3.4. Система преференций Российской Федерации
Российская Федерация имеет собственную систему преференций, бенефициарами (пользователями) которой являются развивающиеся страны. В соответствии со ст. 36 Закона РФ “О таможенном тарифе” национальная система преференций пересматривается Правительством РФ периодически, но не реже одного раза в пять лет. Эта норма Закона была уточнена в постановлении Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1057 (в редакции постановлений Правительства РФ от 6 мая 1995 г. № 454, от 31 декабря 1995 г. № 1301, от 26 июля 1996 г. № 887) “Об утверждении перечня стран-пользователей системой преференций РФ и списка товаров, на которые при импорте на территорию РФ преференциальный режим не распространяется”. В п. 3 указанного постановления Правительства РФ установлено, что национальная система преференций РФ подлежит ежегодному пересмотру на основании мотивированного представления Министерства торговли РФ и МИД России. Постановлением Правительства РФ от 22 октября 1997 г. № 1347 “Вопросы таможенно-тарифной политики” (п. 3) установлено, что национальная система преференций РФ пересматривается Правительством РФ не чаще одного раза в год. Решения Правительства РФ об изменениях национальной системы преференций РФ вступают в силу не ранее чем через 90 дней после их официального опубликования.
Национальная система преференций включает в себя три основных элемента:
1. перечень развивающихся стран - пользователей системой преференций РФ;
2. перечень наименее развитых стран - пользователей системой преференций РФ;
3. список товаров, на которые при импорте на российскую таможенную территорию преференциальный режим не распространяется.
Преференциальный режим применяется в случае предоставления сертификата происхождения формы “А” (лишь при условии соблюдения правила прямой отгрузки (поставки) и непосредственной закупки).
Прямой отгрузкой (поставкой) считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в страну, предоставившую тарифные преференции без провоза через территорию другого государства. Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем.
Непосредственно закупаемым считается товар, приобретенный импортером у лица, зарегистрированного в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
Для правильного взимания таможенных платежей необходимо безошибочно устанавливать таможенную стоимость перемещаемых товаров. Существуют шесть методов определения этой стоимости, причем законодательством установлен особый порядок их применения.
- Кафедра «Финансы и кредит»
- Д.Ю. Канидьев
- Введение
- Раздел 1. Таможенный режим: понятие, основы правового регулирования
- 1.1. Понятие таможенного режима
- 1.2. Содержание и структура таможенного режима
- 1.3. Таможенный режим и льготы по таможенным платежам
- 1.4. Ответственность за нарушения законодательства о таможенных режимах
- 1.5. Порядок информирования и консультирования по вопросам таможенных режимов
- Контрольные вопросы
- Тест по разделу 1
- Раздел 2. Организация таможенного дела в рф
- Понятие и характеристика единой системы таможенных органов
- 2.2. Роль и функции гтк рф в осуществлении таможенного дела
- Контрольные вопросы
- Тест по разделу 2
- Раздел 3. Таможенные платежи и методика их расчета
- 3.1. Сущность таможенных платежей
- 3.2. Виды ставок таможенных пошлин
- 3.3. Тарифная льгота как элемент таможенной пошлины
- 3.4. Система преференций Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Тест по разделу 3
- Раздел 4. Методы определения таможенной стоимости
- 4.1. Оценка по цене сделки с ввозимыми товарами
- 4.2. Оценка по цене сделки с идентичными и однородными товарами
- 4.3. Оценка на основе вычитания стоимости
- 4.4. Оценка на основе сложения стоимости
- 4.5. Резервный метод
- Контрольные вопросы
- Тест по разделу 4
- Раздел 5. Учет требований международных организаций при формировании таможенных пошлин
- 5.1. Порядок расчета ввозной таможенной пошлины
- 5.2. Учет требований международных организаций и соглашений при формировании таможенных пошлин
- 5.3. Таможенное сотрудничество стран снг
- Контрольные вопросы
- Тест по дисциплине
- Список рекомендуемой литературы