logo
Таможенные пошлины и расчеты упп

4.2. Оценка по цене сделки с идентичными и однородными товарами

В таможенной практике могут встретиться ситуации, когда невозможно определить стоимость сделки. Например:

а) ввозимые товары не являются предметом продажи;

б) продажа товаров связана с ограничениями, касающими­ся пользования или распоряжения ввозимыми товарами;

в) продажа сопровождалась определенными условиями, вследствие чего реальная стоимость товаров не может быть оп­ределена, либо отсутствует необходимая информация для рас­чета соответствующих поправок к цене и осуществления ее корректировок;

г) продажа осуществлена между взаимозависимыми сторо­нами и при этом:

— зависимость сторон оказала влияние на величину цены и этот факт не может быть опровергнут;

— цена товаров значительно отличается от проверочной (ориентировочной) стоимости (либо отсутствует проверочная стоимость для целей сравнения).

Во всех этих случаях таможенная стоимость не может быть определена по методу 1.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О тамо­женном тарифе" для определения таможенной стоимости должна использоваться следующая альтернативная база оценки, которую дает метод 2 (ст. 20 Закона РФ "О таможенном тарифе").

Суть данного метода заключается в том, что таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется путем использования в качестве исходной базы для ее расчета цены сделки с идентичными им товарами (ст. 20 Закона РФ "О таможенном тарифе"), таможенная стоимость которых была определена по методу 1 и принята таможенными органами.

Понятие идентичных товаров дано в ст. 20 Закона Россий­ской Федерации "О таможенном тарифе".

Под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим признакам:

а) физические характеристики;

б) качество;

в) репутация на рынке;

г) страна происхождения;

д) производитель.

Идентичными не считаются товары, которые после ввоза в Россию подверглись инженерно-конструкторской проработке, дизайн которых был изменен в России полностью или частично за счет покупателя. Незначительные различия во внешнем виде не могут служить основанием для отказа в рассмотрении това­ров как идентичных, если в остальном такие товары соответст­вуют перечисленным требованиям.

В качестве таких незначительных различий рассматрива­ются (признаются) такие, как:

— размер;

— этикетки;

— цвет (если он не является существенным ценообразующим фактором).

Для того, чтобы отвечать критерию идентичности, сравни­ваемые товары обязательно должны быть произведены в той же стране, что и товары, подлежащие оценке.

Товары, произведенные различными лицами в одной и той же стране, могут рассматриваться как идентичные товары толь­ко в том случае, если у покупателя и таможенных органов нет сведений об идентичных товарах, произведенных лицом, кото­рое изготовило оцениваемые товары.

Если окажется, что стоимость товара не может быть опре­делена по методу 2, то следует переходить к другой альтерна­тивной базе оценки — цене сделки с однородными товара­ми, т. е. использовать метод 3 "Оценка по цене сделки с одно­родными товарами" (ст. 21 Закона РФ "О таможенном тари­фе").

Понятие "однородные товары" установлено в ст. 21 Закона "О таможенном тарифе".

Под однородными понимаются товары, которые хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволя­ет им выполнять такие же функции, что и оцениваемые товары (т.е. быть коммерчески взаимозаменяемыми).

При определении однородности товара должны быть обяза­тельно учтены следующие признаки:

— качество, наличие товарного знака и репутация товаров на рынке;

— страна происхождения;

— производитель.

Товары не считаются однородными, если их проектиро­вание, опытно-конструкторские работы над ними, их художе­ственное оформление, дизайн, эскизы, чертежи и иные ана­логичные работы выполнены после ввоза в Российскую Феде­рацию.

Исходя из этих требований, при решении вопроса о том, могут ли товары рассматриваться как однородные, анализиру­ются следующие их параметры:

а) физические характеристики, т. е.:

— размер и форма;

— уровень технических и других характеристик;

— метод изготовления.

б) материалы, из которых изготовлены товары, например:

— стеклянное окно или окно из пластика;

— драгоценные металлы или черные металлы;

— ткань или бумага и т. д.

в) функции и сфера применения (т. е. каковы функции, вы­полняемые данными товарами? Способны ли сравниваемые то­вары выполнять одни и те же функции?).

г) коммерческая взаимозаменяемость, т. е. примет ли поку­патель сравниваемый товар в качестве заменителя (как с точки зрения его функционального назначения, так и коммерческих характеристик).

При этом необходимо учитывать качество товара, его репу­тацию на рынке и наличие товарного знака.

Методы 2 и 3 базируются на одних и тех же принципах и логике применения: в качестве базы для определения таможен­ной стоимости ввозимых (оцениваемых) товаров используется цена идентичных или однородных товаров по другой сделке. При этом обязательным требованием является условие, что таможенная стоимость сравниваемых товаров была определена по методу 1. Кроме того, Закон устанавливает, что цена сделки с идентичными или однородными товарами применяется в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары:

а) проданы для ввоза на территорию Российской Федера­ции;

б) ввезены одновременно или не ранее, чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;

в) ввезены на тех же коммерческих условиях, что и оце­ниваемые товары.

В случаях, когда такие сделки отсутствуют, следует пере­ходить к поиску сделок с идентичными или однородными товарами, имеющими различия в данных параметрах.

При этом в равной мере может применяться как информация, имеющаяся у таможенных органов, так и документально подтвержденная информация, представляемая декларантом. Основным критерием при выборе информации в ка­честве исходной базы для определения таможенной стоимости ста­новится степень близости к условиям оцениваемой сделки.

Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" ус­танавливает, что в тех случаях, когда выявлены различия в условиях осуществления сделок с ввозимыми идентичными или однородными товарами при одинаковых коммерческих условиях (т. е. на одном коммерческом уровне), одном и том же количестве товара, что и по оцениваемым (ввозимым) това­рам, с учетом выявленных различий в этих характеристиках цена сделки с идентичными или однородными товарами должна быть подвергнута соответствующей корректировке для компен­сации этих различий и приведения сравнивае­мых условий в сопоставимый вид.

При нахождении варианта продажи, отличающегося по ка­кому-либо из отмеченных трех условий, следует сделать соот­ветствующую корректировку базовой (исходной) цены сделки с идентичными или однородными товарами по одному или не­скольким факторам:

а) только по количественным факторам;

б) только по факторам, затрагивающим коммерческие усло­вия продажи (т. е. коммерческий уровень продаж);

в) как по факторам, затрагивающим коммерческие усло­вия, так и по количественным факторам.

Полученная с учетом корректировок цена сделки с идентичными или однородными ввезен­ными товарами должна использоваться в качестве основы для определения таможенной стоимости оцениваемых то­варов.

Корректировка на коммерческие условия продажи и на количество может быть произведена лишь в тех случаях, когда однозначно установ­лено, что цена товара действительно зависит от этих факторов. Например, в тех случаях, когда продавец продает товары по одной и той же цене независимо от класса покупате­лей или количества продаваемого товара, т. е. цена сравнивае­мых товаров не изменяется в зависимости от указанных факто­ров, корректировка цены сделки производиться не должна.

В связи с этим все данные по таким корректировкам должны быть достоверны, т. е. подтверждены документаль­но, количественно определены, а у таможенных органов должна иметься возможность их проверки.

При проведении оценки по цене сделки с идентичными или однородными товарами необходимо обеспечить правильный учет всех дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате (п. 2 ст. 19 Закона РФ "О таможенном тарифе").

При необходимости, т. е. если выявлены расхождения в структуре цены сделки сравниваемых товаров, следует про­вести соответствующую корректировку, например, на рас­ходы по транспортировке товара, погрузке и разгрузке, страхо­ванию и т.д.

Даже в тех случаях, когда существуют значительные раз­личия в этих расходах в отношении товаров, подлежащих оцен­ке, и идентичных или однородных товаров, допускается прове­дение корректировки для компенсации различий, вызванных способом транспортировки или приобретения товара. Проведе­ние подобных корректировок позволит использовать цену сдел­ки с идентичными или однородными товарами в качестве осно­вы для определения таможенной стоимости.

Проведение корректировки может привести либо к увели­чению, либо к уменьшению стоимости товаров. Обязательными требованиями к корректировке являются требования ра­зумности, точности и возможности доказательства (доку­ментального подтверждения) целесообразности корректиров­ки и правильности соответствующих расчетов.

В том случае, если существуют различия в цене товара, вызванные коммерческим уровнем или условиями транспор­тировки и закупки товара и т.д., объемом продаж, и проведе­ние корректировки имеет смысл, однако отсутствуют воз­можности документального подтверждения исходных дан­ных, необходимых для корректировки, то в этом случае опре­деление таможенной стоимости по методам 2 и 3 не допускается.