3.2. Виды ставок таможенных пошлин
Одним из важнейших элементов таможенной пошлины является ставка, под которой понимается величина налога на единицу обложения. В Законе РФ “О таможенном тарифе” (п. 1 ст. 3) устанавливается принцип единства таможенно-тарифного регулирования. Ставки ввозных таможенных пошлин являются едиными. Это означает, что ставки едины на всей таможенной территории РФ и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через российскую таможенную границу, видов сделок и других факторов.
Из этого правила допускаются исключения. Речь идет о тарифных льготах (тарифных преференциях). Исключением из принципа единства ставок таможенных пошлин могут быть только те тарифные льготы, которые предусмотрены Законом РФ “О таможенном тарифе”. Среди разновидностей тарифных льгот, установленных в ст. 34 этого Закона - снижение ставки пошлины и беспошлинный ввоз.
В РФ применяются следующие виды ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин:
1. адвалорные;
2. специфические;
3. комбинированные.
Адвалорные ставки (ad valorem – “от цены”) устанавливаются в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров.
Специфические ставки исчисляются в установленном размере за единицу веса (объема, количества и т.д.) облагаемого товара. Наконец, ставки, сочетающие адвалорный и специфический виды таможенного обложения, называются комбинированными (например, 20% от таможенной стоимости, но не менее 0,4 евро за 1 кг).
Для расчета суммы ввозной таможенной пошлины для товаров, в отношении которых применяются специфические ставки ввозной таможенной пошлины, выраженные в евро за единицу веса, или комбинированные ставки со специфической составляющей, используется вес товара с учетом его первичной упаковки, т.е. упаковки, неотделимой от товара до его потребления, в которой товар представляется для розничной продажи (письмо ГТК России от 17 декабря 1996 г. № 01-15/22494).
Закон РФ “О таможенном тарифе” (п. 2 ст. 3) закрепляет за ГТК РФ (по согласованию с Правительством РФ) право определять и изменять ставки таможенных пошлин. В этих целях была образована Комиссия Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике - координационный орган, на который, среди прочего, возложена подготовка предложений для Правительства РФ в области тарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, предусматривающих изменение ставок таможенных пошлин.
Ставки ввозных таможенных пошлин на одни и те же товары не могут изменяться чаще, чем один раз в шесть месяцев. Единовременно ставки не могут быть повышены более чем на 10 процентных пунктов для адвалорных ставок (или эквивалентного значения для специфических). Решения Правительства РФ об изменениях ставок ввозных таможенных пошлин вступают в силу не ранее чем через 180 дней после их официального опубликования, за исключением случаев, когда такие изменения ведут к понижению ставок (постановление Правительства РФ от 22 октября 1997 г. № 1347 “Вопросы таможенно-тарифной политики”).
Свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, именуется таможенным тарифом.
Действующий импортный тариф был введен постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1560 “О товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности и о таможенном тарифе РФ” (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями).
В таможенном тарифе устанавливается соответствие между двумя структурными элементами - товарной номенклатурой и ставками таможенных пошлин. В настоящее время в РФ используется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ (далее - ТН ВЭД СНГ), соглашение о которой было подписано в Москве 3 ноября 1995 г. правительствами государств - участников СНГ.
Ставки ввозных таможенных пошлин зависят не только от вида перемещаемого через таможенную границу товара (его позиции в товарной номенклатуре), но и от страны происхождения такого товара.
В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на:
минимальные (базовые);
преференциальные;
максимальные (генеральные).
Минимальными ставками облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле с Российской Федерацией предоставлен режим наибольшего благоприятствования (далее - РНБ). Определение РНБ содержится в ст. 1 Генерального Соглашения по тарифам и торговле (далее - ГАТТ): “В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом <...> любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначаемого в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон, или предназначаемому для территории всех других договаривающихся сторон”.
Российская Федерация устанавливает РНБ в торгово-политических отношениях с зарубежными странами в двусторонних торговых договорах и соглашениях. В импортном тарифе содержится перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет РНБ. В этом перечне поименовано свыше 120 государств.
Ставки ввозных таможенных пошлин по каждой позиции товарной номенклатуры, применяемые к товарам, происходящим из государств, которым Российская Федерация предоставляет в торгово-политических отношениях РНБ, являются базовыми ставками.
В отношении товаров, происходящих из государств, которым Россия не предоставляет РНБ либо страна происхождения которых не установлена, применяются базовые ставки, увеличенные в два раза. Такие ставки называются максимальными, или генеральными.
Преференциальные ставки, как видно из названия, являют собой разновидность льготных ставок, предоставляемых отдельным странам или группам стран.
- Кафедра «Финансы и кредит»
- Д.Ю. Канидьев
- Введение
- Раздел 1. Таможенный режим: понятие, основы правового регулирования
- 1.1. Понятие таможенного режима
- 1.2. Содержание и структура таможенного режима
- 1.3. Таможенный режим и льготы по таможенным платежам
- 1.4. Ответственность за нарушения законодательства о таможенных режимах
- 1.5. Порядок информирования и консультирования по вопросам таможенных режимов
- Контрольные вопросы
- Тест по разделу 1
- Раздел 2. Организация таможенного дела в рф
- Понятие и характеристика единой системы таможенных органов
- 2.2. Роль и функции гтк рф в осуществлении таможенного дела
- Контрольные вопросы
- Тест по разделу 2
- Раздел 3. Таможенные платежи и методика их расчета
- 3.1. Сущность таможенных платежей
- 3.2. Виды ставок таможенных пошлин
- 3.3. Тарифная льгота как элемент таможенной пошлины
- 3.4. Система преференций Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Тест по разделу 3
- Раздел 4. Методы определения таможенной стоимости
- 4.1. Оценка по цене сделки с ввозимыми товарами
- 4.2. Оценка по цене сделки с идентичными и однородными товарами
- 4.3. Оценка на основе вычитания стоимости
- 4.4. Оценка на основе сложения стоимости
- 4.5. Резервный метод
- Контрольные вопросы
- Тест по разделу 4
- Раздел 5. Учет требований международных организаций при формировании таможенных пошлин
- 5.1. Порядок расчета ввозной таможенной пошлины
- 5.2. Учет требований международных организаций и соглашений при формировании таможенных пошлин
- 5.3. Таможенное сотрудничество стран снг
- Контрольные вопросы
- Тест по дисциплине
- Список рекомендуемой литературы