов_
8423
Оборудование для взвешивания (кроме весов чувствительностью 0,05 г или выше), включая весы, оборудованные устройствами для подсчета и контроля массы товаров; разновесы для весов всех типов__
8450
Машины стиральные, бытовые или для прачечных, включая машины, оснащенные отжимным устройством
8469
Машинки пишущие, кроме принтеров товарной позиции 8471; устройства для обработки текстов_
8471
Вычислительные машины и их блоки; магнитные или оптические считывающие устройства, машины для переноса данных на носители информации в кодированной форме и машины для обработки подобной информации, в другом месте не поименованные
8472
Оборудование конторское (например, гектографические или трафаретные множительные аппараты, машины адресные, автоматические устройства для выдачи банкнот, машины ' для сортировки, подсчета или упаковки монет, машинки для заточки карандашей, перфорационные и пр.)_
8476
Автоматы торговые (например, для продажи почтовых марок, сигарет, продовольственных товаров или напитков), включая автоматы для размена банкнот и монет
85
Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности
9006
Фотокамеры (кроме кинокамер); фотовспышки и лампы - вспышки, кроме газоразрядных ламп товарной позиции 8539
9402
Мебель медицинская, хирургическая, стоматологическая или ветеринарная (например, операционные столы, столы для осмотра, больничные койки с механическими приспособлениями, стоматологические кресла); парикмахерские и аналогичные кресла с приспособлениями для вращения, поворота, подъема и наклона; части вышеупомянутых изделий_
- Глава I. Роль таможенных органов в формировании и реализации таможенной политики
- Глава III. Таможенная организация как объект
- Глава XI. Особенности управления взиманием
- Глава XII. Методические положения по применению товарной номенклатуры вэд как основа управления таможенным делом в рф.................. 261
- Глава XIII. Управление уплатой
- Глава XIV. Контроль в системе управления
- Глава XVI. Юридические и экономические аспекты защиты и регулирования
- Глава XVII. Корпоративная культура управления........... 376
- Глава XVIII. Международные альянсы, их влияние на таможенную политику
- Глава I. Роль таможенных органов
- 1.2. Возникновение и развитие таможенного дела в России
- Глава III. Таможенная организация
- Глава IV. Кадровый потенциал таможенных органов российской федерации
- 4.2.2. Таможенный брокер
- Глава V. Характер управленческого труда
- Глава VI. Управление как процесс
- 6.2. Управленческие решения, их виды, процедура принятия
- Глава VII. Мотивация в системе управления таможенной организацией
- Глава via власть и лидерство в управлении
- Глава IX. Таможенные режимы как основа
- 9.2.2. Экспорт товаров
- 9.2.3. Международный таможенный транзит
- 9.3.2. Переработка товаров для внутреннего потребления
- 9.3.3. Переработка товаров под таможенным контролем
- 9.3.5. Временный ввоз товаров
- 9.4. Завершающие таможенные режимы
- 9.4.1. Реимпорт товаров
- 9.4.2. Реэкспорт товаров
- 11.1.Понятие «таможенные платежи»
- 11.4. Роль налогообложения в таможенной политике
- 11.6.3. Сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению
- 11.6.4. Плата за участие в таможенных аукционах
- 12.3.1. Метод I-по цене сделки с ввозимыми товарами
- 12.3.2. Метод II-по цене сделки с идентичными товарами
- 12.3.4. Метод IV-на основе вычитания стоимости
- 12.3.7. Комплексный подход к оценке таможенной стоимости товаров
- Глава XIII. Управление уплатой таможенных платежей
- Глава XIV. Контроль в системе управления таможенным делом
- 14.2.1. Особенности контроля заявления таможенной стоимости
- Глава XV. Роль информации в управлении таможенным делом
- Главаxvi. Юридические и экономические
- Глава XVII. Корпоративная культура управления
- Глава XVIII. Международные альянсы, их влияние на таможенную политику российской федерации
- 4203 «Одежда и принадлежности одежды из натуральной или искусственной кожи»; 4303 «Одежда меховая...».
- 9003 11 - Оправы пластмассовые;
- 9003 19 - Оправы из других материалов.