logo
Таможенные пошлины и расчеты упп

3.3. Тарифная льгота как элемент таможенной пошлины

Важным элементом ввозной таможенной пошлины является налоговая льгота, именуемая иначе тарифной льготой или та­рифной преференцией.

В Законе РФ “О таможенном тарифе” (ст. 34) под тарифной льготой понимается предоставляемая на условии взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой полити­ки РФ льгота в отношении товара, переме­щаемого через таможенную границу РФ.

В этом же Законе определены основные характеристики та­рифных льгот:

1. Тарифные льготы в отношении товаров устанавливаются За­коном РФ “О таможенном тарифе” и предоставляются исключи­тельно по решению Правительства РФ. Это решение может быть оформлено принятием соответствующего постановления или рас­поряжения Правительства РФ. В отдельных случаях тарифные льготы могут предоставляться по решению Президента РФ (в фор­ме указа или распоряжения) отдельным организациям.

Федеральный закон от 13 марта 1995 г. “О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятель­ности” (ст. 1) отменил все ранее предоставленные участникам внешнеэкономической деятельности льготы, в том числе в виде бюджетных ассигнований на уплату таможенных пошлин и других платежей, по обложению ввозными и вывозными таможенными пошлинами, НДС, акцизами, за исключением предоставленных в соответствии с законами РФ “О таможенном тарифе”, “О налоге на добавленную стоимость”, “Об акцизах” и Таможенным кодексом РФ. Отмена индивидуализированных, адресных таможенных льгот должна рассматриваться не как ужесточение режима внешнеторго­вого регулирования, а как одно из направлений наведения порядка в данной сфере государственного управления.

В рамках мероприятий по укреплению бюджетной дисциплины был принят Указ Президента РФ от 18 сентября 1996 г. № 1363 “Об укреплении бюджетной дисциплины в части таможенных плате­жей”, в котором запрещалось финансирование социальных про­грамм и каких-либо иных мероприятий путем предоставления льгот по таможенным платежам либо отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей в порядке, отличном от предусмотренного действующим таможенным законодательством.

2. Тарифные льготы не могут носить индивидуального характе­ра, кроме случаев, предусмотренных ст. 35 («Освобождение от по­шлины»), ст. 36 («Предоставление тарифных преференций») и ст. 37 («Предоставление тарифных льгот») Закона РФ “О таможенном та­рифе”. Запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принци­пам государственного регулирования внешнеторговой деятельно­сти и, в частности, принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации (ст. 3 Федерального закона “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”).

В целях усиления контроля за использованием предостав­ляемых льгот по уплате таможенных платежей в каждом норма­тивном акте, издаваемом ГТК России, не имеющем общего харак­тера и содержащем тарифную льготу, предписано указывать сле­дующую информацию (приказ ГТК России от 16 января 1997 г. № 17 “О нормативных актах ГТК России по вопросам предоставления таможенных льгот”):

- Федеральный закон (Закон РФ), указ (распоряжение) Пре­зидента РФ, постановление (распоряжение) Правительства РФ, на основании которого предоставляются льготы по уплате та­моженных платежей;

- сведения о документах (письмах министерств, ведомств и т.п.), подтверждающих соблюдение условий предоставления льгот;

- конкретные наименования, стоимость и количество това­ров, в отношении которых льготы предоставляются;

- номер, дату внешнеторгового договора, а также сведения о лицах, заключивших такой договор (в случае отсутствия дого­вора - наименование и номер товаросопроводительного, транс­портного или иного коммерческого документа), в соответствии с которым товары ввозятся на таможенную территорию РФ;

- срок действия нормативного акта ГТК России о предостав­лении льгот по уплате таможенных платежей.

Срок действия указанного акта должен быть максимально коротким с учетом экономически оправданного срока ввоза то­варов на российскую таможенную территорию и предусмотрен­ных сроков временного хранения товаров. Срок ввоза товаров должен указываться заявителем.

Как правило, срок действия указанного акта должен истекать 31 декабря года, в течение которого акт был издан, или по истече­нии шести месяцев со дня издания, если акт был издан в последние четыре месяца года. При наличии исключительных обстоятельств предельный срок действия нормативного акта ГТК России о пре­доставлении льгот может составлять один год с момента его изда­ния.

3. Тарифная льгота представляет собой инструмент реализа­ции торговой политики РФ, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. В последнем случае льгота может содержаться как в акте российского таможенного законодательства (внутреннее право), так и в международном договоре (международное право). В соответст­вии со ст. 38 Закона РФ “О таможенном тарифе” норма международного договора (соглашения), участником которого является Российская Федерация, имеет преимущественную силу по срав­нению с аналогичной нормой внутреннего законодательства.

К видам тарифных льгот относятся (ст. 34 Закона РФ “О та­моженном тарифе”):

а) возврат ранее уплаченной таможенной пошлины;

б) освобождение от уплаты таможенной пошлины;

в) снижение ставки таможенной пошлины;

г) установление тарифной квоты на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

В соответствии со ст. 35 Закона РФ “О таможенном тарифе” от уплаты ввозных таможенных пошлин освобождаются сле­дующие виды товаров и транспортных средств:

1. Транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы мате­риально-технического снабжения и снаряжения, топливо, про­довольствие и другое имущество, необходимое для их нормаль­ной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств.

2. Продукция морского промысла российских и арендован­ных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ввозимая на таможенную территорию РФ.

3. Товары, ввозимые на таможенную территорию РФ для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лица­ми, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений РФ или законодательства РФ.

4. Валюта РФ, иностранная валюта (кроме используемых для нумизматических целей), а также ценные бума­ги в соответствии с законодательными актами РФ.

5. Товары, подлежащие обращению в собственность государ­ства в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

6. Товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве гуманитарной помощи, а также в целях лик­видации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий.

7. Товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве безвозмездной помощи и/или на благотвори­тельные цели по линии государств, правительств, международных организаций, включая оказание технического содействия.

8. Товары, перемещаемые под таможенным контролем в ре­жиме транзита через таможенную территорию РФ и предназначенные для третьих стран.

9. Товары, перемещаемые через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

10. Оборудование, приборы и материалы, ввозимые на та­моженную территорию РФ для реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жи­лищного строительства для военнослужащих, создания, строи­тельства и содержания центров профессиональной переподго­товки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых между­народными организациями и правительствами иностранных го­сударств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударствен­ными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами исполнительной власти.

11. Периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, ввозимые ре­дакциями средств массовой информации и издательствами на таможенную территорию РФ; бумага, поли­графические материалы и полиграфические носители, носители аудио- и видеоинформации, технологическое и инженерное оборудование, ввозимые на таможенную территорию РФ редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиове­щательными компаниями, полиграфическими предприятиями и организациями и используемые ими для производства продук­ции средств массовой информации и книжной продукции, свя­занной с образованием, наукой и культурой.

12. Пожарно-техническая продукция, ввозимая на таможенную территорию РФ для обеспечения деятельности органов управления и подразделений Государственной противопо­жарной службы МВД России при осуществлении своих функций, установленных законодательством РФ.

13. Оборудование, включая машины и механизмы, а также ма­териалы, входящие в комплект поставки соответствующего обору­дования, и комплектующие изделия (за исключением подакциз­ных), ввозимые на таможенную территорию РФ в счет кредитов, предоставленных иностранными государства­ми и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами РФ.

Порядок предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин организациям с иностранными инвестициями установлен ст. 174, 182 ТК РФ, ст. 34 и 37 Закона РФ “О таможенном тарифе”, постановлением Правительства РФ от 23 июля 1996 г. № 883 “О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на до­бавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностран­ными инвесторами в качестве вклада в уставной (складочный) ка­питал предприятия с иностранными инвестициями”.