2.2. Роль и функции гтк рф в осуществлении таможенного дела
ГТК создавался как центральный таможенный орган РФ. Его правовой статус, функциональное назначение, задачи и порядок деятельности были закреплены в Положении о Государственном таможенном комитете РСФСР, утвержденном Правительством РСФСР 26 декабря 1991 г. На ГТК РФ возложена ответственность за реализацию таможенного дела, обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле, эффективное функционирование системы Государственного таможенного комитета.
В новом Положении о ГТК России, утвержденном Указом Президента России 25 октября 1994 г., закрепляется статус ГТК РФ как федерального органа власти, осуществляющего непосредственное руководство таможенным делом в РФ. Были расширены круг его ведения и полномочия, особенно в осуществлении правоохранительных функций. Более четко определена система Государственного таможенного комитета России: в нее включены таможни и таможенные посты.
Среди главных задач и функций ГТК появились новые:
участие в разработке таможенной политики;
обеспечение единства таможенной территории страны;
ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
участие в разработке и реализации порядка квотирования и лицензирования;
выполнение функций органа валютного контроля;
осуществление правоохранительной деятельности.
ГТК России вправе:
определять особенности правового регулирования таможенных режимов;
ограничивать или запрещать ввоз отдельных категорий товаров в свободные таможенные зоны либо помещение их на свободные склады;
запрашивать у государственных органов исполнительной власти всех уровней, у предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и подчиненности, а также у должностных лиц и граждан документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на него задач и функций, получать такие документы и сведения;
учреждать региональные таможенные управления (РТУ) и таможенные посты;
издавать в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами.
РТУ осуществляет реализацию таможенной политики на территории подведомственного региона деятельности под непосредственным руководством ГТК РФ. Таможенные органы, расположенные на этой территории (за исключением тех, которые непосредственно подчинены ГТК), находятся в непосредственном подчинении РТУ. РТУ вправе:
создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты без статуса юридического лица;
вносить в ГТК предложения о создании, реорганизации и ликвидации в регионе действия таможен, таможенных постов, а также организаций системы ГТК России;
издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, которые обязательны для исполнения нижестоящими таможенными органами;
вносить в ГТК РФ предложения об издании, изменении, дополнении или отмене нормативных и иных актов ГТК, о совершенствовании законодательства РФ, правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации о таможенном деле.
Базовым звеном, подсистемой единой системы таможенных органов является таможня и ее основные подразделения. Общее положение о таможне Российской Федерации устанавливает, что она действует под общим руководством ГТК. Вместе с тем большая часть таможен находится в непосредственном подчинении РТУ. Лишь отдельные таможни в силу специфики их работы непосредственно подчинены ГТК РФ.
В непосредственном подчинении таможен находятся таможенные посты, расположенные на территории подведомственного региона. Исключение составляют те из них, которые непосредственно подчинены вышестоящим таможенным органам.
В зависимости от территориального размещения таможен и таможенных постов они подразделяются на пограничные и внутренние.
К пограничным относятся таможни или их подразделения, расположенные в местах пересечения транспортными магистралями границы государства, а также в аэропортах, морских и речных портах. К ним относятся и пункты пропуска (перехода) всех видов транспорта через границу страны. Преимущественно они фиксируют прохождение товаров через границу и сообщают об этом во внутреннюю таможню, осуществляют таможенный контроль пассажиропотоков.
К внутренним относятся таможни и их подразделения, расположенные в местах концентрации участников внешнеэкономической деятельности (отправителей и получателей грузов) на таможенной территории страны. Они осуществляют таможенное оформление товаров и контроль за их доставкой, взимание таможенных платежей и другие таможенные процедуры непосредственно на местах. Такие таможенные структуры создаются при крупных железнодорожных узлах, промышленных и добывающих предприятиях, административно-территориальных центрах.
Для реализации своих функций таможня наделена полномочиями:
издавать в пределах своей компетенции ненормативные правовые акты;
привлекать к ответственности нарушителей таможенных правил;
осуществлять таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств и проверять экономическую деятельность участников внешнеэкономических связей;
производить таможенный досмотр и таможенный контроль в иных формах, использовать при этом все или только достаточные его формы.
- Кафедра «Финансы и кредит»
- Д.Ю. Канидьев
- Введение
- Раздел 1. Таможенный режим: понятие, основы правового регулирования
- 1.1. Понятие таможенного режима
- 1.2. Содержание и структура таможенного режима
- 1.3. Таможенный режим и льготы по таможенным платежам
- 1.4. Ответственность за нарушения законодательства о таможенных режимах
- 1.5. Порядок информирования и консультирования по вопросам таможенных режимов
- Контрольные вопросы
- Тест по разделу 1
- Раздел 2. Организация таможенного дела в рф
- Понятие и характеристика единой системы таможенных органов
- 2.2. Роль и функции гтк рф в осуществлении таможенного дела
- Контрольные вопросы
- Тест по разделу 2
- Раздел 3. Таможенные платежи и методика их расчета
- 3.1. Сущность таможенных платежей
- 3.2. Виды ставок таможенных пошлин
- 3.3. Тарифная льгота как элемент таможенной пошлины
- 3.4. Система преференций Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Тест по разделу 3
- Раздел 4. Методы определения таможенной стоимости
- 4.1. Оценка по цене сделки с ввозимыми товарами
- 4.2. Оценка по цене сделки с идентичными и однородными товарами
- 4.3. Оценка на основе вычитания стоимости
- 4.4. Оценка на основе сложения стоимости
- 4.5. Резервный метод
- Контрольные вопросы
- Тест по разделу 4
- Раздел 5. Учет требований международных организаций при формировании таможенных пошлин
- 5.1. Порядок расчета ввозной таможенной пошлины
- 5.2. Учет требований международных организаций и соглашений при формировании таможенных пошлин
- 5.3. Таможенное сотрудничество стран снг
- Контрольные вопросы
- Тест по дисциплине
- Список рекомендуемой литературы